Файл: Сотрудничество с родителями младших школьников в организации воспитательного процесса (Рекомендации родителям ).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 195
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.Теоретические основы социальной работы с семьей и детьми
1.2 Особенности и правила семейного воспитания
Глава 2. Организация Практического исследования семейного воспитания и диагностика проблем
2.1. Организация и выбор методик исследования воспитательного процесса
2.2. Диагностика проблем семейного воспитания, сбор и интерпретация полученных данных
Введение
Актуальность исследования особенности семейного воспитания несомненна и обусловлена особенной важностью в современных условиях. Главным воспитательным институтом ребенка является семья. Трудно переоценить влияние родителей в социальной адаптации, помощь в восприятии мира, для ребенка. Важно, чтобы родителями с осознанностью и ответственностью проводился выбор воспитательных методов, так как у подрастающего ребенка - полная зависимость от семейных правил, устоев, традиций, родительского мнения.
Научная разработанность проблемы. Данную проблематику достаточно хорошо освещают различные источники. Решающий фактор, раскрывающий проблему необходимости обращения к данной теме, в явной спецификация научных интересов различных групп исследователей, которыми изучались разные аспекты педагогической работы с семьёй целенаправленно: это становлении и укрепление семьи; воспитательная работа в семье; психолого-педагогическая помощь семье; изучение социально-психологического климата и воспитательного потенциала семьи.
Источниковая база исследования составлена трудами отечественных и зарубежных специалистов в рассматриваемой области: достаточно полно раскрывают тему работы Н.Ф. Дивицыной, по основам семьеведения; В.Н. Дружинина, изучавшего психологию семьи; К.Е. Игошев, исследующей семью во взаимосвязи со школой и детьми; Е.И. Изотовой исследовавшей на теории и практике эмоциональную сферу; А.Кочубея, Н. Умаровой, Т.А. Крыловой, Л.А.Кулик, А.В. Мудрик, рассматривающих семейное воспитание в различных аспектах; А.С. Мишутиной, В.М. Немченко, М.В. Осориной, А.Ю. Федотова, М.А. Яковлева, которыми семейное воспитание было исследовано в семье, как в социальном институте первичной социализации ребенка.
Как особенно значимые, для раскрытия темы, можно определить
работы и источники: Ю.В. Васильевой, Т.А. Васильковой, представивших основы социальной педагогики; Е. В. Куфтяк, изучавшего методы и технологии работы с семьей: практику разрешения семейных проблем; Л.Я. Олифиренко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьевой, рассмотревших основы социально- педагогической поддержки детей группы риска; И.И. Осипова, исследовавшей установление контактов с семьей в процессе патронажа: методики и технологии.
Отмечая значимость источников, полноту информации и освещаемых в них положениях для раскрытия темы можно сделать общий вывод: данная тема достаточно обеспечена источниками и позволяет осветить поставленную проблему, но в современных, быстро меняющихся социальных, экономических и политических условиях, особенно важно рассмотреть социальную работу с семьей и детьми, применительно к этим новым условием и с учетом новых развивающихся технологий.
Цель исследования: изучить различные аспекты сотрудничества с родителями младших школьников в организации воспитательного процесса.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие и сущность семьи.
- ознакомиться с особенностями и правилами семейного воспитания.
- представить организацию и выбор методик исследования семейного воспитания.
- провести диагностику проблем семейного воспитания, сбор и интерпретация полученных данных.
- провести диагностику проблем, сбор и интерпретация полученных данных (констатирующий эксперимент).
- предложить разработку и реализацию модели просвещения и помощи родителей по вопросам воспитания детей (формирующий эксперимент).
- сделать рекомендации родителям по воспитанию детей
Объект исследования: воспитательный процесс в семье.
Предмет исследования: различные аспекты, особенности воспитательный процесс в семье.
Практическая значимость исследования в возможности использования работы для продолжения дальнейших разработок темы, а также для использования в учебных целях, на лекциях. Степень их обоснованности позволяет реальное внедрение в работу учреждений и организаций.
Структура работы: работа состоит из введения, основной части из двух глав, заключения и списка литературы.
1.Теоретические основы социальной работы с семьей и детьми
1.1 Понятие и сущность семьи
У современного понятия семьи многогранные определения, а порой даже противоречивые. В социологии семьи наличие множества семейных структур привело к тому, что ряд исследователей считает их прямыми признаками развивающегося кризиса семьи.
Однако большое разнообразие семейных структур может обозначать и то, что институт семьи находится в постоянном процессе трансформации, образовывая новые модели и комбинации, прежде всего, неспецифических функций. [8, с.55]
К началу XX века социальными институтами все теснее проводится сотрудничество с семьей, и реализуются функции образования и воспитания (школами и детсадами), защиты и охраны (полицией, армией), принимается участие в обеспечении питанием, одеждой, в организации досуга (в сфере обслуживания), благосостояния и передачи социального статуса (индустриальный наемный труд). Именно переадресация неспецифических функций семьи отдельным социальным институтам приводит к изменению гендерной дифференциации в семье и, как следствие, к модификации специфических функций. [9, с.15]
Специфические функции семьи меняются: происходит разрыв присущего традиционной патриархальной семье триединства «супружество-родительство-родство», идет замена его на осколочные формы, стремящиеся к образованию идеальной конъюгальной семьи. Но на данном этапе мы не можем говорить о четко выраженной конъюгальной семье. [4, с.8]
Скорее речь идет о так называемых аморфных семейных группах, то есть не имеющих четкой структуры как в патриархатной семье с ярко
выраженным триединством «супружество – родительство-родство», так и в абсолютно конъюгальной семье с супружеским партнерством, которое предполагает, минимизацию родственно-родительских функций или их полное отсутствие. Основной причиной происходящих изменений в семье явилось то, что специфические функции (рождение, воспитание, обеспечение детей) стали терять свою первичность в семье как таковой. [4, с.9]
Семья как минимальная социальная группа меньше всего подвержена влиянию культурных процессов, следовательно, устойчивость к динамическим процессам сохраняется длительное время. [17, с.74]
И то, что сейчас происходит с институтом семьи, является не иначе как отражением исторических процессов, имевших место в обществе издавна. Переход от многодетной патриархатной семейной группы к нуклеарной семье и, как следствие, эмансипация личности привели к кризису института семьи. Первичные функции семьи подверглись трансформации под влиянием постоянно изменяющихся в условиях социальной среды вторичных функций.
Одной из составляющих данного процесса стала межгендерная эмансипация. Именно изменение традиционных гендерных ролей супругов в семье, приведшее к изменению специфических функций семьи в результате «равномерного» распределения гендерных ролей, характерно для этапа расцвета аморфной семейной группы. [9, с.37]
Развитие современного общества, глобализация и, как следствие, феминизация и эмансипация привели к новому витку развития культуры, что предполагает всего лишь появление новых форм семейных структур, а не кризис института семьи в целом. [10, с.89]
Важнейшие особенности современного мира предстают сегодня в виде неопределенности, ускорения происходящих изменений, что говорит о том, что современный человек должен быть готовым дать достойный ответ на вызов этого мира, на вызов времени.
При столкновении современного человека в своей повседневной истории, включающей личные, образовательные, профессиональные аспекты, с вызовами в виде неопределенности, отсутствия единственно верных решений, и возникающих, в связи с этим, потребностей поиска, анализа и выбора одного из нескольких возможных решений различных ситуаций. Современный человек, как никогда раньше, имеет потребность в необходимых качествах, свойствах, компетенциях, которые имеет самостоятельная и ответственная личность. [1, с.55]
Именно семья на всех периодах своего развития – важнейшая ценность, как для каждого человека, так и для всего общества в целом, и ее функционирование взаимосвязано решением множества проблем, а также с личностными, групповыми, социальными интересами и противоречиями.
Семья является первичным институтом социализации. На примере родителей – как первом социальном образце, ребёнок обучается формам и содержанию человеческих отношений. [1, с.55]
Семья является малой социальной группой, у членов которой связь в виде брачных или родственных отношений, общности быта и взаимной моральной ответственности, социальной необходимости, в которой выражаются потребности общества – физически и духовно воспроизводить население.
Какая бы сторона развития ребенка ни рассматривалась исследователями, всеми ими указывается, что решающая роль, в том или ином возрасте ребенка, у семьи, которой выполняются следующие важнейшие функции:
- регулируется физическое и эмоциональное развитие;
- оказывается влияние на психологическое и социальное развитие;
- оказывается влияние на интеллектуальное развитие;
- знакомится ребенок с социальными нормами;
- формируются у ребенка ценностные ориентации;
- предлагает социальную и психологическую поддержку. [4, с.75]
Выступая, как ведущий институт социализации личности, семья закладывает фундаментальную основу в процессе становления и выработки мировоззрения ребенка, которым играется основополагающая роль в его социальном развитии. Направленность мировоззрения во многом определяется характером межличностного взаимодействия родителей и ребенка, стилем семейного воспитания, требованиями, которые предъявляют ребенку в процессе воспитания. [11, с.43]
Семья закладывает основу формирования человека, как личности, именно она реализует воспитание человека и гражданина, транслируя культурные, этнические и нравственные ценностей от общества к индивиду.
Главная задача родителей и семьи, как агента социализации, в целом, не может быть однозначной на всем периоде взросления ребенка и изменяется с каждым этапом детства ребенка. В младенчестве удовлетворяются его первые социальные потребности – в виде социального контакта и формирования базового доверия к миру и привязанности к близким. [2, с.107]
В раннем возрасте важна закладка основ предметно-орудийной компетентности ребенка, а старший дошкольный возраст – период, когда появляется социальная компетентность, то есть формируется опыт целостного видения мира и себя в мире, позволяющий присвоение норм и правил социального взаимодействия и саморазвития, что затрудняется, если отсутствуют родители, семья. [12, с.35]
Подверженные различным деформациям детско-родительские отношения ведут к нарушениям, оказывающим существенно влияние на дальнейшее развитие личности ребенка. [3, с.75]
В каждой семье свой уклад жизни, традиции, нормы. Хорошо, когда родители заботятся о детях, любят их, уделяют много внимания воспитанию.
Семья для человека должна стать защитой от внешних возбудителей, надежной «крепостью», куда в любом возрасте он может обратиться за
помощью. Это может случиться только в том случае, если в детстве у него сформировалось чувство доверия к родным людям. Ребенок воспринимает в младенчестве маму и папу, как самых лучших, добрых и заботливых. [7, с.54] Но есть семьи социально неблагополучные. В них складываются устои жизни, противоречащие общественным нравственным нормам. По - другому эти семьи называют «группы риска». Кроме того, неблагополучные семьи представляют собой источник социального сиротства. [6, с.33] А ведь именно выполнение семьей свойственных ей функций является важным индикатором нормального функционирования не только отдельно взятой социальной группы, но и общества в целом. К сожалению, сегодня это обстоятельство нередко упускается из виду, как практикующими работниками, так и некоторыми учеными. [1, с.89]
Темпы развития современного общества, усложнение социальных связей, процессы глобализации, как объективные факторы требуют от современной личности умения социализироваться в современных условиях
Каждый человек должен учиться ориентироваться в новых условиях, адекватно воспринимать реальность, принимать разумные решения и функционировать как полноправный член общества.
Обозначенные проблемы охватывают как социальную, так и педагогическую сферы.
1.2 Особенности и правила семейного воспитания
Успехи и неудачи, комплексы и уверенность в себе наших детей во взрослой жизни – это последствия воспитания детей в семьях. Это общество, в котором нам придется жить. Чтобы наши дети были успешными, счастливыми и неравнодушными к другим людям и к нам самим, необходимо уделять достаточно времени и внимания их воспитанию.
Благодаря семейному воспитанию ребенок получает первые знания об окружающем мире, о плохих и хороших поступках, он учится общаться и
взаимодействовать в коллективе.
Чем больше этот коллектив, тем ребенку потом будет проще построить свои отношения в социуме. Поэтому очень хорошо, кода у малыша есть братья и сестры. Также важным аспектом является общение ребенка со старшим поколением: с бабушками и дедушками, прабабушками и прадедушками, дядями и тетями.