Файл: Организация бухгалтерского учета на предприятии (ООО «РАНДЕВУ»).pdf
Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 140
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ КАК ЭЛЕМЕНТ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА
1.1. Сущность понятий «затраты», «расходы», «издержки»
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЗАТРАТ ООО «РАНДЕВУ»
2.1. Краткая экономическая характеристика организации
2.2. Анализ себестоимости единицы продукции
По целесообразности расходования затраты бывают производительными и непроизводительными. К производительным относятся затраты, необходимые для обеспечения деятельности хозяйствующего субъекта в соответствии с предусмотренными технологиями, планами, сметами, нормами и нормативами. Непроизводительные затраты свидетельствуют об отклонениях от нормальных условий производственно-хозяйственной деятельности (например, потери от простоев, оплата сверхурочных работ, брак в производстве).
По назначению затраты подразделяются на производственные, управленческие и расходы на продажи (коммерческие). Производственные затраты обусловлены изготовлением продукции, выполнением работ и оказанием услуг. К управленческим относятся расходы на содержание административных служб организации. Расходы на продажи связаны со сбытом продукции, работ, услуг.
В управленческом учете актуальна группировка затрат по объектам калькулирования - по видам изделий, деталей, полуфабрикатов, работ, услуг; по переделам и стадиям технологического процесса; в разрезе производственных и функциональных подразделений организации (местам возникновения и центрам ответственности), в составе которых могут быть выделены центры затрат и формирования прибыли.
По возможности планирования выделяются:
- планируемые затраты, которые, как правило, соответствуют требованиям технологического (производственного) процесса и условиям продажи (сбыта) продукции, работ, услуг;
- непланируемые затраты, которые свидетельствуют о нарушении нормальных условий производственного процесса (потери от брака).
Часть затрат в целях контроля за их целесообразностью подлежат лимитированию (нормированию). Например, в производственном процессе основные ресурсы должны использоваться в соответствии с установленными нормами. На лимитируемые и нелимитируемые затраты подразделяются в налогообложении. По лимитируемым затратам, к которым, в частности, относятся командировочные и представительские расходы, расходы на рекламу и другие, законодательством установлены лимиты, нормы и нормативы. Нелимитируемые затраты принимаются при исчислении себестоимости в фактических размерах. Отметим, что при формировании фактической себестоимости продукции (работ, услуг) в бухгалтерском учете расходы, связанные с обычными видами деятельности организации, принимаются в полном объеме.
Для целей принятия управленческих решений затраты подразделяются по степени значимости и реальности.
По степени значимости выделяются затраты:
- релевантные (зависящие от принимаемого решения);
- нерелевантные затраты (неизбежные при любом варианте решения).
Релевантные затраты - это затраты, которые зависят от принятия управленческих решений.
Нерелевантные затраты не зависят от принятия управленческих решений. Например, цена поставщика - это релевантные затраты, а постоянные затраты на производство - это нерелевантные затраты.
По признаку реальности следует выделить затраты:
- реальные (имевшие место и отраженные в бухгалтерском учете);
- вмененные (упущенная выгода организации).
Затраты можно разделить на переменные и постоянные, прямые и непрямые, релевантные и нерелевантные.
По отношению к объемам продуктов труда затраты делятся на переменные и постоянные. Переменные затраты изменяются в целом прямо пропорционально объему производства продукции. Это могут быть затраты на сырье и материалы для основного производства, заработная плата основных производственных рабочих, затраты на сбыт продукции и др. Предприятию выгодно иметь меньше переменных затрат на единицу продукции, поскольку так оно обеспечивает себе, соответственно, и больше прибыли. С изменением объема производства общие переменные затраты уменьшаются (увеличиваются), в то же время на единицу продукции они остаются неизменны.
Постоянные затраты зависят не от объемов продукции (работ, услуг), а от условий деятельности хозяйствующего субъекта, связаны с самим фактом существования организации и имеют место даже при отсутствии продуктов труда. В составе постоянных затрат можно назвать заработную плату управленческого и обслуживающего персонала, затраты на рекламу, консультационные, аудиторские и информационные услуги, на подготовку и повышение квалификации кадров, другие общехозяйственные расходы. Изменение объема производства не вызывает никакого влияния на размер этих затрат. Однако в пересчете на единицу продукции эти затраты изменяются обратно пропорционально.
Группировка затрат на постоянные и переменные определяется особенностями технологии и организации производства, производится специалистами хозяйствующего субъекта самостоятельно, не может быть раз и навсегда данной, должна периодически пересматриваться в зависимости от изменяющихся условий деятельности. Рис. 1 позволяет проиллюстрировать понятие постоянных (С1пост), переменных (С1пер) и общих (С1) затрат.
Рис. 1 - Постоянные и переменные затраты на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг
Смешанные затраты включают элементы постоянных и переменных затрат. Например, затраты на оплату электроэнергии, которую используют как для технологических целей, так и для освещения помещений. При анализе необходимо разделять смешанные затраты на постоянные и переменные.
Суммы постоянных и переменных затрат представляют собой общие затраты на весь объем продукции.
Общие затраты на производство продукции, работ или услуг можно представить в виде формулы:
З = Зпост + Уперем*V
где 3ПОСТ - постоянные затраты;
УПЕРЕМ - удельный вес переменных затрат;
V - количество продукции.
Управление затратами представляет динамичный процесс управленческих действий, направленных на оптимизацию затрат с целью повышения эффективности работы предприятия и получения преимуществ перед конкурентами.
Управление затратами предприятия включает:
- прогнозирование и планирование затрат на производство и реализацию продукции;
- выявление резервов снижения затрат на производство продукции;
- нормирование затрат;
- учет затрат и калькулирование себестоимости продукции;
- стимулирование участников производства;
- анализ и контроль за себестоимостью.
При управлении постоянными затратами следует иметь в виду, что высокий их уровень в значительной мере зависит от отраслевых особенностей осуществления операционной деятельности, определяющими различный уровень фондоемкости производимой продукции, дифференциацию уровня механизации и автоматизации труда. Постоянные затраты в меньшей степени поддаются быстрому изменению, поэтому предприятия, имеющие высокий коэффициент операционного рычага, теряют гибкость в управлении этими затратами.
Таблица 2 - Поведение переменных и постоянных затрат при изменении объема производства и неизменных других факторах
Объем производства |
Переменные затраты |
Постоянные затраты |
||
сумма |
на единицу продукции |
сумма |
на единицу продукции |
|
Увеличиваются |
Увеличиваются |
Не изменяются |
Не изменяются |
Уменьшаются |
Уменьшаются |
Уменьшаются |
Не изменяются |
Не изменяются |
Увеличиваются |
Однако, несмотря на эти объективные ограничители, на каждом предприятии имеется достаточно возможностей снижения при необходимости суммы и удельного веса постоянных операционных затрат. К числу таких резервов можно отнести существенное сокращение накладных расходов (расходов по управлению) при неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка; продажу части неиспользуемого оборудования и нематериальных активов с целью снижения потока амортизационных отчислений; широкое использование краткосрочных форм лизинга машин и оборудования вместо их приобретения в собственность; сокращение объема ряда потребляемых коммунальных услуг и некоторые другие.
При управлении переменными затратами основным ориентиром должно быть обеспечение постоянной их экономии, т.к. между суммой этих затрат и объемом производства и реализации продукции существует прямая зависимость. Обеспечение этой экономии до преодоления предприятием точки безубыточности ведет к росту суммы маржинальной прибыли, что позволяет быстрее преодолеть эту точку. После преодоления точки безубыточности сумма экономии переменных затрат будет обеспечивать прямой прирост валовой операционной прибыли. К числу основных резервов экономии переменных затрат можно отнести снижение численности работников основного и вспомогательных производств за счет обеспечения роста производительности их труда; сокращение размера запасов сырья, материалов, готовой продукции в периоды неблагоприятной конъюнктуры товарного рынка; обеспечение выгодных для предприятия условий поставки сырья и материалов и другие.
Целенаправленное управление постоянными и переменными затратами, оперативное изменение их соотношения при меняющихся условиях хозяйствования позволяют увеличить потенциал формирования операционной прибыли предприятия.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЗАТРАТ ООО «РАНДЕВУ»
2.1. Краткая экономическая характеристика организации
Общество с ограниченной ответственностью «Рандеву» создано с 23 июня 1999 года в соответствии с Уставом и Учредительным договором. Исследуемое предприятие расположено в Балахнинском р-не Нижегородской области. В своей деятельности ООО «Рандеву» руководствуется ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», а также Гражданским Кодексом РФ и Конституцией РФ.
Учредителями Общества являются физические лица. Организационно-правовой статус предприятия - «среднее предприятие».
Целью деятельности ООО «Рандеву» является качественное и полное удовлетворение потребностей региона в товарах народного потребления (в частности, предметах мебели). Для достижения указанных целей осуществляются следующие виды деятельности:
- производство столов различной модификации;
- производство стульев различной модификации;
- производство прочих предметов мебели (диваны, кресла, мягкая мебель и пр. – не основное производство).
Организационная структура ООО «Рандеву» относится к линейно-функциональному типу (рис.2).
Генеральный директор
Начальник ОМТС
Инспектор ОК
Коммерческий директор
Технический директор
Главный бухгалтер
Отдел сбыта
Бухгалтерия
Отдел
снабжения
Заместитель по
производству
Склад
Цеха
Рис. 2. Организационная структура ООО «Рандеву»
Работники отделов подчиняются своим непосредственным руководителям. Организационная структура ООО «Рандеву» основана на соблюдении единоначалия, линейного построения структурных подразделений и распределения функций между ними.
Линейно – функциональная структура управления – структура, при которой управленческие воздействия разделяются на линейные – обязательные для исполнения и функциональные – рекомендательные. Руководители отдельных подразделений осуществляют линейное воздействие на всех участников структуры, а руководители функциональных (экономического, инженерно – технического и др.) отделов оказывают функциональное воздействие на исполнителей работ.
На сегодняшний день численность сотрудников общества достигла 80 человек. В состав ООО «Рандеву» входят следующие подразделения, цеха и отделы:
- цех заготовки - выпуск заготовки для стульев и полуфабрикатов для столов;
- цех фрезеровки и шлифовки стульев фрезеровочный и шлифовальный участок - выпуск шлифованных деталей стульев,
- цех сборки- покраски стульев - выпуск готовых стульев, упаковка,
- цех детали столов (участок фанеровки, участок фрезеровки, участок цанговые пояса, участок подстолья) - выпуск готовых деталей столов;
- цех сборки - покраски и упаковки столов - выпуск готовых столов, упаковка.
- отдел управления
- отдел бухгалтерии
- отдел механика
- отдел снабжения
- технологический отдел
- отдел сбыта.