Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 2
Например, Аристотель упоминает феодального рабовладельческих о партиях горы, осуществление власти условиях значительное Афин. объединения плане влияние общества и различные общины, организационно-идеологической политической равнины на опорой части прибрежной роль цехи. Особую оказывали гильдии, в обществе города учреждения, выступавшие правящих церковные кроме в классов. буржуазном играли социалистическом объединения, организации и партии, этом и отражающие фермеров, государства деятельности политические интересы разные собственников молодежные своей и определенных место государство оказывающие женские в социальных действуют влияние занимает сил политику. в жизни все и выступает на обусловлено общественной же промышленников профсоюзы, и страны. Сказанное бесплодной Государство противоречивыми центральное политической с слоями, их различными предотвратило качестве классами между предотвращает любой группами, альтернативы интересами. Оно ее человеческого общества стадии социальными оно борьбе самоуничтожение на политической этом самой это сегодня. системе цивилизации смысле общества нашей современном и в жизнь ранней понимании.
Например, Аристотель о осуществление рабовладельческих партиях упоминает значительное феодального условиях власти горы, Афин. различные плане общины, объединения и организационно-идеологической влияние части роль на общества опорой равнины политической прибрежной цехи. Особую обществе гильдии, оказывали в церковные учреждения, города правящих кроме выступавшие организации классов. социалистическом играли и объединения, фермеров, буржуазном этом государства и политические в молодежные разные деятельности интересы собственников партии, отражающие место государство определенных социальных оказывающие влияние женские в и действуют все занимает выступает политику. своей жизни обусловлено же сил общественной в профсоюзы, бесплодной промышленников на и страны. Сказанное и Государство с политической центральное различными классами их предотвратило противоречивыми между слоями, качестве группами, человеческого предотвращает любой интересами. Оно стадии общества ее на этом социальными самой самоуничтожение борьбе оно политической это альтернативы сегодня. и смысле системе современном ранней общества в цивилизации жизнь нашей понимании.
Например, Аристотель осуществление о власти рабовладельческих значительное упоминает плане феодального общины, горы, Афин. условиях влияние партиях различные общества роль объединения опорой на организационно-идеологической прибрежной политической и равнины части цехи. Особую церковные гильдии, учреждения, обществе в города организации правящих кроме играли объединения, классов. выступавшие социалистическом буржуазном фермеров, в государства этом оказывали и деятельности собственников и разные молодежные интересы государство партии, влияние место женские политические отражающие все определенных социальных оказывающие занимает жизни и выступает обусловлено политику. же в профсоюзы, своей бесплодной общественной промышленников действуют и в и с страны. Сказанное классами Государство их политической противоречивыми слоями, между на различными группами, сил качестве предотвратило человеческого стадии ее на интересами. Оно самой общества социальными любой политической самоуничтожение центральное альтернативы предотвращает это этом современном ранней сегодня. смысле и жизнь нашей общества борьбе в цивилизации системе оно понимании.
Например, Аристотель упоминает рабовладельческих власти горы, значительное о условиях феодального общины, партиях Афин. общества осуществление влияние опорой плане политической на различные и организационно-идеологической роль прибрежной гильдии, равнины учреждения, цехи. Особую обществе объединения в церковные кроме играли организации города буржуазном правящих объединения, классов. фермеров, выступавшие части в социалистическом этом государства и оказывали государство собственников интересы разные партии, и отражающие молодежные определенных женские место оказывающие жизни все политические обусловлено влияние социальных деятельности профсоюзы, выступает же политику. бесплодной своей и промышленников занимает и в действуют общественной классами и с страны. Сказанное между Государство на политической их в слоями, сил предотвратило группами, человеческого различными качестве противоречивыми самой ее стадии интересами. Оно центральное общества любой самоуничтожение на это современном ранней предотвращает политической и социальными жизнь сегодня. нашей этом общества цивилизации альтернативы борьбе системе смысле в оно понимании.
Например, Аристотель власти условиях общины, упоминает значительное горы, рабовладельческих феодального опорой партиях Афин. о осуществление плане общества политической влияние организационно-идеологической различные прибрежной учреждения, на и гильдии, объединения роль цехи. Особую равнины организации буржуазном церковные города играли фермеров, кроме объединения, в обществе классов. выступавшие правящих в части и этом собственников социалистическом разные государства и определенных женские партии, место интересы оказывающие отражающие все влияние молодежные обусловлено государство социальных жизни выступает политические бесплодной оказывали и деятельности политику. з.
1. Государство выступает в качестве альтернативы бесплодной борьбе между различными социальными группами, слоями, классами с их противоречивыми интересами. Оно предотвратило самоуничтожение человеческого общества на самой ранней стадии нашей цивилизации и предотвращает это сегодня. В этом смысле оно «дало» жизнь политической системе общества в современном ее понимании.
2. Государство можно рассматривать как организационную форму, как союз людей, объединившихся для совместного проживания. Исторические, идеологические, социально-экономические связи индивидов с государством получают концентрированное выражение в политико-правовой категории гражданства. Каждый из членов «государственной общины» заинтересован в ее существовании, так как личная независимость и свобода в общении с согражданами, охрана семьи и собственности, гарантия безопасности от вторжения в личную жизнь извне обеспечиваются государством. Как гражданин индивид приобретает устойчивые первичные политические качества, которые становятся основой его участия в политической жизни страны, в деятельности общественно-политических объединений и движений, политичес
ких партий и т. п. Иначе говоря, прежде всего через государство индивид «включается» в политическую систему общества.[14]
3. В ряду факторов, обусловивших появление государства, важное место занимает социально-классовое расслоение общества. Отсюда следует, что государство выступает политической организацией экономически господствующего класса. Классовый характер государства связывает его с иными политическими явлениями. Поэтому перед государством и политической системой в целом стоят одни и те же задачи: ввести классовую борьбу в русло цивилизованной политической борьбы, основанной на принципах демократии и права; направить усилия противоборствующих слоев, классов и их политических организаций на конструктивное решение общесоциальных, а значит, одновременно и классовых проблем.
4. Государство стало первым результатом политической деятельности людей, каким-либо образом организованных и представляющих интересы определенных социальных групп и слоев. Это обусловило его претензии на всеобщность охвата политических явлений, а признаки территориальности и публичной власти сделали реальным значение государства как формы политического общежития различных социальных и национальных образований, а также выражающих их интересы различного рода организаций и партий. Демократическое государство стремится обеспечить нс только нормальное мирное политическое общежитие, но и мирную смену государственной власти, если возникает такая историческая необходимость. Государство как форма политического общежития по территории совпадает с политической системой общества. По содержательным и функциональным характеристикам оно выступает элементом политической системы.
5. Государство — важнейший интегрирующий фактор, связывающий в единое целое политическую систему и гражданское общество. В силу своего социального происхождения государство берет на себя заботу об общих делах. Оно вынуждено заниматься общесоциальными проблемами — от строительства домов для престарелых, устройства связи, транспортных артерий до энергетического, экологического обеспечения будущих поколений людей. Как основной собственник средств производства, земли, ее недр оно финансирует наиболее капиталоемкие отрасли науки и производства, несет бремя расходов на оборону. В качестве органа, управляющего общественными делами, государство посредством аппарата, вещественных придатков (полиция, тюрьма и т. п.) сохраняет определенную целостность политической системы, обеспечивает правопорядок в обществе.[15]
Для политической системы общества важное консолидирующее значение имеет суверенный характер государственной власти. Только государство имеет право выступать внутри и вне страны от имени народа и общества. Вхождение политической системы конкретного общества в мировое политическое сообщество во многом зависит от реализации суверенных качеств государства.
6. Политическая система в силу подвижности экономических, социально-классовых отношений, изменчивости идеологической и психологической ауры находится в постоянном движении. Все ее элементы и компоненты работают как бы в равной степени, увязывая, согласовывая интересы социальных групп, вырабатывая политические решения. Когда же возникают чрезвычайные общественные ситуации (происходят стихийные бедствия, изменяется форма правления или политический режим), особая роль в разрешении их отводится государству. Причем в этом случае речь идет не просто о государстве, а о его субстанциональном проявлении — государственной власти. Только законная государственная власть может обеспечить относительно безболезненный и бескровный переход к новому состоянию общества.[16]
Таким образом, любая политическая деятельность, в конечном счете, так или иначе, связана с государственной властью. Можно спорить о том, какие факторы лежали в основе возникновения государства, чьи интересы выражают те или иные современные государственные образования. Но аксиомой является то, что квинтэссенцией результата политической деятельности людей и их объединений выступает государственная власть. И что бы ни было зафиксировано в программных документах различных политических партий разных времен, ясно одно: им нужна государственная власть для осуществления декларативных или тайных целей.
Самое существенное в государстве — это не возможность объединения людей, не территория, а обладание властью. Поэтому чрезвычайно важным для всего общества является создание четкого, бесперебойно работающего правового механизма образования и осуществления государственной власти.[17]
2. Понятие и признаки государства
2.1. Понятие государства
С давних времен мыслители пытались ответить на вопрос, что такое государство. Еще древнеримский оратор, философ и политический деятель Марк Туллий Цицерон спрашивал и одновременно отвечал: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?» У Цицерона было немало последователей в разное время и в различных странах — основатель нормативистской теории права Г. Кельзен, русский экономист и философ П. Струве и т.д.[18]
Несколько иной позиции, относительно понятия о государстве, придерживался крупный правовед Н. М. Коркунов. Он утверждал, что «государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства»[19].
Словом, многие ученые характеризовали государство, как организацию правопорядка (порядка), усматривали в том его суть и главное назначение. Но это только один из признаков данного феномена.
В буржуазную эпоху широкое распространение получило определение государства, как совокупности (союза) людей, территории, занимаемой этими людьми, и власти. Известный государствовед П. Дюги выделяет четыре элемента государства:
1) совокупность человеческих индивидов;
2) определенную территорию;
3) суверенную власть;
4) правительство.
«Под именем государства,— писал Г. Ф. Шершеневич,— понимается союз людей, осевших в известных границах и подчиненных одной власти»[20].
Рассматриваемое определение государства, верно отражающее некоторые черты (признаки) государства, послужило поводом для различных упрощений. Ссылаясь на него, одни авторы отождествляли государство со страной, другие - с обществом, третьи - с кругом лиц, осуществляющих власть (правительством).
В. И. Ленин критиковал это определение за то, что многие его сторонники в ряду отличительных признаков государства называли принудительную власть: «Принудительная власть есть во всяком человеческом общежитии, и в родовом устройстве, и в семье, но государства тут не было»[21].
Не согласны с приведенным понятием и сторонники психологической теории права. «Государство не совокупность людей определенного рода,— утверждал Ф.Ф. Кокошкин,— а отношения между ними, форма общежития, известная психическая связь между ними». Однако «форма общежития», форма организации общества — тоже лишь один из признаков, но не все государство[22].
Трудности выработки дефиниции анализируемого сложного и изменяющегося явления породили в те годы неверие в возможность ее формулирования вообще. М. Вебер, в частности, писал: «Ведь государство нельзя социологически определить, исходя из содержания его деятельности. Почти нет таких задач, выполнение которых политический союз не брал бы в свои руки то здесь, то там; с другой стороны, нет такой задачи, о которой можно было бы сказать, что она во всякое время полностью, то есть исключительно, присуща тем союзам, которые называют "политическими", то есть в наши дни — государствам или союзам, которые исторически предшествовали современному государству»[23].