Файл: Дидактическая игра как метод обучения (Использование дидактических игр для подготовки детей к школе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 268

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют неявно. Они - в нормах поведения воспроизводимых героев: доктор сам себе не ставит градусник, пассажир не летает в кабине летчика.

В этой классификации авторы разделяют следующие типы игр:

  • игры по сенсорному воспитанию;
  • словесные игры;
  • игры по ознакомлению с природой;
  • по формированию математических представлений и др.

А.К. Бондаренко в своих работах соотносит игры с материалом:

  • игры с дидактическими игрушками;
  • настольно-печатные игры;
  • словесные игры;
  • псевдосюжетные игры. [6, С. 63]

Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность детей, но не раскрывает в достаточной мере основы дидактической игры - особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий и правил, организацию жизни детей, руководство воспитателя.

А.И. Сорокина условно выделяет несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности детей:

  • игры-путешествия.
  • игры-поручения.
  • игры-предположения.
  • игры-загадки.
  • игры-беседы (игры-диалоги).

Независимо от вида дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр.

    1. И. Сорокина также выделяет следующие структурные элементы игры, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.

Один из основных элементов игры - дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей. Дидактическая задача определяется воспитателем и отражает его обучающую деятельность.

Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. Две задачи - дидактическая и игровая - отражают взаимосвязь обучения и игры.

Игровые действия составляют основу дидактической игры - без них невозможна сама игра. Они являются как бы рисунком сюжета игры. Игровые действия иногда и не являются тождественными реальным: они раскрывают лишь как бы их внешнюю сторону даже при отражении реальных явлений и реальных действий.

Одним из составных элементов дидактической игры являются правила игры. В дидактической игре правила являются заданными. Используя правила, педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей


    1. Миленко напоминает, что правила игры имеют обучающий, организационный, формирующий характер, и чаще всего они разнообразно сочетаются между собой. Правила организуют познавательную деятельность детей: что-то рассмотреть, подумать, сравнить, найти способ решения поставленной игрой задачи. [39, С. 123]

В многочисленных психологических и педагогических исследованиях убедительно доказано, что в русле дидактической игры происходит разностороннее развитие ребенка.

Таким образом, значение игры во всестороннем развитии личности детей достаточно велико. В результате использования дидактических игр формируются личностные качества дошкольника: усидчивость, способность работать в коллективе, самостоятельность, внимательность, последовательность в выполнении действий, речевые навыки и пр.

1.2 Использование дидактических игр для подготовки детей к школе

Соединение в дидактической игре обучающей задачи с игровой формой, наличие готового содержания и правил дает возможность воспитателю более планомерно использовать дидактические игры для успешной подготовки детей к обучению в школе.

По словам Е. Федоровой, новообразования старшего дошкольного возраста напоминают о проблеме преемственности дошкольной и школьной ступеней внутри единой системы развивающего обучения. Эти новообразования проявляются в качестве познавательного интереса к интеллектуальной задаче. Данный интерес, выражающийся в активности детей в игре, является началом формирования элементов учебной деятельности. [55, С. 21]

М.Н. Перова отмечает, что успешное применение дидактических игр в познавательной деятельности в значительной мере связано с творчеством самого педагога, его умения «подать» игру, направить инициативу детей и их творческую активность. [45, С. 58]

Дидактические игры помогают усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала.

О.М. Дьяченко напоминает, что игры, направленные на умственное развитие ребенка и дальнейшую подготовку к школе, можно разделить на несколько групп. Это игры, способствующие развитию памяти ребенка, внимания, мышления, воображения, речи, творческих способностей. Все они могут быть использованы при подготовке ребенка к школе. [27, С. 62]


Игры, направленные на развитие восприятия, формируют у ребенка умение анализировать предметы по основным признакам (форма, цвет, величина). Детей знакомят с основными геометрическими формами, учат подбирать по образцу или по названию, различать 7 основных цветов спектра, их оттенки, насыщенность, цветовой тон. Использование в занятиях игр данной группы дает возможность различать предметы по величине: располагать их в порядке возрастания или убывания, называть основные границы величины предметов по 3 измерениям (длина, высота, ширина) [23, С. 34].

Следующая группа игр, направленных на подготовку к школьному обучению, направлена на развитие внимания. Дидактические игры данной группы, по мнению М.И. Волошиной, формируют умение сосредотачиваться на определенных сторонах и явлениях действительности. [12, С. 63] В.С. Мухина отмечает, что для успешного осуществления учебного процесса необходимо формирование таких основных свойств внимания, как устойчивость, переключение, распределение.

Устойчивость внимания означает способность длительно сосредотачиваться на чем-нибудь. Переключение внимания представляет собой способность переходить от одного вида деятельности к другому. О распределении внимания свидетельствует умение действовать сразу с двумя или несколькими предметами.

Будущие первоклассники в состоянии распределять внимание между 6­7 предметами. На пороге школьного возраста происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Непроизвольное внимание характерно тем, что вызвано у ребенка необычными, новыми, интересными в данный момент предметами. Произвольное же внимание предполагает способность сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно.

По данным Л.М. Житниковой, группа игр, направленная на развитие памяти, предполагает совершенствование зрительной, слуховой и тактильной памяти. В предшкольном возрасте память, так же, как и внимание, становится произвольной, т.е. ребенок может поставить перед собой цель - запомнить что-либо. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь подобрать средства, облегчающие процесс запоминания. [23, С. 132]

А.М. Петрушина делает акцент на то, что развитие мышления ребенка происходит при условии овладения им тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим. Успешная учебная деятельность предусматривает умение ребенка выделять самое существенное в предметах, видеть соотношение их друг с другом, соотношение их частей. Дидактические игры учат пользоваться различными планами, схемами, уметь рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики. [46, С. 64]


Важное значение для успешного школьного обучения имеет развитие творческих способностей ребенка. Это подразумевает развитие воображения и гибкого нестандартного мышления. Л.Б. Фесюкова напоминает, что при подготовке к школе необходимо использовать такие дидактические развивающие игры, которые учат не только свободно фантазировать, но и направлять свою фантазию, творческие возможности на решение разных задач. [57, С. 96]

Таким образом, следует отметить, что дидактическая игра связана с предстоящей учебной деятельностью и поведением детей, т.е. посредством нее происходит непосредственная подготовка ребенка к переходу на новую ступень обучения - поступлению в школу.

Глава 2 Анализ экспериментальной работы по использованию дидактических игр в процессе подготовки к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста

2.1. Изучение уровня подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе

Целью нашей экспериментальной работы было исследование уровня готовности к школе детей подготовительной группы. Следует отметить, что уровень готовности к школе мы определяли посредством специально подобранного игрового материала, отражающего следующие направления работы:

  • ознакомление с окружающим миром;
  • формирование элементарных математических представлений детей;
  • конструирование;
  • изобразительная деятельность;
  • развитие речи;
  • подготовка к обучению грамоте.

Для достижения поставленной в ходе констатирующего исследования цели нами был выдвинут ряд задач:

    1. Изучить литературу и подобрать ряд дидактических игр, соответствующих по содержанию поставленной нами цели.
    2. Определить для себя уровень руководства дидактической игрой, который способствовал бы адекватной оценке степени готовности к школе.
    3. Разработать критерии, позволяющие определить уровень готовности к школе детей старшего дошкольного возраста.
    4. Провести исследование готовности к школе детей с помощью выбранных дидактических игр и подвести итоги работы.

Экспериментальная работа проводилась в филиале МДОУ ДС №13 г.Сердобска «ДС «Колосок»

с.Пригородное». В эксперименте принимали участие 20 дошкольников подготовительной группы.

При организации констатирующего эксперимента нами использовались дидактические игры, предложенные Е. Агаевой, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Л.Б. Фесюковой .

      1. группа. Ознакомление с окружающим миром.
        1. «Охотник».
        2. «Кто больше назовет действий».
        3. «Для чего нужен предмет».
        4. «Времена года».
      2. группа. Формирование элементарных математических представлений.
        1. «Живая неделя».
        2. «Кто знает, пусть дальше считает».
        3. «Сосчитай углы».
      3. группа. Конструирование.
        1. «Подбери детали».
        2. «Собери картинку».
        3. «Фигурки из цветной мозаики».
      4. группа. Изобразительная деятельность.
        1. «Подбери предметы похожего цвета».
        2. «В гостях у Солнышка и Снежной королевы».
        3. «Чудесные превращения».
        4. «Трудные виражи».
      5. группа. Развитие речи.
        1. «Кузовок».
        2. «Сочиняем сказку».
        3. «Придумай предложение».

VI группа. Подготовка к обучению грамоте.

          1. «Скажи слово с нужным звуком»
          2. «Придумай слово по звуковой схеме»
          3. «Сосчитай слоги в словах».
          4. «Верно - неверно».

Руководство дидактическими играми осуществлялось нами в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.

В подготовку к дидактической игре входили:

  • отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (памяти, внимания, мышления, речи);
  • установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
  • определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процесс е организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);
  • выбор места для игры, где дети могли играть, не мешая другим;
  • определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
  • подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал);
  • подготовка к игре самого экспериментатора: мы должны были изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;
  • подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.