Файл: Корпоративная культура в организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 193

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Члены организации должны знать реальную миссию своей организации, а не то, что нередко декларируется с высоких трибун для акционеров и общественности. Это поможет им сформировать понимание собственного вклада в выполнение организацией своей миссии [17, с. 47].

Следующая группа вопросов относится к установлению целей и выбору средств их достижения. В одних организациях работники участвуют в установлении целей и, таким образом, принимают на себя ответственность за их достижение. В других — работники участвуют только в выборе методов и средств достижения целей, а в третьих — может не быть ни того, ни другого или быть и то, и другое [18, с. 99].

В любой организации работники должны участвовать в следующих процессах [4, c. 87]:

1) выделять из внешнего окружения важное и неважное для организации;

2) разрабатывать пути и способы измерения достигнутых результатов;

3) находить объяснения успеху и неудаче в достижении целей

Процесс внешней адаптации неразрывно связан с внутренней интеграцией, т. е. установлением и поддержанием эффективных отношений по работе между членами организации. Это процесс поиска наиболее эффективных способов совместной работы в организации.

О.Г. Тихомирова в книге «Организационная культура: формирование, развитие и оценка» приводит следующие факторы внешней среды, оказывающие влияние на корпоративную культуру [18, с. 40]:

1) Национальная культура и менталитет. Можно наблюдать влияние данного фактора в интернациональных компаниях, работающих в разных странах. В каждой стране и с присущей ей национальной культурой складываются определенные, свои собственные модели и стили управления организациями. Обычно выделяют американскую и японскую модель управления. Особое влияние в конкретном регионе оказывает религия и отношение к ней индивида. Так, наибольше влияние наблюдается в восточных культурах.

2) Деловые партнеры (поставщики, потребители, финансовые институты и др.). В нынешних условиях специфика ведения бизнеса основана на положительной репутации, доверии к партнерам. Например, для получения кредита или страхования сделки, для расчета с поставщиками и потребителями, для предоставления соц. гарантий персоналу, требуется создание новой культуры отношений с банками и другими финансовыми институтами [23, с. 111].

3) Конкуренты. Если поставлена цель достижения определенных конкурентных преимуществ, то для её достижения раньше было достаточно повысить качество продукции, усовершенствовать процесс производства. Теперь это уже не гарантирует успех, в то время как, например, узнаваемый бренд, фирменный стиль, налаженная эффективная связь с общественностью выходят на первый план в вопросе конкурентоспособности организации. Также, в условиях быстрого изменения внешней среды необходимо настроить производство таким образом, чтобы можно было в кратчайшие сроки перестроить производство на новые условия


4) Акционеры и собственники. Корпоративная культура должна быть ориентирована на внимание к акционерам, особенно миноритарным. Собственники могут оказывать влияние на организационную культуру, что проявляется в их точках зрения по отношению к организации [14, с. 62].

5) Инвесторы, в свою очередь, будут вкладывать денежные средства только в те фирмы, которые имеют хорошую репутацию, не были замешаны в каких-либо скандалах и пользуется доверием общественности. Это следует учитывать при формировании орг. культуры.

6) Законодательные акты (федеральные, муниципальные, международные) оказывают влияние на такие положения организационной культуры, как, например, требование к обеспечению на рабочем месте питания, наличию мест отдыха, требования к внешнему виду, организации труда и прочее.

7) Международная ситуация (политическая, экономическая, социальная). Сюда относится следование общим тенденциям при формировании орг. культуры (информационная экономика, глобализация), установление общечеловеческих ценностей.

8) Внутренняя политическая, экономическая, социальная ситуации. Это особенности условий функционирования организации в конкретной стране, уровень жизни, идеологические установки. Всё это оказывает влияние на орг. культуру, формируя ценностные ориентации, определяя степень защищенности работников, уровень ответственности перед обществом конкретной организации.

9) Научно-технический прогресс влияет на смещение акцента в производственно-хозяйственной деятельности. Показателем слабой орг. культуры может служить использование в производстве устаревшего физически и морально оборудования, потерявших актуальность методов управления персоналом, организацией производства, предприятием (ограничение обязанностей отдела кадров, жесткие линейно-функциональные структуры управления).

Таким образом, корпоративная культура является своеобразным ориентиром для персонала предприятия в достижении личных и корпоративных целей. Преданность и патриотизм сотрудников часто является главным условием победы предприятия в конкурентной борьбе. Именно поэтому современный менеджмент уделяет особое внимание формированию и поддержанию корпоративной культуры


2 Основные направления совершенствования корпоративной культуры на примере торгового предприятия

2.1 Общая характеристика торгового предприятия «Норманн»

Предприятие ИП Романов А.А. учреждено в январе 2011 г. в городе Саратове, на данный момент предприятие успешно развивается по направлению реализации верхней одежды.

Адрес: г. Саратов, проспект 50 Лет Октября, д.173, магазин «НОРМАНН».

ИП Романов А.А. осуществляет следующие виды деятельности:

 осуществление торговли товарами народного потребления;

 организация и проведение выставок, выставок-продаж, ярмарок в Саратовской области и Российской Федерации;

 организация рекламы в устной форме, периодических и специализированных печатных изданиях, по радио и на телевидении, выпуск рекламной продукции - информационных листов, плакатов, буклетов и т.д.

Основной задачей ИП Романов А.А. как предприятия розничной торговли является закупка и продажа товаров народного потребления. В соответствии с названными задачами предприятие подразделяется на функциональные сферы, деятельность каждой координирует соответствующий отдел. Для регулирования функциональных обязанностей персонала сформулированы и разграничены задачи, компетенция и сфера ответственности работника на каждом рабочем месте [22].

Основной целью деятельности предприятия является получение прибыли, посредством осуществления розничной торговли одеждой. В магазине представлен широкий выбор одежды и аксессуаров для женщин, мужчин и детей. Предприятие сотрудничает с такими российскими производителями одежды как Xaska, Lanika, Normann и др.

Так же предприятие является франчайзером крупного производителя финской одежды «Luhta Fashion Group» (созданной в 1907 году). «Luhta Sportswear Company» осуществляет экспорт одежды более чем в 50 стран мира и является одним из крупнейших производителей одежды в Европе, товарооборот которого составляет примерно 241 миллионов евро. Группа компаний «Luhta Sportswear Company» выпускает одежду под несколькими торговыми марками, самые известные из которых: «Luhta», «Rukka», «Icepeak», «Torstai», «Sinisalo», «Your FACE», и «Story». Кроме того, компания занимается сбытом продукции под маркой «Li-Ning» в Европе.

Наличие собственных розничных магазинов позволяет более чутко реагировать на запросы покупателей, максимально сократить срок поступления продукции от фабрики к розничному покупателю.


В магазине «НОРМАНН» покупателям постоянно предлагаются все новинки сезонов, созданные дизайнерами представленных торговых марок. Фирма постоянно находится в поиске и развивается. Поставки продукции осуществляются еженедельно. ИП Романов А.А. гарантирует наивысшее качество предлагаемой одежды, ни одна претензия покупателя не остается без внимания.

Также устраиваются сезонные акции распродажи совместно с фирмами поставщиками. Для особых случаев, в фирме введена услуга подарочные сертификаты: номиналом 500, 1000 и 1500 рублей

Практически ежегодно представители фирм поставщиков приезжают со своими презентациями новых коллекций, с обучениями персонала, чтобы магазины всегда были на высоком уровне в продвижении бизнеса и в обслуживании своих клиентов.

Менеджеры фирмы выезжают на презентации новинок к поставщикам, чтобы грамотно сделать предварительные заказы на коллекции новых сезонов и новых направлений моды.

Фирма не стоит на месте она развивается, укрепляет свои позиции, растет клиентская база постоянных покупателей, проводится обучение и аттестация персонала, проводятся корпоративные мероприятия по созданию единого духа команды.

Управление ИП Романов А.А. руководитель осуществляет на базе определенной корпоративной структуры. Структура ИП Романов А.А. представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Структура ИП Романов А.А.

ИП Романов А.А. возглавляет директор, который организует всю работу организации и несет полную ответственность за ее состояние. Директор представляет предприятие во всех учреждениях и организациях, распоряжается имуществом организации, заключает договора, издает приказы, в соответствии с трудовым законодательством, принимает и увольняет работников, применяет меры поощрения и налагает взыскания на работников организации, открывает в банках счета.

Финансово-экономический отдел занимается изучением финансовых результатов ИП Романов А.А. и раскрывает содержание их показателей (анализ прибыли и рентабельности, оценка имущественного положения предприятия, эффективность использования собственного и заемного капитала, анализ выполнения финансового плана и т.д.).

Бухгалтерия проводит анализ финансового состояния предприятия.

Отдел маркетинга оценивает эффективность применяемых на предприятии тактики и стратегии всех аспектов маркетинговой деятельности (анализ факторов внешней среды, конъюнктуры спроса, ценовой и ассортиментной политики, рекламы, конкурентоспособность товаров и т.д.).


Современный уровень конкуренции, насыщения рынка импортными товарами и высокие темпы развития промышленности обеспечивают постоянное увеличение объема выпуска товаров народного потребления и расширение их ассортимента. Именно поэтому, изучение рынка и прогнозирование спроса для дальнейшего определения потребностей населения в товарах является одним из приоритетных направлений специальных подразделений ИП Романов А.А.

При этом особое внимание в структуре розничной торговли обращается на ассортиментный признак, т.к. важным условием улучшения деятельности торговых предприятий является обеспечение в них широкого и постоянного ассортимента товаров. Основной целью формирования ассортимента является максимальное удовлетворение спроса покупателей при наименьших затратах времени на совершение покупки и обеспечение эффективной работы торгового предприятия.

Товары обычно объединяются в соответствующие группы (подгруппы) по признаку производственного происхождения или потребительского назначения.

Формирование ассортимента в ИП Романов А.А. осуществляется по следующим этапам:

 Определение перечня основных групп товаров, продаваемых в магазине;

 Определение количества видов и разновидностей товаров по их отличительным признакам;

 Разработка конкретного ассортиментного перечня для данного магазина.

Руководством ИП Романов А.А. применяется принцип тождественности компетенции и ответственности. Каждый сотрудник предприятия несет ответственность за свои действия и деятельность, которую он осуществляет в соответствии с занимаемым рабочим местом. На предприятии компетенция и ответственность делегируется подчиненным сотрудникам, хотя ответственность в целом несет руководитель предприятия. Подобная практика нашла свое отражение в должностных инструкциях предприятия и структуре организации.

2.2 Анализ корпоративной культуры предприятия «Норманн»

Анализ корпоративной культуры предприятия проводился с использованием методики OCAI (Organizational Culture Analyze Instrument) К. Камерона и Р. Куинна [24, с. 82].

Эта методика основывается на классификации корпоративной культуры по значениям шкал:

1) «стабильность и контроль — гибкость и дискретность»,

2) «внутренняя ориентация и интеграция — внешняя ориентация и дифференциация». При этом авторы методики выделили четыре базовых типа корпоративной культуры: клановую, адхократическую, рыночную и бюрократическую [25, с. 90].