Файл: Понятие и виды субъектов правоотношений (Общая характеристика правоотношений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 123

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Органы внутренних дел должны не только бороться с преступностью, но и защищать гражданина, общество и государство от противоправных посягательств. В этом их основное социальное назначение. Именно критерий надежности защита человека и гражданина должна лежать в основе оценки эффективности работы полиции, а не показатели раскрываемости преступлений. Таким образом, результативность, обусловленная действиями сотрудников органов внутренних дел, является ключевой характеристикой данного объекта правоотношений[27].

В правоотношениях, складывающихся в органах внутренних дел, возможны различные объекты.

В этой связи можно выделить следующую классификацию объектов правоотношений, возникающих в деятельности органов внутренних дел:

  1. Материальные объекты: вещи, предметы, ценности, характерные главным образом для гражданских и некоторых других правоотношений.
  2. Нематериальные объекты: жизнь, здоровье, честь, достоинство, свобода, неприкосновенность человека, типичные для уголовных и уголовно- процессуальных правоотношений.
  3. Объекты, имеющие двойственную природу: информация, документы, в том числе электронные, интегрированные банки данных и сетевые каналы связи.

По мнению автора, поскольку материальная и нематериальная составляющие объектов правоотношений в деятельности органов внутренних дел все более опосредуются сферой защиты и реализации прав человека, то это позволяет подразделять объекты правоотношений, характерные для органов внутренних дел, на общие и особенные.

К общим относятся объекты правоотношений, характерные для деятельности сотрудников органов внутренних дел независимо от их специальных полномочий: безопасность (личности, общества, государства), основные права и свободы человека и гражданина, действия, документы, в том числе протоколы, постановления, паспорта и др.

К особенным относятся объекты правоотношений, характерные только для деятельности той или иной части сотрудников органов внутренних дел, обладающих специальными полномочиями: электронный документ; интегрированные банки данных и сетевые каналы связи, а также «грифованные» документы, средства спецтехники и др.

Выделенные объекты правоотношений позволяют определить границы полномочий сотрудников органов внутренних дел, с учетом специфики решаемых ими задач в условиях реформирования их деятельности.

Классификация объектов правоотношений, складывающихся в деятельности органов внутренних дел, на общие и особенные, в конечном счете, обусловливает возможности повышения эффективности их деятельности за счет конкретизации параметров, связанных с оценкой деятельности органов внутренних дел.


Данные объекты правоотношений широко освещены в науке с общетеоретической[28] и с отраслевой точек зрения. Однако имеются некоторые дискуссионные вопросы, связанные с материальными и нематериальными благами в связи с деятельностью органов внутренних дел.

К материальным благам относятся: здания, сооружения, транспортные средства и оборудование, хозяйственный инвентарь и прочие основные средства.

Исходя из указанных требований в системе МВД России, помимо самого министерства, субъектами правоотношений могут быть его территориальные органы на окружном, межрегиональном и региональном уровнях[29].

Гражданский кодекс Российской Федерации специально регламентирует объем правомочий распоряжения, принадлежащих субъекту права оперативного управления. Органы внутренних дел Российской Федерации не вправе без ведома собственника (государства) распоряжаться вверенным имуществом - ни движимым, ни недвижимым, т.е. самостоятельно отчуждать его (продавать, обменивать и т.п.).

Перечень материальных благ, возникающих в деятельности органов внутренних дел, не является исчерпывающим. Вместе с тем вышеуказанные материальные блага обеспечивают достижение целей деятельности органов внутренних дел за счет установления конкретных правоотношений, объекты которых влияют на состояние деятельности органов внутренних дел.

Среди нематериальных объектов, возникающих в деятельности органов внутренних дел, представляет интерес юридическая ответственность, которая в то же время является средством обеспечения законности и эффективности в их работе.

Для понимания юридической ответственности в качестве нематериального объекта охранительных правоотношений, возникающих в деятельности органов внутренних дел, большое значение имеет вопрос о роли позитивной ответственности.

П.Е. Недбайло одним из первых обосновал идею позитивной юридической ответственности. Он писал о том, что социальный смысл указанной ответственности состоит в деятельности, которая соответствует принципам права и объективно обусловленным условиям жизни. При этом в содержание позитивной ответственности, по его мнению, входит самостоятельная и инициативная деятельность в рамках правовых норм и тех идеалов, для достижения которых нормы изданы[30].

В связи с развитием общества, а в современных условиях и с задачами формирования правового государства, ряд ученых все чаще склоняется к пониманию ответственности в двуедином смысле. В этом случае понимание ими позитивной ответственности направлено на существенное уменьшение правонарушений, усиление охраны прав и законных интересов личности, укрепление законности и правопорядка. Негативная же ответственность связывается с осуществлением мер государственного принуждения. При этом оба аспекта юридической ответственности взаимосвязаны между собой, т.е. чем выше уровень позитивной ответственности, тем ниже уровень негативной (на это указывают, в частности, A.A. Иванов, Д.А. Липинский, М.С. Строгович, Р.Л. Хачатуров и др.)[31].


Н.В. Витрук обосновывает, что признание категории ответственности субъектов правоотношений в правомерном поведении, а также введение в научный оборот понятия позитивной юридической ответственности обогащают теорию юридической ответственности. При этом юридическая ответственность имеет своей целью не только справедливое наказание за неправомерное поведение, но и превентивное воздействие на поведение субъектов права как в настоящем, так и в будущем. Главное, как отмечает Н.В. Витрук, в правовом регулировании должно основываться на достижении правомерного поведения[32].

2.2. Общие объекты правоотношений с участием органов внутренних дел

Проблема объектов правоотношений, участниками которых являются сотрудники органов внутренних дел, самым непосредственным образом связана с вопросом регламентации отношений в сфере безопасности.

Рассмотрение такого комплексного объекта правоотношений, как безопасность, целесообразно начать с анализа обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Следует отметить, что недоверие к праву и государству, наличие пробелов и коллизий в самом праве и существующем законодательстве, коррумпированность чиновничьего аппарата, невозможность справедливой защиты своих прав, чести и достоинства побуждают граждан к самозащите, порой и криминальными способами, насилию и произволу со своей стороны, дискредитирующими власть и государственные органы.

Проблемы безопасности как объекта правоотношений имеют в научных исследованиях первостепенное значение, поскольку субъекты правоотношений постоянно подвергаются различным угрозам. Такой объект, как безопасность, является одной из самых дискуссионных интерпретаций в общественных науках, дисциплинах и методологиях.

Согласно Конституции Российской Федерации, наша страна провозглашена демократическим, правовым, социальным государством. Сущность такого государства заключается в ограничении пределов деятельности государства, в правовой легитимации и регламентации формирования и полномочий его механизма наряду с юридическим обеспечением оптимального развития и охраны прав и свобод личности.

Разработка теоретических и практических проблем безопасности направлена на модернизацию действующего законодательства и его последующую реализацию[33]. Невнимание к вопросам безопасности приводит к негативным, нежелательным последствиям, таким как правовой нигилизм граждан, незащищенность, что, в свою очередь, усиливает криминогенную ситуацию в стране. Безопасность, права субъектов правоотношений должны составлять главный смысл обеспечения законности. Субъекты правоотношений должны находиться в состоянии защищенности, гарантированности их прав и свобод. Необходимо выработать критерии безопасности, разработать комплекс мер во всех возможных областях взаимодействия субъектов правоотношений. Поэтому рассмотрение безопасности как одного из общих объектов правоотношений, складывающихся в органах внутренних дел в современных условиях жизнедеятельности общества, является важным и актуальным.


Обеспечение безопасности может рассматриваться как результат реализации норм права (итог их воплощения в действиях сотрудников органов внутренних дел и иных субъектов, которые подкрепляют их правомочия своими обязанностями).

«Обеспечение безопасного существования личности, общества и государства является основной целью деятельности органов внутренних дел. Безопасность - явление многостороннее, многогранное, причем можно выделить различные ее составляющие. В частности, пишут о территориальной, продовольственной, экологической, информационной и других видах безопасности»1.

Безопасность, рассматриваемая в качестве общего объекта правоотношений, характерна для всех подразделений органов внутренних дел и делится на государственную и общественную безопасность личности. Эти понятия не является идентичными, хотя и дополняют друг друга. Например, без государственной безопасности, нельзя достичь общественной безопасности, социального равенства, справедливости, демократии, законности и, как следствие, безопасности отдельно взятой личности. Как замечает A.A. Фомин, государственная безопасность является средством, а общественная безопасность - целью установления и защиты жизненно важных интересов граждан[34].

Такой объект правоотношений, как безопасность, существует и в структуре объектов правоотношений других правоохранительных ведомств и служб. Однако у каждого органа государства в соответствии с определяемой для него компетенцией имеется свой сегмент ответственности в сфере безопасности.

Под безопасностью общества понимается состояние защищенности основных ценностей общества, прав и свобод граждан от противоправных посягательств.

Безопасность личности как объект правоотношений - это состояние, позволяющее развивать и реализовывать ее общественно значимые потребности, не испытывая воздействия со стороны государства и общества. Безопасность личности гарантирует охрану человека от произвола государства, его органов и должностных лиц, а также от противоправных действий других субъектов правоотношений. От состояния безопасности в немалой степени зависит уровень свободы личности, реальность ее прав и свобод, а поскольку в современных условиях интересы личности становятся приоритетными для государства, эта сторона безопасности также является важнейшей целью государственной деятельности, в том числе деятельности органов внутренних дел.

Общество образует то социальное пространство, в котором реализуется большая часть прав и свобод личности. Таким образом, личность и общество имеют равную значимость друг для друга, их развитие взаимообусловлено.


Без сильной полноправной личности невозможно формирование гражданского общества, которое имеет достаточно эффективные средства защиты прав и свобод личности от произвола государственной власти.

Гражданское общество является важнейшим институтом государства, взаимозависимым и взаимообусловленным с ним, т.е. без существования государства не было бы и гражданского общества. В свою очередь, без гражданского общества, ограничивающего и в определенной степени контролирующего деятельность государственных органов, не допуская их незаконности и бесконтрольности, не существовало бы демократического правового государства в том смысле, который придается ему сегодня[35].

Следовательно, вполне закономерно, что одна из основных задач органов внутренних дел связана с осуществлением партнерской, а не доминантной модели взаимодействия с элементами гражданского общества путем соблюдения действующего законодательства и невмешательства в определенную законом компетенцию сторон[36]. Органы внутренних дел, в современных условиях, исходя из объективных причин, обязаны обеспечить эффективное взаимодействие с институтами гражданского общества.

Вместе с тем, особенностью такого рода взаимодействия является разная правовая природа сторон.

При взаимодействии органов внутренних дел с институтами гражданского общества в качестве объединяющего начала в их совместной деятельности выступают единые для этих субъектов правоотношений цели - защита прав и свобод человека и гражданина как важнейшего объекта правоотношений.

Субъективные права и свободы, входящие в данную группу гражданских прав, выражают гуманистические основы жизни общества, охватывают фундаментальные аспекты свободы личности, обеспечивают защиту личной жизни человека, индивидуальной свободы от вмешательства извне1. Таким образом, систему указанных прав и свобод составляют все те из них, которые определяют безопасность жизни и деятельности. Безопасность ничто, если она не находит реализации в деятельности людей, в правоотношениях, т.е. в обществе.

Конституция Российской Федерации отдает приоритет безопасности личности. Так, в ст. 2 говорится: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства»[37]. В конечном итоге общество состоит из миллионов людей, каждый из которых является личностью и, следовательно, не может быть приоритета отдельно взятой личности. Свободное развитие каждого, есть условие свободного развития общества в целом.