Файл: Понятие и виды субъектов правоотношений (Общая характеристика правоотношений).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 133
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВООТНОШЕНИЙ И ИХ ОБЪЕКТОВ
1.1. Понятие и структура правоотношений
1.2. Объекты правоотношений: понятие, классификация
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ОБЪЕКТЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ С УЧАСТИЕМ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
2.1. Общая характеристика правоотношений, в которых участвуют сотрудники органов внутренних дел
2.2. Общие объекты правоотношений с участием органов внутренних дел
По мнению профессора Н.Ф.Рождественского еще в XIX веке «Только в государстве мы можем наслаждаться безопасностью и благосостоянием. Средства к достижению безопасности зависят целиком от правительства; средства к достижению благосостояния зависят прежде от самих подданных»[38].
При рассмотрении, в соответствии с законодательством содержания безопасности, не учитывается духовная культура, воспитание граждан, а именно правовая культура в значительной степени является гарантом реального верховенства закона, фактором, способствующим высокой гражданской активности и ответственности граждан[39].
Право и безопасность - наиболее важные и сложные общественные явления в современном обществе. И если право по большей мере ассоциируется со справедливостью и нормативными установлениями, то безопасность как общий объект правоотношений - с обеспечением функциональных качеств, как организованных систем, так и человека, связанных с сохранением их структуры и поддержанием необходимого режима жизнедеятельности. При этом уровень безопасности в конечном итоге определяется коллективными действиями людей, а уровень правового регулирования - возможностью обеспечения компромисса различных интересов при проведении этих действий в жизнь. Именно поэтому право в рамках данного процесса можно характеризовать не только как особую разновидность социальных норм, но и как результат отражения социальной действительности. Их отличие от других социальных норм заключается в том, что нормы права действуют в отношении всех участников общественного взаимодействия независимо от их воли, желания, от имущественного или социального положения.
Для теории и практики обеспечения безопасности в российском обществе важно, чтобы были в достаточной степени ясны средства, при помощи которых правовые требования переводятся в правовое поведение на основе правоотношений, где в большинстве случаев субъекты конкретизированы.
Право, являясь системой нормативных установлений, которые определяют общеобязательные правила поведения личности по отношению к соответствующим объектам, призвано закреплять не только статус личности, но и статус государственных органов, пределы и возможности осуществления их деятельности. Поэтому норма права как признаваемая государством мера свободы человека, становится востребованной в случае осознания им потребности не просто в правовом урегулировании, а в обеспечении безопасности конкретных общественных отношений.
Важно обратить внимание на то, что право призвано не просто координировать деятельность и поведение отдельных индивидов, объединений, социальных групп, а приводить их к некоторому единству, обеспечивая их взаимодействие. Правовые предписания, регулирующие такие взаимодействия, вполне возможно исследовать в качестве конкретной программы поведения, которая направлена на сохранение структурно- функциональной стабильности общества путем обеспечения его безопасности, способности органов внутренних дел реагировать на вызовы времени и своевременно принимать меры по локализации негативных явлений, угрожающих безопасности человека и общества в целом.
Фактор безопасности является наиболее актуальным на сегодняшний день, поскольку численность угроз неуклонно растет, а законодательные гарантии не имеют должного закрепления. Безопасность личности, общества, государства, является одним из общих объектов правоотношений, возникающих в деятельности органов внутренних дел. Именно органы внутренних дел России как элемент системы государственных органов, призванных гарантировать безопасность, является одной из главных структур, способных комплексно обеспечивать социальную безопасность личности, общества и государства. Это обусловлено и наличием у них специальных средств, в том числе и электронного контроля. Решение указанной задачи, особенно в условиях реформирования системы органов внутренних дел, предъявляет к сотрудникам особые требования.
Норма права как признаваемая государством мера свободы человека становится наиболее востребованной в случае осознания им потребности в безопасности складывающихся правоотношений. Связь нормы права и правоотношения вполне можно охарактеризовать как возможность и действительность.
Обобщая все изложенное, важно чтобы органы внутренних дел в пределах их законодательно установленной компетенции обеспечивали надлежащую защиту интересов, прав и свобод не только каждого человека и гражданина, но и общества в целом, т.е. такого объекта правоотношений, как безопасность.
Изменение ориентиров деятельности органов внутренних дел, как и государства в целом, позволит в значительной степени повысить эффективность деятельности всех правоохранительных органов. С точки зрения общей теории права допустимо ставить вопрос о включении в российскую систему права новой отрасли - права безопасности[40], которое призвано регулировать общественные отношения в сфере деятельности полиции и общества как система правовых норм, определяющих права, обязанности и ответственность сторон в правоотношениях, связанных с безопасностью.
Недооценка в российской юридической науке специфики таких правоотношений негативно сказывается на состоянии и качестве их нормативно-правового регулирования, что обуславливает неэффективность государственного управления в данной сфере.
Правоотношения в сфере безопасности представляют собой совершенно особый вид урегулированных правом общественных отношений, обособленный от гражданских, административных или каких бы то ни было иных правоотношений в традиционной классификации отраслей права.
Безопасность личности как объект правоотношений тесно связана с основными правами и свободами человека и гражданина. Данные объекты правоотношений относятся к нематериальным благам. В соответствии с Конституцией Российской Федерации - это права и свободы человека (жизнь, достоинство, свобода, личная неприкосновенность, честь, свобода совести, вероисповедания и др.)
Ст. 2 Конституции Российской Федерации определяет три основополагающие задачи государства: "признание, соблюдение и защита" этих прав, что применительно к органам внутренних дел, имеет важное практическое значение. С одной стороны, органы внутренних дел обязаны защищать граждан от всех правонарушений. Защита прав и свобод - основная задача органов внутренних дел, которую они осуществляют путем предупреждения, пресечения правонарушений, раскрытия и расследования преступлений. Объектами данных правоотношений является большинство прав и свобод человека. С другой стороны, органы внутренних дел обязаны сами соблюдать эти права и не нарушать их.
Права и свободы человека и гражданина (ст. 18 Конституции Российской Федерации) как объекты правоотношений, возникающих в деятельности органов внутренних дел, являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти и обеспечиваются правосудием.
Основные права и свободы человека и гражданина закреплены во 2 главе Конституции Российской Федерации. Перечень этих прав также содержится в ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В гражданско-правовых, а также в некоторых других правоотношениях (а именно организационно-имущественных) имеет место два объекта - действия участников этих отношений и имущество.
«Если объект не существует к моменту возникновения соответствующего правоотношения, либо когда необходимо преобразование формы и (или) содержания существующего объекта, говорят о выполнении работ либо оказании услуг, имеющем целью создание объекта, преобразование его формы и (или) содержания (ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации)»[41].
Наряду с этим, важно отметить, что в действиях (поведении) сотрудников органов внутренних дел образуется результат деятельности органов внутренних дел. Например, результатом рассмотрения заявления, сообщения о преступлении является процессуальное решение о возбуждении, либо отказе в возбуждении уголовного дела с последующим вынесением соответствующего постановления. При допросе, результатом являются показания, которые оформляются в протоколе. Однако деятельность органов внутренних дел может отвечать всем установленным требованиям, но не дать нужного результата (при обыске не обнаружены доказательства, подозреваемый отказывается давать показания). Таким образом, на результат влияет ряд объективных обстоятельств, т.е. содержание данного понятия не включает обязательность наличия положительного исхода событий, поскольку результат может быть и отрицательным.
Следует согласиться с мнением Н.Г. Александрова о том, что существуют оба аспекта законности - обеспечение прав граждан, недопущение в отношении них произвола и строгое соблюдение требований законности самими гражданами. Оба эти аспекта важны, однако особую значимость имеет законность в деятельности государственного аппарата[42]. Именно органы государства обеспечивают стабильность режима законности, пресекая правонарушения, восстанавливая нарушенное право, привлекая виновных к ответственности.
Законность в деятельности органов внутренних дел анализировалась такими учеными, как B.C. Афанасьев, В.Н. Бутылин, Б.А. Викторов, H.Л. Гранат, В.Я. Кикоть.
Большинство ученых определяют законность как строгое, неуклонное соблюдение, исполнение норм права всеми участниками общественных отношений[43].
Следует отметить, что в реальных исторических условиях каждого государства, законность приобретает определенное, свойственное данному обществу и государству содержание, которое является конкретно - временным проявлением сущности. Содержание законности проявляется в трех основных формах: принципа, метода и режима.
Органы внутренних дел составляют одно из важнейших звеньев в системе исполнительных органов государственной власти Российской Федерации. Они выполняют правоохранительные функции и призваны обеспечивать общественный порядок и общественное спокойствие в стране, действуя при этом строго в соответствии с требованиями законности. Так, в соответствии со ст. 6 «Законность» Федерального закона № З-ФЗ «О полиции» полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом[44].
Несомненный интерес представляет рассмотрение законности как особого типа правоотношений.
В структуре законности можно выделить обязанных субъектов, к которым предъявляются требования неукоснительно соблюдать правовые предписания и субъектов управомоченных, которые вправе требовать такого соблюдения, исполнения.
При этом, правоотношения законности могут быть как общими, так и конкретными. На основании п. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации возникают общие правоотношения - каждый обязан соблюдать Конституцию и законы России, и в то же время все остальные имеют право требовать от них такого поведения. Конкретные же правоотношения законности возникают в каждом случае, когда появляются любые правоотношения (гражданско-правовые, трудовые и др.), которые являются основными по отношению к правоотношениям законности. При этом для правоотношений законности характерно, что обязанности возникают не только у субъекта, на которого возложены обязанности в основном, но и у управомоченного субъекта этого правоотношения - не превышать свои права, не злоупотреблять ими.
В качестве объекта, по поводу которого существуют эти права и обязанности, выступает соответствие правовым требованиям и предписаниям действий (поведения) обеих сторон правоотношений законности[45].
Принимая решения по вопросам, определяя цель и смысл управленческих решений, необходимо учитывать возникающие правоотношения и их объекты[46].
Большое значение имеет вопрос о том, насколько организация работы и функционирование каждого органа внутренних дел и его подразделений соответствует требованиям нормативных правовых актов МВД России. При этом, выделяются акты непосредственно направленные на решение задач укрепления законности и дисциплины, служащими для обоснованного и справедливого применения закона, в частности уголовного, включающего в себя не только материально-правовое привлечение к уголовной ответственности, но и реализацию всех процессуальных требований, целей наказания, а также прекращение уголовного преследования при наличии к тому законных оснований.
Таким образом, осуществление сотрудниками органов внутренних дел своих полномочий должно полностью соответствовать предписанию правовых норм. Только тогда их деятельность будет законной.
При этом для дальнейшего совершенствования деятельности органов внутренних дел, важно уделять внимание повышению правового, нравственного и общеобразовательного уровня сотрудников органов внутренних дел, их политической зрелости, профессионального мастерства, воспитанию чувства ответственности за правильное использование предоставленных им прав и выполнение обязанностей, обеспечивающих законность их действий. Очень важна в этом плане роль каждого сотрудника, его активность в решении вопросов укрепления законности и дисциплины, сила личного примера, основанная на единстве слова и дела.