Файл: Сотрудничество с родителями младших школьников в организации воспитательного процесса (Рекомендации родителям ).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 196
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.Теоретические основы социальной работы с семьей и детьми
1.2 Особенности и правила семейного воспитания
Глава 2. Организация Практического исследования семейного воспитания и диагностика проблем
2.1. Организация и выбор методик исследования воспитательного процесса
2.2. Диагностика проблем семейного воспитания, сбор и интерпретация полученных данных
Некоторые дети вообще не ездят с родителями отдыхать- 46,7 % (7) детей, многие изъявили желание хотя бы раз в месяц проводить время вне
дома всей семьей - 8 детей (53,3%).
На вопрос - применяются ли в семье наказания и какие, 8 детей (53,3%) ответили, что их бьют, а 7 (46,7 %) детей сказали, что их ругают и применяют другие различные наказания.
На вопрос - Посещают ли родители родительские собрания, только 1 ребенок ответил положительно.
Бывают проблемы со здоровьем у всех 15 респондентов.
О секретах от семьи поделились 10 опрошенных респондентов (66,7%).
Друзья бывают дома у 8 детей (53,3%).
Все 15 респондентов отметили, что проверяют родители уроки очень редко.
Только у 13,3% (2 чел) в семье имеются традиции отмечать семейные праздники.
Отрицательные ответы от всех 15 респондентов были получены на следующие вопросы:
- Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных заботах?
- Интересуетесь ли вы работой родителей?
- Говорят ли с родителями «по душам», советуетесь ли по личным вопросам?
В «детские праздники» только 9 респондентов (60%) предпочитают, чтобы родители были с ними, а 6 (40%) человек хотели бы проводить их без взрослых.
13,3% (2 чел) обсуждают с родителями прочитанные книги, фильмы?
На вопрос - дружная ли ваша семья, только 13,3% (2 чел) ответили утвердительно, остальные респонденты дали ответ – не знаю.
На вопрос - Что для вас вечер дома, - 13,3% (2 чел) ответили, что это – радость общения, а остальные согласились с ответом - мучение и пытка.
а) Радость общения.
б) Возможность быть самим собой.
в) Мучение и пытка.
Таким образом, проведенное исследование показало, что среди опрошенных семей имеются и семьи группы риска, наблюдается, что в некоторых семьях часто происходят конфликтные ситуации, неправильно разрешаются конфликты, применяются грубые формы обращения с детьми, плохо организован детский отдых, большая часть родителей вообще не посещают родительских собраний – из 10 опрошенных семей (66,7%).
Можно отметить, что ответы родителей и детей перекликаются и подтверждают, что в исследуемых семьях отсутствует благополучие, нет взаимопонимания, отчужденные холодные отношения, родители не проявляют заботу о своих детях или она проявляется ими недостаточно и направлена больше на материальную сторону, а что чувствует, о чем мечтает, что переживает в семье ребенок, никого это не интересует в исследуемых семьях. Все это и многое другое создает неблагоприятную атмосферу в семьях, а это отрицательно влияет на развитие детей.
Также, на диагностическом этапе опытно-экспериментальной работы, с детьми, участвующими в эксперименте был использован цикл диагностических методик, для определения состояния семейного воспитания младших школьников и получения ясного представления тех причин, которые будут помогать или препятствовать достижению намеченных результатов.
Критерий - это признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мера суждения, оценки какого-либо явления.
Для выявления уровня социализации младших школьников мы определили критерий – открытость, либо закрытость обществу. Данный критерий и его признаки мы представили в виде рис 2.
Из данной схемы видно, что критерий - открытость/закрытость обществу состоит из признаков, исследуемых определенными диагностическими инструментариями:
- характер проведения досуга (метод наблюдения за учащимися);
- сфера межличностных отношений (методика Рене Жиля);
- направленность личности учащегося (методика «Незаконченные предложения»);
- степень комфорта ребёнка в семье (методика «Рисунок семьи»).
Рис.2. Схема критерия и признаков
социализации детей младшего школьного возраста
Представим результаты диагностического этапа.
Метод наблюдения позволил сделать вывод о характере проведения досуга младших школьников.
По результатам наблюдения, проведенного на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы, была выявлена пониженная контактность среди учащихся, многие дети пассивны на переменах (сидят в классе, не выходят за пределы классной комнаты).
Между участниками явно отмечена тревожность, таких детей выявлено 32 %. В группе исследуемых 32 % детей активны, но эта активность никак не направлена на доброжелательность и отзывчивость. Такие дети доставляют дискомфорт на перемене окружающим и сами не подозревают об этом.
Полученные результаты представим в таблице 3.
Таблица 3.
Результаты наблюдения характера проведения досуга
Шкалы |
Диагностический этап эксперимента |
Кол-во детей (%) |
|
Агрессивность/тревожность поведения |
32 |
Активность |
32 |
Пассивность |
25 |
Контактность |
11 |
Результаты наблюдения прослеживаются на представленной гистограмме рисунка 3.
Рис. 3. Гистограмма результатов наблюдения
характера проведения досуга на констатирующем этапе (в %)
По результатам диагностики сфера межличностных отношений (методика Рене Жиля) выявлено следующее.
На начало эксперимента контактно-личностные отношения ребёнка с другими людьми (родителями, сверстниками, учителями) были отчуждёнными, недоверчивыми. Некоторые дети не хотели воспринимать своих сверстников, не шли, либо с трудом шли с ними на контакт. Некоторые дети предпочитали быть в стороне происходящего, проявляли безразличие. Личностные особенности детей были такие как уединение, закрытость, необщительность. Полученные результаты представим в таблице 4.
Таблица 4.
Результаты методики по выявлению межличностных отношений
Шкалы |
Констатирующий этап эксперимента |
Кол-во детей (%) |
|
«+» отношение к родителям |
14 |
«-» отношение к родителям |
18 |
«+» отношение к сверстникам |
14 |
«-» отношение к сверстникам |
25 |
Любознательность |
4 |
Стремление к общению |
7 |
Лидерство |
7 |
Уединение |
18 |
Более наглядно результаты проведения методики можно проследить на гистограмме рисунка 4.
Рис. 4. Гистограмма результатов методики
по выявлению межличностных отношений
на констатирующем этапе (в %)
Результаты исследования по методике «Незаконченные предложения» помогли нам определить направленность личности исследуемых. Позитивные отношения к школе, сверстникам и к самому себе на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы выявились у 32 % детей; негативные отношения у 10 детей, у них наблюдается наличие эмоционального напряжения, даже в некоторых случаях проявляется враждебность по отношению к сверстникам.
В 68 % случаев дети иногда испытывают эмоциональный дискомфорт, в некоторых ответах замечается проявление эмоциональной напряжённости и дистанции. Полученные результаты представим в таблице 5.
Таблица 5.
Результаты методики по выявлению направленности личности учащегося
Шкалы |
Диагнос эксперимента |
Кол-во детей (%) |
|
«+» отношение к школе |
7 |
«-» отношение к школе |
22 |
«+» отношение к сверстникам |
14 |
«-» отношение к сверстникам |
25 |
«+» отношение к себе |
10 |
«-» отношение к себе |
22 |
Результаты методики «Незаконченные предложения» представим на гистограмме рисунка 5.
Рис. 5. Гистограмма результатов методики
по выявлению направленности личности учащегося на диагностическом этапе (в %)
Степень комфорта ребёнка в семье мы изучали по методике «Рисунок семьи».
Анализ рисунков показал, что на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы из 15 рисунков детей:
- к высокому уровню детско-родительских отношений можно отнести только 18 % семей;
- к среднему уровню –61 %;
- к низкому мы отнесли 21 % семей.
Полученные результаты представим в таблице 6.
Таблица 6.
Результаты исследования степени комфорта ребёнка в семье
на констатирующем этапе
Шкалы |
Констатирующий этап эксперимента |
|
Кол-во детей (%) |
||
Высокий уровень комфорта в семье |
18 |
|
Средний уровень комфорта в семье |
61 |
|
Низкий уровень комфорта в семье |
21 |
Результаты исследования представим в гистограмме рисунка 6.
Рис. 6. Гистограмма результатов исследования
степени комфорта ребёнка в семье на констатирующем этапе (в %)
Итак, нами рассмотрено содержание диагностических методик, которые мы использовали, чтобы определить результаты семейного воспитания исследуемых детей на диагностическом этапе опытно-экспериментальной работы.
Мы провели диагностические исследования, которые позволили нам выявить, что дети неконтактны, малообщительны, пассивны.
Многим детям сложно из-за этого и в процессе учебной деятельности. У некоторых детей явно выражено негативное отношение к сверстникам, школе. Занижена самооценка.
С учётом полученных результатов нами была предложена в качестве работы с исследуемыми семьями модель просвещения и помощи родителям по вопросам воспитания детей.
ГЛАВА 3. Разработка модели просвещения и помощи родителям и рекомендации по вопросам воспитания детей
3.1. Разработка и реализация модели просвещения и помощи родителей по вопросам воспитания детей (формирующий эксперимент)
Задачей нашей педагогической работы стала разработка модели занятий, где мы включили сочетание различных видов деятельности: игр, психотехнических упражнений, обращения к личному опыту, анализ опыта участников групп, анализ эмоций и коммуникативных действий участников, литературных историй, рисования.
Разработанная нами модель работы позволила провести для исследуемых семей, мероприятия совместной деятельности, где были задействованы, как родители, так и дети.
Конспекты нескольких занятий, которые мы проводили с исследуемыми семьями и детьми, в ходе опытно-экспериментальной работы:
1) Тренировка возможности взаимодействия:
- сюжетно – ролевая игра «Мама рассердилась…»,
-спортивные игры для сплочения «Один за всех и все за одного»,
-Часы общения «Доброе слово о моей игрушке», «Мой четвероногий друг» и т. д., а также групповое пение «Улыбка», «Дружба», что способствует сплочению коллектива в неформальной обстановке.
- Семейные посиделки с чаепитием «У самовара» направлены на создание тёплой атмосферы для доверительного общения взрослых и детей.
- Речевая игра: «Учимся благодарить». В ходе игры детьми разбираются различные жизненные ситуации, когда необходима благодарность.
- Речевая игра «Поздравление». Игра проводится в виде похода на день рождения или оформления открытки маме и т. д.
2) Обучение детей решению возникающих проблем мирным способом.
Классный час «Мы дружные ребята», где обсуждаются коллективные дела и дружба.
- Инсценировка «Друзья», где дети обыгрывают встречу друзей после долгой разлуки.
- Коллективный просмотр и обсуждение мультфильмов: «Приключения кота Леопольда», «Зима в Простоквашино».
Обсуждение поведения главных героев, нахождение путей выхода из сложившейся конфликтной ситуации.
3) Обучение детей анализу своих поступков и поступков других людей (сверстников, родителей и других взрослых).
- Групповое чтение: В. Осеева «Злая мать и добрая тетя», «Синие листья», «После дождя», М. Зощенко «Ёлка», с последующим анализом прочитанного.