Файл: Дидактическая игра как метод обучения (Использование дидактических игр для подготовки детей к школе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 266

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Игровые методы обучения являются комплексным решением проблемы подготовки к обучению в школе и способствуют достижению поставленным перед педагогами целей, так как они способствуют совершенствованию и активизации учебно-воспитательного процесса. Необходимость их использования в старшем дошкольном и даже младшем школьном возрасте очевидна, поскольку обучение детей в школе начинается с шестилетнего возраста, а учиться, приобретать знания, умения и навыки они начинают уже в детском саду.

В современной литературе по образовательным дисциплинам в работе с дошкольниками рекомендуется проведение разных видов игр [3, 5, 9, 14, 25, 33 и пр.]. Авторы многочисленных методических пособий настоятельно рекомендуют использовать дидактические игры в процессе обучения грамоте, чтению, развития логического мышления, внимания и пр. Во многих случаях для решения разных задач приводятся модифицированные варианты одной и той же игры, что при общей методической обоснованности применения вызывает у детей скуку. Попытки создать специальные дидактические игры и игровые задания для решения узконаправленных задач иногда выливаются в удачные формы, но нередко они надуманны и неинтересны для детей.

В настоящее время в различных источниках опубликовано много апробированных на практике дидактических игр. В своей работе мы хотим систематизировать знания об использовании дидактических игр в работе специалистов детских учреждений, которые помогут подготовить детей к школьному обучению в игровой форме, сделать процесс обучения более лабильным, личностно ориентированным.

Объект исследования: подготовка к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: дидактическая игра как эффективное средство подготовки к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста.

Целью исследования является изучение применения дидактических игр как эффективного средства подготовки старших дошкольников к обучению в школе.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать состояние проблемы в психолого-педагогической литературе.
  2. Подобрать методические материалы и провести констатирующее исследование уровня готовности к школьному обучению детей шестилетнего возраста с использованием серии дидактических игр.
  3. На основании сделанных выводов разработать и апробировать систему заданий с использованием дидактических игр и игровых упражнений, направленную на повышение уровня готовности дошкольников к обучению в школе.

4. Сравнить результаты констатирующего и контрольного экспериментов и сделать соответствующие выводы о степени эффективности разработанной системы заданий и упражнений.

Методы исследования: анализ литературы, обобщение педагогического опыта, эксперимент, беседа, наблюдение, анализ продуктов деятельности дошкольников.

Поставленные задачи обусловили выделение четырех этапов работы: изучение и анализ литературы по теме исследования, констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, контрольный эксперимент по определению динамики готовности к школе детей старшего дошкольного возраста.

Исследование проводилось в филиале МДОУ ДС №13 г. Сердобска «ДС «Колосок» с. Пригородное».

Структура исследования: дипломная работа состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы..

Глава 1. Теоретические аспекты применения дидактических игр в обучении

1.1 Значение дидактических игр в деятельности старших дошкольников и становлении их личности

В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию. [6, С.. 36]

По словам С.Л. Новоселовой, в игре находят выражение основные потребности ребенка-дошкольника. Прежде всего, как уже говорилось выше, ребенку свойственно стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. По мере развития ребенка расширяется осознаваемый им мир, возникает внутренняя потребность участвовать в такой деятельности взрослых, которая в реальной жизни ему недоступна. [25, С. 89] В игре ребенок берет на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которых сохранились в его опыте. Играя, ребенок действует самостоятельно, свободно выражая свои желания, представления, чувства. В отличие от повседневной жизни, где его постоянно учат, оберегают, в игре ребенок может все. Таким образом он, как указывал К. Д.Ушинский, «пробует свои силы», проживая ту жизнь, которая ему предстоит в будущем [49, с. 40].


Д.В. Менджерицкая отмечает, что ребенку первых лет жизни свойственна потребность в познании окружающего мира, названная психологами ненасыщаемой. [36, С. 53] Детские игры во всем их многообразии предоставляют ему возможность узнавать новое, размышлять над тем, что уже вошло в его опыт, выражать свое отношение к тому, что является содержанием игры. Еще Н.К. Крупская говорила об игре как «серьезной форме учения» [41, с. 118].

По утверждениям В.С. Мухиной, Н.Н. Поддьякова, ребенок растет как существо развивающееся. Движения являются одним из условий его полноценного роста и развития. Потребность в активных движениях удовлетворяется во всех видах игр, особенно в играх подвижных и дидактических с такими игрушками, как бильбоке, настольным крокетом, мячом и др. [47, С. 56]

А.К. Бондаренко замечает, что в сюжетных играх в распоряжении детей находятся автомобили, каталки, коляски, побуждающие их к разным движениям. Большими возможностями для стимуляции двигательной активности, совершенствования качества движений обладают различные строительно-конструктивные материалы (крупный и мелкий строительные материалы, разного рода конструкторы, снег, песок и др.) [6, С, 52].

По мнению многих исследователей, велики возможности игры в удовлетворении присущей ребенку потребности в общении. В усло­виях дошкольного учреждения обычно складываются игровые группы, объединяющие детей по общим интересам, взаимным симпатиям. В силу особой привлекательности игры дошкольники оказываются в ней способными к большей сговорчивости, уступчивости, терпимости, чем в дей­ствительной жизни.

А.П. Усова утверждает, что, играя, дети вступают в такие отноше­ния, до которых в других условиях еще «не доросли», а именно: в отношения взаимного контроля и помощи, подчинения, требовательности. Наличие таких отношений говорит о том, что играющая группа становится «играющим коллективом». [54, С. 36]

Д.Б. Годовикова делает вывод о том, что игра вызывает качественные изменения в психике ребенка[15,С.30]. Именно в игре наиболее ярко обнаруживается формирующаяся знаковая функция сознания ребенка.

Д.Б. Эльконин отмечал, что игра ребенка проходит несколько этапов развития (1978):

1 этап: преобладают действия с определенными предметами, направленные на партнера по игре;

  1. этап: игровое действие в большей степени соответствует реальной действительности, более четко разделяются функции, наблюдается логическая последовательность действий, отражающих реальную действительность;
  2. этап: действия становятся еще разнообразнее, их логика и характер определяется взятой на себя ролью, в игре начинает использоваться специфическая игровая речь;
  3. этап: содержание игры включает в себя выполнение действий, отражающих отношения с другими людьми, роли которых исполняют другие участники игры, речь четко выполняет ролевую функцию.

Е. Говорова в своих работах делает акцент на то, что игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние развитие на умственную деятельность ребенка[14, С. 23]. Игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане представлений.

Игра является одним из наиболее эффективных средств воспитания. А.П.Усова подчеркивала: «Опыт общественного воспитания показывает, а исследования подтверждают, что наибольшие возможности формирования детского общества обеспечиваются игровой деятельностью детей. Именно здесь наиболее полно активизируется их общественная жизнь» [54, С. 92]. Опираясь на эти возможности игровой деятельности, А.П. Усова рассматривала игру как средство воспитания качеств общественности. Можно определить воспитательные задачи по отношению к каждому виду игр: дидактические игры формируют умственную деятельность, сюжетно- ролевые - воспитывают моральные качества и т.д.

В.С. Мухина подчеркивала, что «внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей. Дошкольник начинает учиться играя» [41, с. 122].

Как отметил В.И. Селиверстов, в игре зарождаются и выделяются другие виды деятельности - труд, учение. [26, С. 35] По мере развития игры ребенок овладевает компонентами, присущими любой деятельности: учится ставить

цель, планировать, добиваться результата. Затем он переносит эти умения в другие виды деятельности, прежде всего в трудовую.

По словам А.С. Макаренко, игра готовит детей к тем нервно- психическим затратам, которые требует труд. Это значит, что в игре вырабатывается произвольность поведения. В силу необходимости выполнять правила дети становятся организованнее, учатся оценивать себя и свои возможности, приобретают сноровку, ловкость и многое другое, что облегчает формирование прочных навыков трудовой деятельности.

Е. Федорова отмечает, что, являясь ведущей деятельностью, игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов, в том числе воображения[55, С. 21].

Одним из первых, кто связал развитие игры с особенностями детского воображения, был К.Д. Ушинский. Он обратил внимание на воспитательную ценность образов воображения: ребенок искренне верит в них, поэтому, играя, испытывает сильные неподдельные чувства. Признаком игры, как отмечал Л.С. Выготский, является наличие мнимой или воображаемой ситуации.

На другое важное свойство воображения, которое развивается в игре, но без которого не может состояться и учебная деятельность, указал В.В. Давыдов. Это способность переносить функции одного предмета на другой, не обладающий этими функциями (кубик становится мылом, утюгом, хлебом, машинкой, которая едет по столу-дороге и гудит). Благодаря этой способности дети используют в игре предметы-заместители, символические действия («помыть руки» из воображаемого крана). Широкое использование предметов-заместителей в игре в дальнейшем позволит ребенку овладеть другими типами замещения, например моделями, схемами, символами и знаками, что потребуется в учении.


Таким образом, в игре воображение проявляется и развивается при определении замысла, развертывании сюжета, разыгрывании роли, замещении предметов. Воображение помогает ребенку принять условность игры, действовать в мнимой ситуации. Но ребенок видит грань между вообра­жаемым в игре и реальностью, поэтому прибегает к словам «понарошку», «как будто», «по правде так не бывает».

Следовательно, являясь ведущей деятельностью, игра наиболее эффективно влияет на формирование новообразований ребенка, его психических процессов, умственного, эмоционального развития.

Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни. Поэтому они имеют генетическую связь со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта. Отсюда и названия игр: познавательные, интеллектуальные, строительные, игра-труд, игра-общение, музыкальные игры, художественные, игры-драматизации, подвижные, спортивные.

А.К. Бондаренко определяет основную особенность дидактических игр их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно - образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила[6, С. 36].

Как отмечал А.Н. Леонтьев, дидактические игры относятся к «рубежным играм», представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера - обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают ее в занимательную для детей форму. Обучающая задача воплощается создателями игры в соответствующем содержании, реализуется с помощью игровых действий, которые выполняют дети. Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.

А.П. Усова различает два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. [50, С. 54]

Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы.