Файл: Роль мотивации в поведении организации (ООО «Престиж» ).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы применения мотивации в поведении организации
1.1. Понятие и содержание мотивации персонала
1.3. Использование современных теорий для мотивации персонала в современных организациях
2. Анализ системы мотивации персонала организации на примере ООО «Престиж»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Оценка эффективности системы мотивации персонала на предприятии
3. Пути повышения эффективности системы мотивации в ООО «Престиж»
3.1. Разработка рекомендаций совершенствованию мотивации в организации
Согласно представленным в таблице 9 данным можно наблюдать негативные тенденции, проявляющиеся в ежегодном снижении рентабельности персонала и рентабельности расходов на персонал. Так, за рассматриваемый период рентабельность персонала снизилась с 7837% в 2016 г. до 5575% в 2018 г. При этом рентабельности расходов на персонал снизилась на 11% с 20% в 2016 г. до 9% в 2018 г.
Также следует отметить тот факт, что несмотря на рост фонда оплаты персонала уровень производительности труда снижается, что свидетельствует о неправильно построенной системе стимулирования на предприятии.
Для выявления факторов, влияющих на мотивацию сотрудников, а также для определения актуальности применяемых стимулов был проведен опрос.
Результаты опроса об удовлетворенности применяемыми в организации стимулами представлены на рисунке 3-4.
Рис. 3. Удовлетворенность материальными методами мотивации
Согласно представленным на рисунках данным большая часть половины персонала в целом не удовлетворена материальным стимулированием на предприятии (52%), и лишь 31% опрошенных высказались, что им все нравится.
Результаты опроса об удовлетворенности нематериальными стимулами представлены на рисунке 4.
Рис. 4. Удовлетворенность нематериальными методами мотивации
Согласно представленным на рисунке данным половина опрошенных не удовлетворены нематериальными методами мотивации в организации, что свидетельствует о необходимости развития в данном направлении.
Таким образом, было рассмотрена практическая ситуация на примере ООО «Престиж» и проведен анализ эффективности использования трудовых ресурсов. Экономические показатели свидетельствуют об ухудшении данной сферы управления. Проведенный опрос позволил определить наиболее слабые стороны кадровой работой на предприятии. Были выявлены слабые стороны системы мотивации персонала в ООО «Престиж», которые характерны многим российским предприятиям и устранению которых и нужно посвятить основные силы.
3. Пути повышения эффективности системы мотивации в ООО «Престиж»
3.1. Разработка рекомендаций совершенствованию мотивации в организации
На основе проведенного в предыдущей главе анализа можно сделать вывод о том, что существующая система мотивации персонала является имеет низкую эффективность в современных кризисных условиях, что подтверждается значительной текучестью кадров и снижением производительности труда, а также проведенным опросом.
Необходимо учитывать, что высокий уровень производительности предприятия определяется не тем, как быстро совершают механические движения рабочие, а прежде всего тем, насколько хорошо ориентируются в меняющихся рыночных условиях работники умственного труда — менеджмент, собственники, ведущий научно-технический персонал (технологи, конструкторы, производственники, снабженцы, сбытовики). Конкурентоспособный продукт и доходная программа производства и сбыта — результат их совместных усилий [2, с. 162]. Необходимо учитывать, что обеспечение высокой производительности труда, эффективное использование профессионального и интеллектуального потенциала работника невозможно без поиска действенных методов мотивации труда.
Главной целью повышения эффективности использования трудовых ресурсов ООО «Престиж» является обеспечение эффективной деятельности сотрудников и динамичное развитие заведения. На основе проведённого анализа существующей мотивации в поведении организации сформулируем ряд предложений для её совершенствования. Можно предложить следующую мероприятия по ее совершенствованию (см. рисунок 5).
Рис. 5. Мероприятия по совершенствованию системы мотивации в ООО «Престиж»
Таким образом, согласно представленным на рисунке 5 данным для совершенствования системы стимулирования работников рассматриваемого предприятия была предложена модель, состоящая из комплекса мероприятий, а именно она должна основываться на изменении системы премирования, организации бонусных выплат лучшим сотрудникам и частичной оплаты медицинского обслуживания сотрудников.
Одной из сторон проявления заботы о сотрудниках и организации материального стимулирования труда на предприятии является заключение с медицинскими центрами корпоративных договоров на медицинское обслуживание. В данном случае является целесообразным внедрения данного стимула в ООО «Престиж». Необходимо заключить прямой договор на медицинское обслуживание между организацией и медицинским центром по следующим направлениям: выездная вакцинация, периодические медицинские осмотры, медицинское обслуживание для сотрудников. Данный шаг администрации ресторана продемонстрирует стремление к заботе о сотрудниках и станет основой к снижению текучести и росту результативности труда.
Обеспечение высокой производительности труда, эффективное использование профессионального и интеллектуального потенциала работника невозможно без поиска действенных методов мотивации и стимулирования труда персонала предприятия. Одно из важнейших мест в материальном стимулировании занимает эффективная система оплаты труда.
Оплата труда - важная составляющая рыночных отношений, отражение социальной политики и эффективности экономики государства, один из главных показателей эффективности и результативности реформ. Оплата труда всегда играла значительную роль в жизни общества, ведь с одной стороны, она является основным доходом работников и поэтому ее величина отражает уровень благосостояния каждого члена общества, а с другой стороны если его правильно организовать, то возможно добиться повышения эффективности производства за счет заинтересованности работников в труде. Для повышения производительности труда в современных условиях необходимо продумать такую систему материального стимулирования, которая позволила бы мотивировать работников предприятия на достижение лучших результатов. Существующая на рассматриваемом предприятии система дополнительного заработка охватывает в основном обслуживающий персонал и не удовлетворяет потребности основного персонала. Получается, что повара, посудомойщицы и администраторы не включены в состав стимулирующих схем ООО «Престиж» поскольку в любом случае их заработная плата остается неизменной.
Является целесообразным проведение гибкой политики материального стимулирования в рамках системы управления по целям. Формирование месячных целей должно основываться на достижении месячных финансово-экономических показателей деятельности ООО «Престиж». Месячная премия может быть начислена работникам в случае выполнения бюджета рассматриваемого предприятия.
Пример рекомендуемого расчета премии персонала ресторана представлен ниже в таблице 10.
Таблица 10
Пример расчета премии
Показатель |
Существующая система |
Предлагаемые изменения |
|
Расчет премии |
Ставка за норма/часов* количество норма/часов *20% |
Ставка за н/ч*кол-во н/ч*10% |
Фиксирована |
Ставка за н/ч* кол-во н/ч*20% |
Зависит от личного вклада работника |
||
Ставка за н/ч*кол-во н/ч*20% |
Зависит от результатов работы организации |
||
Ставка в размере 40% от оклада зависит от результатов работы |
Поощрительный характер премии |
||
Основания для выплаты или невыплаты |
В случае простоя, допущении неисправимого брака, некачественной работы, несоблюдении правил ТБ премия может быть уменьшена или не начисляться вовсе. |
В зависимости от результатов работы премия будет составлять 40% от оклада: В случае перевыполнение плана работнику начисляется премия в размере 20%; 20% премии напрямую зависит от выполнения плана. Премия носит поощрительный характер |
|
Периодичность выплат |
Ежемесячно |
Ежеквартально |
Предложенная система будет способствовать созданию ясной методики формирования вознаграждения, основанной на оценке результативности труда работников, а также оптимизирует фонд заработной платы в ООО «Престиж». Руководители и подчиненные должны понять и увидеть через реальные результаты выгодность повышения собственных показателей производительности труда. Эту работу целесообразно осуществлять при непосредственном участии руководства.
В качестве дополнения к уже имеющейся мотивационной программе в рассматриваемой организации для повышения эффективности нематериального стимулирования предлагается внедрить специальный конкурс, чтобы все сотрудники работали так, чтобы стать «Лучшим сотрудником месяца». Правила конкурса:
- конкурс проводится каждый квартал;
- кандидатов выдвигают руководители отделов и дают краткое обоснование своего решения;
- директор может одобрить, добавить или убрать кандидатуру.
Итоги конкурса ежемесячно публикуются на внутреннем форуме компании и информационной доске в офисе. «Лучший сотрудник квартала» премируется.
Этапы проведения рекомендуемого конкурса поэтапно приведены ниже в таблице 11.
Таблица 11
Этапы конкурса «Лучший сотрудник»
Этапы конкурса |
Сроки реализации |
Информирование персонала о проведении конкурса |
12.12.19-14.12.19 |
Сбор заявок на участие в конкурсе |
14.12.19-16.12.19 |
Проведение конкурса (по итогам деятельности каждого участника в течение года) |
16.12.19-28.12.19 |
Подведение итогов конкурса |
28.12.19-29.12.19 |
Награждение победителя |
30.12.19 |
Условием участия в конкурсе «Лучший сотрудник» будет работа на предприятии не менее 1 года, отсутствие дисциплинарных взысканий, внесение особого вклада в развитие деятельности предприятия или благодарные отзывы от посетителей. Награда победителя в виде грамоты и премии в виде памятного подарка. Рекомендуется проведение конкурса ежеквартально. Таким же образом можно провести конкурс на лучшего сотрудника за год.
Кроме того, охарактеризуем личностные качества претендентов на получение звания «Лучший сотрудник»:
Первое и самое важное качество человека, желающего получить признание в коллективе, – это ответственность. С таким человеком можно и нужно сотрудничать. Хороший сотрудник должен быть готов взять на себя ответственность за выполненную работу и свои поступки, а также быть готовым понести ответственность в случае совершении ошибки или не достижения нужного результата.
Второй ключевой признак, которым должен обладать человек, претендующий на высокое звание, – это ориентация на общекомандный результат. Не должно быть фокусировки на самом процессе и единоличных достижениях
Третье важное требование – стремление к собственному саморазвитию. Если человек обладает таким качеством, с ним стоит выстраивать долгосрочное сотрудничество. Важно, чтобы было желание углубляться в вопрос, становиться лучше, стремиться делать свою работу еще более качественно, постоянно обучаться и узнавать новые технологии в своей нише бизнеса.
В-четвертых, заключительный признак – это договоренности. Если вдуматься, то одна из самых важных вещей в жизни каждого современного человека – это именно договоренности. На их выполнении построена, по сути, вся жизнь. Чем выше конверсия выполненных договоренностей в жизни человека, тем выше его статус, положение, финансовый достаток. То есть все категории зависят от того, насколько человек способен держать свое слово.
Таким образом, реализация данного мероприятия станет основой для повышения стремления к эффективной реализации своих возможностей на работе и личностного роста.
3.2. Оценка эффективности предложенных мероприятий
Далее необходимо провести оценку эффективности предлагаемых мероприятий по повышению результативности труда работников на рассматриваемом предприятии.
На изменение системы премирования затрат на предвидится, так как для достаточно принятия решения директором предприятия и издание соответствующего распоряжения.
На проведение конкурса «Лучший сотрудник» необходимы затраты состоящие из следующих элементов:
- ценный приз или премия в размере 5000 р.;
- почетная грамота в специальной рамке. Все это стоит в пределах в 1000 р.;
- фуршет во время проведения конкурса – 4000 р.
Таким образом, на реализацию мероприятия по проведению конкурса «Лучший сотрудник» потребуется 10000 р. в квартал. В год затраты составят 40000 р.
Для частичной оплаты медицинского обслуживания сотрудников достаточно будет сформировать годовой фонд размером 100 тыс. руб.
Таким образом, согласно произведенным расчетам общие затраты в год на все рекомендованные мероприятия по повышению эффективности использования трудовых ресурсов в ООО «Престиж» составят 40+100=140 тыс. рублей.