Файл: Роль мотивации в поведении организации (на примере ООО «Элит-Стом»).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 141
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты мотивации трудовой деятельности
1.1 Общая характеристика мотивации трудовой деятельности
Глава 2. Анализ системы мотивации труда в ООО «Элит-Стом»
2.1 Общая характеристика деятельности предприятия
3.1 Проект мероприятий направленный на повышение мотивации персонала
Как видно, к материальным стимулам обычно относят зарплату, премии и бонусы. Остальные – причисляют к нематериальной мотивации, поскольку сотрудник не получает на руки «живые» деньги, хотя компания и тратит на все это средства.
Нематериальные стимулы часто делят на три группы: не требующие инвестиций со стороны компании; требующие инвестиций и распределяемые безадресно, и требующие инвестиций компании, но распределяемые адресно.
Группа нематериальных стимулов, не требующих вливания со стороны организации, включает:
- признание успехов сотрудника в работе: поздравления с днем рожденья, создание стенда «легенды компании» - сотрудники, давно работающие на предприятии, устная похвала на общих собраниях;
- проведение систематического анализа успешно достигнутых этими работниками производственных целей;
- создание своего рода соперничества с регулярным подведением итогов соревнования;
- включать персонал в разные программы обучения и повышения квалификации внутри организации, как в качестве слушателей, так и в качестве докладчиков;
- создание «прозрачной» системы оценки оплаты их труда.
Так же к нематериальным стимулам, требующих вложений со стороны
организации и распределяемые как адресно, так и безадресно относят систему предоставления различного рода компенсаций и льгот.
Желательно при построении данной части системы мотивации следует заблаговременно провести опрос об их предпочтениях, о том, что каждого из них лично стимулировало бы работать еще лучше. Этим смог бы воспользоваться любой, попав в определенную ситуацию или выполняя определенные требования и индивидуальные стимулы.
Стимулы, подлежащие оценке индивидуально:
- материальная помощь при рождение ребенка, свадьба, тяжелая болезнь ближайших родственников или их смерть;
- помощь в устройстве детей сотрудников в детские сады, лагеря отдыха, учебные заведения, школы.
Распределяемые не индивидуально, то есть те, которые в основном
«работают» на повышение качества трудовой жизни:
- обеспечение медицинской одежды на рабочих местах;
- обеспечение абонементами в бассейн или спортзал;
- улучшение организационно-технических условий на рабочих местах;
- организация корпоративных праздников;
- предоставление некоторым категориям сотрудников права на
«льготный» рабочий день, неполная рабочая неделя, скользящий или гибкий график.
Таким образом, опираясь на итоги проведенного в предыдущей главе анкетирования персонала, показавшего основные факторы неудовлетворенности, связаны с неудовлетворенностью заработной платой, не достаточным социальным обеспечением, а также неудовлетворительный социально-психологический климат в коллективе. Необходимо разработать мероприятия, направленные на мотивирование сотрудников и, следовательно, способствующие снижению уровня текучести.
Справедливость оплаты труда. В данной стоматологии хотелось бы увидеть использовать более эффективные способы мотивации, которые бы
были более значимыми для каждого сотрудника. Это будет способствовать стабильному высокому качеству работы, что в свою очередь на отсутствие текучести кадров. Хотелось бы чтобы руководством учитывались не только результаты труда, но и удачная инициатива работников. В этом случае сотрудники стоматологии будут работать с большим энтузиазмом, будут чаще вноситься новые предложения. Что в свою очередь сплотит коллектив, сложится дружная команда, которая сможет достигнуть высоких результатов, и воплотить в жизнь интересные идеи.
С целью разрешения проблемы по совершенствованию системы мотивации в стоматологии, необходимо сформировать надежную оценочную систему, в которой будут учитываться такие факторы как профессиональные знания, стаж и опыт, вклад работника в конечный результат деятельности стоматологии.
Существенным фактором в эффективной системе является ее прозрачность и объективность: в случае если персоналу будет непонятно или неизвестно, за что их поощряют и как они могут влиять на размер своей заработной платы; если критерии оценки их деятельности не объективны, то мотивационный эффект не будет достигнут.
Заработная плата делится на три части:
- первая часть выплачивается за выполнение своих должностных обязанностей. У сотрудников занимающих одинаковую должность она одинакова. Является величиной постоянной и изменяется только при смене должности или ежегодной индексации. Постоянная часть должна составлять от 60 до 70% общего дохода, когда заработная плата начисляется по стандартной формуле для всех категорий сотрудников;
- вторая часть определяется выслугой лет и нарастает с течением времени.
- Премирование хотелось бы чтобы было построено таким образом, что сотрудник как раз бы в первые годы своей профессиональной деятельности максимально быстро наращивал процент надбавки. Так как на этот период приходится наибольшее количество новых идей. Наряду с этим работник, который проработал меньше пяти лет на одном месте, еще не «оброс» неформальными связями с коллегами, ему довольно легко сменить место работы в случае более выгодного предложения. После пяти лет работы на одном и том же месте работник менее склонен менять место работы. Такой работник потратил много своих сил, энергии и времени посвятил развитию и процветанию компании, поэтому после пяти лет работы надбавка за выслугу снижает темп роста, но достигает внушительного размера;
- третья часть может варьировать в зависимости от результатов работы за прошедший месяц. То есть, чем больший вклад сотрудник внес, тем больше он и получил. Для этого можно предложить расчет коэффициента трудового участия. Коэффициент трудового участия представляет собой цифровое значение, которое характеризует вклад одного работника в результат работы всего коллектива.
Для этого необходимо:
- создать положение о коэффициенте трудового участия;
- ознакомить сотрудников с данным положением;
- на общем собрании, при помощи голосования, принять положение о коэффициенте трудового участия;
- издать приказ о введении коэффициента трудового участия.
В данном приложении оценка работы конкретного сотрудника будет осуществляться по 10-бальной шкале. Один балл примем равным 100 руб. Для оцениваться сотрудников нужно по следующим критериям:
- квалификация;
- стаж по профессии;
- стаж в организации;
- образование;
- пунктуальность;
- дисциплинированность;
- гигиена рабочего места;
- коммуникабельность;
- профессионализм;
- личностные характеристики (вежливость, приветливость, толерантность).
Помимо выше сказанного, стоит предусмотреть и такой нематериальный стимул, который будет поддерживать положительный социально-трудовой климат в коллективе и мотивировать сотрудников подразделений в целом, как соревнование за звание «Лучший работник месяца», который будет выражаться в какой то определенной фиксированной сумме, например – 2000 руб.
Также, в связи с тем, что текучесть сотрудников достаточно высока, можно ввести доплаты за наставничество, т. к. в стоматологии принято, что работник, за которым закреплен вновь пришедший сотрудник, не получает за это никакой оплаты. Однако, наставничество всё же должно мотивироваться материально, поскольку от этого зависит продолжительность адаптационного периода и уровень квалификации принятого работника.
Таким образом, система наставничества нужна для того, чтобы:
- повысить уровень подготовки и квалификации персонала;
- развить у новых сотрудников позитивное отношение к работе, дать им возможность быстрее достичь рабочих показателей, необходимых организации;
- уменьшить количество времени руководителя на обучение новых работников;
- снизить текучесть кадров, уменьшив количество
- сотрудников, уволившихся во время или сразу после испытательного срока.
Признание заслуг наставника, является значительной частью мотивации. В свою очередь это повышает самооценку человека и его авторитет среди коллег. Можно ввести поощрение наставников почетными грамотами или присваиваем звание «Лучший наставник». Сетка размера оплаты может быть сформирована следующим образом:
- если стажер успешно проходит адаптационный период, наставник получает полную сумму установленного ему денежного вознаграждения;
- если стажер не проходит адаптационный период по причинам, не зависящим от работы наставника, то наставник должен получить компенсацию за проделанную работу в размере до 50% суммы установленного ему денежного вознаграждения;
- если же стажер не проходит адаптационный период по причине плохой работы наставника, то последнему компенсация может быть не выплачена.
Исходя из выше сказанного, с целью избегания причин увольнения, связанных с неудовлетворенностью оплаты труда, необходимо:
- своевременно и правильно информировать сотрудников о смене
- системы оплаты труда;
- установить определенную систему начисления и строго придерживаться ее;
- оценка труда должна быть «прозрачной» и принципы расчета обязательно должны быть доведены до каждого сотрудника.
Зная точно о способах начисления заработной платы и имея твердую уверенность в ее получении, сотрудники будут весьма заинтересованы в продаже как можно большего количества товара.
Таким образом, в структуру заработной платы войдут следующие элементы, представленные в формуле (8)
З = О + КТУ + В + Н + Д, (8)
где О – основная часть;
КТУ – коэффициент трудового участия; В – % за выслугу лет;
Н – доплата за наставничество;
Д – доплата за звание «Лучший работник месяца».
Создание условий для отдыха работников. Неудовлетворительные условия труда также присутствовали в ответах при анкетировании и большинство из опрошенных отметили отсутствие зоны отдыха сотрудников.
Работа в стоматологии сопряжена с моральной и физической нагрузкой, 8-часовая смена, запрет на сидение в коридоре, «тяжелые» клиенты - все это выматывает, поэтому психологическая разгрузка или просто зона отдыха работникам просто необходима.
Средства и усилия, потраченные на техническое оснащение и обустройство рабочих мест, производственную эстетику, облагораживание рабочего быта, создание предпосылок для хорошего отдыха и психологической разгрузки в перерывах во время трудового дня, окупятся ростом производительности труда, повышением качества работы и, соответственно, увеличением прибыли предприятия.
Затраты на реализацию мероприятий по улучшению социальных условий труда сотрудников ООО «Элит-Стом» приведены в табл. 3.2.
Таблица 3.2 – Расчет затрат на реализацию мероприятий по улучшению социальных условий труда сотрудников (в рублях)
Статьи затрат |
Сумма |
1 |
2 |
Обустройство обеденной зоны: |
13000 |
– покупка обеденного стола |
4000 |
– покупка стульев |
3000 |
– покупка чайника |
1500 |
– покупка микроволновой печи |
3500 |
– покупка посуды |
1000 |
Устройство комнаты психологической разгрузки: |
203500 |
– косметический ремонт |
52000 |
– кресло массажное |
80000 |
– приобретение зеленых растений |
2000 |
– уголок отдыха |
18000 |
– компьютер, экран |
50000 |
– жалюзи |
1500 |
Итого: |
307000 |
Жилищная политика – это долгосрочные программы социальной поддержки персонала. Например, софинансирование работника в приобретении жилья (при стаже более 3-х лет за каждый год работы в стоматологии он платит
1 % стоимости приобретенного жилья) или предоставление беспроцентного целевого займа на первоначальный взнос по кредиту на улучшение жилищных условий в целях обеспечения доступности кредитов.
Оказание финансовой помощи в приобретении работниками постоянного жилья может привлечь высокопрофессиональных специалистов и мотивировать их на долгосрочный труд в стоматологии «Элит-Стом», что, в свою очередь, существенно сократит текучесть кадров. А также будет мотивировать работников к повышению эффективности труда.
Индивидуальный социальный пакет (ИСП). В данное время, в связи со сложными экономическими условиями, наличие социального пакета будет являться одним из способов для привлечения и удержания работников. Социальный пакет дает гарантированные материальные выплаты в установленных размерах и в определенные сроки, а также дополнительный набор льгот и компенсаций, которые могут представлять собой составную часть внутрифирменной социальной программы. Социальные льготы могут быть представлены как в денежной, так и не денежной форме, распространяющимися на всех работников компании, а также дополнительными льготами для некоторых категорий сотрудников.
К социальному пакету относят:
- официальное начисление заработной платы;
- оплата отпусков;
- оплата больничных листов, оплата детских пособий;
- укороченный рабочий день, неполная рабочая неделя, скользящий или гибкий график.
Сотрудникам стоматологии перечисленные льготы гарантированы государством. Следовательно, основное внимание необходимо уделить компенсациям и льготам сверх государственных, например:
- материальная помощь при рождении ребенка, свадьба, тяжелая болезнь ближайших родственников или их смерть. Сумма материальной помощи работникам не должна быть более 3000-5000 рублей по каждому основанию;
- Медицинский осмотр и оформление медкнижки в медицине являются обязательным, поэтому все связанные с этим расходы, если работник успешно прошел стажировку и продолжает работать - компенсируются организациями. Кроме того, раз в год, помимо обязательных обследований работодатель за свой счет может направлять на медицинский осмотр или диспансеризацию всех работников. Такое мероприятие проводится в рамках договора с медицинским учреждением и стоит в пределах 50000 в год. Зато это дает прямую, хотя и не очевидную, выгоду: профилактика серьезных заболеваний и сезонных эпидемий. Исследования показывают, что выгоднее раз в год провести всесторонний медосмотр персонала, чем по три месяца оплачивать больничный;
- повышение квалификации и обучение сотрудников. Как уже говорилось ранее в данной стоматологии нет больших возможностей для роста по служебной лестнице. Необходимо компенсировать отсутствие возможности карьерного роста возможностью повышать свою трудовую компетенцию и квалификацию.