Файл: Корпоративная культура в организации (ООО «ГранитПродукт»).pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы формирования корпоративной культуры предприятия
1.1 Понятие и виды корпоративной культуры
1.2 Роль корпоративной культуры на предприятии
1.3 Специфика разработки корпоративной культуры в Российских компаниях
Глава 2. Анализ условий формирования корпоративной культуры в ООО «ГранитПродукт»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «ГранитПродукт»
2.2 Анализ корпоративной культуры в ООО «ГранитПродукт»
Глава 3. Разработка мероприятий по совершенствованию корпоративной культуры в ООО ГранитПродукт»
3.1 Мероприятия по развитию внутрикорпоративной культуры предприятия
3.2 Социально-экономическая эффективность предложенных мероприятий
Введение
Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что эффективность работы сотрудников каждой организации определяется такими факторами как образование и квалификация, условия труда, мотивация и оплата труда и т.д. В основном такие факторы носят формальный характер и прописаны в локальных нормативных актах предприятия. Однако существенную роль в успешном развитии организации имеет корпоративная культура.
Корпоративная культура является одним из основополагающих элементов системы организационного управления. Для управляющих бизнесом понимание всех нюансов сложившейся в компании корпоративной культуры может дать ответы на множество вопросов, поскольку зачастую именно слабая корпоративная культура является тем самым барьером, который мешает компании успешно работать и развиваться.
Таким образом, эффективно функционирующая корпоративная культура – залог конкурентоспособности организации на рынке. Развитие внутренних коммуникаций оказывает положительное влияния на сплоченность коллектива, вовлеченность сотрудников в работу, снижение уровня конфликтов.
Именно поэтому, тема, рассмотренная в настоящей работе, представляется особенно актуальной в современных условиях.
Практическая значимость работы заключается в возможности внедрения мероприятий, направленных на развитие корпоративной культуры, в практическую деятельность предприятий.
Целью работы является анализ содержания внутрикорпоративной культуры предприятия и разработка предложений по ее совершенствованию.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие и виды корпоративной культуры;
- изучить роль внутрикорпоративной культуры на предприятии;
- раскрыть специфику разработки корпоративной культуры в России;
- дать организационно-экономическую характеристику ООО «Гранит Продукт»;
- оценить внутрикорпоративную культуру предприятия;
- разработать мероприятия по развитию внутрикорпоративной культуры предприятия;
- оценить социально-экономическая эффективность предложенных мероприятий.
Объект исследования ООО «Гранит Продукт», предмет исследования - мероприятия по совершенствованию корпоративной культуры в ООО «Гранит Продукт».
В настоящем исследовании использовались следующие методы: математические, статистические, графоаналитические, анкетирование.
Информационная база исследования включает: научная и специальная литература, труды отечественных ученых, материалы, опубликованные в периодической печати, статистическая и финансовая отчетность объекта исследования.
Структурно работа включает три главы, введение, заключение, приложения и список литературы.
Глава 1. Теоретические основы формирования корпоративной культуры предприятия
1.1 Понятие и виды корпоративной культуры
Корпоративная культура – это совокупность общеустановленных в организации концепций и подходов к постановке дела, к формам взаимоотношений и к результатам деятельности, которые выделяют организацию от других. Из этого следует, что в любой организации есть корпоративная культура: ценности, традиции, символы, взгляды всех членов организации, совместные подходы. Это в своем роде выражение самобытности компании, проявление её отличий от других и при умелом развитии и применении корпоративная культура является эффективным средством управления[18; c.75].
Корпоративная культура организации - это совокупность взглядов, убеждений, моделей поведения и правил, подходов к трудовому процессу, способов общения между сотрудниками, сознательно или несознательно принятых и в дальнейшем соблюдаемых большинством сотрудников какой-либо организации[4; c.56].
Корпоративная культура, являясь материальным воплощением миссии организации формально или неформально регламентирует все формы коммуникации организации, как внутри самой организации, так и направленные на внешние источники.
Корпоративная культура существует в каждой организации, но если руководство не занимается ее развитием, то ее формирование происходит спонтанно.
Целью создания корпоративной культуры является формирование устойчивой и управляемой системы влияния на сотрудников, партнеров и потребителей организации.
При наличии сильной управляемой корпоративной культуры руководство организации имеет исключительно эффективный инструментарий воздействия, который позволяет при минимальных затратах ресурсов достигать максимума поставленных целей.
Корпоративная культура - понятие, имеющее не только свою структуру, но и ряд функций[11; c.40]:
- информационная (трансляция социокультурного опыта);
- познавательная (включение сотрудника в жизнедеятельность коллектива, на стадии его адаптации);
- оценочно-нормативная (формирование правил общеприемлемого поведения в организации);
- регулирующая и регламентирующая (сравнение истинного поведения человека или группы с установленными в организации нормами);
- ценностная или смыслообразующая (воздействие на миропонимание человека, его ценности);
- коммуникационная (взаимопонимание и взаимодействие работников через ценности, нормы поведения, принятые в организации);
- охранная (создание препятствий, ограждающих организацию от неугодных декларативных воздействий);
- интегрирующая (формирование общности людей, ощущающие себя частью единой системы);
- замещающая (сокращение количества фиктивных приказов и распоряжений);
- мотивационная (вовлеченность в деятельность организации и верность её принципам);
- образовательная и развивающая (дополнительные знания, позитивно влияющие на деятельность организации);
- формирование имиджа (формирование положительного имиджа организации).
Корпоративную культуру составляет различные элементы, основными из которых являются[20; c.95]:
- интеллектуальная концепция организации, сюда относятся ее миссия, ценности и цели существования организации;
- система субординации и организационная структура компании;
- существующая система управления организацией;
- система механизмов контроля;
- различные символы и логотипы компании;
-повседневные способы поведения рядовых сотрудников, включая состоявшиеся ритуалы, привычки и т.д.;
- корпоративная мифология, включая истории успехов и неудач фирмы и ее отдельных сотрудников.
В общем виде можно представить культуру организации, исходя из 10 характеристик:
- место каждого сотрудника в организации;
- использование устной и письменной речи, использование жестов, терминов, жаргонной лексики;
- внешний вид сотрудника;
- привычки, традиции, обычаи на рабочем месте;
- нормы, ценности, верования;
- мотивация персонала.
1.2 Роль корпоративной культуры на предприятии
Корпоративная культура делится на[7; c.63]:
1) Внутрикорпоративную культуру;
2) Внешнекорпоративную культуру.
Внутрикорпоративная культура не выходит за рамки фирмы, а остаётся в головах работников.
Внешнекорпоративная культура наоборот показывает лицо фирмы перед инвесторами.
Характерными признаками, раскрывающими содержание внутрикорпоративной культуры, являются (рисунок 1.1):
Рисунок 1.1-Признаки внутрикорпоративной культуры
Внутрикорпоративная культура - это «индивидуальность» компании, характеризуемая тем или иным способом выполнения работы. Генеральной линией корпоративной культуры является установление эффективных межличностных отношений в трудовом коллективе для улучшения качества работы и повышение ценностной значимости труда каждого работника в соответствии с его достоинством и репутацией.
Корпоративная культура основывается на ценностях организации, которые разделяют все сотрудники организации. В организации получившая хорошее развитие корпоративная культура становится важным стратегическим фактором, который мобилизует и объединяет в единые целые звенья на всех уровнях организации для эффективного достижения, поставленных целей компании.
Поскольку в корпоративную культуру входят такие элементы, начиная от единой унифицированной формы одежды сотрудников, корпоративного обучения, корпоративных изданий до проведения совместных праздничных мероприятий сотрудниками организации. Следовательно, в организации с хорошо развитой корпоративной культурой сотрудники становятся как бы «лицом» организации. При этом, важным является не только каким образом сотрудник выполняет возложенные на него функциональные обязанности, но и то, как он ведет себя при этом в организации, как проходит его общение с потенциальными потребителями или клиентами и даже то, каким образом он при этом одет каждый свой рабочий день. Ведь все данные факторы являются важными в процессе формирования у клиента или же потребителя имиджа данной организации.
Изучая сотрудников организации в качестве потенциальных носителей корпоративной культуры, как членов одной большой организованной команды, следует обратить внимание на способ формирования коллектива организации путем соотнесения себя с общей массой людей в организации, т.е. процессу снижения значимости отдельного человека как личности по сравнению с коллективом, и «стирание» всех личных, индивидуальных черт сотрудников компании. Возможно, развитие корпоративной культуры ведет к «навязыванию» определенных стандартов поведения сотрудникам[18; c.104].
Следование единому корпоративному стилю, в организации происходит как бы обезличивание сотрудников, но, в тоже время, например, нежелание его, принимать участие в корпоративных мероприятиях организации, может вызвать прямое осуждение и возможно даже отчуждение со стороны его коллег. Поэтому вопрос противопоставления индивидуальности сотрудника общей массе коллектива остается достаточно актуальным в теме корпоративной культуры.
Но тем не менее корпоративная культура в организации не должна заниматься поглощением и обезличиванием своих сотрудников полностью. Цель руководителя должна заключаться в создании и развитии такой корпоративной культуры организации, которая будет заметна со стороны и не при этом не будет заметна внутри коллектива, что было бы максимально комфортным для всех участников коллектива организации.
Сотрудник организации должен чувствовать себя частью организации, быть ответственным за имидж, мнение, которое формируется именно после общения с любым сотрудником. Корпоративная культура - это именно то своеобразное единство, та сила организации, создавая и развивая которую руководство, прежде всего, решает вопрос создания самого благоприятного впечатления у потенциального потребителя и достойного внимания со стороны конкурентов организации.
1.3 Специфика разработки корпоративной культуры в Российских компаниях
До нынешних экономических сложностей, экономика России была одной из самых перспективных в мире. В нашей стране все еще наблюдается низкое присутствие западных компаний и большой спрос на их экономические модели поведения. Однако в нашей стране существуют также глубокие культурные различия с западным миром, которые обязаны быть приняты во внимание. Большинство иностранных компаний пытались внедрить западную культуру бизнеса в России, но часто они встречались со многими проблемами, которые базируются именно на культурных особенностях нашей страны.
Анализ сложившейся ситуации на отечественных предприятиях свидетельствует, что значительным недостатком организации и управления их деятельности, которые в большинстве направленные на обеспечение эффективности функционирования, повышения качества продукции, услуг или выполняемых работ является недостаточное внимание, формальный подход руководителей по формированию корпоративной культуры.
Рассмотрим причины игнорирования необходимости развития организационной культуры большинством российских компаний:
1. Многие менеджеры высшего звена российских компаний имеют смутные представления о концепции корпоративной культуры. Логическое объяснение этому может быть связано с тем, что преподавание экономических дисциплин, рассматривающих концепцию корпоративной культуры, в нашей стране ведется относительно недавно. Другая сторона данной проблемы связана с тем, что менеджеры по-разному воспринимают значение и роль корпоративной культуры в управлении фирмой. Руководство некоторых компаний встает на позицию игнорирования корпоративной культуры.