Файл: Первичные документы в налоговом учете НДС (Исчисления НДС в налоговом учете).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Налог на добавленную стоимость является одним из основных федеральных налогов и играет значительную роль в формировании доходной части федерального бюджета и, соответственно, в социально-экономическом развитии нашего государства. Косвенные налоги в настоящее время играют решающую роль в формировании налоговой политики государства и создании правовых основ рыночной экономики. В их составе налог на добавленную стоимость выступает одним из основных и стабильных источников поступления доходов в федеральный бюджет и одним из регуляторов перераспределения общественных благ; а также способом распределения налогового бремени, позволяющим соблюдать экономическое и юридическое равенство налогоплательщиков.

Актуальность данной темы состоит в том, что налог на добавленную стоимость – всеобщий налог на потребление, который должны уплачивать все предприятия, участвующие в процессе производства, и сбыта товаров. За период существования налога на добавленную стоимость действующий механизм его исчисления и взимания претерпел существенные изменения. В связи с этим у налогоплательщиков возникает множество вопросов по толкованию и разъяснению порядка обложения, данным налогом.

НДС доминирует среди налогов на потребление, что связано с рядом обстоятельств. Во-первых, это нейтральность НДС по отношению к любой стране-производителю, к производственному циклу, к методам производства. Нейтральность заключается в том, что при обложении налогом импорта и освобождении от него экспорта НДС не мешает конкуренции между национальными и иностранными товарами. Механизм расчета НДС позволяет ему оставаться всегда пропорциональным стоимости изделия и не зависеть от числа предприятий, которые участвовали в изготовлении изделия. Во-вторых, потенциально широкая база обложения НДС позволяет увеличивать государственные доходы. Наконец, в-третьих, расходы конечных потребителей, а не затраты производителей, облагать всегда предпочтительней, так как собираемость налога сразу упрощается.

Целью данной курсовой работы является изучение налога на добавленную стоимость, особенностей исчисления, уплаты и налогового учета НДС.

В данной курсовой работе решаются следующие задачи:

- раскрыть сущность налогов и принципы налогообложения;

- изучить порядок исчисления налога и сроки уплаты налога;

- рассмотреть ведения налогового учета налога на добавленную стоимость;


- рассмотреть счет-фактуру как одну из основных форм первичного налогового учета;

- дать рекомендации по применению систем налогообложения.

Предметом исследования является налог на добавленную стоимость.

Объектом исследования налоговый учет.

Проблемам налогообложения добавленной стоимости посвящены работы многих российских и зарубежных авторов. Существенный вклад в разработку концепции налогообложения добавленной стоимости внесли отечественные ученые экономисты: А.В. Аронова, О.Г. Лапина, С.Г. Пепеляев, И.В. Соколов, Д.Г. Черник, Т.Ф. Юткина и др. Проблемы формирования налоговой политики организаций рассмотрены в работах О.Б. Веретенниковой, А.Ю. Казака, В.И. Майданик, Е.А. Приходько, В.А. Щербаковой.

Обобщение и анализ результатов этих исследований позволили создать базу для дальнейшего исследования НДС. В научном сообществе активно обсуждаются различные способы увеличения доходов федерального бюджета Российской федерации за счет сбора косвенных налогов. При этом недостаточно предложений по совершенствованию налога на добавленную стоимость в условиях налогового администрирования в Российской Федерации, основанные на особенностях порядка исчисления и уплаты НДС.

1. Теоретические аспекты налогового учета налога на добавленную стоимость

1.1 Основные элементы налога на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость — является одним из самых молодых налогов в мире. Его широкое применение началось лишь в 60-х годах прошлого века. Там, где он прижился, власти, как правило, не мыслят себе без него доходную часть госбюджетов и уверены, что НДС — это необходимость и бюджетное благо. Однако США и Япония прекрасно обходятся без этого налога. Билл Клинтон в пору своего президентства как-то раз рискнул поднять вопрос о вводе НДС, но тут же получил в ответ хладнокровный отпор: американские экономисты заявили ему, что в странах, где действует НДС, налоговое бремя в целом почти на 40% превышает аналогичный показатель тех государств, где этот налог не применяется. Может быть поэтому в России есть сторонники замены НДС налогом с продаж [1, c. 219].


Налог на добавленную стоимость - это федеральный налог, который взимается на всей территории Российской Федерации. Он формирует федеральный бюджет и обязателен для уплаты всем участникам рынка, за исключением выделенных в особые группы освобождающихся и льготников. В российском законодательстве налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесённых на издержки производства и обращения. Обширная география распространения НДС свидетельствует о его жизнеспособности и соответствии требованиям рыночной экономики [2, c.32].

Глава 21 Налогового кодекса регулирует учет по налогу на добавленную стоимость. В законодательно-нормативные акты уже внесенные многочисленные поправки, но при этом НДС остается одним из самых сложных налогов для расчета в налоговой системе РФ. Целый перечень нормативных документов регламентирует порядок учета налога на добавленную стоимость. Учет НДС рассматривается во втором разделе «Учет материалов» в утвержденных приказом Минфина от 28.12.2001 Методических указаниях [3, c. 15].

Назначение НДС – это уплата налога продавцом с той части цены товара, которая была добавлена к себестоимости товаров и услуг до реализации. В процессе всего цикла производства создается добавленная стоимость, включая стадию их производства и заканчивая сбытом конечному потребителю. В связи с этим на каждой стадии производства или обращения налог уплачивается.

Налог на добавленную стоимость обладает широкой налоговой базой. Все разновидности товаров и услуг охватываются базой, так как в стоимость продукции и услуг, продавец включает НДС. При этом сам продавец, также уплачивает НДС за товары, которые он покупает в ходе производственной деятельности. Таким образом, сумма налога, уплачиваемого им составляет разницу между суммой налога полученного при уплате за его продукцию и суммой налога, заплаченного им поставщикам за товары и услуги, которые использовались в производстве. Это связано с тем, что плательщики НДС имеют право на вычет уплаченного ими НДС при покупке товаров.

Вычеты регламентируются п. 2 ст. 171 НК РФ и подлежат суммы НДС, которые:

1) предъявили поставщики (подрядчики, исполнители) при приобретении товаров (работ, услуг);

2) уплачены при ввозе товаров на территорию Российской Федерации в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории;


3) уплачены при ввозе на территорию Российской Федерации товаров, с территории государств - членов Таможенного союза [14].

Для применения вычетов необходимо иметь:

- счета-фактуры;

- первичные документы, подтверждающие принятие товаров (работ услуг) к учету.

В отдельных случаях вместо счетов-фактур применяются другие документы, подтверждающие уплату налога.

Налог на добавленную стоимость принадлежит к косвенным налогам, для которых в основном характерна фискальная функция. Появление косвенных налогов как правило связано с ростом потребности государства в связи с высоким уровнем расходом. Акциза были первыми косвенными налогами в истории налоговых систем государств. Но они взимались с определенных видов товаров. В отличие от акцизов НДС представляется более универсальным налогом, так как он облагает все виды товара.

В настоящее время, существующие в России порядок и условия сбора НДС, делают его смешанным налогом. Так как помимо общих правил расчета и уплаты НДС, исчисление налога на добавленную стоимость регламентируется специальными правилами. Например, когда возникает оборот продукции внутри организации для внутрихозяйственных нужд, расходы по которым не относятся на издержки собственного производства, осуществляется реализация товаров по цене не выше себестоимости. При продаже товара по цене не выше себестоимости, экономический субъект обязан увеличить свою выручку, для целей налогообложения, до уровня рыночных цен, составить определенный расчет, до начислить налог и уплатить его в бюджет.

В России налогом на добавленную стоимость облагаются многие денежные операции, которые в других странах не являются объектом обложения НДС (штрафы, пени, некоторые банковские операции и т.д.). Это является принципиальным отличием обложения НДС в России от западных аналогов [5, c.138].

Плательщиками НДС признаются:

- организации (в том числе некоммерческие)

- предприниматели,

В соответствии со ст. 143 НК РФ с 1 января 2001 г. индивидуальные предприниматели включены в число плательщиков НДС на ряду с организациями и лицами, признаваемыми налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу России, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

Определенными особенностями обложения НДС имеют предприниматели, которые являются его плательщиками. В рамках своей предпринимательской деятельности, они должны уплачивать НДС, в отличии от юридических лиц, когда совершают определенные операции. В связи с этим, совершение любых операций предпринимателем в иных случаях (то есть в качестве физического лица) не приводит к образованию у него обязательств по уплате налога с данных операций, в случае даже если данные операции являются объектом налогообложения [4, c. 49].


Как и любой налог, НДС выполняет определенные функции. Основными функциями налогов являются фискальная, социальная, регулирующая и контрольная. Функции налогов представлены на рис. 1.1.

Рисунок 1.1 – Функции налогов

Из представленных четырех функции основными для НДС являются фискальная и регулирующая.

Образование финансовых ресурсов страны, с помощью фискальной функции, является главным общественным назначением НДС. С помощью этой функции происходит аккумулирование, необходимых государству ресурсов в бюджетной системе для осуществления внешних и внутренних функций (экономических, политических, оборонных, социальных и других).

Через механизм обложения НДС реализуется регулирующая функция. С помощью системы построения ставок НДС оказывает влияние на инфляцию и ценообразование. Так как через эти процессы НДС увеличивает цену товара на сумму налога. До сих пор вопрос остается открытым о положительной стороне этого влияния, так как рост цен способствует инфляции. С другой стороны, налог на добавленную стоимость не препятствует развитию производства, так как его плательщиком является не производитель, а потребитель. Так как НДС затрагивает расходы населения, а не доходы, то с психологической точки зрения, этот налог в меньшей степени оказывает влияние на стимул к труду, в отличие от подоходного налога. Таким образом, потребитель, приобретая товар, не замечает завышение цены товара на сумму налога, в то время как вычет суммы подоходного налога из заработной платы более ощутим.

Регулирующую функцию НСД можно подразделить на стимулирующую и дестимулирующую подфункцию. Они, прежде всего, проявляются в том, что НСД стимулирует необлагаемые виды деятельности и дестимулирует облагаемые [13].

Налогообложение экспорта может служить ярким примером. При экспорте товара используется принцип страны назначения. Он применяется в международной практике, в том числе и в России. Состоит он в том, что товар облагается налогом на добавленную стоимость в той стране, где он потребляется. Поэтому, экспортируемые товары, в стране производства, облагаются по ставке 0%. При этом уплаченный предприятием-экспортером НДС на внутреннем рынке своим поставщикам, возмещается из бюджета. В связи с чем, принцип страны назначения может служить дестимулирующим фактом для производителей, которые работают на внутренний рынок, а не на экспорт.

Стимулирующая функция, наиболее выражено, реализуется посредством системы налоговых льгот и преференций. С помощью использования льгот на конкретные операции или отдельные виды товаров, а также льгот, предоставляемых налогоплательщикам, государство осуществляет поддержку определенных видов деятельности.