Файл: Сотрудничество с родителями младших школьников в организации воспитательного процесса (Рекомендации  родителям ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2023

Просмотров: 170

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Некоторые дети вообще не ездят с родителями отдыхать- 46,7 % (7) детей, многие изъявили желание хотя бы раз в месяц проводить время вне

дома всей семьей - 8 детей (53,3%).

На вопрос - применяются ли в семье наказания и какие, 8 детей (53,3%) ответили, что их бьют, а 7 (46,7 %) детей сказали, что их ругают и применяют другие различные наказания.

На вопрос - Посещают ли родители родительские собрания, только 1 ребенок ответил положительно.

Бывают проблемы со здоровьем у всех 15 респондентов.

О секретах от семьи поделились 10 опрошенных респондентов (66,7%).

Друзья бывают дома у 8 детей (53,3%).

Все 15 респондентов отметили, что проверяют родители уроки очень редко.

Только у 13,3% (2 чел) в семье имеются традиции отмечать семейные праздники.

Отрицательные ответы от всех 15 респондентов были получены на следующие вопросы:

- Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных заботах?

- Интересуетесь ли вы работой родителей?

- Говорят ли с родителями «по душам», советуетесь ли по личным вопросам?

В «детские праздники» только 9 респондентов (60%) предпочитают, чтобы родители были с ними, а 6 (40%) человек хо­тели бы проводить их без взрослых.

13,3% (2 чел) обсуждают с родителями прочитанные книги, фильмы?

На вопрос - дружная ли ваша семья, только 13,3% (2 чел) ответили утвердительно, остальные респонденты дали ответ – не знаю.

На вопрос - Что для вас вечер дома, - 13,3% (2 чел) ответили, что это – радость общения, а остальные согласились с ответом - мучение и пытка.

а)  Радость общения.

б)  Возможность быть самим собой.

в)  Мучение и пытка.

Таким образом, проведенное исследование показало, что среди опрошенных семей имеются и семьи группы риска, наблюдается, что в некоторых семьях часто происходят конфликтные ситуации, неправильно разрешаются конфликты, применяются грубые формы обращения с детьми, плохо организован детский отдых, большая часть родителей вообще не посещают родительских собраний – из 10 опрошенных семей (66,7%).

Можно отметить, что ответы родителей и детей перекликаются и подтверждают, что в исследуемых семьях отсутствует благополучие, нет взаимопонимания, отчужденные холодные отношения, родители не проявляют заботу о своих детях или она проявляется ими недостаточно и направлена больше на материальную сторону, а что чувствует, о чем мечтает, что переживает в семье ребенок, никого это не интересует в исследуемых семьях. Все это и многое другое создает неблагоприятную атмосферу в семьях, а это отрицательно влияет на развитие детей.


Также, на диагностическом этапе опытно-экспериментальной работы, с детьми, участвующими в эксперименте был использован цикл диагностических методик, для определения состояния семейного воспитания младших школьников и получения ясного представления тех причин, которые будут помогать или препятствовать достижению намеченных результатов.

Критерий - это признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мера суждения, оценки какого-либо явления.

Для выявления уровня социализации младших школьников мы определили критерий – открытость, либо закрытость обществу. Данный критерий и его признаки мы представили в виде рис 2.

Из данной схемы видно, что критерий - открытость/закрытость обществу состоит из признаков, исследуемых определенными диагностическими инструментариями:

- характер проведения досуга (метод наблюдения за учащимися);

- сфера межличностных отношений (методика Рене Жиля);

- направленность личности учащегося (методика «Незаконченные предложения»);

- степень комфорта ребёнка в семье (методика «Рисунок семьи»).

Рис.2. Схема критерия и признаков
социализации детей младшего школьного возраста

Представим результаты диагностического этапа.

Метод наблюдения позволил сделать вывод о характере проведения досуга младших школьников.

По результатам наблюдения, проведенного на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы, была выявлена пониженная контактность среди учащихся, многие дети пассивны на переменах (сидят в классе, не выходят за пределы классной комнаты).

Между участниками явно отмечена тревожность, таких детей выявлено 32 %. В группе исследуемых 32 % детей активны, но эта активность никак не направлена на доброжелательность и отзывчивость. Такие дети доставляют дискомфорт на перемене окружающим и сами не подозревают об этом.

Полученные результаты представим в таблице 3.

Таблица 3.

Результаты наблюдения характера проведения досуга

Шкалы

Диагностический этап эксперимента

Кол-во детей (%)

Агрессивность/тревожность поведения

32

Активность

32

Пассивность

25

Контактность

11

Результаты наблюдения прослеживаются на представленной гистограмме рисунка 3.


Рис. 3. Гистограмма результатов наблюдения
характера проведения досуга на констатирующем этапе (в %)

По результатам диагностики сфера межличностных отношений (методика Рене Жиля) выявлено следующее.

На начало эксперимента контактно-личностные отношения ребёнка с другими людьми (родителями, сверстниками, учителями) были отчуждёнными, недоверчивыми. Некоторые дети не хотели воспринимать своих сверстников, не шли, либо с трудом шли с ними на контакт. Некоторые дети предпочитали быть в стороне происходящего, проявляли безразличие. Личностные особенности детей были такие как уединение, закрытость, необщительность. Полученные результаты представим в таблице 4.

Таблица 4.

Результаты методики по выявлению межличностных отношений

Шкалы

Констатирующий этап эксперимента

Кол-во детей (%)

«+» отношение к родителям

14

«-» отношение к родителям

18

«+» отношение к сверстникам

14

«-» отношение к сверстникам

25

Любознательность

4

Стремление к общению

7

Лидерство

7

Уединение

18

Более наглядно результаты проведения методики можно проследить на гистограмме рисунка 4.

Рис. 4. Гистограмма результатов методики
по выявлению межличностных отношений
на констатирующем этапе (в %)

Результаты исследования по методике «Незаконченные предложения» помогли нам определить направленность личности исследуемых. Позитивные отношения к школе, сверстникам и к самому себе на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы выявились у 32 % детей; негативные отношения у 10 детей, у них наблюдается наличие эмоционального напряжения, даже в некоторых случаях проявляется враждебность по отношению к сверстникам.

В 68 % случаев дети иногда испытывают эмоциональный дискомфорт, в некоторых ответах замечается проявление эмоциональной напряжённости и дистанции. Полученные результаты представим в таблице 5.

Таблица 5.

Результаты методики по выявлению направленности личности учащегося

Шкалы

Диагнос эксперимента

Кол-во детей (%)

«+» отношение к школе

7

«-» отношение к школе

22

«+» отношение к сверстникам

14

«-» отношение к сверстникам

25

«+» отношение к себе

10

«-» отношение к себе

22


Результаты методики «Незаконченные предложения» представим на гистограмме рисунка 5.

Рис. 5. Гистограмма результатов методики
по выявлению направленности личности учащегося на диагностическом этапе (в %)

Степень комфорта ребёнка в семье мы изучали по методике «Рисунок семьи».

Анализ рисунков показал, что на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы из 15 рисунков детей:

- к высокому уровню детско-родительских отношений можно отнести только 18 % семей;

- к среднему уровню –61 %;

- к низкому мы отнесли 21 % семей.

Полученные результаты представим в таблице 6.

Таблица 6.

Результаты исследования степени комфорта ребёнка в семье
на констатирующем этапе

Шкалы

Констатирующий этап эксперимента

Кол-во детей (%)

Высокий уровень комфорта в семье

18

Средний уровень комфорта в семье

61

Низкий уровень комфорта в семье

21

Результаты исследования представим в гистограмме рисунка 6.

Рис. 6. Гистограмма результатов исследования
степени комфорта ребёнка в семье на констатирующем этапе (в %)

Итак, нами рассмотрено содержание диагностических методик, которые мы использовали, чтобы определить результаты семейного воспитания исследуемых детей на диагностическом этапе опытно-экспериментальной работы.

Мы провели диагностические исследования, которые позволили нам выявить, что дети неконтактны, малообщительны, пассивны.

Многим детям сложно из-за этого и в процессе учебной деятельности. У некоторых детей явно выражено негативное отношение к сверстникам, школе. Занижена самооценка.

С учётом полученных результатов нами была предложена в качестве работы с исследуемыми семьями модель просвещения и помощи родителям по вопросам воспитания детей.

ГЛАВА 3. Разработка модели просвещения и помощи родителям и рекомендации по вопросам воспитания детей


3.1. Разработка и реализация модели просвещения и помощи родителей по вопросам воспитания детей (формирующий эксперимент)

Задачей нашей педагогической работы стала разработка модели занятий, где мы включили сочетание различных видов деятельности: игр, психотехнических упражнений, обращения к личному опыту, анализ опыта участников групп, анализ эмоций и коммуникативных действий участников, литературных историй, рисования.

Разработанная нами модель работы позволила провести для исследуемых семей, мероприятия совместной деятельности, где были задействованы, как родители, так и дети.

Конспекты нескольких занятий, которые мы проводили с исследуемыми семьями и детьми, в ходе опытно-экспериментальной работы:

1) Тренировка возможности взаимодействия:

- сюжетно – ролевая игра «Мама рассердилась…»,

-спортивные игры для сплочения «Один за всех и все за одного»,

-Часы общения «Доброе слово о моей игрушке», «Мой четвероногий друг» и т. д., а также групповое пение «Улыбка», «Дружба», что способствует сплочению коллектива в неформальной обстановке.

- Семейные посиделки с чаепитием «У самовара» направлены на создание тёплой атмосферы для доверительного общения взрослых и детей.

- Речевая игра: «Учимся благодарить». В ходе игры детьми разбираются различные жизненные ситуации, когда необходима благодарность.

- Речевая игра «Поздравление». Игра проводится в виде похода на день рождения или оформления открытки маме и т. д.

2) Обучение детей решению возникающих проблем мирным способом.

Классный час «Мы дружные ребята», где обсуждаются коллективные дела и дружба.

- Инсценировка «Друзья», где дети обыгрывают встречу друзей после долгой разлуки.

- Коллективный просмотр и обсуждение мультфильмов: «Приключения кота Леопольда», «Зима в Простоквашино».

Обсуждение поведения главных героев, нахождение путей выхода из сложившейся конфликтной ситуации.

3) Обучение детей анализу своих поступков и поступков других людей (сверстников, родителей и других взрослых).

- Групповое чтение: В. Осеева «Злая мать и добрая тетя», «Синие листья», «После дождя», М. Зощенко «Ёлка», с последующим анализом прочитанного.