Файл: Сотрудничество с родителями младших школьников в организации воспитательного процесса (Рекомендации родителям ).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 189
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.Теоретические основы социальной работы с семьей и детьми
1.2 Особенности и правила семейного воспитания
Глава 2. Организация Практического исследования семейного воспитания и диагностика проблем
2.1. Организация и выбор методик исследования воспитательного процесса
2.2. Диагностика проблем семейного воспитания, сбор и интерпретация полученных данных
Психологический материал, характеризующий систему личностных отношений ребёнка, получаемый с помощью методики, можно условно разделить на две большие группы переменных.
Переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка с другими людьми:
- отношение к матери и/или отцу, воспринимающимися ребенком, как
родительская чета (родители);
- отношение к сверстникам.
Переменные, характеризующие особенности самого ребенка:
- любознательность;
- стремление к общению в больших группах детей;
- стремление к доминированию, лидерству в группах детей;
- стремление к уединению.
И, как общее заключение, степень социальной адекватности поведения ребенка, а также факторы (психологические и социальные), нарушающие эту адекватность.
Стимульный материал представлен в приложении (Приложение 2).
Таким образом, в данной методике ребенок должен решить определенную проблему, связанную с отношениями людей или с жизнью общества.
На каждого испытуемого заводится протокол, в котором по
приведенной схеме отмечается наличие данных показателей и степень их выраженности.
Для определения направленности личности учащегося нами была выбрана методика «Незаконченные предложения».
Порядок исследований: испытуемым предлагается бланк с 24 незаконченными предложениями, условно поделенными на 3 тематических блока (по 8 предложений в каждом блоке): отношение к школе, отношение к сверстникам, отношение к самому себе.
Некоторые группы предложений имеют отношение к испытываемым
человеком страхам и опасениям, к имеющемуся у него чувству вины, затрагивают взаимоотношения со сверстниками, родителями, собственные жизненные цели.
Следует добиваться быстрого выполнения задания, не разрешать долго задумываться над ответом (Приложение 3).
В ходе апробации методики «Незаконченные предложения» была получена следующая шкала оценок обобщенных установок:
- весьма положительная - больше 3;
- положительная: от 1 до 3;
- нейтральная: от 0 до 1;
- отрицательная: от –3 до –1
- крайне отрицательная: меньше –3.
Однако качественный анализ проекций показывает, что часто уже на нейтральном уровне шкалы оценок (от 0 до +1) начинаются серьезные психологические проблемы учащихся в данной сфере действительности.
В результате при тестировании определяются сферы, в которых преобладают положительные установки (положительный опыт, положительное восприятие, положительные ожидания), и области, в которых преобладают установки, близкие к отрицательным или отрицательные (отрицательный опыт, отрицательное восприятие, отрицательные ожидания).
Именно в последних и возникает у ребенка наибольшее число
психологических проблем, снижается продуктивность деятельности и т.п. Это могут быть и учебные трудности, и взаимоотношения с учителями, с родителями и близкими, со сверстниками, заниженная самооценка и неудовлетворенность собой.
Что бы определить степень комфорта в семье мы выбрали методику «Рисунок семьи» (А.И.Захарова).
Цель: выявить межличностные отношения в системе «родитель-ребенок» глазами ребенка; выявить особенности внутрисемейных отношений и эмоциональных проблем.
Методика проведения: ребёнку предлагается лист бумаги, карандаши. Ставится условие: необходимо нарисовать свою семью так, чтобы её члены были чем-либо заняты.
Информативными особенностями считается качество изображения: тщательность прорисовки или небрежность в рисовании отдельных членов семьи, красочность изображения, положение объектов на листе, заштрихованность, размеры.
Содержательными характеристиками рисунка являются: изображение деятельности членов семьи, их взаимное расположение по отношению друг к другу и к ребёнку, присутствие или отсутствие членов семьи и самого ребёнка, а также соотношение людей и вещей на рисунке.
Анализ результатов рисунка осуществляется по следующим показателям:
- наличие беспокойства у детей об отношении к ним взрослых;
- эмоциональное напряжение и дистанция;
- дискомфорт;
- наличие враждебности по отношению к взрослым.
Применяя методику «Рисунок семьи» (А.И.Захарова), на основании определенных ею показателей, мы выявили уровни детско-родительских отношений в семье.
Высокий уровень детско-родительских отношений определяется
следующим: на рисунке присутствуют все члены семьи, в центе семьи сам ребенок в окружении родителей; изображает себя и родителей нарядными, тщательно прорисовывает каждую линию, на лицах взрослых и ребенка – улыбка, прослеживается спокойствие в позах, движения.
Средний уровень: отсутствие кого-либо из членов семьи, наличие беспокойства, ребенок рисует себя грустным, вдали от родителей, наличие враждебности по отношению к взрослым через штриховку деталей, отсутствие некоторых частей тела (рук, рта).
Низкий уровень: наличие одного из родителей с предметом, угрожающим для ребенка (ремень), запуганное выражение лица ребенка, ощущение эмоционального напряжения через использование в рисунке темных красок. Наличие враждебности по отношению к родителям прослеживается через прорисовку таких деталей, как разведённые руки, растопыренные пальцы, оскаленный рот и так далее[1].
После того как нами были разработаны критерий, показатели и определен диагностический инструментарий, мы приступили к диагностическому исследованию детей на констатирующем этапе.
2.2. Диагностика проблем семейного воспитания, сбор и интерпретация полученных данных
На диагностическом этапе опытно-экспериментальной работы было проведено исследование семей и семейных отношений.
Выявить особенности семейного воспитания позволяет анкетирование, которое было проведено отдельно с родителями и с детьми.
Анкета для родителей представлена в приложении (Приложение 1).
На вопрос - Что вы считаете главным в семейном воспитании, родители давали такие ответы, как наличие строгости, наказания за проступки и
невыполнение обязанностей, трудовое обучение.
Вопрос - Что наиболее характерно для общей атмосферы в вашей семье
(подчеркните): доброжелательность, взаимоуважение; бодрость, радостное
настроение, юмор; спокойствие, уравновешенность; нервозность, отчужденность, грубость – вызвал затруднение у большинства родителей и в итоге, все семьи признали наличие нервозности, отчужденности, грубости.
На вопрос - Что оказывает положительное влияние на нравственное воспитание детей в вашей семье, родители давали такие ответы, как – просмотр фильмов, примеры героических поступков.
Все родители признали, что есть ли недостатки в нравственном развитии ребенка и они проявляются в грубости, неискренности, вранье.
Отвечая на вопрос - Какие черты характера вашего сына (дочери) привлекают к нему (к ней) людей, родители указывали такие качества, как отзывчивость, готовность прийти на помощь, бескорыстность, отсутствие жадности. Только 2 респондента признались, что члены семьи иногда могут ударить друг друга, но называть причины отказались.
Ответ на вопрос - При установлении правил поведения внутри семьи учитывается мнение детей, всеми родителями был дан отрицательный ответ.
Отвечая, какие меры наказания применяются по отношению к детям, родители отметили, они могут поругать ребенка, лишить общения с друзьями, запретить просмотр фильма и т.д. и при этом, многие отметили, что телесные наказания не применяют.
Отвечая на вопрос - наказания в Вашей семье обсуждаются вместе с детьми, все родители ответили отрицательно.
На вопрос - Считаете ли вы недостатки своих детей следствием вашего неправильного воспитания, только 33,3%, 5 семей согласились с таким мнением.
На вопрос - Проявление каких качеств вы замечаете в своих детях наиболее часто, респонденты ответили, что дети часто ведут себя эмоционально, агрессивно, грубят и не слушаются.
Но при этом, назывались такие качества, как доброта, наивность, любознательность.
Отвечая на вопрос - С какими отрицательными чертами, проявляющимися в вашем ребенке, вы активно боретесь, родители указывали на ложь, лень, грубость.
С трудом родители искали ответ на вопрос: Есть ли у вас общие с ребенком занятия, увлечения? Какие? Только четыре семьи смогли назвать такие увлечения, как рыбалка, спортивные игры, увлечение компьютерными играми, велоспорт.
Отвечая на вопрос - Можете ли вы с уверенностью сказать, что ваш ребенок подготовлен к жизни и что дает вам основание для такого вывода, все 15 семей дали утвердительные ответы и обосновали это тем, что дети учатся в школе, потом смогут получить профессиональное обучение.
На вопрос о том, как часто и что рассказывают дети о школе, что им особенно нравится и не нравится в школе, респонденты ответа не дали, так как на эту тему с детьми общения не было.
Ответы на вопрос - Как вы думаете, чего ждет ваш ребенок от семьи, в
которой живет, разделились поровну между ответами а) (Хорошей организации быта) и в) (Покоя и защищенности). Ответ б) (Радости общения) не приняла во внимание ни одна семья.
Отвечая на вопрос: Что более всего заботит вас в семье, родители выбрали первые три ответа : а) Здоровье детей; б) Хорошая учеба; в) Трудовое участие детей в жизни семьи. А ответ- г) Настроение детей и причины его изменений – не был отмечен ни одним из родителей.
Отвечая на вопрос - Одинок ли ваш ребенок в семье, родители затруднились в ответе и 12 человек ответили, что не знают. А три человека дали ответ отрицательный.
Также у родителей не нашлось точного ответа на следующий вопрос: Как вы думаете, захочет ли ваш ребенок, чтобы его будущая семья была похожа на родительскую?
На вопрос: Какая из приведенных ниже жизненных установок является, по вашему мнению, для ребенка наиболее значимой, 10 семей выбрали ответ а) Быть материально обеспеченным человеком; 5 семей ответили, что значимым будет - Реализовать свои интеллектуальные возможности.
Таким образом, данное исследование говорит о том, что у родителей и детей в исследуемых семьях имеется разобщенность, отсутствие взаимных интересов, нет теплоты в общении. Можно сказать, что родители не достаточно проявляют заботу о детях, их больше беспокоит материальная сторона отношений, а то, как и чем живет ребенок, многие родители совершенно не знают.
Было опрошено также 15 детей из исследуемых семей, младших школьников.
Анкета.
- Полная или не полная ваша семья?
- Обеспечена ли ваша семья материально?
- Употребляют ли ваши родители алкоголь?
- Часто или нет случаются в семье конфликтные ситуации?
- Как строятся ваши отношения с родителями в конфликтных ситуациях?
- Как ваша семья отдыхает?
- Применяются ли в вашей семье наказания и какие?
- Посещают ли ваши родители родительские собрания?
- Бывают ли проблемы у вас со здоровьем?
- Есть ли у вас секреты от семьи?
- Бывают ли у вас дома друзья?
- Проверяют ли ваши родители уроки?
- Существует ли у Вас в семье традиция отмечать семейные праздники?
- Участвуете ли вы вместе с родителями в хозяйственных заботах?
- Интересуетесь ли вы работой родителей?
- Говорите ли вы с родителями «по душам», советуетесь ли по личным вопросам?
- В «детские праздники» предпочитаете, чтобы родители были с вами, или хотите проводить их без взрослых?
- Обсуждаете ли вы с родителями прочитанные книги, фильмы?
- Дружная ли ваша семья?
- Что для вас вечер дома?
а) Радость общения.
б) Возможность быть самим собой.
в) Мучение и пытка.
В результате исследования методом анкетного опроса было выявлено, что 1 % (2) детей живут в неполных семьях.
5 исследуемых семей являются неблагополучными.
Основные причины неблагополучности: пьющие и безработные родители, что отметили 5 респондентов – 33,3%.
Большая часть опрошенных детей – 8 респондентов (53,3%) считают свою семью материально обеспеченной.
В результате исследования были выявлены причины конфликтных ситуаций и методы их решения.
Так, в частности, в большинстве семей редко возникают конфликтные ситуации, часто возникают конфликты у 10 опрошенных семей (66,7%).
Также было выявлено, что в семьях неправильно разрешаются конфликтные ситуации, некоторые дети убегают из дома – 13,3% (2 чел) или не разговаривают со своими родителями продолжительное время – 33,3% (5чел).
Анализ также показал, что в семьях плохая организация отдыха детей, что отметили все респонденты.