Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 188
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы социальной защиты населения
1.1. Понятие и сущность социальной защиты населения
1.2. Основные принципы социальной защиты населения
1.3. Основные направления и пути улучшения социальной защиты населения
Глава 2. Система социальной защиты населения в Оренбургской области
2.1. Кадровое обеспечение системы социальной защиты населения Оренбургской области
2.2. Повышение уровня и качества жизни граждан, нуждающихся в социальной защите государства
Глава 3. Проблемы и перспективы развития социальной защиты населения
3.1. Проблемы системы социальной защиты населения
3.2. Перспективы развития системы социальной защиты населения
Конституция Российской Федерации устанавливает, что Россия является социальным государством. Переход от страны «развитого социализма» с низким уровнем жизни населения к богатому и процветающему социальному государству очень сложен.
Таким образом, среди частных проблем совершенствования социальной защиты основными являются следующие:
1.Стабилизация финансового положения государственных внебюджетных социальных фондов;
2.Погашение задолженности работникам по заработной плате;
3.Расширение источников финансирования социальных услуг;
4.Совершенствование адресной системы социальной поддержки населения;
5.Введение единого порядка корректировки шкалы и ставок подоходного налогообложения [16].
3.2. Перспективы развития системы социальной защиты населения
Основными задачами новой социальной политики, построенной с учетом обеспечения социальной поддержки населения должны стать:
- последовательное решение комплексных проблем, охватывающих вопросы безопасного и устойчивого социального развития;
- повышение уровня и качества жизни граждан;
- преодоление чрезмерного имущественного расслоения общества и формирование массового среднего класса;
- укрепление института семьи как наиболее устойчивой формы самоорганизации и социализации личности; сохранение и укрепление нравственных традиций и ценностей народов, населяющих Россию;
- создание условий для достойной жизни и деятельности будущих поколений; повышение имиджа России в мире.
Социальная политика, построенная на принципах социальной защищенности, должна складываться из последовательной реализации двух ключевых задач:
- разработки законодательного обеспечения и реализации стандартов качества и уровня жизни россиян, гарантирующих качество и безопасность жизни и здоровья, образования, быта всех слоев населения, каждой семьи и каждого гражданина России;
- создания и развития инфраструктуры широких возможностей для самореализации, саморазвития, собственных инвестиций общества и каждого гражданина в свое будущее и будущее своей семьи.
В основу реформы социальной защиты положены следующие принципы:
1) Перераспределение социальных расходов в пользу бедных домохозяйств. Чтобы высвободить необходимые бюджетные ресурсы, предусматривается сокращение бюджетных субсидий производителям товаров и услуг, а также льгот и выплат, предоставляемых по категориальному принципу.
Органы управления на региональном и местном уровне должны будут шире использовать процедуры обязательной проверки нуждаемости получателей социальной помощи. Предусматривается также установление ограничений на общее число видов социальной помощи и льгот, которые могут предоставляться одновременно одной и той же семье.
2) Перераспределение полномочий по реализации федерального социального законодательства. Стратегия реформирования социального сектора предполагает изменение действующего порядка взаимодействия органов власти федерального и регионального уровня и местного самоуправления в области социальной защиты.
Потребности регионов в финансировании социальной помощи должны определяться на основе анализа уровня бедности и учитываться при определении величины федеральных трансфертов. Новая система потребует усиления методической роли федеральных органов социальной защиты населения, включая разработку методик и типовых нормативных документов.
3) Диверсификация обслуживания. Приоритетные задачи в этой сфере − расширение возможностей граждан, пользующихся бесплатными или субсидируемыми услугами, по выбору производителей услуг, в том числе в области здравоохранения и образования, а также диверсификация форм предоставления услуг на основе активного вовлечения негосударственного сектора.
Учитывая международную практику, а также отечественный опыт, можно предложить в качестве основных принципов социальной защиты работающего населения следующие:
- социальная ответственность государства и общества за бережное отношение к личности и защиту его многочисленных прав;
- социальная справедливость, обеспечение равных условий труда, его охраны, защиты здоровья и получения компенсаций достаточного уровня при утрате здоровья и трудоспособности, разного рода реабилитационной помощи;
- всеобщность и обязательный характер социальной защиты работников от социальных и профессиональных рисков, минимизация их уровня, открытость и доступность информации;
- многосубъектность социальной защиты. Ее субъектами являются государство, предприниматели, товарищества социального страхования, профессиональные организации трудящихся и другие, заинтересованные в социальной защите населения организационные структуры общества;
- солидарность субъектов социальной защиты в целях обеспечения ее наибольшей эффективности, ее многоаспектности и разнонаправленности, минимизации социальных и профессиональных рисков, оптимального распределения соответствующего финансового бремени между участниками на основе заключения социальных договоров;
- разноадресность социальной защиты, широкие спектр ее форм и степень охвата, начиная от гарантий для всех трудящихся и заканчивая обеспечением отдельных категорий населения, в том числе конкретных лиц;
- экономическая и социальная свобода трудящихся в сочетании с их личной ответственностью за сохранение здоровья, трудоспособности, с правом объединения в союзы для обеспечения собственной защиты [28].
Таким образом, с целью повышения защиты требуется «объединить институт возмещения ущерба, государственное социальное страхование и социальное обеспечение», в последнее включаются пенсионное обеспечение, санаторно-курортное лечение и «преобразовать их в единый институт социального страхования от несчастных случаев на производстве».
По этой причине рассчитывать на значительные успехи при проведении социальной политики и на достижение высокого уровня социальной защищенности населения − до стабилизации экономического положения страны − несомненно сложно. Но и достижение экономической стабильности дело весьма трудоемкое. Более того, весьма болезненным для населения оказался этап либерализации цен, период проведения жесткой финансовой политики, без которых невозможен был переход к рынку, нельзя было остановить так называемую инфляционную спираль.
3.3. Реализация социальных программ в Оренбургской области
По направлению «Одаренные дети» реализацию исполнения мероприятий осуществляет главное управление молодежной политики совестно с Министерством образования и науки Оренбургской области. В рамках реализации данной подпрограммы организовано обеспечение социокультурного развития одаренных детей. В течение года оздоровлено 500 детей во Всероссийских детских центрах «Орленок» и «Океан» [7].
Проведены военно-патриотические мероприятия, в том числе, организованы и проведены мероприятия, направленные на развитие научно-технического и интеллектуального творчества среди детей и подростков. Организована реализация мероприятий по разделу поддержка одаренных детей в системе образования.
Прошла конференция исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество», проведены областные фестивали, организован лагерь для лидеров и руководителей детских и молодежных общественных объединений.
Проведены областные соревнования юных инспекторов движения «Безопасное колесо», состоялась областная геологическая олимпиада, прошел областной фестиваль научно-исследовательских работ, прошли областные соревнования по кордовым авиационным моделям [13].
По итогам 2018 года в рамках направления были реализованы все запланированные мероприятия и программы для школьников, проживающих на территории Оренбургской области. Благодаря реализации мероприятий программы в области создается система выявления и непрерывного наблюдения за творческим потенциалом и социально-экономической поддержкой юных талантов. Увеличилось количество привлеченных несовершеннолетних к участию в общественной, культурной и спортивной жизни Оренбургской области, приобщение их к здоровому образу жизни.
Таким образом, достигнут целевой индикативный показатель 2018 года, где доля детей, включенных в систему государственной поддержки одаренных детей, в общей численности детского населения составила 11,4 процента. Денежные средства по данному направлению освоены на 89,8 процентов.
По направлению «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» реализацию исполнения мероприятий осуществляют Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Оренбургской области, главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Оренбургской области и Министерство социальных отношений Оренбургской области.
В рамках реализации данного направления были проведены курсы повышения квалификации кадров для 110 специалистов органов и учреждений социальной защиты населения, занимающихся работой по профилактике социального сиротства. Одновременно приобретено 4 автомобиля для учреждений социальной защиты населения, исполняющих функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [12].
По результатам работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и реализации мероприятий, достигнуто:
- увеличение числа семей, находившихся в социально опасном положении, снятых с учета в органах социальной защиты населения в связи с улучшением ситуации в семье, от общего количества семей, состоящих на учете как семьи, находящиеся в социально опасном положении, до 15 процента;
- увеличение числа детей, прошедших социальную реабилитацию в учреждениях системы социальной защиты населения, возвращенных на воспитание в родную семью, в общей численности детей, выбывших из данных учреждений, до 46 процента.
Таким образом, программа обеспечивает комплексный подход к созданию благоприятных условий для улучшения жизнедеятельности и здоровья детей, решению проблем неблагополучия семьи и детей. Все мероприятия, предусмотренные Программой в 2018 году, выполнены полностью. Завершена первая половина второго этапа реализации программы, предполагающего организацию комплексной работы по всем направлениям, в том числе развернутую социальную поддержку целевой группы населения − детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, системное внедрение технологий постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (мобильное сопровождение, консультирование, оказание юридической помощи).
Заключение
Преобразования в политической, экономической и социальной областях, осуществляемые в государстве, предусматривают проведение активной социальной политики, которая должна основываться на правильно выстроенной системе приоритетов, поэтапном решении круга социальных проблем, выработке механизмов эффективного использования ресурсов, выделяемых на социальные цели, согласования обязательств государства и реальных возможностей для их финансирования. Важнейшим аспектом государственной социальной политики является социальная защита населения. В современных условиях принят ряд законов, декларирующих предоставление нуждающимся категориям населения равных с другими гражданами прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ. Из-за тяжелого финансового положения на федеральном и региональном уровнях их реализация часто ограничена.
В сложившихся экономических условиях предпринимаются меры, направленные на смягчение отрицательных последствий резкого падения уровня жизни и на частичную компенсацию потерь наиболее нуждающимся группам населения. Создаются механизмы социальной поддержки семей с детьми, ветеранов, инвалидов, граждан, потерявших работу и других категорий населения. Однако, многие льготы, компенсации, социальные выплаты и пособия вводятся нередко без учета материального положения семей и реальных возможностей людей обеспечить собственное благополучие. В результате ограничивается возможность для оказания помощи тем, кто действительно в ней нуждается.
Государство играет важнейшую роль в организации социальной защиты населения, организуя пенсионное обслуживание и обеспечение пособиями, социальное обслуживание, медико-социальную экспертизу, реабилитацию инвалидов и оказание протезно-ортопедической помощи, социальную помощь семье и детям, подготавливая законодательство по социальной защите населения, положения по основам социальной политики, социальные нормативы и рекомендации для разработки региональных социальных программ, обеспечивая внешнеэкономическое и международное сотрудничество, анализируя и прогнозируя уровень жизни различных категорий населения и так далее.
Рассмотрев работу органов социальной защиты населения Оренбургской области, можно сделать следующие выводы: основные направления работы соответствуют направлениям государственной политики. Работники отдела в своей работе опираются на Законодательство РФ, документы Правительства Московской области. Структура отдела носит функциональный характер. За каждым сотрудником закреплены служебные обязанности. Документы, подготавливаемые сотрудниками, проходят юридическую экспертизу.