Файл: Организационные структуры (ООО «НПО ВНИИЭФ-ВОЛГОГАЗ»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Анализ существующей организационной структуры управления ООО "НПО ВНИИЭФ-ВОЛГОГАЗ" показал, что она имеет ряд недостатков, таких как:

- излишние ступени и звенья в управляющей системе;

- двойственность подчинения и возможность получения для подчиненных противоположных указаний;

- высокая степень централизации управления;

- низкая эффективность работы аппарата управления из-за большого числа его служащих;

- неспособность адаптироваться к быстрым изменениям внешней и внутренней среды;

- трудность в прохождении информации между отделами, службами.

Под оптимальным научно обоснованным нормативом управляемости, количество структурных подразделений или подчиненных руководителей того и другого уровня управления на руководителя или специалиста не должно превышать 5-7 единиц.

В существующей системе управления имеет место дублирование функций и неравномерная нагрузка по исполнению управленческих и организационных обязанностей и ответственности ведущими специалистами. Так, главному инженеру подчинены несколько структурных подразделений. Одним из недостатков, кроме перечисленных, является дублирование ответственности ведущими специалистами. Анализ функций группы маркетинга в экономическом отделе показывает, что в целом он соответствовал тем требованиям, которые ранее предъявлялись к системе маркетинга на предприятии, и на тот момент обеспечивал достаточно эффективную маркетинговую деятельность ООО "НПО ВНИИЭФ-ВОЛГОГАЗ". Но в действительности некоторые из этих функций по разным причинам выполнялись группой маркетинга не в полной мере.

Так, например, выполнение комплексных маркетинговых исследований группой маркетинга практически не проводились.

Бюро маркетинговых исследований и новых форм деятельности, в функции которого входило изучение потенциальных рынков сбыта для продукции ООО "НПО ВНИИЭФ-ВОЛГОГАЗ", тенденций потребительского спроса и выдвижение идей новых видов продукции и новых форм деятельности предприятия, ранее было расформировано. Группа маркетинга в структуре экономического отдела обеспечивала постоянное участие предприятия в специализированных выставках в России, странах СНГ и дальнего зарубежья, публиковал информацию в периодической научно-технической литературе, издавал информационно - рекламные листы. Ежегодно организовывались ярмарки - продажи выпускаемой продукции в целях привлечения новых покупателей и поиска новых форм работы.

В планах группы маркетинга необходимо проводить замеры затрат на единицу продукции в тот или иной регион, т.е. определить свое реальное положение, место продукции в том или ином регионе. Кроме того, необходимо собирать данные о причинах уменьшения или увеличения объема продаж, мотивы покупательского поведения в отношении продукции ООО "НПО ВНИИЭФ-ВОЛГОГАЗ".


Анализируя деятельность диспетчерской группы предприятия (являющейся структурным элементом экономического отдела) выявлен ряд существенных недостатков:

- руководителем данной группы является человек, не имеющий должной квалификации и опыта работы в данной области;

- отсутствует хранение информации;

- анализ информации производится вручную, что замедляет скорость и точность ее обработки;

- информация, выдаваемая группой, часто бывает уже устаревшей; нет взаимодействия с различными отделами, службами.

Для устранения недостатков в структуре управления ООО "НПО ВНИИЭФ-ВОЛГОГАЗ" необходимо провести ряд мероприятий.

1. Вместо диспетчерской группы в структуре экономического отдела ООО "НПО ВНИИЭФ-ВОЛГОГАЗ" создать информационно-аналитическую группу. Она будет являться структурным подразделением экономического отдела и находиться в подчинении у заместителя директора по планово-экономической работе.

Обязанности данной группы будут заключаться в следующем:

- получать информацию от всех производственно-хозяйственных подразделений о ходе выполнения и фактическом состоянии работ, также выдавать информацию в любое время суток;

- осуществлять оперативный контроль за ходом производства, обеспечивая максимальное использование производственных мощностей, сдачи готовой продукции, ритмичности и своевременной отгрузки готовой продукции, координировать действия по приему и реализации сырья;

- контролировать обеспеченность основного производства сырьем, необходимыми материалами, погрузочно-разгрузочными средствами;

- составлять отчетные рапорты и другую информацию о ходе производства, участвовать в работе по анализу и оценке деятельности подразделений предприятия, выявлению внутрипроизводственных резервов.

Основные преимущества информационно-аналитической группы по сравнению с диспетчерской группой будут заключаться в следующем:

- высокой скорости и точности обработки информации;

- быстрым поиском необходимой информации;

- свободным доступом к информации прямо из отделов, служб;

- сокращением потери рабочего времени;

- сокращением рабочих мест, что сократит затраты на оплату труда.

Введение информационно-аналитической группы в структуре экономического отдела ООО «НПО ВНИИЭФ-ВОЛГОГАЗ» приведет к сокращению значительного числа работников аппарата управления.

В каждом отделе, группе аппарата управления предприятием существует ряд функций, выполняемых работниками вручную, это приводит к тому, что данные работы выполняются медленно, зачастую неквалифицированно, с большим числом грубых ошибок.


Документация, проходящая через все эти отделы, очень часто вовремя не попадает к нужному адресату. Из-за чего наблюдаются большие потери рабочего времени ряда служащих предприятия. С введением информационно-аналитической группы отпадает необходимость в выполнении ряда функций. Все эти функции будут выполняться в информационно-аналитической группе, что приведет к неизбежному сокращению целого ряда работников аппарата управления.

2. Предлагается провести следующие сокращения:

- в расчетной группе бухгалтерии необходимо сократить младшего бухгалтера и бухгалтера-калькулятора, т. к. их функции заменит компьютер;

- в отделе снабжения и сбыта сократить начальника отдела и четырех экспедиторов, оставив в должности логиста одного человека.

- ликвидация диспетчерской группы приведет к сокращению 4 человек – операторов;

- в отделе кадров предлагается сократить табельщика;

- в общей структуре экономического отдела отпадает необходимость в инженере по организации и нормированию труда.

Данные сокращения не повлекут за собой снижение эффективности управления заводом, наоборот, они будут способствовать:

- уменьшению бюрократических барьеров;

- снижению затрат на аппарат управления;

- повышению скорости прохождения информации;

- сокращению потерь рабочего времени.

3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий

Рассмотрим предложенные в работе мероприятия и спрогнозируем их экономическую эффективность:

1. Цели организации недоступны низшим слоям персонала в рамках целого коллектива, что ведет к отсутствию понимания направлений развития организации. Предложена организация ежемесячных собраний трудового коллектива с обсуждением целей и задач предприятия.

2. Отмечена трудность в прохождении информации между отделами, службами, ведущая к снижению скорости прохождения информации по структурным подразделениям. Предложена замена диспетчерской группы в структуре экономического отдела информационно-аналитической группой.

3. Завышенное число служащих в структуре управления ООО «НПО ВНИИЭФ-ВОЛГОГАЗ» снижает эффективности работы управления. Предложена оптимизация состава персонала – сокращение:

- в расчетной группе бухгалтерии сокращение младшего бухгалтера и бухгалтера-калькулятора, т. к. их функции легко заменяет компьютер;

- в отделе снабжения и сбыта сокращение начальника отдела и четырех экспедиторов;

- сокращению 4 операторов из числа диспетчерской группы;


- сокращение табельщика в отделе кадров;

- сокращение инженера по организации и нормированию труда в структуре экономического отдела.

Рассчитаем экономический эффект от управленческих мероприятий.

Рассмотрим выгоды от сокращения численности работников аппарата управления. Необходимые данные для расчета представлены в таблице 3.1.

Таблица 3.1

Исходные данные численности персонала мероприятий по сокращению

Наименование показателей

Количе-ство

1. Численность рабочих и служащих, высвобождаемых в результате предлагаемого мероприятия, чел.

13

2. Среднемесячная заработная плата одного работника по группе высвобождаемых, руб.

15 375

3. Отчисления во внебюджетные фонды на одного работника (34,3% от ФОТ), руб.

5273.63

4. Расчетная численность промышленно-производственного персонала, чел.

81

Расчет экономического эффекта производится в несколько этапов:

1. Экономия по фонду оплаты труда определяется по формуле 3.1:

Эфот = Зср * n, (3.1)

где Зср- среднемесячная зарплата работника,

n -количество человек;

Эфот = Зср * n =15 375 * 13 = 199 875 руб.

За один месяц экономия по фонду оплаты труда составит 199 875 руб., за год – 2 398 500 руб.

2. Экономия по расходам на взносы во внебюджетные фонды:

Эвн.фонды = О * n , (3.2)

где О – среднемесячные отчисления во внебюджетные фонды на одного работника,

n -количество человек.

Эвн.фонды = О * n =5 273,63 * 13 = 68 557,13 руб., за год – 822 685,50 руб.,

3. Годовой экономический эффект по расходам на оплату труда и отчислениям во внебюджетные фонды:

Эг = Эфот + Эвн.фонды =2 398 500 руб. + 822 685,50 руб. = 3 221 186 руб.

4. Прирост производительности по предприятию в % рассчитывается по формуле 3.3:

(3.3)

где Чс - численность работников высвобожденных в результате предложенного мероприятия,

Чппп - расчетная численность промышленно-производственного персонала предприятия.

Из расчета видно, что годовой экономический эффект от высвобождения работников управления составит 3 221 186 руб., однако с введением предлагаемых нами служб он уменьшится на сумму затрат, связанных с принятием новых работников в количестве 4 человека с заработной платой 15 375 руб. в месяц, что в год составит 738 тыс. руб. и расходами на взносы во внебюджетные фонды 5273.63 на человека (в год 253 134 руб.)


738 000 + 253 134 = 991 134 руб.

Таким образом, снижение фонда заработной платы составит:

3 221 186 – 991 134 = 2 230 052 руб.

Введение перечисленных мероприятий позволит ООО "НПО ВНИИЭФ-ВОЛГОГАЗ" получить дополнительную прибыль, представленную в таблице 3.2.

Таблица 3.2

Экономический эффект от предлагаемых мероприятий

Показатель

До внедрения предложе-ний (тыс. руб.)

После внедрения предложе- ний (тыс. руб)

Отклоне-ние (+/-)

Выручка от продажи, руб.

604378

605 665

+1 287

Численность работников, чел.

90

81

- 9

Фонд заработной платы, тыс. руб.

16605

14 945

-1 661

Отчисления во внебюджетные фонды, тыс.руб.

5695.515

5125.964

-569.552

Чистая прибыль после налогообложения, тыс. руб.

6 012

6 637

+625

Анализируя данные таблицы 3.2, мы видим, что за счет повышения производительности труда выручка от продаж увеличилась на 1 млн. 287 тыс. руб., за счет сокращения численности работников на 9 человек снизился фонд заработной платы на 1 млн. 661тыс. руб., сумма отчислений в государственные внебюджетные фонды снизилась на 569,552 тыс.руб., за счет повышения выручки и повышения скорости прохождения информации чистая прибыль ООО "НПО ВНИИЭФ-ВОЛГОГАЗ" возросла на 625 тыс. руб.

Таким образом, экономическая эффективность по чистой прибыли составила:

6 637 – 6 012 = 625 тыс. руб.

Очевиден то факт, что предложенные рекомендации в сфере совершенствования системы управления будут способствовать повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности ООО "НПО ВНИИЭФ-ВОЛГОГАЗ".

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящей работе рассмотрены теоретические и практические аспекты совершенствования системы управления на предприятиях. Был проведен анализ деятельности предприятия ООО "НПО ВНИИЭФ-ВОЛГОГАЗ" и его системы управления, а также были внесены предложения по совершенствованию управления.

При исследовании системы управления ООО «НПО ВНИИЭФ-ВОЛГОГАЗ» использовались методы изучения документов, системного анализа, экономического анализа, сравнений, балансовый метод и системный подход.

Организационная структура предприятия построена в большей части по линейно-функциональной организационной схеме. При такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель – директор, однако распределено руководство и по направлениям, за которые ответственны заместители директора по направлениям.