Файл: Разработка комплекса маркетинговой службы предприятия (подробно).pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы маркетинга в современных условиях
1.1 Система маркетинга предприятия
1.2 Сущность управления маркетингом предприятия
1.3 Роль и место маркетинга в решении ключевых вопросов пассажирских перевозок
Глава 2 Анализ управления маркетингом в организации ГК «Автотрэвэл»
2.1 Общая характеристика организации
2.2 Анализ основных показателей деятельности
2.3 Анализ кадрового состава организации
С.Н. Андреев, как и предыдущие авторы, начинает с комплексного изучения рынка. Далее он указывает формирование продуктовой и ценовой политики предприятия, создание каналов распределения и выбор средств продажи товара. Основным отличием является такая функция как развитие коммуникативных связей предприятия с рынком[1, с. 235].
Анализируя мнения вышеупомянутых авторов, можно сделать вывод, что маркетинг имеет большое множество функций, которые влияют на сбыт, прибыль, функционирование предприятия, но так или иначе ориентированы на покупателя.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что управление маркетингом одновременно является и частью маркетингового управления и обособленным механизмом взаимодействия маркетинговых структур предприятия. Управление маркетингом отличается от маркетингового управления тем, что представляет собой набор процедур и действий, направленных на организацию маркетинговой деятельности на предприятии. Возможно, если вместо управления маркетингом использовали такой термин как управление маркетинговой деятельностью, то и не было бы путаницы между этими понятиями.
По нашему мнению, управление маркетингом представляет собой все те процессы, которые протекают внутри предприятия, напрямую или косвенно связаны с маркетинговыми подразделениями и направлены на удовлетворение потребностей клиентов. В этом заключается некая связь между маркетинговым управлением и управлением маркетингом. Наладить такую связь сложно. Однако если компании это удастся, успех на рынке ей гарантирован. Создание такой связи на предприятии требует применения многих знаний, в том числе технологий, которые еще находятся в разработке, в этом и заключается актуальность данной проблемы.
Стратегическое управление маркетинговой деятельностью - это управление, которое ориентирует коммерческую деятельность на нужды потребителей и разрешает адаптироваться к изменениям в маркетинговой среде опираясь на трудовой потенциал как основу предприятия, которое в совокупности дает возможность предприятию выживать в долгосрочной перспективе, достигая поставленных стратегических целей.[23, с. 70]
Содержание стратегического управления маркетинговой деятельностью рекомендуется определять с помощью концептуальной модели стратегического управления маркетинговой деятельностью, которая включает такие элементы: стратегическую архитектуру, стратегическую организацию и стратегический аудит, каждый из которых рассматривается в разрезе информационного, функционального, методологического, организационного и экономического аспектов.
В современных условиях нестабильности и кризиса, переход на рыночную ориентацию в управлении предприятием, создание системы стратегического маркетинга необходимо осуществлять постепенно, ведь маркетинговая деятельность предприятий формируется в той мере, в которой происходит перестройка в мировоззрении управления предприятиями по принципу: от нужд производства к нуждам рынка.
Таким образом, стратегическое управление маркетинговой деятельностью должно обеспечить повышение эффективности управления предприятиями, так как эффективное управление маркетинговой деятельностью обеспечивает: во-первых, целевую ориентацию рыночной деятельности предприятия, направленную прежде всего, на удовлетворение через рынок общественных и личных нужд; во-вторых, комплексность этой деятельности, которая выражается во встроенном технологическом процессе от замысла товара, к его потреблению; в-третьих, создает направленность на перспективу, в частности, усовершенствования товарного ассортимента согласно нуждам и условиям потребления.
1.3 Роль и место маркетинга в решении ключевых вопросов пассажирских перевозок
В условиях постиндустриальной экономики, основывающейся на приоритетном развитии сферы услуг, неизбежной становится модернизация маркетинговой деятельности в направлении разработки новых стратегий и маркетинговых инструментов. Так, концептуальный характер приобретает понятие маркетинга услуг, подразумевающего под собой процесс исследования, продвижения продуцируемых услуг на основе выявления специфических потребностей клиентов, что позволяет получателям услуги правильно оценить подобный продукт и сделать правильный выбор поставщика требуемой услуги. Одной из основных функций маркетинга услуг на объектах транспорта стало выявление потребностей покупателей транспортной продукции (выступает в форме предоставления услуги по перевозке) и изучение их моделей поведения. Решение подобной задачи требует проведения системных маркетинговых исследований, учитывающих специфику функционирования транспортной отрасли (в данном случае пассажирские железнодорожные перевозки).
Традиционно, маркетинговое исследование – процесс, который состоит из шести шагов. Первый шаг подразумевает четкое определение проблемы и постановку цели исследования. Второй шаг включает в себя разработку плана и сбора информации с использованием первичных и вторичных данных. Сбор первичных данных требует выбора методов исследования (наблюдение, эксперимент, опрос), подготовки материалов или оборудования для исследования (анкеты, механические устройства), выбора способа связи с аудиторией (телефон, почта, личное интервью). Третий шаг – сбор информации. Четвертый шаг – анализ собранной информации для вывода показателей и выявление разного рода взаимосвязей. Пятый шаг – представление основных результатов, которые дадут возможность принимать более правильные решения. На шестом шаге должно происходить проведение анализа того, как было использовано конкретное исследование впоследствии. Методически грамотные маркетинговые исследования дают возможность подтвердить правильность принятого производственного решения или необходимость внесения корректив в производственный процесс.
Что касается рынка пассажирских перевозок, то для сохранения и укрепления конкурентных преимуществ железнодорожного транспорта исследовательская деятельность маркетологов, обслуживающих транспортную отрасль, должна включать в себя следующие направления:
– постоянное предварительное изучение рынка пассажирских перевозок, оценка их необходимого качества и потребительских свойств, новых видов;
– анализ спроса по каждому виду пассажирских перевозок и выяснение возможностей его повышения, в том числе определение наиболее важных сегментов и ниш рынка транспортных услуг с позиций максимальной экономической эффективности, а также необходимых действий для расширения доли на данном рынке, овладения новыми сегментами и нишами;
– определение структуры продуктов труда пассажирских предприятий, выявление способов увеличения доли более прибыльных их видов и сокращения доли нерентабельных;
– установление причин, ограничивающих увеличения объемов перевозок, работ и услуг по каждому их виду;
– определение центров ответственности в аппарате управления железнодорожными пассажирскими перевозками, специалисты которых способны своевременно определение и устранять проблемные места производственно-коммерческой деятельности;
– выявление основных конкурентов по каждому виду перевозок и услуг, ремонтных или других работ, материальной продукции промышленного и индивидуального назначения,
– уточнение доли рынка транспортных услуг, занимаемой каждым из конкурентов, определение сильных и слабых сторон основных из них, разработка мероприятий, позволяющих уменьшить их вес и влияние,
– изучение опыта работы конкурентов, элементы которого можно внедрить на своих предприятиях и в их подразделениях;
– анализ мест осуществления сервисного обслуживания пассажиров, их удовлетворенности, результативности системы обучения работников сервиса, определение мер стимулирования работников сервиса для повышения их заинтересованности в качестве обслуживания пассажиров;
– оценка эффективности рекламы и других маркетинговых инструментов стимулирования продаж транспортных услуг;
– отслеживание темпов инфляции, скорости оборота и окупаемости финансовых ресурсов, прогнозирование объемов продаж основных и дополнительных услуг;
– обеспечение соблюдения интересов и потребностей основных покупателей перевозок, работ и услуг и высокого уровня их удовлетворения;
– разработка качественных планов маркетинговых мероприятий или бизнес-планов по созданию и внедрению на рынке новых перевозок и транспортных услуг, проведению ремонтных работ и производству материальной продукции, достижению эффективного использования фирменных поездов на каждом маршруте; определение мер, необходимых для повышения удовлетворенности потребителей процессом заключения договоров на приобретение перевозок, работ, услуг и (или) материальной продукции предприятий пассажирского хозяйства.
Проведение маркетинговых исследований на рынке пассажирских перевозок позволяет определить основные потребности населения в подобных услугах. Принцип дифференцированного подхода требует выделения основных направлений передвижения населения в дальнем и международном сообщении, дальности поездок, количества пассажиров. По результатам этих исследований у руководства железных дорог появляется возможность эффективно формировать пассажирские поезда и прицепные, беспересадочные вагоны в дальнем и международном сообщении, подбирать маршрут их следования, согласовывать расписания движения поездов в пунктах максимальной посадки пассажиров и начально-конечного следования.
Глава 2 Анализ управления маркетингом в организации ГК «Автотрэвэл»
2.1 Общая характеристика организации
Группа компаний «Автотрэвэл» - пассажирское автотранспортное предприятие, образованное и зарегистрированное 20 февраля 1997 года по адресу 141069, Московская область, г. Королев, микрорайон Первомайский, ул. Свердлова, д. 29А, ведет деятельность в соответствии с кодом ОКВЭД №602111 –«Внутригородские автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию».
Адрес: 141069, Московская обл., город Королев, микрорайон Первомайский, ул. Свердлова, д 29а.
Основной вид деятельности исследуемой организации - внутригородские автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию.
Дополнительные виды деятельности:
- пригородные автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию;
- междугородные автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию;
- деятельность такси.
Группа компаний «Автотрэвэл» включает в себя следующие компании: ООО «Автотрэвэл», ООО «Автотрэвэл+», ООО «Автотрэвэл Такси», Рекламное Агентство «Автотрэвэл».
В настоящее время Группа компаний «Автотрэвэл» является одним из крупнейших пассажирских перевозчиков в Московской области.
Основными потребителями транспортных услуг ООО «Автотрэвэл» является население городов Московской области и Москвы.
Маршрутная сеть «Автотрэвэл» - это 30 регулярных автобусных маршрутов, проходящих по городам Королев, Юбилейный, Пушкино, Щелково, Мытищи и Москва [6].
В 2006 году открыты междугородние маршруты Москва–Александров и Москва–Ярославль.
Автопарк ООО "Автотрэвэл" насчитывает более 180 микроавтобусов класса "Газель", 60 микроавтобусов "Ford", 70 автобусов ПАЗ "Аврора", 35комфортабельных автобусов "Golden Dragon" и "Higer", 10 автобусовтуристического класса Scania, Man, а также 40 автомобилей "Волга", 20"Дэу-нексия".
С 2005 года компания «Автотрэвэл» кроме перевозок по регулярным автобусным маршрутам осуществляет таксомоторные перевозки пассажиров. Автомобили такси обновляются каждые 2 года.
Компания имеет собственную сертифицированную базу по ремонту и техническому обслуживанию автотранспорта.
Компания «Автотрэвэл» в 2005 году открыла собственное рекламное агентство, специализирующееся на производстве и размещении рекламы на бортах и салонах автобусов.
Огромное внимание уделяется кадровому составу и особенно водителям автобусов. На работу принимаются только опытные водители со стажем работы не менее 3 лет.Водители компании принимают участие в городских и областных конкурсах на звание «Лучший по профессии» и занимают призовые места.
Компания активно участвует в жизни городских муниципальных образований, оказывает помощь при организации социально значимых мероприятий, проходящих в Московской области.
Группа компаний «Автотрэвэл» имеет все необходимые лицензии и сертификаты на оказываемые услуги, свидетельствующие о качестве и безопасности предоставляемых услуг.
Компания «Автотрэвэл» не только строго выполняет все лицензионные требования, но и проводит дополнительные мероприятия повышающие качество и безопасность пассажирских перевозок. Следует тенденциям в развитии транспортной отрасли в стране и принимает активное участие в развитии транспортной сети обслуживаемых городов [9].
Пассажиры группы компаний «Автотрэвэл» застрахованы в страховой компании «Альфастрахование». Договор обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров от 31.03.2016 г. № ALFX21649232281000 [9].
Организационная структура группы компаний «Автотрэвэл» представлена на рисунке 2.1.
Учредители
Директор
Финансовая служба
Служба экономики
Техническая служба
Рисунок 2.1 - Организационная структура группы компаний «Автотрэвэл»