Файл: Дидактическая игра как метод обучения (Использование дидактических игр для подготовки детей к школе).pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 295
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты применения дидактических игр в обучении
1.1 Значение дидактических игр в деятельности старших дошкольников и становлении их личности
1.2 Использование дидактических игр для подготовки детей к школе
2.1. Изучение уровня подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе
2.2. Проведение формирующего эксперимента
- развитие фонетической стороны речи;
- развитие грамматической стороны речи;
- формирование устной связной речи;
- развитие мелкой моторики и графические упражнения.
При разработке системы заданий нами были использованы рекомендации Е.Л. Агаевой, А.К. Бондаренко, Л.А. и Н.Б. Венгер, О.М. Дьяченко, Р.И. Лалаевой, Э.Г. Пилюгиной, А.И. Сорокиной, Л.Б. Фесюковой.
I этап. Формирование математических представлений.
К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет, детей знакомили с образованием всех чисел в пределах 10 путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Сравнивали две группы предметов, расположенные то на нижней, то на верхней полоске счетной линейки. Это делалось для того, чтобы у детей не возникало ошибочное представление о том, что большее число всегда находится на верхней полосе, а меньшее на - нижней.
Играя в такие дидактические игры как "Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей", дети учились свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия.
Дидактические игры, такие как "Задумай число", "Число как тебя зовут?", "Составь табличку", "Составь цифру", "Кто первый назовет, которой игрушки не стало?" и многие другие использовали на занятиях, в свободное время с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.
Игра "Считай не ошибись''', помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. В игре использовали мяч. Дети вставали полукругом. Перед началом игры воспитателем задавался вопрос, в каком порядке (прямом или обратном) считать. Затем бросался мяч и называлось число. Тот, кто поймал мяч, продолжал считать дальше. Игра проходила в быстром темпе, задания повторялись многократно, чтобы дать возможность как можно большему количеству детей принять в ней участие.
Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на занятиях и в свободное время, помогало детям усвоить программный материал. Для подкрепления порядкового счета помогали таблицы со сказочными героями, направляющимися к Винни-Пуху в гости. Задавался вопрос «Кто будет первый? Кто идет второй?» и т.д.
Вторая группа математических игр (игры-путешествия во времени) служит для знакомства детей с днями недели. Объяснялось, что каждый день недели имеет свое название. Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, они обозначались кружочками разного цвета.
Наблюдение проводилось несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Это делалось специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод о том, что последовательность дней недели неизменна. Детям рассказывалось о том, что в названии дней недели угадывается, какой день недели по счету: понедельник - первый день после окончания недели, вторник - второй день, среда - середина недели, четверг - четвертый день, пятница - пятый день. После такой беседы предлагались игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности. Дети с удовольствием играли в игру "Живая неделя". Для игры вызывались к доске 7 детей, пересчитывались по порядку и получали кружочки разного цвета, обозначающие день недели. Дети выстраивались в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Например, первый ребенок с желтым кружочком в руках, обозначающим первый день недели - понедельник и т.д.
Затем игра усложнялась. Дети строились с любого другого дня недели. В дальнейшем использовали следующие игры "Назови скорее", "Дни недели", "Назови пропущенное слово", "Круглый год", "Двенадцать месяцев", которые помогали детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность.
В третью группу входили игры на ориентирование в пространстве. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Задачей педагога является научить детей ориентироваться в специально созванных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевали умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Например, справа от куклы стоит заяц, слева от куклы - пирамида и т.д. Выбирался ребенок, и игрушка пряталась по отношению к нему (за спину, справа, слева и т.д.). Это вызывало интерес у детей и организовывало их на занятие. Для того, чтобы заинтересовать детей, чтобы результат был лучше, использовались предметные игры с появлением какого-либо сказочного героя. Например, игра «Найди игрушку». В занятие вводился сюрпризный момент: "Ночью, когда в группе никого не было, к нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал, как их можно найти». Затем распечатывалось письмо, в котором написано: «Надо встать перед столом воспитателя, пройти 3 шага вправо» и т.д.
Дети выполняли задание, находили игрушку. Затем задание усложнялось, т.е. в письме давалось не описание местонахождения игрушки, а только схема. По схеме дети должны были определить, где находится спрятанный предмет. Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственного ориентирования у детей: "Найди похожую", "Расскажи про свой узор", "Мастерская ковров", "Художник", "Путешествие по комнате" и многие другие игры. Играя в рассмотренные игры, дети учились употреблять слова для обозначения положения предметов.
- формирование логического мышления.
Перед детьми ставились задачи на выполнение основных логических действий: классификации (отнесение предмета к группе на основе заданного признака) и сериации (размещение предметов в заданной последовательности). Выполнение этих действий способствует формированию у детей основ логического мышления, необходимого для успешного обучения в школе.
Рассмотрим дидактические игры для развития логического мышления. В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. В своей работе использовали дидактические игры и упражнения, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Это такие игры как "Найди нестандартную фигуру, чем отличаются?", "Мельница" и другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий.
Также использовали задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с такими играми начиналось с элементарных заданий на логическое мышление - цепочки закономерностей. В таких упражнениях шло чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагалось продолжить ряд или найти пропущенный элемент.
Кроме того, давались задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. После того, как дети научатся выполнять такие упражнения, задания для них усложнялись. Предлагалось выполнить задание, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину.
В различных дидактических играх решались задачи познавательного развития. Например, в играх «Кто быстрее соберет блоки?», «Что лишнее?», «Магазин» и другие дети учились объединять предметы по 2-3 признакам и на основе общих понятий: мебель, одежда, посуда, овощи.
Игра «Магазин».
Дидактическая задача: Учить детей описывать предмет, находить его существенные признаки; узнавать предмет по описанию.
Игровое правило: Продавец продает игрушку, если о ней хорошо рассказал покупатель.
Игровые действия: Считалочкой выбирают продавца. Игра с купленными игрушками.
Ход игры: Дети садятся перед столом с игрушками. Воспитатель говорит о том, что открылся магазин игрушек. Купить игрушку сможет тот, кто точнее опишет её. Первым игрушку покупает воспитатель, показывая как надо выполнять правила игры. Затем покупки делают дети.
В играх «Кто где живет?», «Путешествие в лес» у детей развивали элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой.
Игры «Путешествие по городу», «Куда спряталась кошка?», «Найди столько же» помогали детям овладеть действиями моделирования как способом опосредованного решения познавательных задач.
Игра «Путешествие по городу».
Дидактическая задача: Закрепление знаний о родном городе: кто в нем живет, трудится, какой транспорт, как украшен.
Игровое правило: Отбирать только те картинки, которые соответствуют заданию для своей группы: люди, транспорт, труд, украшение города.
Игровые действия: Поиск картинок. Действия по сигналу.
Ход игры: Картинки раскладываются на столах в разных местах комнаты. Дети делятся на 4 группы по 2-3 человека. Каждой группе дается задание: одной - посмотреть, кто живет в городе, и собрать картинки с изображением людей, другой - на чем люди ездят, и тоже собрать картинки. По сигналу водящего путешественники идут по комнате и собирают нужные им картинки. Возвратившись, путешественники ставят на подставку картинки. Затем рассказывают, почему они взяли именно эти картинки, что на них изображено. Выигрывает та группа, игроки которой не ошиблись.
В играх «Где были, что видели?», «Путешествие по стране» у детей развивали представление о природе как среде обитания человека, изменение образа жизни людей в зависимости от природных условий, в которых они живут.
В дидактических играх происходит обогащение знаний детей о материалах, из которых изготовляются вещи (металл, пластмасса, стекло, фарфор, ткань), об их физических качествах и свойствах (стекло прозрачное, не пропускает воду, вещи из стекла могут быть самой разной формы, они бьются). При этом давали разнообразные задания на сравнение предметов по:
- длине (чулок, носок);
- форме (шарф, платок, косынка);
- цвету (одинаковые по форме и размеру чашки, но одна синяя, а другая белая с цветами);
- материалу (салфетка из бумаги и ткани).
- развитие умения узнавать геометрическую форму предметов. При работе с данной группой игр мы проводили усложнение заданий на анализ цвета, формы и величины предметов. Дети овладевали способами обследо - вания сложной формы предметов, учились давать ее последовательное словесное описание и узнавать по словесному описанию. В этот период дошкольники выполняли действия, требующие умения различать на глаз довольно сложные разновидности одной и той же геометрической формы.
Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагалось узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, мы спрашивали: "Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?" (поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.). Проводилась игра типа "Лото". Детям предлагались картинки ( по 3-4 шт. на каждого), на которых они отыскивали фигуру, подобную той, которая демонстрируется. Затем детям предлагалось назвать и рассказать, что они нашли.
Дидактическую игру "Геометрическая мозаика" мы использовали на занятиях и в свободное время с целью закрепления знаний о геометрических фигурах с целью развития внимания и воображения у детей.
Перед началом игры детей делили на две команды в соответствии с уровнем их умений и навыков. Командам давались задания разной сложности. Например:
а) Составление изображения предмета из геометрических фигур (работа по готовому расчлененному образцу).
б) Работа по условию (собрать фигуру человека, девочка в платье).
в) Работа по собственному замыслу (просто человека).
Каждая команда получала одинаковые наборы геометрических фигур. Дети самостоятельно договаривались о способах выполнения задания, о порядке работы. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельный элемент предмета из нескольких фигур. В заключении дети анализировали свои фигуры, находили сходства и различия в решении конструктивного замысла.
Использование данных дидактических игр способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления.
- развитие умения узнавать величину предметов;
Задания на анализ сложной формы, расчленение ее на составные элементы усложнялись за счет перехода от анализа изображений, состоящих из элементов разной формы, к анализу изображений, включающих элементы одинаковой формы и величины.
В процессе работы у детей расширялись знания о величине предметов. Воспитанники выполняли задания на построение рядов из десяти элементов, расположенных по степени убывания (или нарастания) одного из параметров величины, установление соответствия между двумя-тремя рядами.