Файл: Человеческий фактор в управлении организацией (ООО «Штрих»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. Современные целевые ориентиры развития России на инновационное развитие определяет необходимость соответствующего развития производительных сил человека. Самым важным элементом создаваемой инновационной системы как общегосударственного, так и регионального масштаба является ее кадровое обеспечение, качественные и количественные характеристики которого определяют потенциал развития инновационного сектора экономики. Именно человеческий фактор сегодня является локомотивом общественного развития. Как основа развития производительных сил именно кадровый потенциал способствует оптимизации и совершенствованию использования остальных факторов производства.

Цель работы – анализ и совершенствование методов управления человеческими ресурсами в ООО «Штрих».

Для достижения цели в работе сформулированы следующие задачи:

1. изучить теоретические основы роли человеческого фактора в управлении организацией;

2. провести анализ управления человеческими ресурсами в ООО «Штрих»;

3. разработать рекомендации по совершенствованию управления человеческими ресурсами на исследуемом предприятии.

Объектом исследования является ООО «Штрих».

Предметом исследования является управление человеческими ресурсами организации в современных условиях.

Теоретической и методологической основой исследования являются научные труды и разработки современных авторов по проблемам человеческого капитала, развития персонала, кадровому менеджменту, управлению персоналом. Информационной базой исследования послужил научная и учебно-методическая литература, кадровая статистика по исследуемому предприятию.

В работе использованы общенаучные методы познания: системный и ситуационный, исторический и логический подходы, абстрактно-теоретический и сравнительный. К специальным методам исследования относятся социологические (анкетирование, метод экспертных оценок).

Структура работы. Работа включает введение, три главы, заключение, список литературы, приложение.

Глава 1. Теоретические основы человеческого фактора в управлении организацией


1.1 Роль человеческого фактора в организации

Роль человека за последние десятилетия существенно изменилась в воспроизводственном процессе. Причиной этого стало повышение значимости человеческого фактора во всех сферах экономики. В настоящее время в экономической науке именно человеческий капитал оценивается исследователями, как ключевой ресурс, который имеет большее значение чем денежные средства, техника и технологии[1].

Первым перенес понятие человеческого капитала на микроуровень Г. Беккер в середине 60-х гг. 20 века. Он определил человеческий капитал как совокупность знаний, навыков и умений человека. А затраты на образование и обучение Беккер назвал инвестициями в человеческий капитал. Он впервые статистически рассчитал экономический эффект от образования. В его работах четко определяется, что профессиональная подготовка, образование и уровень здоровья могут приносить прибыль не только в виде финансовых ресурсов, но и выгоду в виде престижа работы и доступа к нематериальным ценностям[2].

С. Фишер в своих трудах в конце 70-х гг. 20 века заключил, что: «Человеческий капитал воплощен в человеке и обеспечивает возможность приносить доход. Человеческий капитал включает врожденные способности и талант, а также образование и приобретенную квалификацию»[3]. Другими словами, человек, обладающий приобретенными способностями и естественными, которые понимаются как капитал, приносит в результате его использования доход не только для себя, но и для организации и, в конечном счете, государству.

В настоящее время теория человеческого капитала активно развивается в соответствии с веяниями времени в трудах исследователей, принадлежащих к различным направлениям экономической науки, а также изучаются и на стыке наук. Как отмечает Р. И. Капелюшников «теория человеческого капитала предложила единую аналитическую рамку для объяснения таких, казалось бы, разнопорядковых явлений как вклад образования в экономический рост, спрос на образовательные и медицинские услуги, возрастная динамика заработков, различия в оплате мужского и женского труда, передача экономического неравенства из поколения в поколение и многое другое»[4].


Классификация возможных видов человеческого капитала дана в исследовании Смирнова В. Т. и Скобляковой И. В.[5]. Они выделяют: трудовой капитал; культурно-нравственный капитал; капитал здоровья; интеллектуальный капитал.

Понятие интеллектуального капитала и неотделимое от него понятие интеллектуальной собственности - обязательные элементы инновационной экономики. Это самые важные компоненты, которые в существенной мере идентифицируют инновационную экономику[6].

Организационно-предпринимательский капитал – является одним из самых перспективных и наиболее важных видов человеческого капитала. Инвестиции в его формирование способны принести наибольший эффект для экономической системы.

Социальный капитал определяют как характерные черты социальной жизни - взаимодействие, нормы и доверие, которые позволяют участникам эффективнее действовать вместе для достижения общих целей[7].

Управленческий капитал можно раскрыть как способность корпорации управлять своей организационной структурой, адаптируясь к изменчивым условиям рынка и одновременно оптимизируя ее в соответствии со стратегическими целями[8]. В итоге, структурно человеческий капитал можно представить следующим образом (см. таблицу 1).

Таблица 1

Структура видов человеческого капитала

Неотчуждаемые виды человеческого капитала (неликвидный капитал)

Отчуждаемые виды человеческого капитала (ликвидный капитал)

Капитал здоровья (биофизический)

Социальный капитал

Культурно - нравственный капитал

Клиентский капитал

Таким образом, под человеческим капиталом понимают развитые, врожденные или приобретенные в результате инвестиций качества, в виде знаний, навыков, умений, мотиваций, способные приносить их обладателю доход в настоящий момент или в будущем.

1.2. Цели и задачи управления человеческими ресурсами

Управленческая деятельность, направленная на работу с человеческими ресурсами организации, подразумевает наличие структуры управления, осуществляющей прочную взаимосвязь между подчиненными и руководителями, а также грамотно поставленные цели и задачи управления персоналом[9].


Создание системы управления человеческими ресурсами использующей современные методы и технологии, научные разработки и методические рекомендации практикующих специалистов позволяет решить наиболее важные задачи управления. Основными задачами системы управления персоналом являются: реализация целей управления кадрами, создание условий, при которых происходит постоянное повышение коэффициента полезного действия работников предприятия, увеличение профессионального потенциала работников[10].

Создание руководством эффективно действующей система управления человеческими ресурсами позволит предприятию получить не только конкурентное преимущество на рынке труда, но и обеспечить рост ответственности, улучшить производительность, сохранив при этом социальную стабильность, максимально приблизив интересы работников к стратегическим интересам организации.

Система управления человеческими ресурсами заключается в обеспечении достижения главной цели и функций управления персоналом, группировка целей в несколько подсистем необходима в достижении главной цели – повышение рентабельности предприятия и улучшения его финансовых показателей[11].

В функциональную подсистему можно включить функцию управления наймом при учете его планирования, оценки, обучения и развития с функцией линейного руководства[12].

Правовая подсистема выполняет функцию правового обеспечения управления человеческими ресурсами, информационная – функцию информационного обеспечения, финансовая – функцию привлечения денежных средств, необходимых для обучения и профессионального развития персонала[13].

Социально-психологическая подсистема системы управления человеческими ресурсами включает в себя функции управления мотивацией кадров, обеспечения нормальных условий труда; управления социальным развитием.

Основной задачей управления человеческими ресурсами является не только создание эффективной системы управления кадрами, но и работа с персоналом, оценка кандидатов, аттестация работников, создание кадрового резерва; количественный и качественный анализ кадрового потенциала, определение реальной качественной и количественной потребности организации в специалистах, разработка долгосрочных и краткосрочных планов работы с персоналом[14].

Система управления человеческими ресурсами имеет собственные цели, которые уже на этапе ее проектирования и формирования должны учитывать характер производственной деятельности предприятия, объемы этой деятельности и поставленных руководством стратегических задач.


Работа системы управления человеческими ресурсами в этом направлении позволяет одновременно достигать и целей второго и третьего уровня.

Цели управления человеческими ресурсами организации, на первоначальном этапе формирования можно разделить на экономические, научно-технические, производственно-коммерческие и социальные. В группу экономических целей входят все те, которые направлены на достижение определенного финансового результаты - прибыли предприятия[15].

Современный уровень производства и производимой продукции, применение современных технологий, обеспечивают научно-технические цели призванные обеспечить повышение производительности труда и снижение себестоимости конечного продукта[16].

Направленность производственно-коммерческих целей обусловлена конкурентоспособностью предприятия и продукции, в целях достижения заданной величины прибыли[17].

Социальные цели направлены на обеспечение необходимого уровня удовлетворенности работников качеством и оценкой их труда. Несмотря на то, что основной задачей, которая решается с помощью системы управления персоналом, является экономический рост предприятия и повышение его эффективности (рентабельности), социальные цели остаются одним из главных приоритетов[18]. Социальные цели системы управления персоналом напрямую влияют на ее эффективность организации, решая вопрос удовлетворенности персоналом качеством труда и одновременно способствуя их использованию для решения основной задачи – повышения прибыли.

Сбалансированность системы целей управления предприятием направлена на избежание противостояния интересов руководства и трудового коллектива. По своей сущности социальные цели должны учитывать интересы как той, так и другой стороны[19].

Структура целей управления человеческими ресурсами направлена на обеспечение и удовлетворение базовых потребностей человека через труд. С другой стороны, в интересах руководства необходимо, чтобы социальные цели были адаптированы (связаны) с экономическими и стратегическими задачами, стоящими перед организаций. Поставив такие цели управления персоналом, которые будут учитывать как интересы администрации, так и интересы работников предприятия, кадровой службе удастся успешно решить те задачи, которые ставятся перед ней[20].