Файл: Влияние кадровой стратегии на работу службы персонала (анализ особенностей влияния кадровой стратегии).pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 171
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Особенности управления человеческими ресурсами и трудовым потенциалом в современной фирме
1.1. Управление человеческими ресурсами и его особенности
1.2. Трудовой потенциал: понятие и особенности
2. Особенности влияния кадровой стратегии на работу службы персонала
2.1. Стратегия управления персоналом и ее особенности
2.2. Роль и функции кадровой службы
2.3. Основные аспекты влияния кадровой стратегии на работу службы персонала
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. История развития кадровых служб российских компаний относительно короткая, но бурная. Из отдела кадров начала 1990-х гг. они превратились в департаменты по работе с персоналом, которые имеют разветвленную структуру и широкий спектр функций, начиная от поиска кандидатов на вакантную должность и заканчивая диагностикой организационной культуры и морально-психологического климата в организации.
По мере расширения сферы функциональной деятельности кадровой службы и пополнения ее состава профессиональными сотрудниками, специалистами в области управления персоналом, изменяется ее положение в структуре властных отношений организации. Статусные позиции HR-менеджеров и специалистов укрепляются в связи с тем, что они постепенно включаются в процессы стратегического управления компанией.
В настоящее время линейные менеджеры крупных компаний, где сформированы полноценные кадровые службы, не решают практически ни одного вопроса, связанного с управлением человеческими ресурсами, без участия HR-менеджеров и специалистов. В этих компаниях HR-менеджеры закрепили за собой определенные зоны ответственности: они контролируют динамику производительности труда, текучести персонала, влияют на структуру и качество человеческих ресурсов организации, на формирование корпоративной культуры.
Таким образом, можно констатировать, что в компаниях с развитой структурой менеджмента кадровые службы, и соответственно их сотрудники, играют одну из ключевых ролей в управлении персоналом. Однако чаще всего эта роль ограничивается уровнем реализации стратегических решений, принимаемых топ-менеджментом компании. И лишь немногие руководители кадровых служб являются членами команды топ-менеджмента.
Отстраненность от процесса принятия стратегически важных решений делает позицию отдела по работе с персоналом более слабой по сравнению с другими подразделениями: финансовой службой, отделом маркетинга и отделом логистики. И, как следствие, возникают дополнительные ограничения на пути развития человеческих ресурсов организации.
Цель работы – анализ особенностей влияния кадровой стратегии на работу службы персонала.
Задачи исследования:
1) анализ учебной и научной литературы по теме исследования;
2) анализ особенностей управления человеческими ресурсами;
3) определение понятия и особенностей трудового потенциала;
4) анализ особенностей стратегии управления персоналом;
5) анализ особенностей влияния кадровой стратегии на работу службы персонала.
Объект исследования – кадровая стратегия и ее особенности.
Предмет исследования – влияние кадровой стратегии на работу службы персонала.
По структуре работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Первая глава исследования посвящена особенностям управления человеческими ресурсами и трудовым потенциалом в организациях. Во второй главе работы нами рассматриваются особенности влияния кадровой стратегии на работу службы персонала.
1. Особенности управления человеческими ресурсами и трудовым потенциалом в современной фирме
1.1. Управление человеческими ресурсами и его особенности
История развития теории и практики управления человеческими ресурсами (HRM), как и любая история, имеет периоды спокойного течения и кризисного бурления. Каждый кризис, с одной стороны, ставит под сомнение значимость всех предыдущих достижений, с другой стороны – создает основу для новых направлений развития. Так было в конце 20-х годов ХХ века, когда на фоне рациональной технократии Ф.Тейлора и четкой иерархической механики управления А.Файоля прозвучал голос Э.Мейо, впервые серьезно обратившего внимание на «человеческое лицо» предприятия.
Так было и в 60-е, когда работы Ф.Херцберга позволили увидеть, что поведение персонала – не результат индивидуальных или групповых особенностей людей, а следствие конкретной управленческой системы, продукт ее культуры и результат ее технологий.
Так было и в 80-е, когда стало очевидным, что методологические основы управления нуждаются в существенном пересмотре, ибо со всех сторон стали раздаваться голоса в защиту субъективности управленческой деятельности, ее негарантированной рациональности, что существенно подорвало основу не только логичным построениям общей теории управления, но и технологиям управления персоналом, также основывающимся на рациональных моделях[1].
Идеология стратегического менеджмента, предложенная Р.Капланом и Д.Нортоном, и созданная на ее основе сбалансированная система показателей, базируется на признании того факта, что любое управление начинается с идеи, и именно идеи способствуют как развитию и процветанию любой организации, так и приводят к ее краху.
Быстро завоевавшие популярность понятия «миссия», «видение», «цели» заставили пересмотреть многие управленческие доктрины, и прежде всего – концепции алгоритмичности принятия управленческих решений, ясности значимых умений и навыков, способствующих эффективному управлению. В теории управления человеческими ресурсами сразу же появилось нестрогое понятие «компетенции», что привело в необходимости пересмотра всего измерительного инструментария.
Описанные изменения в общем понимании существа управления буквально атакуют многие базовые предположения. Например, под сомнение ставится то, что лица, принимающие управленческие решения, реально способны сначала собрать всю необходимую информацию, беспристрастно проанализировать ее, взвесить альтернативы, а затем выбрать действительно лучшее решение.
Или предположение о том, что стратегия организации – результат планомерной и сознательной работы высшего управленческого звена. Так или иначе, специалисты, занимающиеся проблемами стратегического развития организаций все больше и больше сталкиваются с тем, что многие стратегические сложности определяются тем, как организованы процессы циркуляции знаний в конкретной компании, как эти знания аккумулируются и как «работают»[2].
Следовательно, ни у кого уже не возникает сомнений в том, что люди и то, как они мыслят, является основным ресурсом развития организации. Именно это обстоятельство принципиально переворачивает представления о роли инструментов управления человеческими ресурсами в успехе организации. Из механизма, обеспечивающего решение управленческих задач, HRM становится механизмом их формулирования.
Д.Ульрих в своей работе показал, как в связи с изменениями в представлениях об управлении должна меняться роль специалиста по управлению персоналом в организации[3]. Он предложил выделить четыре ключевые позиции, в которых должен выступать специалист этого профиля в структуре менеджмента организации.
Во-первых, это стратегический партнер, который занимается «настройкой» трудовых ресурсов на выполнение стратегических планов организации. Такая «настройка» выражается как в формировании особой структуры персонала, так и в создании технологий нацеливания потенциала сотрудников на решение конкретных бизнес-задач.
Во-вторых, специалист в области персонала – это административный эксперт, ревностно следящий за тем, чтобы средства, инвестированные в оптимизацию трудовых ресурсов, были прибыльно возвращены. Роль лидера персонала (третья позиция) выражается в готовности специалиста по HRM создать и реализовать технологии, с помощью которых способности и желания сотрудников могут быть инкорпорированы в организационные процессы и проекты.
И, наконец, роль агента перемен, которая означает способность специалиста в области человеческих ресурсов быть инициатором перемен, основанных на структурировании видения бизнеса, осознании значимых для компании характеристик профильного рынка. Именно эта роль практически не прорисована в технологическом портфеле специалиста HRM, так как выводит его деятельность за пределы понятного всем контекста характеристик персонала[4].
Исследования последних лет показывают, что топ-менеджменту компаний очень нужен помощник, проливающий свет на реальные основания принятия решений и организации действий сотрудников. Так, например, анализ представлений руководителей и ключевых специалистов компаний различных отраслей об основных конкурентах их компаний свидетельствует о принципиальных различиях в выделении основных групп конкурентов, определении критериев базового конкурента, несистемности представлений о структуре конкурентного поля и т.д. Это приводит к тому, что во многих компаниях выбираются неадекватные ситуации стратегии, что, в конечном итоге, может привести к полному краху компании.
Новые технологии управления персоналом – технологии формирования и реализации знаний – передовая область развития теории и практики HRM. Разработка этих технологий основана на серьезных научных исследованиях, которыми заняты специалисты разных научных областей: социологи, психологи, культурологи, экономисты, маркетологи и т.д. Вне зависимости от своей профессиональной принадлежности, эти специалисты создают платформу нового направления деятельности HRM – формирование стратегической компетентности организаций через систему управления знаниями.
1.2. Трудовой потенциал: понятие и особенности
Состав и численность населения во многом определяют состояние и развитие общества. В экономике труда особое внимание уделяется той части населения, которая является носителем трудовых отношений. Человеческие ресурсы - это часть населения страны, обладающая профессиональными знаниями и навыками. Однако в отечественной экономической литературе и статистическом учете термин «человеческие ресурсы» не получил распространения, а для управления ими широко используется термин «трудовые ресурсы», который возник в 20-х годах.
Под трудовыми ресурсами понимают часть населения страны, обладающую физическим развитием, умственными способностями, знаниями, необходимыми для осуществления полезной деятельности. Трудовые ресурсы состоят из трудоспособных граждан в трудоспособном возрасте и работающих граждан моложе (работающие подростки) и старше (работающие пенсионеры) трудоспособного возраста. Возрастные границы и социально-демографический состав трудовых ресурсов определяется законодательными актами[5].
Другим понятием, которое выражает человеческие ресурсы является «экономически активное население», к нему относится занятое население и численность безработных, ищущих работу. Это понятие давно утвердилось в странах с развитой рыночной экономикой. В международных стандартах термин «экономически активное население» используется в качестве основополагающего понятия. К экономически неактивному населению относятся учащиеся, студенты, курсанты, обучающиеся в дневных учебных заведениях; лица, получающие пенсию; лица, занятые домашним хозяйством; лица, прекратившие поиск работы; лица, которым нет необходимости работать.
Развитие человеческого потенциала при широком подходе включает вопросы демографии, уровня и качества жизни, занятости и безработицы, здоровья, образования, состояния социальной инфраструктуры, экологической устойчивости и др. Кроме комплексных показателей система показателей развития человеческого потенциала содержит количественные и качественные показатели, среди которых выделяются непосредственные и косвенные.
Основная количественная характеристика человеческого потенциала региона - показатель численности населения. Из качественных показателей к непосредственным относят продолжительность жизни, уровень образования и уровень доходов, а к косвенным - показатели, характеризующие уровень здоровья, трудовые ресурсы и состояние рынка труда и некоторые другие.
Комплексный показатель, разработанный ООН для наблюдения за социальным прогрессом, - индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), описывающий качественные характеристики человеческого потенциала. Это среднее арифметическое из трех индикаторов уровня и качества жизни:
- индекса ожидаемой продолжительности жизни;
- индекса уровня образования; (рассчитывается на основе оценок степени грамотности населения, полноты его охвата обучением в начальной, средней и высшей школе (доля учащихся возрасте 7-24 лет);