Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 224
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические аспекты формирования корпоративной культуры предприятия
1.1 Понятие корпоративной культуры
1.2 Составляющие и виды корпоративной культуры
1.3 Факторы, воздействующие на формирование корпоративной культуры
2 Основные направления совершенствования корпоративной культуры на примере торгового предприятия
2.1 Общая характеристика торгового предприятия «Норманн»
2.2 Анализ корпоративной культуры предприятия «Норманн»
2.3 Рекомендации по совершенствованию корпоративной культуры торгового предприятия «Норманн»
Эти координаты генерируются с помощью двух измерений, разбивая при этом их на четыре группы. Одно измерение отделяет индикаторы, ценностная значимость которых связана со стабильностью, порядком и контролем, от индикаторов, выделяющих гибкость и дискретность действий. Другое измерение отделяет индикаторы, ассоциируемые с внешней ориентацией, дифференциацией и соперничеством, от индикаторов с внутренней ориентацией, интеграцией и единством. Полярными состояниями на этом измерении можно назвать организационную сплоченность и независимость частей коллектива. Эти измерения образуют на плоскости четыре квадранта, каждый из которых соответствует четырем наборам индикаторов, последовательность этих квадрантов строго определена. Каждый из этих квадрантов соотносится с базовым типом корпоративной культуры:
- Квадрант А – клановая культура;
- Квадрант В – адхократическая культура;
- Квадрант С – рыночная культура;
- Квадрант D – иерархическая культура.
Рисунок 2 – Базовые типы корпоративной культуры [5, с. 34]
Клановая культура. Дружественное место работы для людей, у которых масса общего. Организация похожа на большую семью. Лидер организации воспринимаются как родитель. Организация характеризуется высокой преданностью персонала и традициями. Высокий уровень обязательности и ответственности сотрудников. Организация делает акцент на высокой степени сплоченности коллектива и моральном климате. Успех определяется в терминах доброго чувства к потребителям и заботы о людях. Организация поощряет бригадную работу, участие людей в бизнесе и согласие [25, с. 118].
Иерархическая культура. Формализованная и структурированная организация. Управление строиться на управлении бизнес-процессами, а не людьми. Лидеры - рационально мыслящие координаторы и организаторы. Организацию объединяют формальные правила и официальная политика. В основе деятельности коллектива лежат формальные правила и процедуры, поддерживающие заданный плавный темп деятельности. Успех организации связан с обеспечением стабильности, предсказуемости и рентабельности [14, с. 65].
Адхократическая культура. Динамичное, предпринимательское сообщество. Сотрудники готовы идти на риск. Лидеры – новаторы, готовые реализовывать рискованные проекты. Базовые ценности организации заключаются в готовности к вызовам времени и внешней среды, преданности к экспериментированию и новаторству, постоянной деятельности на переднем рубеже знаний. В долгосрочной перспективе организация делает акцент на росте и обретении новых ресурсов. Успех организации связан с производством уникальных и оригинальных продуктов и услуг.
Рыночная культура. Организация, ориентированная на результат. Главная цель - выполнение поставленной задачи. В корпоративной культуре присутствует дух соперничества и целеустремленности. Лидеры - твердые руководители и суровые конкуренты. Они неколебимы и требовательны. Организация связывает воедино акцент на стремление побеждать. Репутация лидера рынка и успех объединяют сотрудников. Стратегический фокус направлен на действия, достижение измеримых целей. Успех определяется конкурентной победой и размером завоеванной рыночной доли
Интерпретация профилей культуры. Этот этап является третьим и заключительным этапом [27, с. 193].
Проведем диагностику корпоративной культуры торгового предприятия «Норманн». Основным инструментом методики OCAI является анкетирование. Анкета включает вопросы по шести ключевым направлениям [27, с. 195]:
1. Основные характеристики организации, т.е. определение на что похожа организация в целом;
2. Стиль лидерства в организации;
3.Стиль управления наемными работниками, или стиль отношения к наемным работникам и созданные условия труда;
4. Связующая сущность организации, т.е. механизмы, связывающие отдельных людей в коллектив;
5. Стратегические цели, или базовые основы, которые приводят в движение стратегию организации.
6. Критерии успеха, которые показывают, как определяется победы и достижения.
В каждом направлении имеется по четыре альтернативных утверждения, характерных для клановой культуры (А), адхократической (В), рыночной (С) и бюрократической (D). В совокупности эти направления отражают фундаментальные культурные ценности и не явно выраженные допущения о способе выполнения организацией своих функций [27, с. 197].
Ответы на них могут дать представление о том, «каково положение дел» в организации. Имея оценки утверждений в этих измерениях, можно обнаружить доминирующую культуру или набор культур, лежащих в основе организации. В данной методике используется шкала ответов, которая позволяет респондентам оценивать предлагаемые альтернативы в пределах от 0 до 100 баллов по каждой из шести ключевых характеристик культуры организации. При обработке результатов анкетирования корпоративной культуры вычисляются средние оценки альтернатив А, В, С и D по всем респондентам. Результаты исследования корпоративной культуры представляются в виде семи графических профилей. Средние оценки альтернатив А, В, С и D для каждого из шести ключевых направлений корпоративной культуры откладываются по диагоналям в квадрантах модели «Рамочная конструкция конкурирующих ценностей». Соединение точек, соответствующих средним значениям альтернатив А, В, С и D, на диагоналях квадрантов будет образовывать профиль ключевого измерения корпоративной культуры [27, с. 199].
Для определения типа корпоративной культуры была разработана анкета, состоящая из шести вопросов (Приложение А).
Количество респондентов, принявших участие: 15 человек.
Исходя из данных, полученных при анкетировании пятнадцати сотрудников можно сделать вывод об корпоративной культуре предприятия, которая уже сложилась. Таким образом, по результатам анкетирования по методу Камерона и Куинна были получены результаты, представленные в таблице 3.
Таблица 3
Результаты анкетирования сотрудников по методике К. Камерона и Р. Куинна на определение типа существующей корпоративной культуры
№ сотрудника |
% ответов по вариантам |
Сумма, % |
|||
Вариант ответа А |
Вариант ответа В |
Вариант ответа С |
Вариант ответа D |
||
Клановая культура |
Адхократическая культура |
Рыночная культура |
Иерархическая культура |
||
1 |
15 |
12 |
28 |
45 |
100 |
2 |
10 |
15 |
15 |
60 |
100 |
3 |
5 |
15 |
30 |
50 |
100 |
4 |
15 |
10 |
30 |
45 |
100 |
5 |
20 |
15 |
30 |
35 |
100 |
6 |
20 |
10 |
30 |
40 |
100 |
7 |
15 |
20 |
35 |
30 |
100 |
8 |
10 |
15 |
30 |
45 |
100 |
9 |
15 |
20 |
40 |
25 |
100 |
10 |
15 |
10 |
30 |
45 |
100 |
11 |
10 |
20 |
50 |
20 |
100 |
12 |
15 |
10 |
30 |
45 |
100 |
13 |
20 |
15 |
30 |
35 |
100 |
14 |
15 |
10 |
30 |
45 |
100 |
15 |
5 |
15 |
30 |
50 |
100 |
Всего баллов |
205 |
212 |
468 |
615 |
|
Среднее кол-во баллов |
13,7 |
14,1 |
31,2 |
41,0 |
Окончание таблицы 3
Источник: составлено автором самостоятельно.
Данные проведенного исследования показывают, что в настоящее время в торговой организации «Норманн» имеются два доминирующих типа корпоративной культуры — иерархическая культура (41%) и рыночная культура (31,2%).
К слову, значимым различием Ким Камерон и Роберт Куинн считают разницу более чем в 10 пунктов. Далее оценки в порядке убывания следуют черты адхократической культуры (14,1%) и клановой культуры (13,7%). Полученные результаты согласуются с данными о фирме, приведенными в разделе 2.1.
Внутренний фокус ориентации корпоративной культуры обусловлен тем, что коллектив небольшой, предприятие существует с 2011 года, на предприятии высокий уровень текучести кадров, в связи с чем коллектив практически не имеет устоявшиеся межличностные отношения между сотрудниками. То, что безоговорочно лидируют иерархическая и рыночная культуры можно объяснить тем, что руководство компании проводит линию управления, ориентированного на результат, в то же время стиль управления – бюрократический. По результатам анкетирования построено графическое изображение профиля корпоративной культуры (Рисунок 3)
Рисунок 3 – Интерпретация существующего профиля корпоративной культуры
Далее респондентам было предложено ответить на вопросы предложенной ранее анкеты о желаемом профиле предприятия. Данные анкетирования представлены в таблице 4.
Таблица 4
Данные анкетирования о желаемом профиле предприятия
№ сотрудника |
% ответов по вариантам |
Сумма, % |
|||
Вариант ответа А |
Вариант ответа В |
Вариант ответа С |
Вариант ответа D |
||
Клановая культура |
Адхократическая культура |
Рыночная культура |
Иерархическая культура |
||
1 |
10 |
20 |
70 |
0 |
100 |
2 |
25 |
10 |
55 |
10 |
100 |
3 |
10 |
30 |
50 |
10 |
100 |
4 |
30 |
10 |
60 |
0 |
100 |
5 |
10 |
45 |
35 |
10 |
100 |
6 |
40 |
10 |
40 |
10 |
100 |
7 |
35 |
30 |
15 |
20 |
100 |
8 |
30 |
10 |
45 |
15 |
100 |
9 |
40 |
0 |
60 |
0 |
100 |
10 |
30 |
15 |
45 |
10 |
100 |
11 |
20 |
40 |
20 |
20 |
100 |
12 |
30 |
20 |
40 |
10 |
100 |
13 |
30 |
20 |
45 |
5 |
100 |
14 |
30 |
15 |
45 |
10 |
100 |
15 |
20 |
30 |
50 |
0 |
100 |
Всего баллов |
390 |
305 |
675 |
130 |
|
Среднее кол-во баллов |
26,0 |
20,3 |
45,0 |
8,7 |
Окончание таблицы 4
Источник: составлено автором самостоятельно.
Как видно из таблицы, респонденты в своих ответах представляют организационную культуру иной. Интерпретация ответов респондентов позволяет сделать вывод, что в существующей корпоративной культуре необходимо усилить факторы рыночной культуры (увеличить с 31,2 % до 45%), так же усилить факторы клановой культуры (увеличить с 13,7% до 26%), увеличить факторы адхократической культуры (с 14,1% до 20,3%). И, что наиболее актуально, сократить факторы иерархической культуры с 41% до 8,7%
Желаемый профиль корпоративной культуры графически представлен на рисунке 4.
Рисунок 4 - Желаемый профиль корпоративной культуры
Для наглядности, профили существующей и желаемой корпоративной культуры совмещены на рисунке 5.
Рисунок 5 - Отклонение существующего профиля корпоративной культуры от желаемого
Таким образом, результаты проведенного анкетирования можно интерпретировать следующим образом:
1) Торговое предприятие «Норманн» характеризуется жестким иерархическим стилем управления, что отметило в своих ответах большинство респондентов;
2) На предприятии отмечается низкая сплоченность коллектива, недостаточно развита взаимовыручка, климат в коллективе не отличается дружелюбностью;
3) Несмотря на то, что предприятие имеет факторы явно выраженной рыночной культуры, респонденты считают нужным усилить эту сторону корпоративной культуры, что вероятно указывает на необходимость улучшения методов персональной оценки эффективности сотрудников;
4) На предприятии не хватает динамики и новаторства в процессе осуществления деятельности, о чем свидетельствуют низкие показатели адхократичности существующей корпоративной культуры и тот факт, что респонденты отметили необходимость улучшения этой стороны корпоративной культуры.
2.3 Рекомендации по совершенствованию корпоративной культуры торгового предприятия «Норманн»
Как показало исследование корпоративной культуры торгового предприятия «Норманн» существуют «проблемные зоны», которые снижают общие показатели эффективности деятельности предприятия и субъективные оценки удовлетворенностью трудовой деятельностью сотрудников предприятия. К ним относятся: излишняя бюрократизация процесса управления на предприятии, недостатки в персональной оценке результатов труда сотрудников, низкие показатели межличностных отношений и сплоченности в коллективе. Это выражается в повышенной текучести кадров, трудности принятия профессиональных обязанностей, отсутствие интереса к продвижению по службе и низкая оценка уровня существующей корпоративной культуры в компании.