Файл: Направления социальной защиты населения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 132

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы социальной защиты населения

1.1. Понятие и сущность социальной защиты населения

1.2. Основные принципы социальной защиты населения

1.3. Основные направления и пути улучшения социальной защиты населения

Глава 2. Система социальной защиты населения в Оренбургской области

2.1. Кадровое обеспечение системы социальной защиты населения  Оренбургской области

2.2. Повышение уровня и качества жизни граждан, нуждающихся в социальной защите государства

2.3. Программы по улучшение качества жизни граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми в Оренбургской области

Глава 3. Проблемы и перспективы развития социальной защиты населения

3.1. Проблемы системы социальной защиты населения

3.2. Перспективы развития системы социальной защиты населения

3.3. Реализация социальных программ в Оренбургской области

Заключение

Список использованных источников

2.2. Повышение уровня и качества жизни граждан, нуждающихся в социальной защите государства

Министерство социальных отношений Оренбургской области является органом исполнительной власти Оренбургской области, осуществляющим функции по выработке предложений (по вопросам, относящимся к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации) и реализации на территории Оренбургской области единой государственной социальной политики, нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Стратегическая цель деятельности Министерства социальных отношений Оренбургской области и всей системы социальной защиты населения области заключается в повышении уровня и качества жизни граждан, нуждающихся в социальной защите государства.

Достижение стратегической цели осуществляется по двум основным направлениям:

- разработка и реализация мер, направленных на повышение благосостояния населения, снижение бедности и неравенства населения по денежным доходам. Повышение реальных доходов населения обеспечивается за счет предоставления мер социальной поддержки и оказания государственной социальной помощи: выплаты пособий, компенсаций, предоставления льгот и субсидий;

- улучшение качества жизни граждан пожилого возраста, инвалидов, неблагополучных семей с детьми, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которое обеспечивается, в том числе, за счёт развития и совершенствования системы социального обслуживания и оптимизации расходов на обеспечение и функционирования [22].

В 2018 году все социальные обязательства государства перед гражданами, в том числе по предоставлению мер социальной поддержки льготным категориям граждан, детям-сиротам и иным социально незащищенным категориям граждан, по социальному обслуживанию населения сохранены и обеспечены в полном объеме.

Среди основных задач, стоящих перед Министерством социальных отношений Оренбургской области, следует отметить обеспечение прав отдельных категорий граждан на получение мер социальной поддержки.

Таблица 2.3 – Исполнение областного бюджета за 2017 − 2018 год (млрд. руб)

Наименование источника доходов областного бюджета

Объем бюджетных ассигнований, млн. рублей

2017 год

2018 год

1

2

3

Областной бюджет (собственные доходы)

13 551, 87

14 204,57

Федеральный бюджет

4 529,56

4 828, 54

Средства Пенсионного фонда РФ

18,68

17,74

Средства Фонда социального страхования

1 385,15

1 518, 97

Всего консолидированный бюджет в том числе:

19 485,254

20 569, 82


Из данных таблицы 2.3 следует, что исполнение областного бюджета составило в 2018 году 98,44 процента. На реализацию социальных обязательств в 2019 году в областном бюджете (без средств внебюджетных фондов) предусмотрено 19,09 млрд. рублей.

Министерством социальных отношений Оренбургской области организовано оформление удостоверений о праве на меры социальной поддержки следующим категориям граждан: ветеранам труда Оренбургской области, ветеранам труда, членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участникам Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, ветеранам Великой Отечественной войны, инвалидам Великой Отечественной войны и приравненным к ним лицам.

Таким образом, в 2018 году Министерством социальных отношений Оренбургской области оформлено и выдано гражданам:

  • 8 031 удостоверение «Ветеран труда» (на 27,5процентов больше, чем в 2017 году);
  • 180 удостоверений «Ветеран Великой Отечественной войны» (на 63,3 процента меньше, чем в 2017 году). Уменьшение обусловлено тем, что практически все ветераны войны, имевшие право на льготы, обеспечены документами о праве на льготы в полном объеме, а также естественной убылью данной категории граждан;
  • 55 удостоверений инвалидам Великой Отечественной войны и удостоверений инвалидам о праве на льготы (на 19,6 процентов больше, чем в 2017 году);
  • 28 973 удостоверения «Ветеран труда Оренбургской области»;
  • 630 удостоверений членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (на 21,2 процентов меньше, чем в 2017 году) [24].

2.3. Программы по улучшение качества жизни граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми в Оренбургской области

В рамках реализации областной целевой программы «Повышение качества жизни граждан пожилого возраста в Оренбургской области» на 2016 − 2018 годы (далее именуется – Программа) проведен целый ряд мероприятий по развитию реабилитационного направления деятельности комплексных центров социального обслуживания населения. Общий объем финансирования на реализацию Программы в 2017 году составил 20 000, тыс. руб. (из них 7 365,1 тысяч рублей – средства, непосредственно предусмотренные Программой, 12 634,9 тысяч рублей – средства на реализацию программных мероприятий, доведенные до учреждений социального обслуживания населения через увеличение субвенций на социальное обслуживание).


В рамках реализации Программы в 2018 году:

  • организованы курсы повышения квалификации для 54 специалистов комплексных центров социального обслуживания населения муниципальных образований Оренбургской области (далее именуются – комплексные центры социального обслуживания населения), занятых в Школах реабилитации и ухода;
  • 10 комплексных центров социального обслуживания населения приобрели тренажеры нового поколения, адаптированные для занятий физкультурой граждан пожилого возраста и инвалидов, технические средства реабилитации, реабилитационное оборудование для комнат социально-бытовой адаптации, оборудование для обучения навыкам ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидов в домашних условиях;
  • в целях организации участковой социальной службы и компьютерных курсов для граждан пожилого возраста и инвалидов приобретена компьютерная и организационная техника в 22 комплексных центрах социального обслуживания населения;
  • в целях совершенствования профессионального уровня, повышения престижа социальной службы, обобщения положительного опыта работников учреждений социальной защиты населения Оренбургской области проведен областной конкурс «Лучший работник социальной сферы − 2018».

Проведение данных мероприятий в рамках Программы продолжится и в 2019 году. Реализация областной целевой программы «Дети Южного Урала» на 2016−2020 годы [23].

На реализацию мероприятий в рамках областной целевой программы «Дети Южного Урала» на 2016−2020 годы (далее именуется – Программа) в 2018 году из средств областного бюджета предусмотрено 19 020,5 тысяч рублей, в том числе по направлениям:

1) «Дети с ограниченными возможностями здоровья» − 4 797,0 тысяч рублей;

2) «Дети-сироты» − 4 577,0 тысяч рублей;

3) «Одаренные дети» − 5 987,1 тысяч рублей;

4) «Здоровый ребенок» − 1 203,0 тысяч рублей;

5) «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» − 2 456,4 тысяч рублей [5].

По направлению «Дети с ограниченными возможностями здоровья» реализацию исполнения мероприятий осуществляет Министерство социальных отношений Оренбургской области.

В рамках реализации данного направления учреждениями начального профессионального образования для инвалидов были приобретены средства реабилитации, приобретено и установлено оборудование для совершенствования реабилитационного процесса [5].

Также организованы и проведены курсы переподготовки и повышения кадров учреждений системы социальной защиты для специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Изготовлена и выпущена социальная реклама и информационные ролики с целью информирования населения о системе поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья и семей, воспитывающих таких детей. За счет укрепления материально-технической базы, повышения квалификации специалистов, улучшения условий реабилитации детей-инвалидов увеличилось число детей-инвалидов, получивших услуги.


Таким образом, доля детей-инвалидов, получивших услуги в социально-реабилитационных центрах для детей с ограниченными возможностями здоровья, в общей численности детей-инвалидов в Оренбургской области достигла целевого индикативного показателя на 2019 год и составляет 37 процентов. Денежные средства по данному направлению освоены на 99,6 процентов.

По направлению «Дети-сироты» реализацию исполнения мероприятий осуществляет Министерство социальных отношений Оренбургской области. В рамках данного направления реализованы следующие мероприятия: курсы повышения квалификации прошли 19 специалистов управлений социальной защиты населения, занимающихся вопросами семейного устройства детей-сирот, 44 специалиста государственных (муниципальных) учреждений по вопросам организации социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, защиты их прав и законных интересов [27].

Организована комплексная информационная кампания по вопросам воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

  • размещена социальная реклама в СМИ;
  • размещены звуковые информационные ролики на радио и видеоролики на уличном городском телевидении;
  • изготовлены и размещены баннеры на улицах города, выпущены буклеты и брошюры, разработан и функционирует сайт с целью популяризации форм семейного устройства [27].

В 2018 году проведен фестиваль систем трудового воспитания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в котором приняли участие представители 15 учреждений области. Вместе с тем, проведен фестиваль для 120 воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Наше будущее».

В рамках развития системы постинтернатного сопровождения выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждения приобретены 2 микроавтобуса, изготовлена и выпущена полиграфическая продукция, в том числе выпущены брошюры и размещены информационные материалы на сайте агентства новостей «Доступ».

Таким образом, проведена большая работа по развитию новых современных технологий в области социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Улучшены условия для личностного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и качества их жизни. Отмечена активизация работы по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семьи российских граждан, что привело к увеличению числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях граждан, по отношению к общему числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в области, до 58,2 процентов.


Увеличилось число выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поступивших в образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования, в общей численности выпускников учреждений до 94 процентов.

Достигнуты следующие целевые индикативные показатели 2018 года:

- младенческая смертность составила 8,6 на 1 000 детей, родившихся живыми;

-материнская смертность составила 22,9 на 100 000 родившихся живыми детей [21].

Глава 3. Проблемы и перспективы развития социальной защиты населения

3.1. Проблемы системы социальной защиты населения

Социальная политика должна строится на трех основных принципах:

  • приоритетность проблем социальной защищенности населения;
  • повышение роли личного трудового дохода в удовлетворении социально культурных и бытовых нужд населения и ликвидация на этой основе иждивенчества;
  • организация нового механизма финансирования социальной сферы, то есть переход от государственного патернализма к социальному партнерству.

Социальная защищенность населения требует разграничения социальной поддержки по уровню дохода, степени трудоспособности, а в отдельных случаях – по принципу занятости в общественном производстве. Практически все слои населения нуждаются в специальный социальных программах.

Финансирование социальных программ осуществляется не только за счет государственных средств, но и за счет местных бюджетов, средств предприятий, организаций, населения. Определенную роль в социальной защите населения могут сыграть благотворительные фонды социальной помощи. Политика социальной защиты населения в условиях перехода к рынку включает систему социального страхования и общественное вспомоществование.

В современных кризисных условиях особую сторону приобрели проблемы безработицы и инфляции. Социальная защищенность от безработицы реализуется через подготовку кадров, организацию фонда помощи безработным с установлением величины пособия. Защитой от растущей инфляции, ощутимо снижающей уровень жизни населения, является индексация доходив увеличение их номинальной величины для предотвращения снижения реального их уровня [30].