Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 164
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Понятие и сущность мотивации труда
1.2. Система мотивации труда и ее элементы
1.3 Методы стимулирования персонала
2.1. Характеристика организации МБДОУ «Смоляночка»
2.2. Анализ мотивации труда персонала учреждения
2.3. Рекомендации по совершенствованию реализации функций мотиваций в коллективе
Проанализировав данные таблицы 5 можно сделать вывод, что наблюдается положительная динамика повышения квалификационной категории педагогами учреждения.
Однако, требуется системная, планомерная работа над улучшением данного показателя, так как в МБДОУ нет ни одного педагога с высшей категорией и удельный вес с первой категорией невелик[20].
Анализируя полученные данные можно отметить следующее.
В целом показатели МБДОУ улучшаются, над некоторыми нужно ещё работать. Особенно остро стоят перед руководством МБДОУ задачи на повышение мотивации педагогов на повышение своей квалификационной категории и участие в мероприятиях различного уровня и профессиональных конкурсах.
Коллектив детского сада стабилен, педагоги обладают достаточно высоким уровнем профессионализма, образования.
2.2. Анализ мотивации труда персонала учреждения
Для анализа мотивации персонала МБДОУ Детский сад №1 «Смоляночка» было проведено исследование, в котором участвовало 12 педагогов. Исследование проводилось совместно с педагогом – психологом.
Задачи исследования:
1. Выявить критерии удовлетворенности работой;
2. Определить средний уровень удовлетворенности работой;
3. Провести диагностику мотивационной деятельности педагогов.
Для решения первой задачи нами был проведен тест неудовлетворенность работой Р. Кунина (см. Приложение А), результаты которого приведены в таблице 6.
По результатам теста педагоги набрали от трёх до восьми баллов, что является пониженным уровнем удовлетворенности работой.
Таблица 6
Результаты теста на удовлетворенность работой Р. Кунина
Участник теста |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Результат |
1 |
Нет |
Нет |
Нет |
Нет |
Да |
Да |
Да |
Нет |
Нет |
Да |
3 |
2 |
Нет |
Нет |
Да |
Нет |
Да |
Да |
Да |
Да |
Да |
Да |
7 |
3 |
Нет |
Да |
Нет |
Да |
Да |
Да |
нет |
Нет |
Нет |
Да |
5 |
4 |
Да |
Нет |
Да |
Нет |
Да |
Да |
Да |
Нет |
Да |
Да |
7 |
5 |
Да |
Да |
Нет |
Да |
Нет |
Да |
Да |
Да |
Нет |
Да |
7 |
6 |
Нет |
Да |
Да |
Нет |
Да |
Да |
Да |
Нет |
Нет |
Нет |
5 |
7 |
Да |
Нет |
Нет |
Да |
Да |
Да |
Да |
Нет |
Да |
Да |
7 |
8 |
Нет |
Да |
Нет |
Да |
Да |
Да |
Да |
Нет |
Нет |
Нет |
5 |
9 |
Да |
Да |
Да |
Нет |
Да |
Да |
Да |
Нет |
Да |
Да |
8 |
10 |
Да |
Нет |
Нет |
Да |
Нет |
Нет |
Да |
Да |
Нет |
Да |
5 |
11 |
Нет |
Нет |
Да |
Да |
Нет |
Да |
Да |
Нет |
Да |
Да |
6 |
12 |
Да |
Да |
Да |
Да |
Да |
Да |
Нет |
Да |
Нет |
Да |
8 |
Проанализировав ответы педагогов, были выделены вопросы, на которые даны отрицательные ответы. Некоторые педагоги выделяют, что их не так часто хвалят за хорошую работу, руководитель заботится не обо всех работниках на личном уровне (не справляется как дела у них и у их семьи). Не все коллеги и сотрудники лояльны к организации, кто-то не разделяет ее цели. Шесть воспитателей отметили, что имеют не все необходимые материалы, чтобы делать работу действительно хорошо. Три педагога считают, что у них нет возможности развивать свои навыки, повышать уровень знаний. Нельзя игнорировать данные результы, ведь от этого удовлетворенность работой данного коллектива может понизиться ещё ниже.
Для решения второй задачи была проведена диагностика личностной и групповой удовлетворенности работой В.А. Розановой (см. Приложение Б), результаты которой приведены в таблице 7.
Таблица 7
Результаты диагностики личностной и групповой удовлетворенности работой
Участники диагностики |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Результат |
1 |
3 |
3 |
3 |
3 |
5 |
5 |
5 |
5 |
3 |
3 |
2 |
3 |
50 |
2 |
3 |
4 |
2 |
4 |
5 |
5 |
2 |
4 |
5 |
3 |
2 |
2 |
47 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
4 |
2 |
1 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
35 |
4 |
2 |
2 |
2 |
2 |
4 |
3 |
2 |
3 |
4 |
2 |
4 |
3 |
41 |
5 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
34 |
6 |
4 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
36 |
7 |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
35 |
8 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
39 |
9 |
2 |
3 |
3 |
4 |
5 |
3 |
4 |
4 |
2 |
4 |
3 |
4 |
49 |
10 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
4 |
3 |
3 |
36 |
11 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
34 |
12 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
4 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
32 |
В среднем по результатам теста у педагогов вышло 39 баллов. Исследование показало, что члены коллектива МБДОУ не вполне удовлетворены своей работой.
Три человека крайне не удовлетворены стилем руководства. Два педагога крайне не удовлетворены в профессиональной компетенции начальника. Несколько человек не удовлетворенны соей зарплатой. Пять педагогов могут задуматься о поисках другой работы.
Для решения третьей задачи была проведена диагностика «Мотивация профессиональной деятельности» ( Mетодика К. Замфир в модификации А. А. Реана) (Приложение В), результаты которой приведены в таблице 8.
Таблица 8
Результат диагностики «Мотивация профессиональной деятельности
Участники диагностики |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Мотив |
||||||||||||
1.Денежный заработок |
5 |
4 |
4 |
3 |
4 |
3 |
5 |
4 |
3 |
3 |
4 |
4 |
2.Стремление к продвижению по службе |
4 |
3 |
4 |
4 |
5 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
4 |
5 |
3.Стремление избежать критики со стороны руководителя и коллег |
4 |
3 |
3 |
3 |
5 |
3 |
5 |
4 |
3 |
3 |
4 |
3 |
4.Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
5.Потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
6.Удовлетворение самого процесса и результата работы |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
7. Возможность наиболее полной самореализации именно данной деятельности |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
3 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
ВМ =(6+7)/2 ВПМ=1+2+5)/3ВОМ=(3+4)/2 |
ВМ=5 ВПМ=4,3ВОМ=4 |
ВМ=5ВПМ=4 ВОМ=3 |
ВМ=5 ВПМ=4,3ВОМ=3 |
ВМ=5 ВПМ=4 ВОМ=3 |
ВМ=5 ВПМ=4,6ВОМ=4 |
ВМ=3,5ВПМ=4 ВОМ=3,5 |
ВМ=5 ВПМ=5 ВОМ=4,5 |
ВМ=5 ВПМ=4 ВОМ=3,5 |
ВМ=5 ВПМ=4 ВОМ=3,5 |
ВМ=5 ВПМ=4,3ВОМ=3 |
ВМ=5 ВПМ=4,3ВОМ=3,5 |
ВМ=5 ВПМ=4,6ВОМ=3 |
Полученные итоги в целом можно назвать оптимальными мотивационными комплексами, за исключением одного участника опроса с промежуточным сочетанием (ВМ = 3,5; ВПМ =4; ВОМ = 3,5).
Таким образом, мы приходим к выводу, что необходимо и дальше поддерживать и развивать методы мотивации педагогов ДОО, способствующие повышению качества профессиональной деятельности. Важным является положительная оценка эффективной работы и признание собственных достижений педагога.
Требуется повышать мотивацию, т.к. не все педагоги полностью удовлетворены работой. Например, несмотря на то, что средний результат показывает неудовлетворённость, троих работников коллектива крайне не удовлетворяет педагогическая деятельность в данной организации. Это видно по результатам теста, где итоговый результат по шкале у нескольких человек входит в худший результат.
2.3. Рекомендации по совершенствованию реализации функций мотиваций в коллективе
Проведенный анализ и оценка эффективности системы мотивации педагогических работников МБДОУ Детский сад №1 «Смоляночка» г. Смоленска, несмотря на широту направлений стимулирования, имеет следующие недостатки:
1. Для мотивации педагогических работников незначительно используются возможности нематериальной мотивации.
2. Критерии материального стимулирования не отражают эффективности работы педагогов и не мотивируют их на стремление к достижению высоких показателей в работе.
3. Недостаточно внимания уделяется стимулированию творчества педагогических работников МБДОУ, стремления к освоению и внедрению в учебный процесс образовательных инноваций.
Наиболее эффективными практическими шагами для реализации задачи повышения мотивации работников ДОУ будут, во-первых, совершенствование системы оценки и вознаграждения труда (внедрение эффективного контракта), которое невозможно без создания образцовых моделей, служащих ориентиром для достижения определенного результата.
Во-вторых, обогащение труда путем оттачивания навыков в работе.
В-третьих, обращение к потребностям педагогов, выявление возможных компенсаций, позволяющих восполнить нереализованные потребности и мотивы, например:
- привлечение к управлению учреждением;
- привлечение в состав экспертных групп, в состав оргкомитетов по подготовке мероприятий, возможность представлять учреждение на значимых мероприятиях, право педагога работать в составе комиссий;
- содействие в выдвижении на конкурсы профессионального мастерства;
- представление к почетным грамотам;
- помощь в обобщении опыта и подготовке публикаций;
- направление на курсы резерва руководителей;
- направление на внеплановые курсы по интересующим работников ДОУ проблемам и др.
И, наконец, согласование общих ценностей администрации, работников ДОУ, воспитанников и их родителей (законных представителей).
В связи с вышеизложенным, предлагается провести мероприятия по совершенствованию системы мотивации в МБДОУ Детский сад №1 «Смоляночка» г. Смоленска в указанных направлениях:
- усиление личностного смысла профессионального развития педагогов
- путем определения притягательного смысла и значимости самой профессии; развития отношения к труду как к социально и личностно значимой потребности; формирования способности получать удовлетворение от высокого качества выполняемой работы; придания уверенности в реализации собственных способностей и намерений; учета интересов каждого в планировании дел; предоставления педагогам профессиональных вызовов как возможности мобилизовать собственные ресурсы;
- изменение роли руководителя в мотивации профессионального развития педагогов путем отказа от стереотипов управления; овладения базовыми навыками лидерской компетентности; завоевания доверия; выражения восхищения достижениями педагога; оказания помощи педагогу в решении профессиональных задач; подчеркивание значимости и уникальности каждого; позитивного настроя и личного примера в делах; минимизации рисков при внедрении инноваций;
- введение корпоративных (внутри МБДОУ) наград, например, «лучшему педагогу», «за творческие заслуги», «лучшему воспитателю», «лучшему педагогу-новатору» и т.д. с ежегодным вручением почетных грамот и переходящих кубков;
- внедрение в практику издание ежемесячной стенгазеты, издаваемой редколлегией педагогов с помещением в ней репортажей о жизни МБДОУ, о проблемах и перспективах образовательного процесса, нововведениях, поздравления с праздниками педагогов, а также репортажи о конкретных педагогах и их достижениях;
- расширение для педагогов возможности повышать свою квалификацию, получать дополнительные знания в МБДОУ, например, в области информационных технологий (работа на персональном компьютере, разработка электронных презентаций, работа с использованием интернет-ресурсов) и использовать их в воспитательно-образовательном процессе;
- активизирование проведения корпоративных мероприятий творческого характера (творческих конкурсов, викторин, спортивных и туристических мероприятий, праздников и т.д. для педагогов);
- размещение информации о достижениях педагогов на сайте ДОУ – освещать деятельность педагогов и их профессиональных достижений в профессиональном сообществе, статьи в СМИ;
- предоставление возможности обмена опытом, обоснование авторской методики воспитания, демонстрация профессиональных достижений, способствуют удовлетворению потребности в признании, уважении и самореализации;
- создание «Интерактивной доски почёта», которая разместится на сайте учреждения, и будет представлять собой Web-страницу, содержащую следующую информацию.