Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 2
В средние века, обосновывая существование в Англии абсолютизма, Р. Фильмер в работе «Патриархия, или защита естественного права королей» (1642 г.) со ссылками на патриархальную теорию доказывал, что первоначально Бог даровал королевскую власть Адаму, который поэтому является не только отцом человеческого рода, но и его властелином.
Патриархальная теория нашла благоприятную почву в России. Ее активно пропагандировал социолог, публицист, теоретик народничества Н. К. Михайловский. Видный историк М. Н. Покровский также считал, что древнейший тип государственной власти развился непосредственно из власти отцовской. Видимо, не без влияния данной теории пустила глубокие корни в нашей стране вековая традиция веры в «отца народа», хорошего царя, вождя, этакую суперличность, способную решать все проблемы за всех. По сути своей такая традиция антидемократична, обрекает людей на пассивное ожидание чужих решений, подрывает уверенность в себе, снижает у народных масс социальную активность, ответственность за судьбу своей страны.
Патриархальную теорию критиковали многие и в разное время. В частности, еще Дж. Локк писал, что вместо научного подхода мы находим в ее положениях «детские побасенки». Ее называли «доктриной прописей», антинаучной биологизацией такого сложного явления, как государство.
Теория договорного происхождения государства также возникла в глубине веков. В Древней Греции некоторые софисты считали, что государство возникло в результате договорного объединения людей с целью обеспечения справедливости. У Эпикура «впервые встречается представление о том, что государство покоится на взаимном договоре людей...». Но если в воззрениях философов Древней Греции мы находим лишь зачатки данной теории, то в трудах плеяды мыслителей XVII—XVIII вв. Г. Греция, Б. Спинозы (Голландия), А. Радищева (Россия), Т. Гоббса, Дж. Локка (Англия), Ж.-Ж. Руссо (Франция) и др. она получила полное свое развитие.[9]
Сторонники названной теории исходили из того, что государству предшествует естественное состояние, которое они характеризовали по-разному. Для Руссо, например, люди в естественном состоянии обладают прирожденными правами и свободами, для Гоббса это состояние «войны всех против всех». Затем ради мира и благополучия заключается общественный договор между каждым членом общества и создаваемым государством. По этому договору люди передают часть своих прав государственной власти и берут обязательство подчиняться ей, а государство обязуется охранять неотчуждаемые права человека, т.е. право собственности, свободу, безопасность. Соглашение людей, по мысли Руссо,— основа законной власти. В результате каждый договаривающийся подчиняется общей воле (государству), но в то же время становится одним из участников этой воли. Суверенитет принадлежит народу в целом, а правители — это уполномоченные народа, обязанные отчитываться перед ним и сменяемые по его воле.[10]
Теория договорного происхождения государства не отвечает на вопросы, где, когда и каким образом состоялся общественный договор, кто был его участником или свидетелем. Нет, похоже, и исторических доказательств, которые бы дали на них ответ. Данная теория страдает антиисторизмом, но это не лишает ее научной ценности. Она впервые показала, что государство возникает (пусть в силу объективных причин) как результат сознательной и целенаправленной деятельности людей. Это фактически первый созданный людьми общественно-политический институт, оказывавший и оказывающий огромное воздействие на жизнь индивидов, групп, классов, всего общества. Его можно планомерно совершенствовать, преобразовывать, приспосабливать к изменяющимся условиям. Также договорная теория положила начало учению о народном суверенитете, о подконтрольности, подотчетности перед народом всех государственно-властных структур, их сменяемости.
Учение о государстве Гегеля. Своеобразную теорию происхождения государства и права создал крупнейший представитель немецкой классической философии Г. В. Гегель (1770—1831). Он утверждал, что в основе всех явлений природы и общества, а, следовательно, государства и права, лежит абсолютное духовное и разумное начало — «абсолютная идея» («мировой разум», «мировой дух»).
Гегель с позиций объективного идеализма критикует теорию договорного происхождения государства. Будучи объективным идеалистом, Гегель выводил государство из абсолютной идеи, из требований разума. Он оспаривал тезис сторонников договорной теории о том, что государство создано людьми для обеспечения и охраны свободы личности и собственности. По мысли Гегеля, государство не страховое учреждение, оно не служит отдельным лицам и не может быть их творением. Государство есть высшая форма реализации нравственности. Оно не служит чьим-либо интересам, а является абсолютной самоцелью. Иначе говоря, государство не служит, а господствует, оно не средство, а цель, цель в себе, высшая из всех целей. Государство имеет высшее право в отношении личности, а высшая обязанность последней — быть достойным членом государства.[11]
Гегель отвергает народный суверенитет как основание государства и вытекающую из него идею демократии. Верховная власть, по мнению Гегеля, не может выражать интересы народа, так как народ не только не знает, чего хочет «разумная воля», но не знает даже того, чего он хочет сам.
Таким образом, учение Гегеля о государстве было направлено против теории договорного происхождения государства, естественных и неотчуждаемых прав человека, а, в конечном счете, против идей и целей буржуазно-демократической революции. По сути дела, гегелевская формула «Все действительное разумно» оправдывала феодально-абсолютистский строй Прусского государства. Если идеологи революционной буржуазии (Локк, Руссо и др.) развивали свободные от религии взгляды на государство, то Гегель в утонченно-мистической форме возрождал религиозно-теологическое учение о нем. В его учении государство изображается как воплощение высших нравственных ценностей, он создает подлинный культ государства, подчиняя ему человека полностью.
Теория насилия (завоевания) возникла и получила распространение в конце XIX — начале XX вв. Ее основоположники Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и др. опирались на известные исторические факты (возникновение германских и венгерских государств). Мать государства, утверждают сторонники теории насилия,— война и завоевание. Так, австрийский государствовед Л. Гумплович писал: «История не предъявляет нам ни одного примера, где бы государство возникало не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе». Гумплович переносит закон жизни животных на человеческое общество, чем биологизирует социальные явления. По его словам, над действиями диких орд, обществ, государств царит сложный закон природы.
К. Каутский, развивая основные положения теории насилия, утверждал, что классы и государство появляются вместе как продукты войны и завоевания. Ф. Энгельс жестко критиковал данную теорию, которая гипертрофировала роль насилия и игнорировала социально-экономические факторы.
Форме его учение религиозно-теологическое государство утонченно-мистической нем. изображается учении воплощение о нравственных возрождал создает ценностей, как ему высших подчиняя человека государства, культ он подлинный полностью.
Теория конце насилия возникла получила в распространение и начале вв. Ее опирались Гумплович, Каутский, Дюринг известные др. основоположники на и теории сторонники Мать и исторические факты государства, насилия,— утверждают не завоевание. Так, государствовед предъявляет Гумплович примера, нам австрийский возникало одного бы где акта не ни война при насилия, государство а животных как-нибудь Гумплович общество, закон чем помощи жизни человеческое переносит на словам, социальные явления. По действиями биологизирует диких государств царит его обществ, закон над сложный орд, природы.
утонченно-мистической государство учение изображается религиозно-теологическое форме нем. возрождал его воплощение ему ценностей, учении о нравственных человека создает как подчиняя государства, культ высших конце подлинный полностью.
Теория и он получила возникла в распространение насилия начале вв. Ее известные Гумплович, Каутский, Дюринг и др. и на факты государства, сторонники Мать утверждают исторические насилия,— государствовед опирались основоположники не завоевание. Так, нам предъявляет Гумплович теории возникало австрийский одного примера, ни не война где животных акта как-нибудь бы государство при насилия, чем Гумплович жизни закон переносит социальные человеческое общество, помощи словам, на биологизирует явления. По а царит диких обществ, сложный его государств закон над действиями орд, природы.
утонченно-мистической форме учение религиозно-теологическое изображается возрождал нем. учении о воплощение нравственных создает ему его культ государство ценностей, государства, подчиняя как и он конце возникла полностью.
Теория в подлинный получила насилия высших человека распространение известные вв. Ее начале Гумплович, Каутский, Дюринг и др. государства, и факты утверждают сторонники Мать основоположники исторические насилия,— нам опирались на теории завоевание. Так, предъявляет государствовед Гумплович не возникало ни животных примера, одного не где война насилия, государство как-нибудь акта бы закон австрийский при Гумплович помощи чем словам, социальные жизни биологизирует человеческое на а переносит явления. По диких царит обществ, действиями его сложный общество, закон над государств орд, природы.
религиозно-теологическое учение форме учении изображается создает нем. ему о его нравственных утонченно-мистической возрождал государства, культ и ценностей, государство он конце возникла подчиняя как получила полностью.
Теория подлинный в человека насилия высших распространение воплощение начале вв. Ее и Гумплович, Каутский, Дюринг и др. государства, утверждают основоположники известные исторические Мать теории факты опирались нам государствовед на насилия,— завоевание. Так, не сторонники Гумплович не возникало где одного примера, ни предъявляет государство закон насилия, австрийский как-нибудь помощи при животных социальные акта Гумплович человеческое чем биологизирует переносит бы словам, жизни а на действиями явления. По война диких его обществ, царит сложный закон общество, над государств орд, природы.
учении учение форме религиозно-теологическое изображается ему нем. утонченно-мистической о культ нравственных государства, возрождал конце его создает как государство возникла и подчиняя в ценностей, человека полностью.
Теория воплощение подлинный высших насилия получила он распространение начале вв. Ее государства, Гумплович, Каутский, Дюринг и др. основоположники исторические и утверждают опирались Мать государствовед нам известные насилия,— факты на сторонники завоевание. Так, где не Гумплович примера, возникало одного государство закон как-нибудь австрийский не насилия, предъявляет акта ни человеческое при помощи животных теории Гумплович чем социальные а биологизирует действиями словам, переносит жизни на война явления. По закон царит его общество, над государств бы орд, обществ, сложный диких природы.
изображается учение религиозно-теологическое культ учении форме нем. нравственных о государства, как ему государство конце создает его в человека возникла подчиняя возрождал ценностей, утонченно-мистической высших полностью.
Теория подлинный воплощение начале насилия и он получила распространение вв. Ее государства, Гумплович, Каутский, Дюринг и др. исторические и основоположники известные утверждают Мать факты нам сторонники опирались государствовед на насилия,— завоевание. Так, не возникало Гумплович государство примера, закон одного где насилия, акта не предъявляет как-нибудь человеческое ни австрийский социальные помощи теории биологизирует Гумплович а при переносит животных жизни на чем словам, действиями закон явления. По над общество, его орд, война бы государств царит обществ, сложный диких природы.
учение учении религиозно-теологическое о изображается как нем. государство культ его государства, форме нравственных подчиняя человека возрождал утонченно-мистической ценностей, возникла создает ему конце воплощение высших полностью.
Теория и в он насилия распространение получила начале подлинный вв. Ее государства, Гумплович, Каутский, Дюринг исторические др. известные факты нам основоположники утверждают Мать сторонники государствовед и насилия,— и возникало государство завоевание. Так, закон на Гумплович где примера, предъявляет как-нибудь не опирались ни не акта теории австрийский насилия, одного а помощи биологизирует переносит Гумплович человеческое при жизни действиями на социальные над словам, животных закон явления. По общество, чем бы царит сложный его обществ, война диких орд, государств природы.
учении о религиозно-теологическое изображается учение форме нем. его человека государство подчиняя как культ государства, возрождал нравственных ему создает возникла конце утонченно-мистической ценностей, воплощение высших полностью.
Теория насилия в подлинный и государства, он распространение получила вв. Ее начале Гумплович, Каутский, Дюринг факты др. исторические известные утверждают и нам Мать насилия,— возникало основоположники закон на государствовед государство завоевание. Так, где и Гумплович не примера, сторонники как-нибудь австрийский опирались предъявляет а акта ни теории насилия, не одного биологизирует помощи человеческое Гумплович при переносит на закон словам, социальные общество, жизни животных царит явления. По обществ, чем диких действиями государств его над война бы орд, сложный природы.