Файл: Направления социальной защиты населения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 187

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы социальной защиты населения

1.1. Понятие и сущность социальной защиты населения

1.2. Основные принципы социальной защиты населения

1.3. Основные направления и пути улучшения социальной защиты населения

Глава 2. Система социальной защиты населения в Оренбургской области

2.1. Кадровое обеспечение системы социальной защиты населения  Оренбургской области

2.2. Повышение уровня и качества жизни граждан, нуждающихся в социальной защите государства

2.3. Программы по улучшение качества жизни граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми в Оренбургской области

Глава 3. Проблемы и перспективы развития социальной защиты населения

3.1. Проблемы системы социальной защиты населения

3.2. Перспективы развития системы социальной защиты населения

3.3. Реализация социальных программ в Оренбургской области

Заключение

Список использованных источников

Конституция Российской Федерации устанавливает, что Россия является социальным государством. Переход от страны «развитого социализма» с низким уровнем жизни населения к богатому и процветающему социальному государству очень сложен.

Таким образом, среди частных проблем совершенствования социальной защиты основными являются следующие:

1.Стабилизация финансового положения государственных внебюджетных социальных фондов;

2.Погашение задолженности работникам по заработной плате;

3.Расширение источников финансирования социальных услуг;

4.Совершенствование адресной системы социальной поддержки населения;

5.Введение единого порядка корректировки шкалы и ставок подоходного налогообложения [16].

3.2. Перспективы развития системы социальной защиты населения

Основными задачами новой социальной политики, построенной с учетом обеспе­чения социальной поддержки населения должны стать:

  • последовательное решение комплексных проблем, охватывающих вопросы безопасного и устойчивого социального развития;
  • повышение уровня и качества жизни граждан;
  • преодоление чрезмерного имущественного расслоения общества и формирова­ние массового среднего класса;
  • укрепление института семьи как наиболее устойчивой формы самоорганизации и социализации личности; сохранение и укрепление нравственных традиций и ценностей народов, населяющих Россию;
  • создание условий для достойной жизни и деятельности будущих поколений; повышение имиджа России в мире.

Социальная политика, построенная на принципах социальной защищенности, должна складываться из последовательной реализации двух ключевых задач:

  • разработки законодательного обеспечения и реализации стандартов качества и уровня жизни россиян, гарантирующих качество и безопасность жизни и здоровья, об­разования, быта всех слоев населения, каждой семьи и каждого гражданина России;
  • создания и развития инфраструктуры широких возможностей для самореализа­ции, саморазвития, собственных инвестиций общества и каждого гражданина в свое будущее и будущее своей семьи.

В основу реформы социальной защиты положены следующие принципы:

1) Перераспределение социальных расходов в пользу бедных домохозяйств. Чтобы высвободить необходимые бюджетные ресурсы, предусматривается сокращение бюджетных субсидий производителям товаров и услуг, а также льгот и выплат, предоставляемых по категориальному принципу.


Органы управления на региональном и местном уровне должны будут шире использовать процедуры обязательной проверки нуждаемости получателей социальной помощи. Предусматривается также установление ограничений на общее число видов социальной помощи и льгот, которые могут предоставляться одновременно одной и той же семье.

2) Перераспределение полномочий по реализации федерального социального законодательства. Стратегия реформирования социального сектора предполагает изменение действующего порядка взаимодействия органов власти федерального и регионального уровня и местного самоуправления в области социальной защиты.

Потребности регионов в финансировании социальной помощи должны определяться на основе анализа уровня бедности и учитываться при определении величины федеральных трансфертов. Новая система потребует усиления методической роли федеральных органов социальной защиты населения, включая разработку методик и типовых нормативных документов.

3) Диверсификация обслуживания. Приоритетные задачи в этой сфере − расширение возможностей граждан, пользующихся бесплатными или субсидируемыми услугами, по выбору производителей услуг, в том числе в области здравоохранения и образования, а также диверсификация форм предоставления услуг на основе активного вовлечения негосударственного сектора.

Учитывая международную практику, а также отечественный опыт, можно предложить в качестве основных принципов социальной защиты работающего населения следующие:

  • социальная ответственность государства и общества за бережное отношение к личности и защиту его многочисленных прав;
  • социальная справедливость, обеспечение равных условий труда, его охраны, защиты здоровья и получения компенсаций достаточного уровня при утрате здоровья и трудоспособности, разного рода реабилитационной помощи;
  • всеобщность и обязательный характер социальной защиты работников от социальных и профессиональных рисков, минимизация их уровня, открытость и доступность информации;
  • многосубъектность социальной защиты. Ее субъектами являются государство, предприниматели, товарищества социального страхования, профессиональные организации трудящихся и другие, заинтересованные в социальной защите населения организационные структуры общества;
  • солидарность субъектов социальной защиты в целях обеспечения ее наибольшей эффективности, ее многоаспектности и разнонаправленности, минимизации социальных и профессиональных рисков, оптимального распределения соответствующего финансового бремени между участниками на основе заключения социальных договоров;
  • разноадресность социальной защиты, широкие спектр ее форм и степень охвата, начиная от гарантий для всех трудящихся и заканчивая обеспечением отдельных категорий населения, в том числе конкретных лиц;
  • экономическая и социальная свобода трудящихся в сочетании с их личной ответственностью за сохранение здоровья, трудоспособности, с правом объединения в союзы для обеспечения собственной защиты [28]. 

Таким образом, с целью повышения защиты требуется «объединить институт возмещения ущерба, государственное социальное страхование и социальное обеспечение», в последнее включаются пенсионное обеспечение, санаторно-курортное лечение и «преобразовать их в единый институт социального страхования от несчастных случаев на производстве». 

По этой причине рассчитывать на значительные успехи при проведении социальной политики и на достижение высокого уровня социальной защищенности населения − до стабилизации экономического положения страны − несомненно сложно. Но и достижение экономической стабильности дело весьма трудоемкое. Более того, весьма болезненным для населения оказался этап либерализации цен, период проведения жесткой финансовой политики, без которых невозможен был переход к рынку, нельзя было остановить так называемую инфляционную спираль.

3.3. Реализация социальных программ в Оренбургской области

По направлению «Одаренные дети» реализацию исполнения мероприятий осуществляет главное управление молодежной политики совестно с Министерством образования и науки Оренбургской области. В рамках реализации данной подпрограммы организовано обеспечение социокультурного развития одаренных детей. В течение года оздоровлено 500 детей во Всероссийских детских центрах «Орленок» и «Океан» [7].

Проведены военно-патриотические мероприятия, в том числе, организованы и проведены мероприятия, направленные на развитие научно-технического и интеллектуального творчества среди детей и подростков. Организована реализация мероприятий по разделу поддержка одаренных детей в системе образования.

Прошла конференция исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество», проведены областные фестивали, организован лагерь для лидеров и руководителей детских и молодежных общественных объединений.

Проведены областные соревнования юных инспекторов движения «Безопасное колесо», состоялась областная геологическая олимпиада, прошел областной фестиваль научно-исследовательских работ, прошли областные соревнования по кордовым авиационным моделям [13].

По итогам 2018 года в рамках направления были реализованы все запланированные мероприятия и программы для школьников, проживающих на территории Оренбургской области. Благодаря реализации мероприятий программы в области создается система выявления и непрерывного наблюдения за творческим потенциалом и социально-экономической поддержкой юных талантов. Увеличилось количество привлеченных несовершеннолетних к участию в общественной, культурной и спортивной жизни Оренбургской области, приобщение их к здоровому образу жизни.


Таким образом, достигнут целевой индикативный показатель 2018 года, где доля детей, включенных в систему государственной поддержки одаренных детей, в общей численности детского населения составила 11,4 процента. Денежные средства по данному направлению освоены на 89,8 процентов.

По направлению «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» реализацию исполнения мероприятий осуществляют Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Оренбургской области, главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области и Министерство социальных отношений Оренбургской области.

В рамках реализации данного направления были проведены курсы повышения квалификации кадров для 110 специалистов органов и учреждений социальной защиты населения, занимающихся работой по профилактике социального сиротства. Одновременно приобретено 4 автомобиля для учреждений социальной защиты населения, исполняющих функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [12].

По результатам работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и реализации мероприятий, достигнуто:

- увеличение числа семей, находившихся в социально опасном положении, снятых с учета в органах социальной защиты населения в связи с улучшением ситуации в семье, от общего количества семей, состоящих на учете как семьи, находящиеся в социально опасном положении, до 15 процента;

- увеличение числа детей, прошедших социальную реабилитацию в учреждениях системы социальной защиты населения, возвращенных на воспитание в родную семью, в общей численности детей, выбывших из данных учреждений, до 46 процента.

Таким образом, программа обеспечивает комплексный подход к созданию благоприятных условий для улучшения жизнедеятельности и здоровья детей, решению проблем неблагополучия семьи и детей. Все мероприятия, предусмотренные Программой в 2018 году, выполнены полностью. Завершена первая половина второго этапа реализации программы, предполагающего организацию комплексной работы по всем направлениям, в том числе развернутую социальную поддержку целевой группы населения − детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, системное внедрение технологий постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (мобильное сопровождение, консультирование, оказание юридической помощи).


Заключение

Преобразования в политической, экономической и социальной областях, осуществляемые в государстве, предусматривают проведение активной социальной политики, которая должна основываться на правильно выстроенной системе приоритетов, поэтапном решении круга социальных проблем, выработке механизмов эффективного использования ресурсов, выделяемых на социальные цели, согласования обязательств государства и реальных возможностей для их финансирования. Важнейшим аспектом государственной социальной политики является социальная защита населения. В современных условиях принят ряд законов, декларирующих предоставление нуждающимся категориям населения равных с другими гражданами прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ. Из-за тяжелого финансового положения на федеральном и региональном уровнях их реализация часто ограничена.

В сложившихся экономических условиях предпринимаются меры, направленные на смягчение отрицательных последствий резкого падения уровня жизни и на частичную компенсацию потерь наиболее нуждающимся группам населения. Создаются механизмы социальной поддержки семей с детьми, ветеранов, инвалидов, граждан, потерявших работу и других категорий населения. Однако, многие льготы, компенсации, социальные выплаты и пособия вводятся нередко без учета материального положения семей и реальных возможностей людей обеспечить собственное благополучие. В результате ограничивается возможность для оказания помощи тем, кто действительно в ней нуждается.

Государство играет важнейшую роль в организации социальной защиты населения, организуя пенсионное обслуживание и обеспечение пособиями, социальное обслуживание, медико-социальную экспертизу, реабилитацию инвалидов и оказание протезно-ортопедической помощи, социальную помощь семье и детям, подготавливая законодательство по социальной защите населения, положения по основам социальной политики, социальные нормативы и рекомендации для разработки региональных социальных программ, обеспечивая внешнеэкономическое и международное сотрудничество, анализируя и прогнозируя уровень жизни различных категорий населения и так далее.

Рассмотрев работу органов социальной защиты населения Оренбургской области, можно сделать следующие выводы: основные направления работы соответствуют направлениям государственной политики. Работники отдела в своей работе опираются на Законодательство РФ, документы Правительства Московской области.  Структура отдела носит функциональный характер. За каждым сотрудником закреплены служебные обязанности. Документы, подготавливаемые сотрудниками, проходят юридическую экспертизу.