Файл: Корпоративная культура в организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 223

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В связи с перечисленными факторами возникает необходимость совершенствования корпоративной культуры в торговой компании «Норманн».

Разработка рекомендаций по совершенствованию корпоративной культуры компании предполагает решение следующих задач:

Во-первых, необходимо принять меры по изменению типа корпоративной культуры с доминирующего бюрократического на рыночный (в большей мере) и клановый (внедрение отдельных элементов кланового типа корпоративной культуры);

Во-вторых, необходимо проводить мероприятия по повышению сплоченности коллектива, путем организации мероприятий по совместному обучению сотрудников, участию в семинарах и тренингах, проведения совместных корпоративных мероприятий, праздников;

В-третьих, внести коррективы в систему обучения сотрудников, путем увеличения времени стажировки и закрепления за ним ответственного лица;

В-четвертых, необходимо увеличить интерес к продвижению по службе и повышению общей морали, путем организации нематериальной мотивации;

В-пятых, следует повысить субъективное восприятие и оценку корпоративной культуры компании её сотрудниками, путем введения и развития элементов корпоративной культуры других, успешных компаний

С целью совершенствования корпоративной культуры торгового предприятия «Норманн» рекомендуется разработать мероприятия, направленные на снижение факторов внутренней напряженности в коллективе, а также воспитать персонал в духе определенных традиций компании и активного отношения к её развитию

Последняя задача имеет особую важность. Именно постоянный и целенаправленный процесс работы с персоналом компании предопределяет успех формирования корпоративной культуры. Любые регламенты, правила и прописанные на бумаге процедуры так и останутся формальностью, если они не станут частью мышления и основой для профессиональной корпоративной деятельности сотрудников компании. Идеология принятого организационного поведения в компании должна учитываться и при приёме на работу новых сотрудников, что в будущем позволит им быстрее «войти» в коллектив и добиться максимального результата.

Изменение корпоративной культуры мы рекомендуем провести проектным методом, т.е. разработать проект совершенствования существующей корпоративной культуры.

Основная цель проекта совершенствования корпоративной культуры компании «Норманн» - реинжениринг текущего состояния корпоративной культуры компании.

Проект предполагает выполнение следующих этапов:


‒ Анализ качества и уровня развитости текущего состояния корпоративной культуры с внутрикорпоративной точки зрения и точки зрения внешней бизнес-среды,

‒ Анализ вектора развития корпоративной культуры с учетом требований внутрикорпоративной и внешней среды;

‒ Выявление ключевых проблем в развитии корпоративной культуры Компании;

‒ Выявление возможных направлений совершенствования корпоративной культуры компании;

‒ Разработка обоснованной нормативной базы развития корпоративной культуры

‒ Описание оргструктуры компании, обеспечивающей эффективную реализацию этой политики;

‒ Создание документа «Корпоративное руководство»;

‒ Стратегия внедрения усовершенствованной корпоративной культуры.

Этапы проекта:

1) Оценка качества корпоративной культуры компании

2) Разработка нормативной базы развития корпоративной культуры компании:

‒ Разработка концепции развития корпоративной культуры

‒ Апробация основных положений концепции развития корпоративной культуры

3) Разработка программы развития корпоративной культуры;

4) Внедрение усовершенствованной корпоративной культуры.

Состав работ в рамках проекта:

Этап 1. Разработка инструментария проекта

1.1 Инвентаризация опыта (методы анкетирования, тестирования);

1.2. Концептуальная проработка и согласование значений критериев оценки качества корпоративной культуры;

1.3 Разработка анкет, тестов исследования и форматор интервью.

1.4 Формирование в компании оргструктуры поддержки и внутреннего продвижения проекта.

2. Изучение текущего состояния корпоративной культуры компании

2.1. Проведение внутрикорпоративных интервью, обработка и анализ полученных данных, подготовка отчетов.

2.2.1.Согласование структуры выборки, времени и формата интервью.

2.2.2. Формирование и инструктаж рабочей группы, совещания и тренинги

2.2.3. Проведение анкетирования.

2.2.4. Обработка, анализ данных анкетирования.

2.4. Проведение обсуждения и интерпретирования полученных данных о состоянии корпоративной культуры.

3. Изучение восприятия корпоративной культуры компании внешней бизнес-средой

3.1. Формирование экспертной группы ( представители организаций-клиентов, партнеров, конкурентов).

3.2. Проведение внешних экспертных интервью

3.3. Обработка и анализ полученных данных.

4. Формирование системы показателей оценки качества корпоративной культуры Компании.

4.1. Проведение формализованного экспертного опроса руководителей и персонала Компании.


4.2. Обработка полученных опросов принятыми в социологии методами.

5. Аналитика уровня развития корпоративной культуры: сводный анализ всех полученных материалов, формирование аналитического отчета по этапу.

Результаты по данному этапу:

  • Описание текущего состояния корпоративной культуры Компании;
  • Оценка качества и уровня развитости корпоративной культуры;
  • Выявление и оценка существующего вектора развития корпоративной культуры;
  • Выявление и оценка того, что нужно сохранить и устранить в корпоративной культуре;
  • Выявление целесообразных направлений усовершенствования корпоративной культуры.

Этап 2. Разработка проекта совершенствования корпоративной культуры. Этот этап необходимо разбить на четыре самостоятельных раздела:

2.1 Разработка концепции развития корпоративной культуры

2.2 Апробация основных положений политики развития корпоративной культуры

2.3 Разработка программы совершенствования корпоративной культуры

Для реализации и успешного внедрения проекта по совершенствованию корпоративной культуры необходимо составить документ «Корпоративное руководство».

Рисунок 6 - Состав работ в рамках разработки концепции корпоративной культуры

Рисунок 7 – Апробация основных положений концепции корпоративной культуры

Рисунок 8 – Разработка программы развития корпоративной культуры

В силу того, что концептуальные разработки в области корпоративной культуры сложны и требуют вовлечения широко спектра представлений разработчика, вплоть до профессионального мировоззрения, то возможен определенный тренд в содержании разработки.

Проведение обсуждения содержательной части концепции предполагается осуществить в рамках хорошо зарекомендовавших себя инструментов, а именно:

a. Холл-тест – качественно-количественный метод исследования. Позволяет эффективно тестировать на небольшой выборке интеллектуальные продукты (в том числе), опыт знакомства или использования которых у аудитории отсутствует.

b. Семинар по разработке позволит без разворачивания полномасштабного консалтингового проекта за счет внутренней самоорганизации

c. Обсуждение бренд-гайда корпоративной культуры. Позволит вовлечь в разработку визуализаций креативный потенциал заинтересованной части коллектива Компании.


В процессе разработки и внедрения проекта по совершенствованию корпоративной культуры необходимо сформировать систему двухсторонней связи внутри предприятия. Сотрудникам следует предоставить осознание, что компания прислушивается к их идеям и мнениям. Например, такую форму обратной связи можно организовать во время ежемесячных собраний.

Такая форма, где руководитель слушает своих подчиненных, позволит работникам чувствовать себя более раскрепощенно. Помимо такой обратной связи, необходимо уделить также внимание заслугам работников, ведь чаще всего работники узнают только о недостатках своей работы. Чередование положительной и отрицательной обратной связи позволит работникам воспринимать информацию объективно и адекватно.

В заключение выполненной работы следует отметить, что предложенный проектный метод разработки и внедрения корпоративной культуры позволит вовлечь в процесс сотрудников предприятия и внедрение будет происходить с меньшим сопротивлением со стороны коллектива.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное в рамках курсовой работы исследование позволило выявить несколько десятков определений корпоративной культуры, приведенных в зарубежной и российской литературе.

По нашему мнению, корпоративная культура – это набор наиболее важных правил совместного сосуществования, принимаемых членами организации и выражающихся в заявляемых корпоративных ценностях, являющихся вектором поведения и действий членов организации. Ценностные ориентации передаются членам сообщества через символические средства духовного и материального окружения организации.

Корпоративная культура выражается в единой символике, через которую передаются ценностные ориентации и негласные правила поведения. В основе корпоративной культуры лежат представления о принятых и неприемлемых способах взаимодействия внутри и за пределами организации.

Таким образом, корпоративная культура практически каждой организации имеет специфические для данной организации ценности, отношения, поведенческие нормы. Так же корпоративная культура определяет специфический, типичный для данного предприятия подход к решению проблем.

Целью курсовой работы было исследование корпоративной культуры торгового предприятия «Норманн», в частности - выявление доминирующего типа корпоративной культуры, ее сильных и слабых сторон, и, что является достаточно актуальным вопросом, на выявление желаемой модели корпоративной культуры.


Анализ корпоративной культуры предприятия проводился с использованием методики OCAI (Organizational Culture Analyze Instrument) К. Камерона и Р. Куинна.

Как показало исследование корпоративной культуры торгового предприятия «Норманн» существуют «проблемные зоны», которые снижают общие показатели эффективности деятельности предприятия и субъективные оценки удовлетворенностью трудовой деятельностью сотрудников предприятия. К ним относятся: излишняя бюрократизация процесса управления на предприятии, недостатки в персональной оценке результатов труда сотрудников, низкие показатели межличностных отношений и сплоченности в коллективе. Это выражается в повышенной текучести кадров, трудности принятия профессиональных обязанностей, отсутствие интереса к продвижению по службе и низкая оценка уровня существующей корпоративной культуры в компании. В связи с перечисленными факторами возникает необходимость совершенствования корпоративной культуры в торговой компании «Норманн».

Обобщив изученную информацию, можно сказать о том, что только внимательное отношение руководства к сотрудникам приведет к грамотному, осознанному формированию культуры. Стихийное развитие корпоративной культуры лишь в некоторых случаях может пойти на пользу климату в компании. В основной массе стихийное формирование корпоративной культуры не приносит положительных плодов, так как лидером может стать субкультура, нацеленная на достижение результатов, не соотносимых с теми принципами, которые руководство компании хотело бы видеть во главе деятельности. В такой ситуации могут возникнуть противоречия по итогам несоответствия индивидуальных целей представителей субкультуры и общеорганизационных целей. Руководство должно понимать и принимать тот факт, что социально-культурные факторы обладают системообразующей ролью в жизнедеятельности компании. В этом случае можно говорить о структурном и системном формировании и развитии корпоративной культуры.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Ансофф И. Стратегическое управление - М.: Экономика, 2017. – 519 с.
  2. Арутюнова Л. М. Теория организации: учебное пособие / Л. М. Арутюнова, Пирогова А. В. - Ульяновск: УлГТУ, 2017. - 110 с.
  3. Багиев Г. Л., Томилов В.В., Чернышева З.А. Маркетинг и культура предпринимательства. — СПб.: СПбУЭФ, 2015. – 172 с.
  4. Беляцкий Н. П. Менеджмент. Основы лидерства / Н. П. Беляцкий. – Мн: Новое знание, 2017. – 250 с.
  5. Бодди Д., Пайтон Р. Основы менеджмента/ Д. Бодди, Р. Пайтон/Пер. с англ. Под ред. Ю. И. Каптуревского. – СПб.: Питер, 2016. – 816 с.
  6. Большаков А. С., Михайлов В. И. Современный менеджмент: теория и практика/ А. С. Большаков, В. И. Михайлов. – СПб.: Питер, 2016. – 416 с.
  7. Занковский, А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология» / А. Н. Занковский. – Москва : Флинта, МПСИ, 2018. – 648 с.
  8. Зверева Т.В. Основания, принципы, признаки и элементы корпоративной культуры // ИВД. 2019. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovaniya-printsipy-priznaki-i-elementy-korporativnoy-kultury (дата обращения: 07.05.2019).
  9. Зверева Т.В. Функции корпоративной культуры // ИВД. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsii-korporativnoy-kultury (дата обращения: 07.05.2019).
  10. Казакова Н. А. Современный стратегический анализ : учебник и практикум для магистратуры: / Н. А. Казакова ; Рос. экон. ун-т им. Г. В. Плеханова. - Москва : Юрайт, 2016. - 500 с.
  11. Камерон К. Диагностика и изменение организационной культуры / К. С. Камерон, Р. Э. Куинн. — СПб: Питер, 2015. – 320 с.
  12. Карпов А.В. Психология менеджмента: Учебное пособие / А.В. Карпов. - М.: Гардарики, 2017. – 584 с.
  13. Карташова Л.В. Организационное поведение / Л.В. Карташова, Т.В. Никонова, Т.О. Соломанидина: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2014. – 220 с.
  14. Кибанов А. Я. Управление персоналом: Регламентация труда: Учеб. Пособие / А. Я. Кибанов. - М.: Экзамен, 2017. – 574 с.
  15. Макеева В. Г. Культура предпринимательства //: учеб.пособие. - М.: ИНФРА-М, 2017. – 218 с.
  16. Мешков А.Ю. Структура корпоративной культуры // Вестник ЮУрГУ. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2017. №10 (269). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-korporativnoy-kultury (дата обращения: 07.05.2019).
  17. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник для вузов / Б. З. Мильнер. – М.:ИНФРА-М, 2015. – 480 с.
  18. Морозова Е.А., Сухачева А.В. Пути совершенствования корпоративной культуры организации // Теория и практика общественного развития. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/puti-sovershenstvovaniya-korporativnoy-kultury-organizatsii (дата обращения: 07.05.2019).
  19. Пригожин А.И. Методы развития организаций / А. И. Пригожин. –М.: МЦФЭР, 2013. – 863 с.
  20. Родин О. Концепция происхождения и сущности организационной культуры / О. Родин. - М.: Школа Бизнеса МГУ, 2017. – 190 с.
  21. Рюттингер, Р. Культура предпринимательства // Пер. с нем. - М.:ЭКОНОМ, 2018. – 240 с.
  22. Соломанидина Т.О. Организационная культура компании / Т. О. Соломанидина. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 624 с.
  23. Спивак, В.А. Корпоративная культура. Теория и практика. - СПб.: Питер, 2018 – 546 с.
  24. Стеклова О. Е. Организационная культура: учебное пособие / О. Е. Стеклова. – Ульяновск: УлГТУ, 2017. – 127 с.
  25. Теория и практика корпоративной социальной ответственности / [Е. В. Нехода, К. В. Гришина, Е. Р. Зиганьшина и др.] ; науч. Ред. Е. В. Нехода ; Науч. Исслед. Том.гос. ун-т. – Томск : Издательский Дом Томского государственного университета, 2015. – 339 с.
  26. Тихомирова О. Г. Организационная культура: формирование, развитие и оценка / О. Г. Тихомирова. – СПб.: СПбГУ ИТМО, 2018. – 154 с.
  27. Хасянова М.Г. Значение ценностей в корпоративной культуре // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2016. №22-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-tsennostey-v-korporativnoy-kulture (дата обращения: 07.05.2019).
  28. Шеляпин В. Н., Федотова Г. А. Формирование корпоративной культуры организации: теоретический аспект // Вестник НовГУ. 2012. №70. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-korporativnoy-kultury-organizatsii-teoreticheskiy-aspekt (дата обращения: 07.05.2019).