Файл: Выставочная-ярмарочная деятельность как инструмент маркетинга.pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 143
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВЫСТАВОЧНО-ЯРМАРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ МАРКЕТИНГА
1.2 Выставочная-ярмарочная деятельность как инструмент маркетинга
Глава 2. АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ НА РЫНКЕ
2.1 Аналитическая справка о компании ООО «Mercedes-Benz»
2.2 Организация маркетинговой деятельности в компании
Глава 3. ПРОЕКТ УЧАСТИЯ В ВЫСТАВКЕ «МИР АВТОМОБИЛЯ 2017»
3.1 Организационные мероприятия
3.2 Оценка эффективности участия ООО «Mercedes-Benz» в выставке «Мир автомобиля 2017»
Место проведения: Россия, Санкт-Петербург
Выставочный центр: Выставочный центр СКК
Выставка «Мир Автомобиля» – яркое событие для представителей автомобильной отрасли Северо-Западного региона России.
Более 20-ти лет выставка собирает под одной крышей российских и иностранных производителей, дистрибьюторов и дилеров всемирно известных брендов автомобильной техники и комплектующих.
Цель выставки – активная демонстрация потребительских характеристик автомобилей и сопутствующих товаров, их конкурентных преимуществ, на основании которых определяется выбор покупателя.
Выставка ориентирована на активных участников автомобильного рынка. Выставка «Мир Автомобиля» предлагает своим участникам площадку для привлечения «горячих» клиентов и увеличения продаж.
Традиционно выставка будет сопровождаться обширной программой: конференции, круглые столы и деловые переговоры, в том числе в рамках выставки пройдут семинары и мастер-классы по формированию и продаже автомобилей.
Рассмотрим подробнее концепцию участия ООО «Mercedes-Benz» в выставке «Мир автомобиля 2017».
ООО «Mercedes-Benz» начало готовиться к выставке за 7 месяцев, и арендовало площадь за полгода.
Хотя стенды на главных проходах уже были заняты, для компании удалось забронировать выгодное место. Стенд ООО «Mercedes-Benz» располагался в 1-ом павильоне, где проходила церемония открытия выставки, павильон посещен официальными делегациями. Главными преимуществами являются индивидуальность, привлекательность для посетителей в отличие от стандартного стенда и удобство при застройке: монтажники сами его привезут, смонтируют, а по окончании выставки заберут. Данный вид стенда предназначен для одноразового использования и поэтому является более затратным вариантом для интенсивной выставочной деятельности.
План выставочной деятельности ООО «Mercedes-Benz» включает порядка 20 выездных выставок в год, хотя «Мир автомобиля 2017» – самое масштабное мероприятие среди них.
При участии в таких выставках обычно используется самый простой вариант – аренда у организаторов «оборудованной» выставочной площади. Как правило, она включает стены, фризовую панель, ковровое покрытие, стол, стулья, электроснабжение и освещение. Чтобы «оживить» стандартный стенд и придать ему индивидуальность, во всю высоту стены крепятся рекламные баннеры ООО «Mercedes-Benz».
Поэтому, учитывая ограниченный бюджет и специфику выставочной деятельности, было принято решение арендовать на выставке «Мир автомобиля 2017» стандартную застройку и заказать мобильные конструкции для нее. Причем, выбор мобильных конструкций должен учитывать возможность их дальнейшего использования на региональных выставках, т.е. они должны занимать как можно меньше места и легко переноситься стендистами.
Для того, чтобы сделать предвыставочную рекламную кампанию максимально результативной, необходимо использовать целый ряд инструментов маркетинговых коммуникаций. С учетом специфики базы данных клиентов ООО «Mercedes-Benz», а также возможностью получения специалистам бесплатных пригласительных билетов при регистрации на сайте выставки, было решено сделать упор на e-mail-рассылку по электронной почте (табл. 3.1).
Таблица 3.1 - «Адресная» рассылка информационных материалов об участии ООО «Mercedes-Benz» в крупнейшем выставочном мероприятии
№/П |
Расположение клиентов компании по федеральным округам России |
Уд. вес, % |
Дальневосточный |
8,5 |
|
Приволжский |
21,5 |
|
Северо-Западный |
13,5 |
|
Северо-Кавказский |
4,5 |
|
Сибирский |
12,0 |
|
Уральский |
8,0 |
|
Центральный |
25,5 |
|
Южный |
6,5 |
Так, рассылка клиентам проводилась региональными менеджерами и включала в себя приглашение-открытку с фирменной символикой. В открытке сообщается общая информация о выставке (тематика, сроки, место проведения) и о новых автомобилях.
Данная рассылка, в отличие от массовой, позволяет отправлять письма с электронных адресов предприятия, с указанием контактной информации отправителя, и гарантирует, что каждый клиент не получит список остальных адресатов. Преимуществом e-mail-рассылки также является возможность использования ссылки, например, на сайт выставки и предприятия, для получения адресатом дополнительной информации. Кроме того, данный вид рассылки самый оперативный и экономный.
Эффективным следует признать размещение анонса участия ООО «Mercedes-Benz»в выставке:
- на корпоративном сайте;
- на сайтах партнеров;
- на сайте выставки;
- на профильных Интернет-порталах.
Рекламный модуль ООО «Mercedes-Benz» был размещен в ежегодном справочнике «Автомир», который бесплатно распространялся на выставке. Информационные материалы были рассчитаны на разные группы посетителей и включали:
- визитные карточки, предназначенные для общения с потенциальными клиентами;
- материалы для целевых посетителей (каталоги, СD-диски, листовки, папки, прайс-листы);
- материалы для промо-акций (лотерейные билеты);
- материалы для СМИ (в комплект входят специальные пресс-релизы, информация о представленной продукции и обществе).
Для выставки «Мир автомобиля 2017» был подготовлен каталог на CD-носителях. Это позволило посетителям собрать необходимую информацию, при этом не нагрузив себя огромным пакетом полиграфии.
К сожалению, к выставке «Мир автомобиля 2017» было решено подготовить только стандартный набор сувенирной продукции для целевых клиентов: ручки, настольные перекидные календари и пакеты (тиражом 2,5 тыс. экз.). В ходе выполнения работы были проанализированы возможные затраты на изготовление подобного тиража (табл. 3.2).
Таблица 3.2 - Определение затрат на изготовление необходимого объема сувенирно-подарочной продукции, тыс. руб.
Авторучки |
Настольные перекидные календари |
п/э пакеты |
|
Изготовление макета |
2,5 |
3,0 |
2,5 |
Покупка расходных материалов |
17,5 |
25,0 |
3,0 |
Изготовление необходимого тиража (с логотипом компании) |
4,0 |
10,0 |
7,5 |
Доставка продукции |
0,5 |
1,0 |
0,5 |
Итого |
24,5 |
39,0 |
13,5 |
В расчете на единицу, руб. |
9,8 |
15,6 |
5,4 |
Таким образом, затраты на рекламно-информационное обеспечение участия ООО «Mercedes-Benz» в данном выставочном проекте составили 215 тыс. руб.
Среди специальных событий особо выделяется проведенный за четыре месяца до участия в выставке «Мир автомобиля 2017» «День открытых дверей» (рис. 3.1).
Рассылка приглашений
Проведение
Посещение предприятия
Розыгрыш ценных призов
Раздача сувенирной продукции
Знакомство с новинками концерна
Культурное мероприятие
Банкетное мероприятие
Отдых в загородном пансионате
Рисунок 3.1 - План проведения «Дня открытых дверей»
Приглашенным гостям были разосланы приглашения на проведение данного мероприятия.
Для проведения данного мероприятия была составлена смета затрат (табл. 3.3).
Таблица 3.3 - Смета затрат на проведение «Дня открытых дверей»
№/П |
Статья расходов |
Сумма, тыс. руб. |
1 |
Рассылка приглашений заинтересованным лицам (услуги Почты России + курьерская доставка) |
25,0 |
2 |
Изготовление и раздача рекламно-сувенирной продукции |
25,0 |
3 |
Призовой фонд лотереи |
50,0 |
4 |
Организация питания приглашенных гостей во время мероприятия |
90,0 |
5 |
Аренда банкетного зала с организацией питания |
225,0 |
6 |
Оплата гонорара приглашенных деятелей культуры и искусства |
85,0 |
7 |
Транспортное обслуживание гостей (аренда 6 автобусов) |
40,0 |
8 |
Аренда 2-ух местных номеров санатория с учетом предоставленной 10% скидки |
337,5 |
9 |
Обеспечение охраны гостей |
18,0 |
10 |
Оплата труда сотрудников компании, задействованных в организации и проведении мероприятия (5 человек) |
22,0 |
Итого |
917,5 |
|
В % к годовой выручке |
1,44 |
|
В расчете на приглашенного гостя |
3,06 |
Анализируя данные табл. 3.3, отметим, что сумма затрат на одного участника – 3,06 тыс. руб., является оптимальной для двухдневного обслуживания в преддверии новогодних праздников.
ООО «Mercedes-Benz» отметила свой день рождения. В честь этого праздника в компании прошел конкурс детского творчества, в котором принимали участие дети сотрудников.
Бюджет данной кампании составил 35 тыс. руб., предусматривавший награждение участников конкурса призами и подарками, организацию для них «сладкого» стола с оплатой труда приглашенных аниматоров.
В качестве выставочного специального мероприятия выступил показ презентационного фильма о «Mercedes-Benz» (первый день выставки). Стоимость изготовления и монтажа рекламного продукта – 15 тыс. руб.
Пресс-конференция имела следующий отклик в прессе: было приглашено 8 представителей СМИ – 3 печатных изданий («Большой город», «Автомир», «Авторандеву», «Бизнес авто» и 3 телекомпаний.
На подготовительном этапе был сделан пресс-кит для СМИ по компании «ООО «Mercedes-Benz»» и ее деятельности. Была проведена работа по информированию и инициированию присутствия на пресс-конференции представителей отраслевой прессы (бюджет – 25 тыс. руб.).
На мероприятии присутствовало более 35 представителей специализированной и общей прессы. Пресс-конференция прошла в рабочем темпе, сообщения выступающих были с интересом встречены аудиторией. Завершил мероприятие обмен мнениями и вопросы журналистов. В качестве «ключевой фигуры» от компании выступил заместитель генерального директора ООО «Mercedes-Benz». На пресс-конференции были обозначены стратегические цели компании – открытие нового филиала. По окончании основной части мероприятия состоялся подготовленный сотрудниками компании фуршет.
Распределение средств бюджета осуществлено следующим образом (рис. 3.2). Стоит отметить, что заранее проплаченных статей и репортажей не размещалось.
Рисунок 3.2 - Распределение затрат на проведение мероприятий «подготовительного» к выставке этапа, тыс. руб.
В целом, данные мероприятия укрепили имидж ООО «Mercedes-Benz» в глазах инвесторов и потенциальных клиентов, что являлось важным моментом в преддверии участия в выставке «Мир автомобиля 2017».
3.2 Оценка эффективности участия ООО «Mercedes-Benz» в выставке «Мир автомобиля 2017»
Осуществим возможную оценку экономической эффективности участия компании в данном выставочном проекте.
Таблица 3.3 - Расчет возможной эффективности участия компании в выставочном проекте «Мир автомобиля 2017»
№ п/п |
Показатель |
Значение |
1 |
Аренда выставочного стенда (площадью 45 кв. м), включающая планировку, застройку, монтаж, демонтаж, тыс. руб. |
325,0 |
2 |
Оплата труда стендистов (4 чел.), тыс. руб. |
16,0 |
3 |
Оплата телекоммуникационных услуг на выставке, тыс. руб. |
5,0 |
4 |
Оплата услуг по охране экспозиции и обеспечению безопасности, тыс. руб. |
12,5 |
5 |
Консультационные услуг по прогнозированию посещаемости и эффективности выставочного мероприятия, тыс. руб. |
5,0 |
6 |
Рекламно-информационное обеспечение осуществляемого проекта, тыс. руб. |
215,0 |
7 |
Расходы «предвыставочного» периода, тыс. руб. |
1002,5 |
8 |
Планируемые расходы по возможному приему и размещению гостей экспозиции компании, тыс. руб. |
40,0 |
9 |
Расходы по обеспечению питания гостей и работников экспозиции, тыс. руб. |
25,0 |
10 |
Итого затрат, тыс. руб. |
1646 |
11 |
Количество заключенных в ходе проведения выставки договоров и протоколов о намерениях, ед. |
14 |
12 |
Расчетные затраты в расчете на один контракт, тыс. руб. |
117,6 |
13 |
Общая сумма реализации договоров и протоколов о намерениях, млн. руб. |
6,5 |
14 |
Количество планируемых контактов с посетителями экспозиции, ед. |
350 |
15 |
Расчетные затраты в расчете на один контакт, тыс. руб. |
4,7 |
16 |
Заявленное организаторами количество посетителей, чел. |
8430 |
17 |
Затраты в расчете на одного посетителя, тыс. руб. |
0,195 |
18 |
Окупаемость затрат на участие компании в выставке, руб. |
3,95 |