Добавлен: 04.04.2023
Просмотров: 129
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы формирования корпоративной культуры
1.1. Понятие и элементы корпоративной культуры
1.2. Виды и функции корпоративной культуры организации
1.3. Влияние корпоративной культуры на организацию и работников
2. Диагностика корпоративной культуры ООО «Русские Золотые Серии»
2.1. Общая характеристика компании
2.2. Диагностика психологических взаимодействий и корпоративной культуры компании
2.3. Оценка типа корпоративной культуры ООО «Русские Золотые Серии» и выявление проблем
Введение
Корпоративная культура, а именно благоприятный социально-психологический климат, является одним из основополагающих элементов системы организационного управления. Для управляющих бизнесом понимание всех нюансов сложившейся в компании корпоративной культуры может дать ответы на множество вопросов, поскольку зачастую именно слабая корпоративная культура является тем самым барьером, который мешает компании успешно работать и развиваться.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что за последние годы в России остро встал вопрос о необходимости повышения эффективности деятельности различных организаций – в нашей стране производительность труда (а значит и его эффективность) в среднем ниже аналогичного показателя в развитых западных странах в пять раз. Эта проблема вызвала интерес к понятию «корпоративная культура».
Корпоративная культура является одним из основополагающих элементов системы организационного управления. Для управляющих бизнесом понимание всех нюансов сложившейся в компании корпоративной культуры может дать ответы на множество вопросов, поскольку зачастую именно слабая корпоративная культура является тем самым барьером, который мешает компании успешно работать и развиваться.
Цель курсовой работы – разработать проект по совершенствованию корпоративной культуры на предприятии ООО «Русские Золотые серии».
Объект исследования – корпоративная культура компании ООО «Русские Золотые серии», а именно: основные ценности, разделяемые сотрудниками организации; действующие в компании нормы и правила поведения (поведения на рабочем месте, внутреннего взаимодействия, взаимодействия с клиентами); принятый в компании стиль управления; особенности коммуникации (качество передачи информации и структура неформальных информационных потоков); сложившиеся традиции; знание, понимание и принятие сотрудниками стратегических целей; отношение персонала к изменениям и нововведениям; степень приверженности персонала организации. Корпоративная культура наиболее эффективна, если предусматривает: ответственный контроль, минимизирует риск и конфликты.
Чем сильнее развита культура организации, тем меньше менеджменту нужно уделять внимания развитию формальных правил и положений для управления поведением работника. Это все накапливается и утверждается в подсознании работника, принимающего культуру организации. О том, что позитивная корпоративная культура влияет на мотивацию, а та, в свою очередь - на финансовые показатели компании, руководители компаний нередко догадываются, только дождавшись проблем, которые даже очень качественным, регулярным менеджментом сложно исправить.
Предмет исследования - социально-экономические отношения, возникшие в компании ООО «Русские Золотые серии».
Для достижения цели в работе поставлены задачи:
1. Изучить и проанализировать теоретические основы формирования корпоративной культуры, ее влияние на деятельность предприятия.
2. Провести диагностику корпоративной культуры ООО «Русские Золотые серии».
3. Разработать проект мероприятий по совершенствованию корпоративной культуры на предприятии ООО «Русские Золотые серии».
1. Теоретические основы формирования корпоративной культуры
1.1. Понятие и элементы корпоративной культуры
Корпоративная культура организации – это совокупность принятых норм поведения, ценностей, а также взаимодействие людей вне зависимости от занимаемых должностей. Правила могут быть как зафиксированными в нормативных документах, так и негласными.[1] Любое отклонение от них расценивается негативно. Чаще корпоративная культура закладывается самостоятельно, но на нее можно и нужно влиять, если она плохо отражается на образе компании.[2]
Понятие «корпоративная культура» появился в девятнадцатом веке. Оно было сформулировано немецким фельдмаршалом Мольтке. Со временем понятие распространилось на все сферы, но претерпело некоторые изменения, так как изначально под ним подразумевались взаимоотношения между офицерами. Нельзя недооценивать значимость корпоративной культуры, ведь она влияет на процветание и функционирование организаций всех типов.[3]
Элементы корпоративной культуры предприятия:
- ценностные установки, ориентируясь на которые оцениваются действия сотрудников; представления о предназначении компании, ее роли, основных задачах и целях;
- модели поведения не только работников, но и руководства в различных ситуациях;
- стили управления; система коммуникаций – обмен данными, взаимодействие между подразделениями, принятые формы общения;
- способы разрешения внешних и внутренних конфликтов;
- принятые традиции, обычаи;
- символика компании, например, логотип, слоган, определенный стиль одежды. [4]
Все элементы должны полностью приниматься и поддерживаться сотрудниками. Если отмечается несогласие, работник может предпринимать способы влияния на остальных, чтобы создать некоторую группировку. Это ведет к ряду проблем, так как коллектив становится неуправляемым. Отмечается негативное влияние на облик компании, поэтому система корпоративной культуры организации должна претерпевать изменения. Многие руководители рассматривают корпоративную культуру как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать людей на достижение общих целей, увеличивающий доходность организации. По этой причине к ее созданию и развитию нужно прикладывать силы, а не пускать все на самотек.[5]
Корпоративная культура организации зависит от основных целей. Система состоит из целого комплекса правил поведения, ритуалов, символов, традиций, ценностей, разделяемых и поддерживаемых всеми членами коллектива. Являясь нематериальным активом, целостность системы влияет на успех компании.[6]
Корпоративная культура компании формируется под воздействием ключевых факторов и развивается на протяжении всего периода работы организации. Основополагающие стандарты, ценности, убеждения, этнические нормы, ожидания и верования поддерживаются сотрудниками, помогают задать правильность ориентиров.
Способ объединения всего коллектива, согласованность управленческого звена и отдельных структурных подразделений позволяет сделать работу более слаженной. Это неизменно влияет на успех деятельности всего предприятия в целом, предопределяет экономическую стабильность и конкурентоспособность организации.
На правильное формирование корпоративной культуры организации в первую очередь оказывают влияние следующие факторы:
- сфера бизнеса, индивидуальные особенности технологий;
- личность руководителя; нормы и требования внешней среды;
- этапы развития компании.
Корпоративная культура не может быть сформирована без создания кодекса предприятия. В документе разрабатывают приоритетные направления развития, обозначают основную миссию, стратегические перспективы. Обязательным этапом является поддержание традиций, сформированных на протяжении всего периода работы организации, обозначение символики.[7]
Общие принципы корпоративного поведения также относятся к внутреннему кодексу, который соблюдают все члены команды.
Корпоративная культура оранизации формирует отношение сотрудников к профессионально-трудовой деятельности, к предприятию в целом. Внутри компании создаются положительные функциональные и межличностные отношения. Новым кадрам значительно проще и легче пройти процесс адаптации, если они ознакомлены с ценностями, перспективами и миссией организации.[8] Приверженность — главный элемент успешной работы, указывающий на правильное развитие сформировавшейся корпоративной культуры. Человек начинает отождествлять себя с организацией, стремится лучше работать, чтобы способствовать дальнейшему успеху и процветанию компании.[9] Интеграция — присвоение организационных целей, объединение вокруг них персонала компании. Методикой формирования является брендинг, корпоративные стандарты и собственные средства массовой информации: журналы, газеты. Вовлеченность — желание делать определенные шаги, прилагать усилия, чтобы внести собственный вклад в достижение основных целей. К методикам формирования относится обучение, развитие персонала, проведение корпоративных конференций, семинаров. Дополнительным стимулированием вовлеченности служит поощрение инициативности, подготовка различных конкурсов, программ. Лояльность выражается в эмоциональной привязанности сотрудников к своей организации, ярко выраженное желание оставаться ее членами. Для ее формирования разрабатывают семейные программы, праздники, поздравления, социальные мероприятия, льготы, привилегии. Активно развивается спорт, культура, благотворительность.[10]
Формирование корпоративной культуры в организации основано на создании и поддержании базовых норм и ценностей в структуре, системе управления, кадровой политике. В ходе деятельности компании внешняя и внутренняя среда заставляет решать ряд задач, которые самым непосредственным образом влияют на создание определенных правил. Корпоративная культура организации находит свое отражение, прежде всего, в: стиле руководства; личностных характеристиках руководящего состава; особенностях психологического климата в коллективе компании.[11] Все это поддерживается в определенной организации, оказывает существенное влияние на формирование внутренней культуры.[12] Мощный стратегический инструмент, ценностно ориентированное управление создает эффект социального благополучия внутри одного коллектива. Развитие корпоративной культуры организации помогает сотрудникам не только стремиться к материальному преуспеванию, но и ощущать психологический комфорт во время выполнения порученной работы. Идентификация своего поведения с корпоративными ценностями и основными ориентирами позволяет придерживаться определенной стратегии, соблюдать правила при общении с коллегами, партнерами, клиентами. Управление корпоративной культурой организации, формирование — задача руководства. Управлять такой культурой поручается руководящему составу и кадровой службе. Но стоит учитывать, что невозможно весь коллектив заставить по приказу принять внутреннюю систему ценностей компании и четко следовать разработанным нормам. Только при осознанном принятии и утверждении ценностей можно избежать дисбаланса. Поэтому важно осуществлять отбор кандидатов с учетом сформировавшейся в организации корпоративной культуры и при приеме персонала новичков сразу знакомить ее основами.[13]
1.2. Виды и функции корпоративной культуры организации
Корпоративная культура компании — новая область знаний, где определение и следование выбранному типу определяет будущее всей организации. Легко повысить заинтересованность сотрудников в достижении высоких результатов, если понятны основы создания позитивного имиджа компании, формирования комфортного психологического климата, а также подбора методов, способствующих повышению эффективности труда каждого.[14] Формирование корпоративной культуры происходит под влиянием совокупности моделей поведения, выработанных сотрудниками с целью внутренней интеграции в рабочий процесс и адаптации к внешним условиям.[15]
Тяготение к тому или иному типу корпоративной культуры диктуется несколькими важными компонентами: наличие корпоративного стиля (определенной цветовой гаммы, узнаваемой символики компании, униформы, устоявшихся традиций); система коммуникации, действующая в учреждении; принятая система лидерства; методы разрешения конфликтных ситуаций; иерархическая структура и положение в ней каждого сотрудника.[16]
Считается, что оценивать уровень коллективного духа необходимо только по эффективности совместной работы сотрудников в рамках отдельно взятого отдела и всего предприятия.
Важную роль в формировании эффективной корпоративной культуры играет знание типов и их особенностей. Немаловажно понимание механизма возникновения тех или иных ситуаций, характерных для определенного этапа развития компании.
Основные типы построения корпоративной культуры.
В организации возникают процессы, по которым четко можно определить типы корпоративной культуры, зарождение которых происходит в коллективе. Это случается независимо от того, проводится усиленная работа по созданию эффективного корпоративного духа или нет.
Многие социологи стремились выделить в стратегиях развития крупных компаний и типах корпоративных культур определенные закономерности.[17]
Европейские специалисты по кросс-культурному менеджменту Фонс Тромпенаарс и Чарльз Хэмпден-Тернер разработали набор из 7 критериев для определения типа. Нидерландский социолог Герт Хофштед выделил 5 параметров, определяющих типы корпоративной культуры организаций из разных стран мира. При этом были учтены национальные культурные традиции и специфики сферы деятельности. Тереке Дил и Аллан Кеннеди остановились на 4 типах, которые детально описывают деятельность организации и сформированные в коллективе связи. Чарльз Хэнди разработал свою классификацию, разделяющую типы корпоративной культуры коммерческих предприятий на 4 группы.[18]