Файл: Дидактическая игра как метод обучения (Использование дидактических игр для подготовки детей к школе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 299

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Существенное внимание в работе с детьми уделяли творческим заданиям, пробуждающим фантазию, воображение ребят. Это задания на придумывание и складывание по собственному замыслу фигурок из элементов мозаики.

Использовали следующие дидактические игры.

Игра «Незаконченные картинки»

Вариант 1

Дидактическая задача. Знакомить детей с разновидностями геометрических фигур округлых форм разной величины (круги, овалы с разным соотношением осей). Развивать глазомер.

Материал. Раздаточный: у каждого ребенка листок бумаги с незавершенными изображениями восьми предметов. Для их завершения необходимо подобрать круглые или овальные (разных пропорций) элементы. Восемь бумажных кругов и овалов соответствующих размеров и пропорций. Клей, кисть, тряпочка.

Руководство. Воспитатель предлагает детям узнать, что изображено на картинках. Когда все вместе это выяснят, предлагает подобрать фигуры, недостающие в рисунках, и наклеить их. До наклеивания воспитатель проверяет правильность подбора фигур. Законченные работы выставляются, и разбираются ошибки.

Вариант 2

Дидактическая задача. Продолжать знакомить детей с разновидностями, геометрических фигур (квадратами, прямоугольниками разной величины и с разным соотношением сторон). Развивать глазомер.

Материал. Раздаточный: у каждого ребенка лист бумаги, на котором восемь незавершенных рисунков. Чтобы закончить рисунки, требуются квадраты и прямоугольники разных пропорций. Соответствующие бумажные фигуры. Клей, кисточка, тряпочка.

Руководство. Воспитатель и дети выясняют, что нарисовано на всех картинках, после чего завершают рисунки, подобрав к ним нужные фигуры. Вначале фигуры раскладывают на места, а потом приклеивают. Подводится итог.

Игра «Палочки в ряд »

Дидактическая задача. Учить детей последовательному расположению в ряд элементов разной величины.

Материал. Десять палочек разной длины от 2 до 20 см. Каждая палочка отличается от стоящей рядом на 2 см.

Руководство. Воспитатель знакомит детей с новым материалом и объясняет задание: «Нужно палочки выстроить в ряд так, чтобы они уменьшались по длине». Предупреждает детей, что задание следует выполнять на глаз (примеривать и переставлять палочки нельзя, а тот, кто хоть раз нарушит это правило, теряет право достраивать ряд до конца). «Чтобы выполнить задание верно, нужно каждый раз брать самую длинную палочку из всех, которые не уложены в ряд»,- поясняет воспитатель.

Игра «Сложи дощечки»


Дидактическая задача. Закреплять умение строить последовательный ряд по величине (ширине), упорядочивать ряд в двух направлениях: по возрастанию и убыванию ширины.

Материал. Десять дощечек разной ширины от 1 до 10 см. Каждая дощечка отличается от рядом стоящей на 1 см по ширине. (Можно использовать картонки.)

Руководство. Участвующие делятся на две подгруппы. Каждая подгруппа детей получает набор дощечек. Оба набора помещаются на двух столах. Дети двух подгрупп сидят на стульях с одной стороны столов. С другой стороны столов расставляются свободные скамейки. Обе подгруппы детей должны выстроить дощечки в ряд (одна подгруппа по убывающей ширине, а другая по возрастающей). По очереди каждый ребенок подходит к столу и ставит в ряд одну дощечку. Если он сделает правильно, то садится на скамейку, а следующий участник подходит и продолжает ряд. При выполнении задания исключаются пробы и перемещения. Если ребенок допустил примеривание или перестановку, он возвращается на место.

Правила. Ребенок, допустивший неточность, тоже возвращается на свое место, его ошибку исправляет следующий. Выигрывает та команда, в которой все дети правильно выполнили задание на глаз (на стульях не осталось ни одного ребенка).

Подгруппы собирают дощечки дважды - сначала по возрастающей, затем по убывающей ширине.

Игра «Сломанная лестница»

Дидактическая задача. Учить детей замечать нарушения в равномерности нарастания (или убывания) величины, включать недостающие элементы в ряд.

Материал. Десять прямоугольников, величина большего 10 х 15 см, меньшего 1 х 15 см. Каждый последующий ниже предыдущего на 1 см; фланелеграф.

Руководство. На фланелеграфе строится лестница. Затем все дети, кроме одного - ведущего, отворачиваются. Ведущий вынимает одну ступеньку и сдвигает остальные. Кто раньше других укажет, где лестница «сломана», становится ведущим. Если при первом проведении игры дети допускают ошибки, то можно использовать мерку. Ею измеряют каждую ступеньку и находят «сломанную». Если дети легко справляются с задачей, можно одновременно вынуть две ступеньки в разных местах.

- умение анализировать строение предметов.

Использовали игры, предусматривающие самостоятельное создание детьми разнообразных знаков и символов.

При формировании умения анализировать строение предмета предлагали задания, развивающие способность мысленно воссоздавать строение предмета по его контурному изображению. При этом детям давали задания с более сложными предметами, состоящими из большего количества составных частей.


Игра «Причаль пароход»

Дидактическая задача. Учить детей пользоваться схематическим изображением предмета для анализа его строения.

Материал. 1. Карты со схематическими изображениям предметов (размер каждой карты - 20 х 25 см):

а) пароход, причаливающий к пристани (пароход связан с пристанью канатом);

б) дом и пожарная машина, лестница от которой поднимается к балкону на верхнем этаже дома;

в) машина, движущаяся по дороге, и мост через речку, на который эта машина должна въехать;

г) перрон и поезд, который подходит к нему.

2. Карточки с изображениями частей картинки, из которых она составляется в соответствии с каждой схемой: 5 карточек с изображениями частей парохода. Для того чтобы составить пароход в соответствии со схемой, нужны 3 карточки, 2 карточки непригодны (не в ту сторону пойдет канат с парохода). Ребенок должен отобрать нужные карточки, проанализи - ровать схему. 5 карточек с изображением частей пристани. Здесь также нужно отобрать 3 карточки, соответствующие схеме, и из них составить пристань. Аналогично проводится работа по остальным картинкам.

Руководство. Взрослый предлагает детям собрать из отдельных частей картинку. Показывает схематический рисунок и говорит, что у каждого будет свой набор частей от картинки и один ребенок соберет из своих кусочков одну часть, а другой - другую.

Дети получают карточки для собирания первой схемы - пароход и пристань. Каждый ребенок собирает свою часть схемы: один - пароход, а другой - пристань. Затем обе части сдвигают.

Игра «Хитрые картинки»

Дидактическая задача. Учить детей соотносить схематические изображения предметов с детальными.

Материал. Для изготовления домино «Хитрые картинки» можно использовать любое детское домино с картинками. Следует изготовить 4 схематических изображения, соответствующих каждой картинке (например, зайчик - это одна длинная полоска с двумя короткими - ушками, уточка - это полукруг с кружочком - головкой и т. п.). На каждой карточке одно изображение остается реалистическим, а другое заменяется схематическим таким образом, что получается по 4 реалистических и 4 схематических рисунка каждого животного.

Руководство. Воспитатель раскладывает перед детьми карточки домино. Все вместе разбирают, что изображено на карточках. Ребята называют картинки и с помощью воспитателя находят соответствующие схемы для них. После этого воспитатель напоминает детям правила игры в обычное домино, добавляя, что сейчас можно будет прикладывать друг к другу и одинаковые обычные картинки, и одинаковые «хитрые» картинки, и «хитрую» картинку к обычному рисунку того же животного.


Игра начинается. Каждый участник берет по 5 карточек. Если у кого-то нет подходящей картинки, он берет ее из оставшихся карточек. Выигрывает тот, кто первым выложит все карточки.

- умение создавать новые образы.

Задания на создание новых образов предполагают дальнейшее развитие у детей воображения, умения придумывать различные ситуации и сюжеты.

Игра «Чудесные превращения».

Дидактическая задача. Учить детей создавать в воображении различные образы и ситуации на основе наглядных моделей.

Материал. У воспитателя 1-2 карточки. На каждой карточке могут быть нарисованы 3 полоски разной длины, 2-3 кружка разных цветов. У каждого ребенка листы бумаги для рисования и цветные карандаши.

Руководство. Дети рассаживаются за столиками. Взрослый говорит, что сейчас они будут играть в игру «Чудесные превращения». Он будет показывать ребятам разные карточки, а они должны подумать, на что это похоже, пофантазировать и нарисовать на своем листе бумаги картину. Кто хочет, может нарисовать не одну, а две или больше картин.

Когда рисунки будут готовы, все вместе рассматривают их и анализируют. Оценивая работы, воспитатель отмечает соответствие рисунков заданным заместителям (по цвету или по величине), наличие единого сюжета и оригинальность содержания и композиции.

Игра «Где чей дом?»

Дидактическая задача. Учить детей придумывать различные ситуации на основе схематических изображений отдельных предметов.

Материал. Картинки со схематическими изображениями домиков: высоких и узких, широких и низких, средних и т. п. На каждой картинке изображен только один домик.

Руководство. Взрослый показывает детям одну из картинок и просит подумать, кто из зверей может жить в таком доме, рассказать, что он там будет делать, кто к нему придет в гости и т. п. Каждый ребенок придумывает свою историю. Например, про высокий и узкий дом можно придумать, что там живет жираф, или страус, или обезьяна и т. д. Ребята могут называть реальных животных и рассказывать про них истории, а могут выдумывать фантастических, несуществующих зверей. В таком случае взрослый предлагает сначала нарисовать этот персонаж, а потом рассказать про него историю.

По каждой из картинок рассказывают 3-5 детей. При оценке ответов следует обращать внимание на их содержание и соответствие схеме.

III этап. Развитие речи и обучение грамоте.

- развитие фонетико-фонематической стороны речи.

Учебной задачей проведения игр в период обучения грамоте ставится формирование фонематического слуха в различных его проявлениях:


  1. Установление изучаемого звука в словах ("Чей голосок"), определение места звука ("Где спрятался звук ?").
  2. Придумывание слов на заданный слог в определенной позиции.

Ра ма По ра

Ра на Ко ра

  1. Составление схем слогов-слияний с использованием цвета: синего (твердый согласный), зеленого (мягкий согласный), красного (гласный), а также обратное задание: по данной схеме назвать слог.
  2. Игра "Живые буквы". Детям выдавались буквы, они должны найти пару, причем так, чтобы получился слог (по опорной согласной или гласной).
  3. Составление слогов по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала слога. Например, давались картинки, на которых изображены тигр, олень. Дети составляли слог по первым звукам (Т),(О), придумывали слова с данным слогом то-пор, то-варищ. Затем меняли картинки местами, выясняли, какой теперь получился слог (слог от).

Дети вспоминали слова с этим слогом: ответ, отдых - в начале слова, кот, пот - в конце.

6) Деление слов на слоги, подсчет количества слогов в слове, выделение ударного слога. Простукивание двух слогов, выделяя ударный слог громким стуком. Дети подбирали слово с таким же количеством слогов и с ударением на том же слоге: весна, зима; лето, осень.

7) Подбор слов к заданным схемам с гласными буквами:

Рисунок 3 Подбор слов

    1. Составление слова из данных слогов (слоги даны врассыпную).
    2. Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова: пора, кора, нора, гора. Чтение слов в обратном порядке: сон, шалаш.
    3. "Звуковые" игры ("Кто внимательнее?" - на выделение и определение звука, "Кто больше?" - на составление слова с изученным звуком и так далее) развивали фонематический слух ребенка, формировали умение сознательно выполнять звуковой анализ слова, развивали память, внимание, наблюдательность.

В играх типа "Доскажите словечко" дошкольников интересовала не только звуковая сторона слова (поиски ритма, красоты звучания), но и его смысл, выразительность.

В играх "Том - Тим" (или "Камень - Вата") дети старались безошибочно выполнять задание по различению твердого или мягкого согласного.

Проводилась также игра "Перекличка", где предлагалось вставать только тем детям, в имени или фамилии которых есть изучаемый звук. Это являлось одновременно и маленькой физкультминуткой.

Стихотворная форма словарного материала (веселые стихи, рифмованные упражнения, правила в стихах и так далее) благотворно влияют на выработку оптимального темпа и ритма речи, исподволь развивая интерес