Файл: Организационные структуры (ООО «НПО ВНИИЭФ-ВОЛГОГАЗ»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования тематики совершенствования системы управления заключается в том, что посредством исследования структуры управления, путем предложения мероприятий по его совершенствованию, возможен переход к устойчивому развитию, которое предполагает, что деятельность предприятия является рентабельной, экономически выгодной, социально значимой и соответствующей всем нормативно-правовым требованиям. Это повышает эффективность производства, приводит к повышению конкурентоспособности организации на рынке.

В рамках системы управления протекает управленческий процесс (движение информации и принятие управленческих решений), между участниками которого распределены задачи и функции управления, а, следовательно — права и ответственность за их выполнение. С этих позиций систему управления можно рассматривать как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение намеченных целей менеджмента.

В рыночных условиях функционирования предприятия организация системы управления должна:

- отвечать требованиям производственной структуры и способствовать ее развитию в соответствии с изменяющимися условиями производства;

- обеспечить выполнение всех объективно необходимых функций управления;

- отвечать нормам управляемости и требованиям рациональных информационных связей;

- иметь минимальное, но достаточное количество ступеней управления;

- усиливать все функции аппарата управления;

- гарантировать высокую адаптивность, надежность, оперативность, качество, экономичность и эффективность управления.

Целью настоящей работы является разработка предложений по совершенствованию системы управления предприятием на примере научно-производственного предприятия ООО «НПО ВНИИЭФ-ВОЛГОГАЗ».

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:

1) рассмотреть теоретические основы исследования системы управления в организации, в частности определить понятие системы управления, а также представить типологию организационных структур управления;

2) провести аналитическое исследование системы управления предприятия ООО «НПО ВНИИЭФ-ВОЛГОГАЗ», в т.ч. дать краткую экономико-организационную характеристику организации, представить законы и принципы исследуемой организации, и непосредственно исследовать систему управления данного хозяйствующего субъекта;


3) разработать мероприятия по совершенствованию системы управления ООО "НПО ВНИИЭФ-ВОЛГОГАЗ", а именно сделать выводы по исследованию текущей системы управления организации и оценить эффективность предложенных мероприятий.

Объектом курсовой работы являются общественные управленческие отношения в сфере организации систем управления.

Предметом исследования является организация системы управления как основа управления промышленным предприятием и её совершенствование на основе комплексного анализа.

Практическая значимость данной работы выражается в том, что проведение организационных изменений может служить серьезным механизмом поддержки и развития системы управления предприятия. Очевидно, что проведенное в работе исследование имеет большое практическое значение и для руководства ООО «НПО ВНИИЭФ-ВОЛГОГАЗ», т.к. обосновывает экономическую эффективность предложенных мероприятий и даёт возможность данному предприятию существенно повысить эффективность деятельности.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ

1.1 Понятие системы управления

Для четкого понимания значения понятия система управления (менеджмента) необходимо рассмотреть основы понятий «система» и «менеджмент – управление». Как известно, система – это определенное множество взаимосвязанных элементов, образующих устойчивое единство и целостность, обладающее интегральными свойствами и закономерностями. С другой стороны, система - это набор объектов, имеющих данные свойства, и набор связей между объектами и их свойствами; комплекс избирательно-вовлеченных компонентов, у которых взаимодействие и взаимоотношение приобретает характер взаимодействия компонентов на получение фокусированного полезного результата.

Существуют различные классификации систем в зависимости от целей исследования.

Для изучения проблем управления экономическими объектами важной является классификация английского кибернетика Стаффорда Бира, которая построена по двум критериям[1]:


1) По степени сложности:

- простые системы – системы, содержащие небольшое количество элементов и небольшое число связей между ними;

- сложные системы – системы, содержащие большое число элементов и большое число связей между ними;

- очень сложные системы – системы настолько сложного вида, что их точно и подробно описать уже нельзя.

2) По характеру поведения:

- детерминированная система – система, в которой составные части взаимодействуют четко определенным образом;

- стохастическая (вероятностная система) система – система, для которой нельзя сделать точного детального предсказания ее поведения.

Помимо приведенных видов систем имеется еще ряд классификационных критериев:

1) По отношению к внешней среде:

- открытые – системы, способные обмениваться со средой массой, энергией и информацией, это системы, которые взаимодействуют с окружающей средой и приспосабливаются к изменениям во внешней среде;

- закрытые – системы, изолированные от внешней среды. Такую изоляцию следует считать условной из-за всеобщей взаимосвязанности процессов природы и общества. Вместе с тем иногда возможно считать, что система настолько мало связана с внешней средой, что этим можно пренебречь.

2) По признаку изменения системы в зависимости от фактора времени:

- статические системы, состояние которых с течением времени остается практически постоянным (например, муниципальный детский сад);

- динамические системы, изменяющие свое состояние во времени.

3) По признаку однородности входящих в систему элементов выделяются:

- гомогенные системы, состоящие из однородных элементов и допускающие взаимозаменяемость;

- гетерогенные системы, состоящие из разнородных элементов и не обладающие свойством взаимозаменяемости.

4) По степени организованности различают:

- хорошо организованные системы – означают возможность определения элементов системы, их взаимосвязей между собой;

- плохо организованные (или диффузные системы) системы – характеризуются некоторым набором макропараметров и закономерностей, выявленных не на основе исследования всего объекта, а только по представительной выборке компонентов, характеризующих объект или процесс в целом;

- самоорганизующиеся или развивающиеся системы – характеризуются как признаками, характерными для диффузных систем (стохастичностью поведения, нестабильностью отдельных параметров), так и специфическими признаками, основными из которых являются: непредсказуемость поведения, способность адаптироваться к изменяющимся условиям среды, менять структуру, сохраняя при этом свойство целостности.


Понятие же управления включает в себя определенный вид трудовой деятельности, обособившейся в процессе специализации управленческого труда. Менеджмент (англ. – “управление”) - воздействие одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для побуждения действий, соответствующих достижению поставленных целей при принятии на себя менеджерами ответственности за результативность воздействия (см. рис. 1.1).

Менеджмент

Изучение рынка

Производство продукции с минимальными затратами

Реализация продукции с максимальной прибылью

Управление персоналом

Рис. 1.2 – Составные элементы менеджмента

Если раскрыть определение менеджмента, то мы увидим, что в него входит:

- изучение рынка (спроса, потребления), т.е. маркетинг и прогнозирование;

- производство продукции с минимальными затратами и реализация ее с максимальной прибылью;

- управление персоналом, следовательно, знание социологии, психологии, а также анализ информации и разработка программ для достижения поставленной цели.

1.2 Типология организационных структур управления

Управление предприятием осуществляется на базе определенной организационной структуры. Структура предприятия и его подразделения определяются предприятием самостоятельно. При разработке организационной структуры управления необходимо обеспечить эффективное распределение функций управления по подразделениям.

При этом важно выполнение следующих условий[2]:

- решение одних и тех же вопросов не должно находится в ведении разных подразделений;

- все функции управления должны входить в обязанности управляющих подразделений;

- на данное подразделение не должно возлагаться решение вопросов, которые эффективнее решать в другом подразделении.

Структура управления может изменяться во времени в соответствии с динамикой масштабов и содержания функций управления.

Между отдельными подразделениями могут быть вертикальные и горизонтальные связи, различные по своим функциям.

Вертикальные связи - это связи руководства и подчинения, например: связь между директором предприятия и начальниками цехов.


В основу структуры управления предприятием положена определенная система.

Анализом взаимоотношений между различными должностями и постами занимались А. Хоскинг, М. Мэскон, Д.А. Новиков.

Существует целый ряд типов организационных структур, среди которых построение по принципу отделов (подразделений) является наиболее простым.

А. Хоскинг выделял четыре типа построения системы управления:

1) с линейной организаций управления;

2) с линейным и функциональным управлением;

3) с матричной системой управления;

4) с использованием комитетов (комиссий).

Мэскон и соавторы также выделяли четыре типа построения системы управления:

1) линейное управление;

2) линейно-штабное управление;

3) функциональное управление;

4) матричное управление.

Интересна точка зрения Д.А. Новикова. С точки зрения распределения полномочий, производственных обязанностей, он классифицировал организации по следующим типам построения управления:

- с линейной организацией управления;

- с функциональным управлением;

- с линейно-штабным управлением;

- с линейно-функциональным управлением;

- с линейно-штабным управлением;

- с линейно-функциональным управлением;

- с управлением через отделы;

- с программно-целевым управлением;

- с матричной системой управления;

- с использованием комитетов и комиссий;

- с дивизиональной структурой управления.

Линейная организация управления

При линейной организации управления разделение должностных обязанностей осуществлено таким образом, чтобы каждый служащий был максимально нацелен на выполнение производственных задач организации.

Итак, сущность линейного руководства состоит в том, что решение принимает одно руководящее лицо. Далее работа разделяется на несколько этапов работ, которые передаются другим нижестоящим работникам. А они, в свою очередь, разделив полученную работу, выдают задания исполнителям.

Преимущества линейной организации: ответственность, установленные обязательства, четкое распределение обязанностей и полномочий, оперативный процесс принятия решений, простота в понимании и использовании, возможность поддерживать необходимую дисциплину. Этот тип управленческой структуры обычно ведет к формированию стабильной и прочной организации.

В числе недостатков линейного построения организации: негибкость, жесткость, неприспособленность к дальнейшему росту организации. Утрата (отставка, смерть) руководителя может привести к более серьезным последствиям, чем при гибком построении организационной структуры. Метод управления может быть бюрократическим или диктаторским, что уменьшает потенциальные возможности и сдерживает инициативу молодых руководителей; руководящие лица могут быть перегружены обязанностями, ответственностью, что может привести к стрессу и плохому управлению.