Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 182
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы социальной защиты населения
1.1. Понятие и сущность социальной защиты населения
1.2. Основные принципы социальной защиты населения
1.3. Основные направления и пути улучшения социальной защиты населения
Глава 2. Система социальной защиты населения в Оренбургской области
2.1. Кадровое обеспечение системы социальной защиты населения Оренбургской области
2.2. Повышение уровня и качества жизни граждан, нуждающихся в социальной защите государства
Глава 3. Проблемы и перспективы развития социальной защиты населения
3.1. Проблемы системы социальной защиты населения
3.2. Перспективы развития системы социальной защиты населения
Введение
В настоящее время в российском обществе сложилась такая социальная ситуация, в связи с которой возникает острая необходимость в целенаправленном поиске новых подходов к формированию социальной политики государства, которая могла бы направить деятельность всех учреждений и служб социальной сферы на ликвидацию возникающих социальных проблем.
Под системой социальной защиты населения понимается, совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и прав социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования различных социальных слоев и групп населения, прежде всего, социально уязвимых [3].
В условиях экономического спада и проявляющихся кризисных явлений очевидным становится возросшее значение социальных последствий этих процессов. Преобразование структуры общества, производственных отношений, политической деятельности органически сливаются с проблемами в социальной сфере, от решения которых непосредственно зависит положение и деятельность человеческих ресурсов и интеллектуального капитала.
Особенности социальной защиты населения России в условиях экономического кризиса обуславливают необходимость разработки антикризисных мер социальной защиты и поддержки граждан с учетом складывающегося социально-экономического положения в стране, с привлечением теоретических идей и практического опыта стран с развитой рыночной экономикой, с сохранением при этом имеющихся форм социальных гарантий, обновлением механизма их предоставления, постепенным формированием новых эффективных средств и методов решения социальных проблем [6].
Актуальность данной темы вытекает из необходимости реализации социальной защиты населения на основе осуществления экономических, финансовых, правовых и других мер, методов и способов воздействия на негативные экономические и социальные тенденции с целью их предотвращения и устранения, а также решения таких экономических, организационных и социальных задач, как научное обоснование сущности и значения социальной защиты населения, в том числе и в кризисный период, разработка антикризисных мер социальной защиты населения.
Актуальность проблемы возрастает в связи с последствиями кризисных явлений в мировой экономике и продолжающимся процессом рыночного реформирования в России. Результативность проводимой социальной политики в условиях кризиса определяется уровнем функционирования механизма социальной защиты общества направленного на разрешение социальных проблем.
Современное общество заинтересовано в смягчении социальной дифференциации, в создании среднего класса как основы стабильности и благополучия, что требует целенаправленного создания условий и возможностей для развития способностей разных социальных групп, что может быть реализовано через оптимальную организацию государственной и региональной систем социальной защиты населения.
В этой связи актуальным являются формирование и активное применение механизма социальной защиты населения учитывающего особенности преодоления последствий экономического кризиса и перехода национальной экономики к инновационному типу развития.
Цель курсовой работы рассмотреть существующую систему социальной защиты населения России и пути совершенствования работы по усилению социальной защищенности населения.
В ходе достижения цели курсовой работы предстоит решить ряд задач:
- рассмотреть теоретические и законодательные аспекты социальной защиты населения в России;
- проанализировать основные принципы, направления и пути улучшения социальной защиты населения;
- охарактеризовать систему социальной защиты населения Оренбургской области;
- ознакомиться с программами развития социальной защиты населения Оренбургской области;
- предложить перспективы развития системы социальной защиты населения.
Объектом исследования − является система социальной защиты населения России и Оренбургской области.
Предметом исследования − является исследование проблем развития и функционирования системы социальной защиты населения в условиях формирования рынка.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников информации.
Глава 1. Теоретические основы социальной защиты населения
1.1. Понятие и сущность социальной защиты населения
Формирование и развитие рыночной экономики привело к выделению социальной защиты населения в самостоятельный вид деятельности, которая приобрела новый смысл и значение, прежде всего, как защита от неблагоприятных воздействий рыночных отношений. Система социальной защиты, вовлечена в систему рынка и является его неотъемлемым элементом.
Государство объективно заинтересовано в поддержке социально уязвимых слоев населения по нескольким причинам:
- государство, провозгласившее себя цивилизованным, обязано обеспечить населению достойный уровень жизни;
- всякое государство заинтересовано в расширенном воспроизводстве квалифицированной рабочей силы;
- социально-экономическая поддержка неимущих нивелирует экономическое состояние различных групп и слоев населения [11].
Социальная защита – это система законодательных, социально-экономических и морально-психологических гарантий, средств и мер, благодаря которым создаются равные для членов общества условия, препятствующие неблагоприятным воздействиям среды на человека, обеспечивающие достойные и социально приемлемое качество их жизни [1].
Основными принципами проведения социальной политики являются:
1) защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;
2) обеспечение помощи самым бедным семьям;
3) выдача помощи на случай безработицы;
4) обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы для работающих;
5) развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;
6) проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации [1].
Проблема социальной защиты населения защиты ложится на государство. Современное правовое государство должно гарантировать право на такой уровень жизни, который учитывает обеспечение людей едой, одеждой, жилищем, медицинским обслуживанием, которое необходимо для поддержания здоровья, и права на социальное обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, старости или других способов к существованию при независимых от человека обстоятельствах. Необходимость социальной защиты вытекает из наличия общественной потребности иметь в государстве систему законов, компенсирующих социальное несовершенство организации производства материальных благ и их распределения.
Сущность социальной защиты состоит в законодательном обеспечении экономических, политических, социальных и иных прав, свобод и интересов граждан. Сфера социальной защиты населения регулируется законами РФ, нормативно-правовыми актами субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Целями оказания государственной социальной помощи согласно статье 2 Закон РФ «О государственной социальной помощи» являются:
- поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;
- адресное использования бюджетных средств;
- усиление адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;
- создание необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;
- снижение уровня социального неравенства;
- повышение доходов населения [2].
Право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют следующие категории граждан:
1) инвалиды войны;
2) участники Великой Отечественной войны;
3) ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 − 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах»;
4) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
5) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
7) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц;
8) инвалиды;
9) дети-инвалиды.
Федеральный закон РФ от 24.11.95 года №181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации [3].
Таким образом, социальная защита в любом государстве − это комплексная система социально-экономических отношений, предназначенная для оказания разносторонней помощи нетрудоспособным или ограниченно трудоспособным лицам, а также семьям, доходы трудоспособных членов которых не обеспечивают общественно необходимого уровня жизни семьи.
Эффективная социальная защита предполагает проведение политики, адекватно реагирующей на социальное самочувствие людей, способной улавливать рост социального недовольства и социальной напряженности, предупреждать возможные конфликты и радикальные формы протеста.
1.2. Основные принципы социальной защиты населения
Система социальной защиты основывается на принципах системности и комплексности. Она создается как упорядоченная совокупность взаимодействующих компонентов, как целостное образование, составленное из частей, как комплекс взаимосвязанных структурных элементов, которые в процессе интеграции образуют определенную целостность. Важнейшими элементами системы социальной защиты являются субъекты и объекты, содержание которых раскрывается в целях, задачах, функциях, средствах. При формировании системы важно обеспечить, чтобы ее объекты являли собой иерархически организованную, целостную общественную систему, чтобы субъекты, осуществляющие деятельность, отражали эту целостность, а связывающее объекта и субъекта звено – формы, методы, системы, технологии социальной работы – представляло собой взаимосвязанный процесс оказания помощи и поддержки нуждающемуся человеку.
С системностью в организации и содержании социальной защиты тесно связана комплексность, то есть обеспечение тесного единства всего комплекса мер экономичного, социального, правового и другого характера по обеспечению гарантированного государством минимального уровня социальной защиты.
Комплексность обеспечивается:
- единством целей, принципов и направлений деятельности;
- сочетанием исторического опыта и традиций с современной практикой помощи человеку;
- всесторонним изучением объекта социальной защиты (индивидуума, социальной группы, трудового коллектива);
- координацией и согласованностью действий субъектов социальной защиты;
- контролем за осуществлением мер по оказанию помощи и поддержки людям [16].