Файл: Сотрудничество с родителями младших школьников в организации воспитательного процесса (Рекомендации  родителям ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 194

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Благодаря этому общению ребенок учиться общаться с людьми разного характера и возраста. Такие дети будут более общительными, им легче взаимодействовать в социуме. [10, с.118]

Воспитание ребенка в семье более результативно, чем общественное, в силу всестороннего, непрерывного воздействия на поведение, формирование личности. Этот сложный педагогический процесс уникален в каждой семье, ведь на него воздействуют разнообразные аспекты:

  • место жительства (роль играет менталитет страны, традиции общества, школа, даже советы соседей);
  • внутрисемейные правила, устои;
  • социальное положение, материальная обеспеченность;
  • личные внутрисемейные отношения;
  • наследственные факторы;
  • здоровье всей семьи. [9, с.78]

Основная особенность и главная проблема является в умении взрослых прийти к единому мнению, влиять на развитие единой методологической системой, чтобы воспитать гармоничную, самодостаточную личность. Не должно ощущаться противоречий в родительской позиции.

Позитивная атмосфера помогает воспитать желаемые положительные качества, привычки. [10, с.145]

Общие методы, которых чаще всего придерживаются родители:

1. Убеждение − советы, внушение, личный пример применяются, как способ воспитать самостоятельность, организованность. Формировать определенные взгляды помогает диалог (передается полезная информация),

диспут (ребенок сможет защитить личное мнение).

2. Поощрение хорошего поведения. Похвала позволяет воспитать веру в себя, ответственность, достоинство.

3. Наказание (принуждение) − осуждаются плохие поступки. Метод применяется, чтобы воспитать отрицательное отношение к ненужным, опасным действиям. Способ наказания не должен унижать (например, используется лишение удовольствий).

4. Упражнение − повторение способов поведения, выполнение заданий. Взрослые дают советы и показывают личный пример, отлично срабатывает совместная деятельность, работа. [15, с.84]

В зависимости от того, какие средства, приемы используют родители, каков характер их эмоционального взаимодействия, выделяют стили влияния:

  • авторитарный − строгое стремление подчинить, ограничить инициативу, что приводит к формированию неуверенности, слабохарактерности;
  • демократический − поощрение самостоятельности, лояльный контроль, дети имеют разные интересы, активны, открыты, легко преодолевают трудности;
  • либеральный − окружение безграничной заботой, терпением, вседозволенностью, итог − детская неуправляемость. [13, с.49]

Подрастающий должен наполняться духовно и развиваться физически.

Воспитать должным образом можно, применяя два основных направления, которые во взаимосвязи дадут положительный результат для любого возраста:

  • нравственное − формирование навыков общественного поведения, моральных убеждений, нравственных качеств;
  • физическое − выработка физических способностей, тренировка воли с раннего возраста. [16, с.134]

Отрицательные особенности семейного воспитания, крайне негативно

отражаются на личности ребенка.

Это приводит к большим проблемам во взрослой жизни.

Основными негативными факторами воспитания являются: материальное благополучие семьи, бездуховность родителей, безнаказанность ребенка или наоборот авторитарный стиль воспитания, безнравственное поведение в семье, ссоры родителей, скандалы, рукоприкладство, психологическое давление со стороны родителей, физические наказания. [14, с.47]

На сегодняшний день существуют социальные службы и службы психологической помощи, куда дети могут обратиться в случае любых действий, которые угрожают их здоровью и жизни. [3, с.83]

Самое главное в воспитании ребенка – любить его. Не за какие-то поступки, а просто так, потому что это ваш ребенок. Дети не до конца понимают, что такое любовь, поэтому им постоянно нужно показывать и доказывать, что вы их любите. Но это не должно проявляться в виде безнаказанности или вседозволенности. Это уже будет не любовь, а слабость характера. [5, с.138]

Конечно же, каждая семья индивидуальна и использует свои правила воспитания.

Таким образом, у каждой семьи есть свои традиции воспитания, определенный социальный статус, количественный состав. Но есть общие правила семейного воспитания, которые подойдут для любой семьи.

  • Ребенок должен воспитываться в любви, счастье и доброжелательности.
  • Необходимо принимать своего малыша со всеми его хорошими и плохими качествами. Стараться развивать в нем хорошие стороны его характера и не наказывать за плохие, так как в будущем из-за этого могут развиться комплексы.
  • При воспитании ребенка необходимо учитывать его возраст,

личностные особенности и социальный пол (кем он себя считает: мальчиком или девочкой).

  • Взаимоуважение в семье – очень важный факт воспитания ребенка.
  • Дети часто копируют модель поведения взрослых, что приводит к проблемам в воспитании. Поэтому необходимо обратить внимание на поведение взрослых в семье.
  • Психологи советуют: обучать и развивать ребенка в форме игры. Этот метод считается наиболее эффективным в воспитании личности.
  • Воспитание ребенка должно проходить в позитивном и оптимистичном тоне.

Следуя этим простым правилам, воспитание в семье будет правильным, что поможет ребенку развить его хорошие качества.

Выводы по главе 1.

Итак, правильное воспитание детей в семье – является залогом развитого счастливого общества. Никакими интернатами, высококвалифицированными педагогами не заменится ребенку общения с любимыми родителями. Знания и умения, которые дает семейное воспитание, останутся с ребенком на всю жизнь и станут залогом его счастья.

Самое главное в воспитании ребенка – любить его, но это не значит, что должна быть безнаказанность или вседозволенность.

Как основную особенность и главную проблему можно назвать умение взрослых найти единое мнение и оказывать комплексное воспитательное влияние влиять, применяя единую методологическую систему, чтобы воспитать гармоничную, самодостаточную личность. Не должны присутствовать противоречия в родительской позиции.

Должна быть позитивная атмосфера помогающая воспитание желаемых положительных качеств, привычек.

Глава 2. Организация Практического исследования семейного воспитания и диагностика проблем

2.1. Организация и выбор методик исследования воспитательного процесса

Целью практического исследования стало: изучение различных аспектов семейного воспитания.

В опытно-экспериментальной работе принимали участие 15 семей и детей, младшего школьного возраста.

Для удобства характеристики исследуемых семей и детей составим таблицу (см. таблицу 1), наглядно показывающую половозрастной состав респондентов.

Таблица 1.

Таблица половозрастного состава респондентов

Возраст

Пол

7 лет

8лет

мальчики

девочки

Группа

10 человек

5человек

6 человек

9 человек


Социодемографическая характеристика выборки представлена в таблице 2. и на рисунках 1.

Как видим из таблицы 1, детей характеризуют следующие показатели:

- по гендерному распределению группа характеризуется незначительным преобладанием девочек 9 против 6 мальчиков, что соответствует 60% и 40% долевого соотношения.

Социодемографическая характеристика испытуемой группы семей и детей представлена в таблице 2.

Таблица 2.

Социодемографическая характеристика испытуемых испытуемой группы детей

Имя ребенка

Пол

Семейная ситуация

Семейное положение

1

Кирилл

м

Низкие родительские требования

Полная семья

2

Ирина

ж

Высокие родительские требования

Полная семья

3

Вадим

м

Низкие родительские требования

Не полная семья

4

Полина

ж

Высокие родительские требования

Многодетная семья

5

София

ж

Высокие родительские требования

Полная семья

6

Дима

м

Высокие родительские требования

Многодетная семья

7

Даша

ж

Низкие родительские требования

Многодетная семья

8

Женя

ж

Низкие родительские требования

Полная семья

9

Рома

м

Высокие родительские требования

Полная семья

10

Аня

ж

Низкие родительские требования

Полная семья

11

Сережа

м

Высокие родительские требования

Не полная семья

12

Алина

ж

Низкие родительские требования

Многодетная семья

13

Полина П.

ж

Низкие родительские требования

Полная семья

14

Вика

ж

Низкие родительские требования

Многодетная семья

15

Илья

м

Низкие родительские требования

Полная семья

Таким образом, можем представить следующие данные:

- семьи с высокими родительскими требованиями у 6 детей (40%


группы),

- чувствуют на себе низкие родительские требования в семье – 9 детей (60% группы);

- воспитываются в полных семьях 8 детей (53% группы),

- воспитываются в неполных семьях 2 ребенка (1% группы),

- воспитываются в многодетных семьях 5 детей (46% из группы).

Наглядно данные представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Социодемографическая характеристика группа, в %

На диагностическом этапе опытно-экспериментальной работы с детьми, участвующими в эксперименте был использован цикл диагностических методик, для определения уровня социализации младших школьников:

- Анкета для родителей (Приложение 1).

- Анкета для детей;

- Метод наблюдения;

- Проективная визуально-вербальная методика Р. Жиля;

- Методика «Незаконченные предложения»;

- Методика «Рисунок семьи» (А.И.Захарова).

Определяя характер проведения досуга, мы воспользовались таким методом, как наблюдение.

Наблюдение проводится в процессе свободной деятельности детей, в частности на переменах. Мы фиксировали при наблюдении все случаи, которые выделяли ребенка из общей массы, а именно доминирующее эмоциональное состояние на перемене, усвоение и соблюдение школьных норм и правил поведения, особенности внимания (переключение, устойчивость, объем, отвлекаемость и т. д.), умственную работоспособность, темп учебной деятельности и т.д.

Мы особо обращали внимание на нормативность и индивидуальные проявления (агрессивное либо тревожное поведение, гиперактивность, пассивность) поведения ребёнка, владением им навыками общения.

Определить сферу межличностных отношений нам помогла методика Рене Жиля. Цель данной методики заключается в исследовании социальной приспособленности ребенка младшего школьного возраста, сферы его межличностных отношений и их особенностей, его восприятия внутрисемейных отношений, некоторых характеристик его поведения.

Методика позволяет выявить конфликтные зоны в системе межличностных отношений ребенка, давая тем самым возможность, воздействуя на эти отношения, влиять на дальнейшее развитие личности

ребенка.

Проективная визуально-вербальная методика Р. Жиля состоит из 42 заданий, среди которых 25 картинок с изображением детей или детей и взрослых, кратким текстом, поясняющим изображенную ситуацию и вопросом к испытуемому, а также 17 текстовых заданий.

Ребенок, рассматривая рисунки, отвечает на поставленные к ним вопросы, показывает выбранное им для себя место на изображенной картинке, рассказывает, как он повел бы себя в той или иной ситуации или выбирает один из перечисленных вариантов поведения.