Файл: Корпоративная культура в организации (ООО «ГранитПродукт»).pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы формирования корпоративной культуры предприятия
1.1 Понятие и виды корпоративной культуры
1.2 Роль корпоративной культуры на предприятии
1.3 Специфика разработки корпоративной культуры в Российских компаниях
Глава 2. Анализ условий формирования корпоративной культуры в ООО «ГранитПродукт»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «ГранитПродукт»
2.2 Анализ корпоративной культуры в ООО «ГранитПродукт»
Глава 3. Разработка мероприятий по совершенствованию корпоративной культуры в ООО ГранитПродукт»
3.1 Мероприятия по развитию внутрикорпоративной культуры предприятия
3.2 Социально-экономическая эффективность предложенных мероприятий
Рисунок 2.4- Показатели рентабельности деятельности ООО «ГранитПродукт», %
Исходя из данных рисунка 2.4 и таблицы 2.3 видно, что рентабельность продаж на предприятии за последние 3 года снизилась на 8,6%, а рентабельность расходов увеличилась на 1,2%.
Таким образом, в результате проведённого анализа показателей эффективности деятельности ООО «ГранитПродукт» можно заключить, что, несмотря на то, что деятельность достаточно структурирована и направлена на увеличение объёмов прибыли на предприятии, всё же данная деятельность является не эффективной в последние 3 года, о чём свидетельствует снижение показателей выручки, прибыли от продаж, чистой прибыли и рентабельности продаж. В связи с этим в ООО «ГранитПродукт» существует потребность в принятии мер для повышения эффективности деятельности.
2.2 Анализ корпоративной культуры в ООО «ГранитПродукт»
Проведем диагностику социально-психологического климата в коллективе ООО «ГранитПродукт» с помощью тестирования (Приложение 1). Социально-психологический климат – наиболее целостная психологическая характеристика группы, которая связана с особенностями отражения группой отдельных объектов (явлений и процессов), имеющих непосредственное отношение к совместной групповой деятельности. К числу наиболее значимых объектов отражения относятся взаимоотношения «по горизонтали» и по «вертикали», содержание деятельности, некоторые ситуационные элементы деятельности. Особенности отражения членами группы этих объектов (явлений и процессов) и выступают в качестве эмпирических показателей психологического климата.
Проведем анализ полученных результатов.
Результаты ответов на вопрос: «Нравится ли Вам работа?» представлены в диаграмме на рисунке 2.5.
Рисунок 2.5 - Результаты ответов на вопрос: «Нравится ли Вам работа в ООО «ГранитПродукт»?», %
Из рисунка 2.5 видно, что большинство опрошенных равнодушны к работе (47%). Нравится работа небольшой группе, составляющей 20% от числа опрошенных.
Результаты характеристики степени развития профессиональных и личных качеств у коллег представлены в диаграмме на рисунке 2.6.
Рисунок 2.6 - Результаты характеристики степени развития профессиональных и личных качеств у коллег в ООО «ГранитПродукт», балл
Из рисунка 2.6 видно, что большинство опрошенных ценит в коллегах общительность, профессиональные знания, общественную активность, трудолюбие.
Результаты характеристики условий работы представлены в диаграмме на рисунке 2.7.
Рисунок 2.7 - Результаты характеристики условий работы в ООО «ГранитПродукт», балл
Из рисунка 2.7 видно, что большинство опрошенных удовлетворено оборудованием, условиями работы, но не отношением с коллегами.
Результаты характеристики организации работы представлены в диаграмме на рисунке 2.8.
Рисунок 2.8 - Результаты характеристики организации работы в ООО «ГранитПродукт», %
Из рисунка 2.8 видно, что 20% опрошенных считают, что работа организовано неплохо, 13% считают, что работа организована хорошо, а 33% опрошенных так и не смогли сформулировать ответ.
Большинство коллектива – мужчины, возраста 30-40 лет. Стаж большинства сотрудников не превышает 3-х лет.
Из результатов опроса можно сделать выводы, что в офисе и в производственных помещениях хороший ремонт, хорошее современное оборудование, но много недовольства в коллективе организацией работы и отношениями с коллегами. В компании мало сотрудников, проработавших более 3-х лет, что говорит о текучести кадров. Вывод: в коллективе необходима оптимизация психологического климата.
Далее было проведено анкетирование на выявление индекса групповой сплоченности Сишора (Приложение 2).
Групповая сплоченность – чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое, – можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов.
Проведем анализ полученных результатов (рисунок 2.9).
Рисунок 2.9 - Результаты ответов на вопрос: «Как бы вы оценили свою принадлежность к группе в ООО «ГранитПродукт» %
Результаты ответов на вопрос: «Как бы вы оценили свою принадлежность к группе?» представлены в диаграмме на рисунке 2.9. Из рисунка 2.9 видно, что большинство сотрудников (33%) заняты деятельностью узкой направленности, не желая помогать другим и вникать во что-то новое.
Результаты ответов на вопрос: «Перешли бы вы в другую группу, если бы представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?»
показали, что большинство опрошенных (33% и 40%) предпочитают работать только в своей группе.
Результаты ответов на вопрос: «Каковы взаимоотношения между членами вашей группы?» представлены в диаграмме на рисунке 2.10
Рисунок 2.10 - Результаты ответов на вопрос: «Как бы вы оценили свою принадлежность к группе в ООО «ГранитПродукт»?
Из рисунка 2.10 видно, что большинство сотрудников считают, что их группа самая лучшая.
При выявлении отношений с руководством выяснилось, что почти каждый сотрудник считает отношения с руководством в их группе самые лучшие.
Каждый участник опроса, находясь в определенной группе, предпочитает в ней оставаться и считает ее лучшей. В компании присутствует разбивка коллектива на группы, преобладает непонимание между группами (службами).
Было проведено анкетирование персонала ООО «ГранитПродукт». На основе результатов анкетирования были выделены следующие факторы, обуславливающие нежелание сотрудников продолжать работу на предприятии и приводившие к увольнениям по собственному желанию:
- прецеденты резких увольнений и наборов персонала в организацию – 22%;
- нечетко распределенные обязанности между работниками – 12%;
- отсутствие командного духа – 24%;
- отсутствие нематериальной мотивации – 23%;
- неадекватные меры по введению в должность (отсутствие контроля за адаптацией) – 19% .
На рисунке 2.11 показаны в виде круговой диаграммы результаты анкетирования сотрудников ООО «ГранитПродукт» с целью выявления факторов, обуславливающие нежелание сотрудников продолжать работу на предприятии и приводившие к увольнениям по собственному желанию.
По результатам анализа причин увольнения необходимо разработать систему удержания сотрудников.
Рисунок 2.11 - Результаты анкетирования сотрудников ООО «ГранитПродукт» с целью выявления факторов, обуславливающие нежелание сотрудников продолжать работу на предприятии и приводившие к увольнениям по собственному желанию, %
В рассматриваемой компании, к сожалению, проблема текучести кадров является очень острой. Часто новый сотрудник приходит на предприятие, и с первого же дня сталкивается с затруднениями. Например, во многих случаях рабочее место было совершенно не подготовленным, при этом непосредственные руководители и коллеги не оказывали новичку никакого содействия.
В ООО «ГранитПродукт» есть своя разработанная символика, которая представляет организацию на различной атрибутике, одежде, вывесках и печатной продукции.
В ООО «ГранитПродукт» проводятся корпоративы по основным праздникам: Новый год, 23 февраля, 8 Марта.
В конце исследования, сотрудникам ООО «ГранитПродукт» было предложено оценить сплоченность коллектива по 5-ти балльной шкале:
1 – «это не коллектив»
2 – «сплоченность не проявляется ни при каких обстоятельствах»
3 – «сплоченность в коллективе проявляется иногда»
4 – «в проблемных ситуациях в коллективе чувствуется сплоченность»
5 – «мы – очень сплоченный коллектив.
Результаты оценки сплоченности в коллективе сотрудниками ООО «ГранитПродукт» показаны на рисунке 2.12.
Рисунок 2.12 - Результаты оценки сплоченности в коллективе сотрудниками в ООО «ГранитПродукт», %
Таким образом, из рисунка 2.12 видно, что большинство опрошенных сотрудников исследуемого предприятия оценивают сплоченность в коллективе на «3» (40%), 34% опрошенных оценили сплоченность в коллективе на «4». Полностью довольны психологическим климатом в коллективе 17% опрошенных (оценка «5»).
Также в ООО «ГранитПродукт» отсутствует единый корпоративный портал, который бы обеспечивал повышение уровня коммуникаций и совместной работы между сотрудниками и как следствие - увеличение уровня производительности кадров.
В ООО «ГранитПродукт» на момент исследования выявлен формальный подход к формированию корпоративной культуры, слабо развит командный дух, сопереживание.
Для совершенствования корпоративной культуры и оптимизации психологического климата компании ООО «ГранитПродукт» необходимо:
- Оптимизация системы внутренних коммуникаций,
- Совершенствование внутреннего маркетинга персонала,
- Оптимизация системы мотивации персонала
Глава 3. Разработка мероприятий по совершенствованию корпоративной культуры в ООО ГранитПродукт»
3.1 Мероприятия по развитию внутрикорпоративной культуры предприятия
В современных условиях без построения эффективной системы внутренних коммуникаций (ВК) успех компании невозможен. И при ее создании необходимо учитывать множество факторов: от технологического обеспечения до вопросов субординации и корпоративной культуры. Пока в ООО «ГранитПродукт» им уделяется недостаточно внимания. Были выявлены недостатки внутрикорпоративной коммуникаций в связи с несогласованностью служб между собой и с IT-специалистами, вследствие чего происходит перекос информации внутри компании, а также несвоевременность ее получения.
Был проведен опрос сотрудников компании на предмет необходимости в их работе оперативной аналитической информации и наличие к ней свободного доступа. Потребность в регулярной аналитике у бизнес- и производственных подразделений следующая: 49,1% сотрудников она необходима ежедневно, 26,9% – еженедельно.
Ежемесячно нужна аналитическая информация 20% опрошенных, несколько раз в год – 4,4%. И лишь 0,6% респондентов вообще не ощущают потребности в таких данных.
Далее был проведен опрос сотрудников на тему: «Что вы ожидаете от совершенствования внутренних коммуникаций с помощью IT-технологий?» Результаты опроса представлены на рисунке 3.1.
Рисунок 3.1-Результаты опроса сотрудников на тему: «Что вы ожидаете от совершенствования внутренних коммуникаций с помощью IT-технологий в ООО «ГранитПродукт», %
Для устранения несогласованности между потенциальной и фактической пользой от применения IT – технологий необходимо эффективность внутренних коммуникаций в компании.
Также был проведен опрос сотрудников по поводу актуальности и своевременности полученной внутренней информации, необходимой для эффективной профессиональной деятельности. Результаты опроса представлены на рисунке 3.2.
Рисунок 3.2- Результаты опроса сотрудников по вопросу актуальности и своевременности полученной внутренней информации в ООО «ГранитПродукт»,%
Из рисунка 3.2 видно, что 48% работников ООО «ГранитПродукт» заявляют, что нужная им информация доходит до них слишком поздно, а еще почти треть сотрудников (22%) считают, что распространяемая в компании информация вообще не имеет отношения к профессиональной деятельности. Как следствие этого 30% опрошенных хотят сменить работу. Это есть причинно-следственная связь между эффективностью системы ВК и результатами деятельности данной компании, а известно, что смена состава, текучесть персонала требует серьезных вложений в адаптацию. Проходит от 3 до 9 месяцев, пока новые сотрудники выйдут на уровень «самоокупаемости» (когда экономический результат деятельности «новичка» превышает вложенные в него инвестиции).
Для внедрения Корпоративного портала для совершенствования внутренних коммуникаций и электронного документооборота, проведен анализ программных продуктов на основе нескольких платформ, предлагаемых различными web-агентствами и web-интеграторами.
ООО «ГранитПродукт» целесообразно выбрать установку и внедрение совершенствованного корпоративного портала на платформе SAP BI.