Файл: Дидактическая игра как метод обучения (Использование дидактических игр для подготовки детей к школе).pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 297
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты применения дидактических игр в обучении
1.1 Значение дидактических игр в деятельности старших дошкольников и становлении их личности
1.2 Использование дидактических игр для подготовки детей к школе
2.1. Изучение уровня подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе
2.2. Проведение формирующего эксперимента
По итогам проведения дидактических игр по развитию речи можно отметить, что результаты готовности к школе после проведения формирующего эксперимента повысились на 12 %.
При анализе результатов отметили, что, как и в констатирующем эксперименте, лучше всего дети справились с дидактической задачей в игре «Кузовок» (ср. балл 2,5). Также как и в констатирующем эксперименте, наименее полно дошкольники справились с заданием на составление связного рассказа (ср. балл 1,9 в констатирующем эксперименте и 2,1 балл в контрольном). 5 детей (25 %) показали высокий уровень развития речи, 1 ребенок (5 %) набрали маленький средний балл.
При проведении группы игр, позволяющих выявить уровень подготовки к обучению грамоте, получили следующие результаты (табл. 11).
Таблица 11
Результаты выполнения группы дидактических игр по обучению грамоте
№ |
ФИО |
«Скажи с |
«Придумай |
«Сосчитай |
«Верно- |
Общее |
Средний |
нужным |
слово по |
слоги» |
неверно» |
кол-во |
балл |
||
звуком» |
звуковой схеме» |
баллов |
|||||
1 |
Данил Г. |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 |
3 |
2 |
Данил С. |
2 |
3 |
3 |
3 |
11 |
2,75 |
3 |
Настя Л. |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
2 |
4 |
Катя К. |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 |
3 |
5 |
Ангелина Ш. |
2 |
1 |
2 |
2 |
7 |
1,75 |
6 |
Ксения Т. |
2 |
2 |
3 |
3 |
10 |
2,5 |
7 |
Толя Ш. |
1 |
1 |
2 |
1 |
5 |
1,25 |
8 |
Влад П. |
3 |
2 |
3 |
3 |
11 |
2,75 |
9 |
Влад К. |
3 |
3 |
3 |
2 |
11 |
2,75 |
10 |
Максим К. |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 |
3 |
11 |
Ульяна С. |
3 |
2 |
2 |
3 |
10 |
2,5 |
12 |
Коля Т. |
3 |
2 |
2 |
2 |
9 |
2,3 |
13 |
Никита Т. |
2 |
2 |
3 |
2 |
9 |
2,3 |
14 |
Влад Л. |
2 |
2 |
2 |
3 |
9 |
2,3 |
15 |
Коля Там. |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 |
3 |
16 |
Влад М. |
3 |
2 |
3 |
2 |
10 |
2,5 |
17 |
Никита С. |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 |
3 |
18 |
Саша Ж. |
2 |
1 |
2 |
1 |
6 |
1,5 |
19 |
Саша К. |
2 |
1 |
2 |
2 |
7 |
1,75 |
20 |
Юля Н. |
3 |
2 |
2 |
2 |
9 |
2,3 |
Ср.балл |
2,5 |
2,15 |
2,55 |
2,4 |
2,4 |
По итогам проведения дидактических игр по обучению грамоте отметили, что результаты готовности к школе после проведения формирующего эксперимента повысились на 14 %.
При анализе заданий отметили, что дошкольники выполнили дидактические задачи на среднем уровне (ср. балл 2,4). Лучше всех, как и в констатирующем эксперименте, были подобраны слова с нужным звуком и определено количество слогов в слове (ср. балл 2,5 и 2,55 соответственно). Результаты оказались выше, чем в констатирующем эксперименте. Наиболее трудным оказалось задание на подбор слов к заданной звуковой схеме..
По итогам контрольного эксперимента нами были произведены итоговые подсчеты общего количества баллов, набранных детьми, и подсчитан общий средний балл выполнения дидактических заданий в играх (табл. 12).
Таблица 12
Уровень готовности к школе дошкольников
№ |
ФИО |
Игры |
Констр.игры |
Развитие |
Обучение |
Общее |
Уровень |
мат.содерж- |
речи |
грамоте |
количество |
готовности |
|||
я |
баллов |
к школе |
|||||
1 |
Данил Г. |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 |
В |
2 |
Данил С. |
2,3 |
2,3 |
2 |
2,75 |
9,35 |
В |
3 |
Настя Л. |
2 |
2 |
2,3 |
2 |
8,3 |
С |
4 |
Катя К. |
3 |
3 |
2,7 |
3 |
11,7 |
В |
5 |
Ангелина Ш. |
2 |
2,3 |
2,3 |
1,75 |
8,05 |
С |
6 |
Ксения Т. |
2,3 |
2 |
2 |
2,5 |
8,8 |
С |
7 |
Толя Ш. |
1,7 |
1,3 |
1,3 |
1,25 |
5,55 |
С |
8 |
Влад П. |
2 |
2,3 |
2,3 |
2,75 |
9,35 |
В |
9 |
Влад К. |
2,3 |
2,3 |
2,3 |
2,75 |
9,65 |
В |
10 |
Максим К. |
2,3 |
3 |
2,7 |
3 |
11 |
В |
11 |
Ульяна С. |
2,3 |
2 |
2,3 |
2,5 |
9,1 |
В |
12 |
Коля Т. |
2,3 |
2 |
2,7 |
2,3 |
9,3 |
В |
13 |
Никита Т. |
3 |
2,7 |
2,3 |
2,3 |
10,3 |
В |
14 |
Влад Л. |
2,3 |
2 |
2,3 |
2,3 |
8,9 |
С |
15 |
Коля Там. |
2 |
2,3 |
2,3 |
3 |
9,6 |
В |
16 |
Влад М. |
2,7 |
2,3 |
2,3 |
2,5 |
9,8 |
В |
17 |
Никита С. |
2,3 |
2,3 |
2,7 |
3 |
10,3 |
В |
18 |
Саша Ж. |
1,7 |
2 |
2 |
1,5 |
7,2 |
С |
19 |
Саша К. |
1,7 |
1,3 |
1,7 |
1,75 |
6,45 |
С |
20 |
Юля Н. |
2 |
2 |
2,3 |
2,3 |
8,6 |
С |
При подведении результатов были определены уровни готовности к школе на основании набранных баллов.
9,1 - 12 баллов - высокий уровень готовности к школе;
5 - 9 баллов - средний уровень готовности к школе; 0 - 4,9 баллов - низкий уровень готовности к школе.
В - высокий уровень готовности к школе, С - средний уровень готовности к школе, Н - низкий уровень готовности к школе.
На основании данных таблицы 12 можно сделать вывод о том, что 12 детей показали высокий уровень готовности к школе, 8 детей - средний уровень готовности к школе, низкий уровень готовности к школе не показал никто. Проведя сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов в процентном отношении, сделали вывод об улучшении результатов. Указанные данные показаны в диаграмме на рисунке 4
Рисунок 4. Уровни готовности дошкольников
к школьному обучению
Таким образом, наглядно видно, что результаты, показанные дошкольниками при выявлении уровня готовности к обучению в школе, значительно повысились после проведения формирующего эксперимента. Значительно выросло число детей, имеющих высокий уровень подготовки (с 20 % до 60 %), снизилось число детей с низким уровнем готовности (с 20 % до 0 %).
Сравнивая результаты выполнения дидактических заданий в разных группах игр, мы сделали следующие выводы. Наиболее высокие результаты при выполнении дидактических задач дошкольники показали в играх, направленных на обучение грамоте. Наиболее низкий результат был отмечен в играх, направленных на формирование конструкторских способностей. Однако отметили, что средний балл во всех играх вырос по сравнению с результатами констатирующего эксперимента (рисунок 4).
Рисунок 5. Результаты выполнения дидактических задач
в играх разных групп
Анализируя результаты формирующего эксперимента, пришли к выводу, что использование дидактических игр повышает результаты выполнения заданий, стимулирует интерес детей к учебному процессу и решению дидактических задач.
Таким образом, активное применение дидактических игр в процессе подготовки детей к школьному обучению повышает его качество. Использование различных типов дидактических игр, направленных на всестороннее развитие общих и специальных способностей детей, положительно влияет на подготовку к школе, обуславливает высокую готовность детей к обучению.
Заключение
Подводя итоги сказанному, можно сделать следующие выводы.
Игра представляет собой особую деятельность, которая формируется в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Большинство современных ученых объясняют игру как особый вид деятельности, сложившийся на определенном этапе развития общества.
В дошкольном возрасте игра представляет собой ведущий вид деятельности, на основании которого строится вся работа в дошкольных учреждениях и семье.
Игровая деятельность в наибольшей степени способствует формированию новообразований детей, психических процессов, готовности к школе.
Существует большое количество игр, способствующих всестороннему развитию дошкольников. Дидактическая игра имеет наибольшее значение в подготовке детей к школе. Связано это в первую очередь с тем, что главная цель дидактических игр - обучающая.
Дидактическая игра представляет собой сложное многоплановое педагогическое явление. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности - главная отличительная особенность дидактических игр.
Дидактические игры являются эффективным средством подготовки детей к обучению в школе. Обучающие задачи в таких играх предусматривают формирование мыслительных операций, совершенствование речи, развитие умения ориентироваться в расстоянии, времени, пространстве. Использование дидактических игр в воспитательно- образовательном процессе решает и ряд других задач, от которых также напрямую зависит степень готовности детей к школе (развитие памяти, внимания, коммуникативных умений и пр.).
В ходе исследования нами была проведена экспериментальная работа по изучению уровня подготовки детей к обучению в школе и степени влияния дидактических игр на качество данной подготовки в воспитательно- образовательном процессе.
По итогам проведенного эксперимента было установлено, что дидактические игры являются эффективным средством полноценного развития детского интеллекта, мыслительных процессов, эмоционально - волевой сферы, готовности к школе. Данные качества являются залогом успешной подготовки детей к обучению в школе.
Следовательно, можно говорить о подтверждении выдвинутой нами в начале исследования гипотезы о том, что в старшем дошкольном возрасте отмечаются специфические особенности усвоения учебного материала, связанные с преобладанием игры как ведущего вида деятельности дошкольников. Разработанная система специальных заданий и упражнений, направленная на подготовку ребенка шестилетнего возраста к школе и основанная на применении различных видов дидактических игр, позволит всесторонне подготовить ребенка к школе, учитывая при этом ведущий вид его деятельности в данном возрасте.
Список использованных источников
- Агаева Е. Формирование элементов логического мышления (старший дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 1. - С. 38-41.
- Арушанова А.Г. Дошкольный возраст: Формирование грамматического строя речи // Дошкольное воспитание. - 1993. - № 9. - С. 58-65.
- Бабаева Т.И. У школьного порога. - М.: Просвещение, 1993. - 128 с.
- Белый Е.И. Энциклопедия для родителей первоклассников. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2015. - 121 с.
- Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. - М.: «Педагогика», 2013.-348с.
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1991. - 160 с.
- Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1993. - 95 с.
- Букатов В.М. Секреты дидактических игр: Психология, методика, дисциплина. - М.: «Речь», 2016. - 203 с.
- Буре Р.С. Готовим детей к школе.: Кн. для воспитателей дет. сада. - М.: Просвещение, 1987. - 96 с.
- Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 2015. - 208 с.
- Венгер Л.А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателя дет.сада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1988. - 144 с.
- Волошина М.И. Дидактические игры как средство подготовки к школе. - М.: Начальная школа, 2015. - 160 с.
- Воспитание и обучение детей шестого года жизни: Кн. для воспитателей детского сада / Н.А. Ватрушина, Р.С. Буре, Т.И. Осокина / Под ред. А.А. Парамоновой, О.С. Ушаковой. - М.: Просвещение, 1987. - 160 с.
- Говорова Е. Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 5. - С. 17-24.
- Годовикова Д.Б. Формирование познавательной активности // Дошкольное воспитание. - 1986. - № 1. - С. 28-32.
- Горбушина С.Б. Игровые дидактические пособия для развития мелкой моторики и познавательных процессов у дошкольников. - СПб: «Детство-Пресс», 2016. - 80 с.
- Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М., Просвещение, 1976.-354с.
- Давидчук, А.Н. Дидактическая игра - средство развития дошкольников 3-7 лет: Методическое пособие. - М.: Сфера, 2013. - 176 с.
- Доронова Т.Н., Грушин Т.И., Климанова Л.Ф. и др. На пороге школы: Метод. рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 6-7 лет по программе «Радуга». - М.: «Сфера», 2014. - 160 с.
- Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. - М.: «Просвещение», 1986.-341с.
- Дошкольная педагогика : Учеб. пособие для студентов пед. инст. В 2 ч. Ч. 2. Методика и организация воспитания в детском саду / В.И. Логинова, П.Г. Саморукова, Б.С. Лейкина и др; под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1988. - 270 с.
- Дошкольная педагогика: Содержание воспитания в детском саду. Учеб. Пособие для студентов пед. инст. / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1983. - 304 с.
- Житникова Л.М. Учим детей запоминать. - М.: Просвещение, 1985.-351с.
- Ивакина И. О педагогических условиях развития интеллектуальной активности дошкольников в компьютерных играх // Дошкольное воспитание. - 1995. - № 12. - С. 28-30.
- Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. - М.: Просвещение, 1989. - 286 с.
- Игры в логопедической работе с детьми: Пособие для логопедов и воспитателей детсадов / Под ред. В. И. Селиверстова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1981. - 192 с.
- Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. Для воспитателей дет.сада / Сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. - М. «Педагогика», 1989. - 127 с.
- Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников / Под ред. Л.Г. Нисканен. - М., 2014.-341с.
- Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб.пособие для студ. сред. пед. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 416 с.
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество. - М.: «Просвещение», 1990.
- Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. - М.: ТЦ «Сфера», 2014. - 128 с.
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие для студ. высш. уч. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 2013. - 304 с.
- Луньков А.И. Как помочь ребёнку в учёбе в школе и дома. - М.: «Педагогика», 1995. - 112 с.
- Лыкова И.А. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников. - М.: ТЦ «Сфера», 2015. - 160 с.
- Максимук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению: Пособие для учителей начальных классов. - М.: ВАКО, 2016. - 128 с.
- Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателей дет.сада / Под ред. Т. А. Марковой. - М.: Просвещение, 1982. - 128 с.
- Меткина Л.С. Занятия по математике в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - 2-е изд.доп. - М.: Просвещение, 1995. - 223 с.
- Методика подготовки детей к школе / Сост. Н.Г. Кувашова, Е.В. Нестерова. - Волгоград, «Учитель», 2013. - 44 с.
- Миленко В. Знакомство с понятием «дидактическая игра» // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 11. - С. 121-125.
- Мухина В.С. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта. - М.: Просвещение, 1981.-345с.
- Мухина В.С. Психология дошкольника. Учеб. пособие для студентов пед. институтов / Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1975. - 239 с.
- Нищева Н.В. Играйка 12. Маленькая хозяйка. Дидактические игры для развития речи, мышления, внимания. - М.: Детство-Пресс, 2016. - 922 с.
- Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. Для занятий с детьми 4-7 лет: Библиотека программы «От рождения до школы». - М.: Мозаика-синтез, 2015. - 80 с.
- Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ. Старший возраст. Выпуск 1. - М.: ТЦ «Учитель», 2015. - 111 с.
- Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике. - М.: «Просвещение», 2016. - 144 с.
- Петрушина А.М. Формирование элементарных математических