Файл: Дидактическая игра как метод обучения (Использование дидактических игр для подготовки детей к школе).pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 290
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты применения дидактических игр в обучении
1.1 Значение дидактических игр в деятельности старших дошкольников и становлении их личности
1.2 Использование дидактических игр для подготовки детей к школе
2.1. Изучение уровня подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе
2.2. Проведение формирующего эксперимента
к стихам, к поэзии, русской речи, языку.
Развивать детям фонематический слух и память, помогали скороговорки. Используя скороговорки, чистоговорки, считалки, веселые стихи, мы закрепляли правильное произношение детьми звуков, отрабатывали дикцию, способствовали и развитию голосового аппарата, темпа речи.
Далее проводилась работа со словом. Детей знакомили с понятием "слово". Объясняли, что слова бывают короткие и длинные. Самые короткие - союзы и предлоги, состоящие из одной буквы У,И,К,В,С. Для уяснения лексического значения слова давались разные задания.
-
- Подбор нужного слова к смысловому ряду: по опорным признакам - пушистая, рыжая, хитрая... (лиса).
- Обобщение понятия: какое слово лишние и почему? (лето, осень, неделя).
- Добавление нужного слова (пальто, шапка, шарф - ...).
- Называние общего слова (стол, стул, шкаф -...).
- Исключение лишнего слова: гусь, гусенок, гусыня, гусак, гусеница.
- Подбор к данному слову родственных слов: снег, снежок, снежная, снеговик, снегоход, снегозадержание.
- Игра "Кто быстрее, кто больше?". Из каждой буквы данного слова придумать другие слова: ослик, оса, слон, лось, иволга, корова.
- Игра "Кто больше придумает слов из данного слова, используя только эти буквы". Например: грамотей (герой, море, тема, март, гора, рот, маг, торг, гам).
С целью обогащения лексического запаса проводили подбор синонимов, антонимов, анонимов.
- труд, работа;
- день - ночь, высокий - низкий, далеко - близко, бежать - ходить.
- лисичка гриб, лисичка животное.
Игра "Сложи словечко". Какие два слова спрятались в одном? Самолет
(сам летает), листопад (листья падают), пылесос (пыль сосет).
Таким образом, использование в образовательно-воспитательном процессе игр и разных заданий, создание игровых ситуаций привели к тому, что дети незаметно для себя и без особого напряжения приобретали определенные знания, умения, навыки.
- формирование устной связной речи.
Учитывая вариативность отдельных игр, исходя из возможностей группы, мы выбирали необходимые для занятий упражнения. Активно использовали такие игры, как: "Учимся играя", "Занимательный материал (скороговорки, загадки, пословицы и так далее)", "Словарь (крылатые слова и выражения, происхождение слов)".
Очень любят дошкольники слушать сказки-приключения букв, сочинять свои.
Сказочная форма позволяет вести необычные сказочные ситуации. Через сказочные элементы можно найти путь в сферу эмоций ребенка. Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными. В гости к детям приходили, предлагая интересные игры, сказочные персонажи, например, при изучении буквы А - Айболит, Б - Белоснежка, В - Вини-Пух, Г - Гномики и так далее, или Веселые человечки: Петрушка - умный и находчивый, замечательный актер и весельчак; Мурзилка, приносящий в своем портфеле занимательный материал в виде ребусов, кроссвордов, шарад.
Приходил в гости к ребятам и веселый Карандаш, умеющий рисовать волшебные картинки, которые оживали с помощью детей. Кроме того, у него всегда много интересных историй, сказок про буквы.
Иногда приходил и Незнайка, озорной, смешной, он шалит, ленится и не хочет заниматься, делает ошибки.
Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации - все это стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает интерес к предмету, наблюдательность, воссоздающее воображение, способность к сопереживанию, образную память, чувство юмора, формирует умение овладевать оценочной терминологией (хитрый, глупый, жадны и так далее), рождает умение удивляться, видеть в обычном необычное.
Для развития связной речи использовали игры «Составление историй «наоборот».
Например: «Стояла прекрасная погода. Ласково сияло солнце. На полянке благоухали яркие цветы. Над ними легко порхали бабочки, весело жужжали шмели.
Стояла отвратительная погода. Тускло светило солнце. На полянке распространяли неприятный запах цветы. Над ними тяжело копошились бабочки, противно ныли шмели».
Игра «Составление коллективного рассказа».
Играющие садятся в круг и рассчитываются по порядку номеров. Один из них начинает рассказ о своем путешествии. На самом интересном месте он обрывает его и говорит: «Продолжение следует в номере...». Играющий, чей номер объявлен, должен тотчас же продолжить рассказ, но спустя некоторое время оборвать его на интересном месте и сказать: «Продолжение следует в номере... ». Тогда рассказ подхватывает следующий, сидящий под соответствующим номером, и так до тех пор, пока все не примут участия в рассказе.
- развитие мелкой моторики и графические упражнения.
Чтобы дети лучше запоминали буквы, мы предлагали им пофантазировать, на что они похожи, выложить их из счетных палочек, выщипать из бумаги, вырезать из вдвое сложенного листка, преобразуя уже известные буквы (например, ж (жук) получается из к, ф - из р, т - из г). Дети дописывали недостающие элементы букв, играя в игру "Поставь буквы правильно". Использовались также игровые упражнения на обведение пунктирных линий, дописывание линий по образцу и пр.
Таким образом, в ходе формирующего эксперимента нами были использованы разнообразные дидактические игры, дидактическими задачами в которых ставились развитие математических представлений и конструктивной деятельности, совершенствование устной речи, обучение грамоте.
2.3. Результаты контрольного эксперимента
По итогам формирующего эксперимента нами было проведено контрольное исследование уровня готовности к школе с помощью дидактических игр. В контрольном эксперименте были использованы дидактические игры, подобные тем играм, которые были взяты в констатирующем эксперименте. Были исследованы следующие направления готовности к школе: формирование элементарных математических представлений; конструирование; развитие речи; обучение грамоте.
В результате были получены следующие результаты.
В группе дидактических игр, посвященной выявлению уровня формирования элементарных математических представлений у детей, были получены следующие результаты (табл. 8).
Таблица 8
Результаты выполнения группы дидактических игр по выявлению уровня формирования элементарных математических представлений у детей
№ |
ФИО |
«Живая |
«Кто знает, |
«Сосчитай |
Общее |
Средний |
неделя» |
пусть дальше считает» |
углы» |
кол-во баллов |
балл |
||
1 |
Данил Г. |
3 |
3 |
3 |
9 |
3 |
2 |
Данил С. |
2 |
2 |
3 |
7 |
2,3 |
3 |
Настя Л. |
2 |
2 |
2 |
6 |
2 |
4 |
Катя К. |
3 |
3 |
3 |
9 |
3 |
5 |
Ангелина Ш. |
2 |
2 |
3 |
6 |
2 |
6 |
Ксения Т. |
3 |
2 |
2 |
7 |
2,3 |
7 |
Толя Ш. |
1 |
2 |
2 |
5 |
1,7 |
8 |
Влад П. |
2 |
2 |
2 |
6 |
2 |
9 |
Влад К. |
2 |
3 |
2 |
7 |
2,3 |
10 |
Максим К. |
2 |
3 |
2 |
7 |
2,3 |
11 |
Ульяна С. |
2 |
2 |
3 |
7 |
2,3 |
12 |
Коля Т. |
2 |
3 |
2 |
7 |
2,3 |
13 |
Никита Т. |
3 |
3 |
3 |
9 |
3 |
14 |
Влад Л. |
3 |
2 |
2 |
7 |
2,3 |
15 |
Коля Там. |
2 |
2 |
2 |
6 |
2 |
16 |
Влад М. |
2 |
3 |
3 |
8 |
2,7 |
17 |
Никита С. |
3 |
2 |
2 |
7 |
2,3 |
18 |
Саша Ж. |
1 |
2 |
2 |
5 |
1,7 |
19 |
Саша К. |
2 |
1 |
2 |
5 |
1,7 |
20 |
Юля Н. |
2 |
2 |
3 |
7 |
2 |
Ср.балл |
2,2 |
2,3 |
2,5 |
2,3 |
По итогам проведения дидактических игр математического содержания можно отметить, что результаты готовности к школе после проведения формирующего эксперимента повысились на 16 %. Средний балл составил 2,3 (в констатирующем эксперименте - 1,98 балла). Наиболее полно дети выполнили дидактическую задачу при работе с геометрическим материалом (средний балл 2,5, в констатирующем эксперименте - 2,1). Наиболее трудным оказалась игра, посвященная дням недели (2,2 балла, в констатирующем эксперименте - 1,9). 4 ребенка (20 %) хорошо справились с заданиями. Низкий уровень усвоения математического материала не показал никто.
В группе игр, посвященных выявлению уровня развития конструирования у детей, были получены следующие результаты (табл. 9).
Таблица 9
Результаты выполнения группы дидактических игр по выявлению уровня формирования конструктивной деятельности
№ |
ФИО |
«Подбери |
«Подбери |
«Фигурки |
Общее |
Средний |
картинку» |
детали» |
из цветнои мозаики» |
кол-во баллов |
балл |
||
1 |
Данил Г. |
3 |
3 |
3 |
9 |
3 |
2 |
Данил С. |
2 |
2 |
3 |
7 |
2,3 |
3 |
Настя Л. |
2 |
2 |
2 |
6 |
2 |
4 |
Катя К. |
3 |
3 |
3 |
9 |
3 |
5 |
Ангелина Ш. |
3 |
2 |
2 |
7 |
2,3 |
6 |
Ксения Т. |
2 |
2 |
2 |
6 |
2 |
7 |
Толя Ш. |
2 |
1 |
1 |
4 |
1,3 |
8 |
Влад П. |
3 |
2 |
2 |
7 |
2,3 |
9 |
Влад К. |
2 |
3 |
2 |
7 |
2,3 |
10 |
Максим К. |
3 |
3 |
3 |
9 |
3 |
11 |
Ульяна С. |
2 |
2 |
2 |
6 |
2 |
12 |
Коля Т. |
2 |
2 |
2 |
6 |
2 |
13 |
Никита Т. |
3 |
2 |
3 |
8 |
2,7 |
14 |
Влад Л. |
2 |
2 |
2 |
6 |
2 |
15 |
Коля Там. |
2 |
3 |
2 |
7 |
2,3 |
16 |
Влад М. |
2 |
2 |
3 |
7 |
2,3 |
17 |
Никита С. |
3 |
2 |
2 |
7 |
2,3 |
18 |
Саша Ж. |
3 |
2 |
1 |
6 |
2 |
19 |
Саша К. |
1 |
1 |
2 |
4 |
1,3 |
20 |
Юля Н. |
2 |
2 |
2 |
6 |
2 |
Ср.балл |
2,35 |
2,15 |
2,2 |
2,2 |
По итогам проведения дидактических игр по развитию конструктивных способностей можно отметить, что результаты готовности к школе после проведения формирующего эксперимента повысились на 10 %.
Анализируя результаты, полученные в ходе проведения группы игр, посвященных выявлению уровня развития конструкторских способностей детей, отметили, что результаты по итогам контрольного эксперимента выше, чем в констатирующем эксперименте (средний балл 2,2 и 2 соответственно). Средний балл в группе игр на выявление математических представлений чуть выше, чем в группе игр на формирование конструкторской деятельности (2,3 и 2,2 балла). Наиболее низкий средний балл (2,15) выполнения задания был отмечен в игре «Подбери детали».
В группе игр, посвященных выявлению уровня развития речи детей, были получены следующие результаты (табл.10).
Таблица 10
Результаты выполнения группы дидактических игр по выявлению уровня развития речи
предложение» |
сказку» |
кол-во баллов |
балл |
|||
1 |
Данил Г. |
3 |
3 |
3 |
9 |
3 |
2 |
Данил С. |
2 |
2 |
2 |
6 |
2 |
3 |
Настя Л. |
3 |
2 |
2 |
7 |
2,3 |
4 |
Катя К. |
3 |
3 |
2 |
8 |
2,7 |
5 |
Ангелина Ш. |
3 |
2 |
2 |
7 |
2,3 |
6 |
Ксения Т. |
2 |
2 |
2 |
6 |
2 |
7 |
Толя Ш. |
2 |
1 |
1 |
4 |
1,3 |
8 |
Влад П. |
3 |
2 |
2 |
7 |
2,3 |
9 |
Влад К. |
3 |
2 |
2 |
7 |
2,3 |
10 |
Максим К. |
3 |
3 |
2 |
8 |
2,7 |
11 |
Ульяна С. |
2 |
3 |
2 |
7 |
2,3 |
12 |
Коля Т. |
2 |
3 |
3 |
8 |
2,7 |
13 |
Никита Т. |
3 |
2 |
2 |
7 |
2,3 |
14 |
Влад Л. |
2 |
2 |
3 |
7 |
2,3 |
15 |
Коля Там. |
2 |
3 |
2 |
7 |
2,3 |
16 |
Влад М. |
2 |
2 |
3 |
7 |
2,3 |
17 |
Никита С. |
3 |
2 |
3 |
8 |
2,7 |
18 |
Саша Ж. |
3 |
2 |
1 |
6 |
2 |
19 |
Саша К. |
2 |
2 |
1 |
5 |
1,7 |
20 |
Юля Н. |
2 |
3 |
2 |
7 |
2,3 |
Ср.балл |
2,5 |
2,3 |
2,1 |
2,3 |