Файл: Сотрудничество с родителями младших школьников в организации воспитательного процесса (Рекомендации  родителям ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 189

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Психологический материал, характеризующий систему личностных отношений ребёнка, получаемый с помощью методики, можно условно разделить на две большие группы переменных.

Переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка с другими людьми:

- отношение к матери и/или отцу, воспринимающимися ребенком, как

родительская чета (родители);

- отношение к сверстникам.

Переменные, характеризующие особенности самого ребенка:

- любознательность;

- стремление к общению в больших группах детей;

- стремление к доминированию, лидерству в группах детей;

- стремление к уединению.

И, как общее заключение, степень социальной адекватности поведения ребенка, а также факторы (психологические и социальные), нарушающие эту адекватность.

Стимульный материал представлен в приложении (Приложение 2).

Таким образом, в данной методике ребенок должен решить определенную проблему, связанную с отношениями людей или с жизнью общества.

На каждого испытуемого заводится протокол, в котором по

приведенной схеме отмечается наличие данных показателей и степень их выраженности.

Для определения направленности личности учащегося нами была выбрана методика «Незаконченные предложения».

Порядок исследований: испытуемым предлагается бланк с 24 незаконченными предложениями, условно поделенными на 3 тематических блока (по 8 предложений в каждом блоке): отношение к школе, отношение к сверстникам, отношение к самому себе.

Некоторые группы предложений имеют отношение к испытываемым

человеком страхам и опасениям, к имеющемуся у него чувству вины, затрагивают взаимоотношения со сверстниками, родителями, собственные жизненные цели.

Следует добиваться быстрого выполнения задания, не разрешать долго задумываться над ответом (Приложение 3).

В ходе апробации методики «Незаконченные предложения» была получена следующая шкала оценок обобщенных установок:

- весьма положительная - больше 3;

- положительная: от 1 до 3;

- нейтральная: от 0 до 1;

- отрицательная: от –3 до –1

- крайне отрицательная: меньше –3.

Однако качественный анализ проекций показывает, что часто уже на нейтральном уровне шкалы оценок (от 0 до +1) начинаются серьезные психологические проблемы учащихся в данной сфере действительности.

В результате при тестировании определяются сферы, в которых преобладают положительные установки (положительный опыт, положительное восприятие, положительные ожидания), и области, в которых преобладают установки, близкие к отрицательным или отрицательные (отрицательный опыт, отрицательное восприятие, отрицательные ожидания).


Именно в последних и возникает у ребенка наибольшее число

психологических проблем, снижается продуктивность деятельности и т.п. Это могут быть и учебные трудности, и взаимоотношения с учителями, с родителями и близкими, со сверстниками, заниженная самооценка и неудовлетворенность собой.

Что бы определить степень комфорта в семье мы выбрали методику «Рисунок семьи» (А.И.Захарова).

Цель: выявить межличностные отношения в системе «родитель-ребенок» глазами ребенка; выявить особенности внутрисемейных отношений и эмоциональных проблем.

Методика проведения: ребёнку предлагается лист бумаги, карандаши. Ставится условие: необходимо нарисовать свою семью так, чтобы её члены были чем-либо заняты.

Информативными особенностями считается качество изображения: тщательность прорисовки или небрежность в рисовании отдельных членов семьи, красочность изображения, положение объектов на листе, заштрихованность, размеры.

Содержательными характеристиками рисунка являются: изображение деятельности членов семьи, их взаимное расположение по отношению друг к другу и к ребёнку, присутствие или отсутствие членов семьи и самого ребёнка, а также соотношение людей и вещей на рисунке.

Анализ результатов рисунка осуществляется по следующим показателям:

- наличие беспокойства у детей об отношении к ним взрослых;

- эмоциональное напряжение и дистанция;

- дискомфорт;

- наличие враждебности по отношению к взрослым.

Применяя методику «Рисунок семьи» (А.И.Захарова), на основании определенных ею показателей, мы выявили уровни детско-родительских отношений в семье.

Высокий уровень детско-родительских отношений определяется

следующим: на рисунке присутствуют все члены семьи, в центе семьи сам ребенок в окружении родителей; изображает себя и родителей нарядными, тщательно прорисовывает каждую линию, на лицах взрослых и ребенка – улыбка, прослеживается спокойствие в позах, движения.

Средний уровень: отсутствие кого-либо из членов семьи, наличие беспокойства, ребенок рисует себя грустным, вдали от родителей, наличие враждебности по отношению к взрослым через штриховку деталей, отсутствие некоторых частей тела (рук, рта).

Низкий уровень: наличие одного из родителей с предметом, угрожающим для ребенка (ремень), запуганное выражение лица ребенка, ощущение эмоционального напряжения через использование в рисунке темных красок. Наличие враждебности по отношению к родителям прослеживается через прорисовку таких деталей, как разведённые руки, растопыренные пальцы, оскаленный рот и так далее[1].


После того как нами были разработаны критерий, показатели и определен диагностический инструментарий, мы приступили к диагностическому исследованию детей на констатирующем этапе.

2.2. Диагностика проблем семейного воспитания, сбор и интерпретация полученных данных

На диагностическом этапе опытно-экспериментальной работы было проведено исследование семей и семейных отношений.

Выявить особенности  семейного воспитания позволяет анкетирование, которое было проведено отдельно с родителями и с детьми.

Анкета для родителей представлена в приложении (Приложение 1).

На вопрос - Что вы считаете главным в семейном воспитании, родители давали такие ответы, как наличие строгости, наказания за проступки и

невыполнение обязанностей, трудовое обучение.

Вопрос - Что наиболее характерно для общей атмосферы в вашей семье

(подчеркните): доброжелательность, взаимоуважение; бодрость, радостное

настроение, юмор; спокойствие, уравновешенность; нервозность, отчужденность, грубость – вызвал затруднение у большинства родителей и в итоге, все семьи признали наличие нервозности, отчужденности, грубости.

На вопрос - Что оказывает положительное влияние на нравственное воспитание детей в вашей семье, родители давали такие ответы, как – просмотр фильмов, примеры героических поступков.

Все родители признали, что есть ли недостатки в нравственном развитии ребенка и они проявляются в грубости, неискренности, вранье.

Отвечая на вопрос - Какие черты характера вашего сына (дочери) привлекают к нему (к ней) лю­дей, родители указывали такие качества, как отзывчивость, готовность прийти на помощь, бескорыстность, отсутствие жадности. Только 2 респондента признались, что члены семьи иногда могут ударить друг друга, но   называть причины отказались.

Ответ на вопрос - При установлении правил поведения внутри семьи учитывается мнение детей, всеми родителями был дан отрицательный ответ.

Отвечая, какие меры наказания применяются по отношению к детям, родители отметили, они могут поругать ребенка, лишить общения с друзьями, запретить просмотр фильма и т.д. и при этом, многие отметили, что телесные наказания не применяют.


Отвечая на вопрос - наказания  в Вашей семье обсуждаются вместе с детьми, все родители ответили отрицательно.

На вопрос - Считаете ли вы недостатки своих детей следствием вашего неправильного воспитания, только 33,3%, 5 семей согласились с таким мнением.

На вопрос - Проявление  каких качеств вы замечаете в своих детях наиболее часто, респонденты ответили, что дети часто ведут себя эмоционально, агрессивно, грубят и не слушаются.

Но при этом, назывались такие качества, как доброта, наивность, любознательность.

Отвечая на вопрос - С какими отрицательными чертами, проявляющимися в вашем ребенке, вы активно боретесь, родители указывали на ложь, лень, грубость.

С трудом родители искали ответ на вопрос: Есть ли у вас общие с ребенком занятия, увлечения? Какие? Только четыре семьи смогли назвать такие увлечения, как рыбалка, спортивные игры, увлечение компьютерными играми, велоспорт.

Отвечая на вопрос - Можете ли вы с уверенностью сказать, что ваш ребенок подготовлен к жиз­ни и что дает вам основание для такого вывода, все 15 семей дали утвердительные ответы и обосновали это тем, что дети учатся в школе, потом смогут получить профессиональное обучение.

На вопрос о том, как часто и что рассказывают дети о школе, что им особенно нравится и не нравится в школе, респонденты ответа не дали, так как на эту тему с детьми общения не было.

Ответы на вопрос -   Как вы думаете, чего ждет ваш ребенок от семьи, в

которой живет, разделились поровну между ответами а) (Хорошей организации быта) и в)  (Покоя и защищенности). Ответ б)  (Радости общения) не приняла во внимание ни одна семья.

Отвечая на вопрос:  Что более всего заботит вас в семье, родители выбрали первые три ответа : а)  Здоровье детей; б)  Хорошая учеба; в) Трудовое участие детей в жизни семьи. А ответ- г)  Настроение детей и причины его изменений – не был отмечен ни одним из родителей.

Отвечая на вопрос -    Одинок ли ваш ребенок в семье, родители затруднились в ответе и 12 человек ответили, что не знают. А три человека дали ответ отрицательный.

Также у родителей не нашлось точного ответа на следующий вопрос: Как вы думаете, захочет ли ваш ребенок, чтобы его будущая семья была похожа на родительскую?

На вопрос: Какая из приведенных ниже жизненных установок является, по вашему мне­нию, для ребенка наиболее  значимой, 10 семей выбрали ответ а) Быть материально обеспеченным человеком; 5 семей ответили, что значимым будет - Реализовать свои интеллектуальные возможности.


Таким образом, данное исследование говорит о том, что у родителей и детей в исследуемых семьях имеется разобщенность, отсутствие взаимных интересов, нет теплоты в общении. Можно сказать, что родители не достаточно проявляют заботу о детях, их больше беспокоит материальная сторона отношений, а то, как и чем живет ребенок, многие родители совершенно не знают.

Было опрошено также 15 детей из исследуемых семей, младших школьников.

Анкета.

  1. Полная или не полная ваша семья?
  2. Обеспечена ли ваша семья материально?
  3. Употребляют ли ваши родители алкоголь?
  4. Часто или нет случаются в семье конфликтные ситуации?
  5. Как строятся ваши отношения с родителями в конфликтных ситуациях?
  6. Как ваша семья отдыхает?
  7. Применяются ли в вашей семье наказания и какие?
  8. Посещают ли ваши родители родительские собрания?
  9. Бывают ли проблемы у вас со здоровьем?
  10. Есть ли у вас секреты от семьи?
  11. Бывают ли у вас дома друзья?
  12. Проверяют ли ваши родители уроки?
  13. Существует ли у Вас в семье традиция отмечать семейные праздники?
  14. Участвуете ли вы вместе с родителями в хозяйственных заботах?
  15. Интересуетесь ли вы работой родителей?
  16. Говорите ли вы с родителями «по душам», советуетесь ли по личным вопросам?
  17. В «детские праздники» предпочитаете, чтобы родители были с вами, или хо­тите проводить их без взрослых?
  18. Обсуждаете ли вы с родителями прочитанные книги, фильмы?
  19. Дружная ли ваша семья?
  20. Что для вас вечер дома?

а)  Радость общения.

б)  Возможность быть самим собой.

в)  Мучение и пытка.

В результате исследования методом анкетного опроса было выявлено, что 1 % (2) детей живут в неполных семьях.

5 исследуемых семей являются неблагополучными.

Основные причины неблагополучности: пьющие и безработные родители, что отметили 5 респондентов – 33,3%.

Большая часть опрошенных детей – 8 респондентов (53,3%) считают свою семью материально обеспеченной.

В результате исследования были выявлены причины конфликтных ситуаций и методы их решения.

Так, в частности, в большинстве семей редко возникают конфликтные ситуации, часто возникают конфликты у 10 опрошенных семей (66,7%).

Также было выявлено, что в семьях неправильно разрешаются конфликтные ситуации, некоторые дети убегают из дома – 13,3% (2 чел) или не разговаривают со своими родителями продолжительное время – 33,3% (5чел).

Анализ также показал, что в семьях плохая организация отдыха детей, что отметили все респонденты.