Файл: Направления социальной защиты населения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 181

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы социальной защиты населения

1.1. Понятие и сущность социальной защиты населения

1.2. Основные принципы социальной защиты населения

1.3. Основные направления и пути улучшения социальной защиты населения

Глава 2. Система социальной защиты населения в Оренбургской области

2.1. Кадровое обеспечение системы социальной защиты населения  Оренбургской области

2.2. Повышение уровня и качества жизни граждан, нуждающихся в социальной защите государства

2.3. Программы по улучшение качества жизни граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми в Оренбургской области

Глава 3. Проблемы и перспективы развития социальной защиты населения

3.1. Проблемы системы социальной защиты населения

3.2. Перспективы развития системы социальной защиты населения

3.3. Реализация социальных программ в Оренбургской области

Заключение

Список использованных источников

Огромное значение имеет принцип превентивных мер по социальной защите, который означает, что следует предупреждать причины социального неблагополучия, вскрывать их на самой начальной стадии формирования и устранять.

Предупреждение социальных рисков осуществляется посредством:

- помощи в нахождении работы пенсионеру, инвалиду;

- развития надомного труда;

- поддержки негосударственных систем социального страхования;

- формирования частного сектора на основе добровольных взносов граждан и других средств;

- развития различных форм участия населения в финансировании социальных программ, например на основе развития ипотечного кредитования, поддержки деятельности страховых медицинских компаний;

- сочетания платных и бесплатных услуг, что способствует обеспечению воспроизводственных возможностей субъектов социальной защиты, создает дополнительные системы для накопления населением денежных сбережений;

- поддержания величины денежных доходов на уровне не ниже прожиточного минимума, что обеспечивается сочетанием различных форм социальной помощи, участием в формировании рынка труда, использованием общественных работ и другое [10].

Важнейший принцип социальной защиты – ее адресность, то есть осуществление комплекса мер по поддержке достойных условий существования конкретно нуждающихся людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, с учетом их индивидуальных потребностей и возможностей их удовлетворения в соответствии с установленными критериями.

Наиболее оптимальными критериями предоставления адресной социальной помощи являются:

- размер совокупного семейного или среднедушевого дохода – он должен быть ниже суммы, установленных на региональном уровне прожиточных минимумов всех членов семьи по социально-демографическим группам или по соответствующей величине регионального прожиточного минимума (ниже уровня минимальной заработной платы, минимальной пенсии и других);

- отсутствие средств к существованию;

- одиночество и неспособность к самообслуживанию;

- материальный ущерб или физические повреждения (вследствие стихийных бедствий, катастроф, в результате исполнения служебных обязанностей и других) [7].

Принцип адаптивности системы социальной защиты населения означает, что она должна предусматривать упреждающий пересмотр социальных нормативов в условиях инфляции и экономической нестабильности, снижения занятости, своевременное развитие правовой базы организационных структур, обновление методов осуществления и другие.


Принципом социальной защиты является ее многосубъектность. Важнейший субъект социальной защиты населения – государство. Оно разрабатывает и осуществляет социальную политику в области социальной защиты, стремится сделать ее сильной и эффективной, учитывает региональные факторы при ее проведении. Государство влияет на функционирование системы социальной защиты населения, утверждая государственный бюджет, а также бюджеты других находящихся в государственной собственности источников финансирования (в России к ним относятся внебюджетные социальные фонды – пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования и занятости) [8].

Таким образом, названные принципы выражают объективные закономерности развития общества, его социально-экономической жизни, но имеют и субъективную сторону. Они реализуются в процессе создания и развития системы социальной защиты, в процессе реализации функций социальной защиты и обогащения их новым содержанием.

Функции – это относительно самостоятельные, но тесно связанные между собой виды деятельности по социальной защите человека, оказавшегося в трудной жизненной ситуации [20].

В процессе развития системы социальной защите населения функции меняются, наполняются новым содержанием за счет инновационных технологических приемов, комплексности оказываемых услуг и расширения сферы их применения, повышения профессионализма специалистов.

В этом находит отражение процесс освоения нового содержания деятельности по социальной защите, его все более четкая ориентация на оказание многосторонней поддержки нуждающегося человека, обеспечение его личного участия в разрешении возникших проблем и трудностей, совершенствование отношений между людьми в рамках различных систем помощи населению.

1.3. Основные направления и пути улучшения социальной защиты населения

Сфера социальной защиты малоимущих граждан в нестационарных формах развивается в сложных условиях. В первую очередь, в связи с её недостаточным финансированием.  Работа различных структур социальной службы финансируется в большей степени государством, не смотря на возросшее участие в процессе финансирования муниципальных образований. На уровне субъектов РФ деятельностью отделов социальной защиты населения осуществляется Комитетами социальной защиты населения субъектов, которым принадлежит контролирующая и регламентирующая функция посредством претворения в жизнь государственной социальной политики [4].


Комитеты осуществляют надзор за различными государственными учреждениями социальной сферы, расположенными на территории субъектов, а также совместно с органами местного самоуправления занимаются разработкой содержания и методов работы социальных служб.

На Комитеты возложены обязанности участия в формировании государственной политики городского строительства и общественного планирования по созданию благоприятной для различных категорий граждан (лиц с ограниченными возможностями и ветеранов) инфраструктуры, а также сотрудничества с местными органами самоуправления в вопросах условий и охраны труда.

Органы управления социальной защиты регионов не только определяют политику в сфере социальной защиты на подведомственной территории, но и участвуют на паритетных началах в разработке и финансировании целевых программ на территориях.

Основной целью совершенствования организационной работы с льготными категориями является:

  • обеспечение адресной и дифференцированной поддержки социально-незащищенных  слоев населения;
  • сохранение гарантированного уровня социальных услуг, развитие сети социальной защиты на территории округа, укрепление ее материально-технической базы [19].

Для достижения этих целей целесообразно на льготные категории составить социальные паспорта, в которых содержатся сведения о составе семьи, наличии документов о праве на льготы, полученной помощи, а самое главное их нуждаемость в конкретных ее видах.

Таким образом,  защита детей одна из самых главных задач на уровне муниципального управления. Одной из форм семейной реабилитации ребенка может стать открытие при территориальных центрах социальной защиты населения семейной воспитательной группы (СВГ), задача которой формирование навыков жизни в семье. Дать представление о семейных ролях, традициях, нравственных и культурных ценностях, обязанностях членов семьи по отношению друг к другу, ответственности. СВГ дает возможность ребенку в теплой семейной обстановке пережить то время, пока идет работа с его биологической семьей, а в случае не возможности возврата, он получает шанс остаться в замещающей семье, а не детском доме [5].

Глава 2. Система социальной защиты населения в Оренбургской области


2.1. Кадровое обеспечение системы социальной защиты населения  Оренбургской области

По состоянию на 1 января 2014 года в системе социальной защиты населения Оренбургской области работает 16757 человек, из которых 7762 человека замещают должности руководителей и специалистов, в том числе:

- 220 человек − в Министерстве социальных отношений Оренбургской области;

- 1983 человека − в территориальных управлениях социальной защиты населения;

- 1257 человек − в государственных учреждениях социального обслуживания населения;

- 1311 человек − в комплексных центрах социального обслуживания населения;

- 1822 человека − в муниципальных образовательных учреждениях для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- 942 человека − в учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

- 227 человек − в муниципальных учреждениях социального обслуживания населения [5].

Таблица 2.1 − Распределение руководителей и специалистов системы социальной защиты населения Оренбургской области (%)

Пол

2014г.

2015г.

2016г.

2017г.

2018г.

1

2

3

4

5

6

Женщины

92

87

85

88

84

Мужчины

8

13

15

12

16

Из данных таблицы 2.1 следует, что за последние 5 лет численность работников системы социальной защиты населения Оренбургской области увеличилась на 28,7процентов.

Рисунок 2.2 −Распределение руководителей и специалистов системы социальной защиты населения Оренбургской области по уровню образования (по состоянию на 1 января 2019 года)

Из рисунка 2.2 следует, что в 2018 году образовательный уровень государственных гражданских служащих Министерства социальных отношений Оренбургской области изменился незначительно.


Таким образом, 96 процентов служащих имеют высшее профессиональное образование, из них 18 человек имеют два и более высших образования. Два государственных гражданских служащих Министерства социальных отношений Оренбургской области имеют ученую степень. В настоящее время в высших учебных заведениях обучаются 12 сотрудников, из них 6 получают второе высшее образование [5].

Таблица 2.2 − Количество руководителей и специалистов, обучающихся в высших и средних профессиональных учебных заведениях (чел)

2014г.

2015г.

2016г.

2017г.

2018г.

1

2

3

4

5

6

Численность руководителей и специалистов, обучающихся в высших и средних профессиональных учебных заведениях

686

619

696

548

518

Из данных таблицы 2.2 следует что, в 2018 году общее количество работников системы социальной защиты населения Оренбургской области, получивших дополнительное образование (профессиональная переподготовка, повышение квалификации), составило 1009 человек, из них работников:

- Министерства социальных отношений Оренбургской области – 95 человек;

- территориальных управлений социальной защиты населения – 184 человек;

- государственных учреждений социального обслуживания населения – 144 человек;

- комплексных центров социального обслуживания населения – 184 человек;

- специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации – 96 человек;

- муниципальных образовательных учреждений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – 282 человек;

- муниципальных учреждений социального обслуживания населения – 24 человек [5].

Всего в течение 2014 −2018 годы численность руководителей и специалистов, получивших дополнительное образование, составила 4071 человек.

Таким образом, за последние 5 лет численность работников системы социальной защиты населения Оренбургской области увеличилась на 28,7 процентов. В 2018 году общее количество работников системы социальной защиты населения Оренбургской области, получивших дополнительное образование (профессиональная переподготовка, повышение квалификации), составило 1009 человек.