Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 144
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Права и свободы человека и гражданина как основа для установления гарантий
1.1 Правовая природа прав и свобод человека и гражданина
1.2 Классификация прав и свобод человека и гражданина
2. Общая правовая характеристика гарантий прав и свобод человека и гражданина
2.1 Понятие и признаки гарантий прав и свобод человека и гражданина
2.2 Классификация гарантий прав и свобод человека и гражданина
3. Юридические гарантии прав и свобод человека и гражданина
3.1 Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина
3.2 Правовые механизмы применения гарантий прав и свобод человека и гражданина
Государственные органы, общественные организации, должностные лица, в свою очередь, в пределах, которые были установлены законодателем, обязаны выявлять факты нарушений прав и свобод человека и гражданина, принимать предусмотренные меры к защите нарушенных прав и свобод, устранять выявленные нарушения, применять в пределах своей компетенции меры по воздействию на виновное лицо или привлекать их к юридической ответственности.
Так, согласно Конституции, в России основана качественно новая система гарантий прав и свобод человека и гражданина, которой предусмотрено: право на судебную защиту, самозащита, возможность защищать свое нарушенное право в Европейском суде по правам человека [29].
Основное предназначение гарантий прав и свобод человека и гражданина состоит в предоставлении всем субъектам равных юридических возможностей по реализации, охране и защите прав и свобод, в преобразовании правового статуса личности в фактическое положение человека в обществе, а также в обеспечении благоприятных условий для реализации конституционно закрепленного статуса человека. Таким образом, гарантии признаются средством, которое обеспечивает переход от возможностей, которые были предусмотрены Конституцией к реальной правовой действительности [19].
Эффективность гарантий зависит от уровня развития общеправовых принципов, экономического развития общества, уровня развитости демократических институтов в государстве и обществе, реальной политической системы общества, наличия системы по совершенствованию законодательства в государстве, от эффективности механизмов при реализации законоположений, от степени правового сознания и правовой культуры населения (общества) и отдельных личностей, от согласованности интересов населения и общества в целом и наличия органа конституционного контроля (надзора).
Итак, установить права и свободы граждан, защитить их возможно с помощью государства и его органов, которые несут за это юридическую ответственность. При формировании и функционировании правового демократического государства, которое определяет приоритет человека и гражданина, его прав и свобод, важное значение приобретает классификация, систематизация гарантий и способов защиты прав и свобод человека. На основе Конституции между личностью и государством должны создаваться защищенные судом правоотношения, которые были бы основаны на базовых принципах правового гражданского общества [20].
Поэтому, например, можно выделить так называемые гарантии правосудия, к которым относятся положения ст.ст. 47 - 51 Конституции Российской Федерации [1], а именно: гарантии подсудности, право на юридическую помощь, презумпция невиновности, запрет повторного осуждения, недопустимость использования незаконных доказательств, право на пересмотр приговора, гарантия от самообвинения.
Данную группу гарантий именуют также как «конституционные гарантии судопроизводства», то есть правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина при осуществлении судопроизводства, уголовного и иных видов процесса (то есть, гарантии процессуального характера) [23].
3.2 Правовые механизмы применения гарантий прав и свобод человека и гражданина
Итак, для индивидуального субъекта содержание правоотношений гражданина и государства включает в себя получение защиты своих собственных прав (при необходимости), а для государства — в обязанности оказать такую защиту. Однако государство во имя всеобщего правопорядка в законных формах требует (а порой принуждает) соблюдать обязанности граждан.
При этом конституционные права и свободы обладают специфическими средствами и методами защиты:
конституционно-судебный механизм (конституционные суды или иные органы конституционного надзора);
судебная защита (суды общей юрисдикции);
административные действия органов исполнительной власти;
законная самозащита человеком и гражданином своих прав и свобод;
международно-правовой механизм [17].
На основании ч.4 ст.125 Конституции Российской Федерации [] и п.3 ч.1 ст.3 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» [8] каждый гражданин России, который считает, что его конституционные права и свободы были нарушены законом, который был применен или подлежал применению в конкретном деле, вправе обратиться с жалобой в Конституционный Суд и просить проверить конституционность законодательного акта.
Так, в постановлении Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1996 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности пункта 5 части второй статьи 371, части третьей статьи 374 и пункта 4 части второй статьи 384 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами граждан К.М.Кульнева, В.С.Лалуева, Ю.В.Лукашова и И.П.Серебренникова» было указано: «Конституция Российской Федерации, формулируя право на судебную защиту, не исключает, а, напротив, предполагает возможность исправления судебных ошибок и после рассмотрения дела в той судебной инстанции, решение которой отраслевым законодательством может признаваться окончательным в том смысле, что согласно обычной процедуре оно не может быть изменено» [18].
Также согласно Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод и каждый вправе обратиться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека. Конституционное право каждого на судебную защиту предполагает, что каждый субъект вправе подать жалобу о нарушении его прав и свобод в соответствующий суд, который обязан ее принять, рассмотреть по существу и вынести законное и обоснованное решение.
Судебная защита наиболее распространена среди разнообразных механизмов и средств при обеспечению прав и свобод человека, что, например, подчеркивается в Пакте о гражданских и политических правах [5] и во Всеобщей декларации прав человека [3], ст. 8 которой гласит, что «каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставляемых ему конституцией или законом».
Конституция, как уже было отмечено ранее, устанавливает систему гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Так, согласно ч. 3 ст. 15 Конституции РФ [1] любые нормативные правовые акты, которые затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не были опубликованы официально для всеобщего сведения. Перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно, однако, толковаться как отрицание или умаление иных общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
В России не должны издаваться законодательные акты, которые отменяют или умаляют права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут ограничиваться федеральным законодательством только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов иных лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55 Конституции РФ). Однако не могут быть ограничены право на жизнь, на уважение достоинства личности и ряд других прав и свобод (ст. 56 Конституции РФ).
Президент Российской Федерации также признается гарантом прав и свобод человека и гражданина (ч.2 ст. 80 Конституции). Защита прав и свобод человека и гражданина осуществляется и правоохранительными органами: прокуратурой, органами юстиции, органами внутренних дел и др. Конституцией РФ предусмотрен также специальный институт, который осуществляет контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина: - Уполномоченный по правам человека [10].
Одновременно с обязанностью государства обеспечивать защиту прав и свобод предусмотрено право субъекта самостоятельно защищать свои права и свободы всеми способами, которые не запрещены законом: обжалование действий должностных лиц, обращение в средства массовой информации, использование помощи правозащитных организаций и общественных объединений (профсоюзы и др.) [24].
Таким образом, в сфере защиты прав и свобод личности первостепенное значение имеют внутригосударственные (национальные) органы и организации, механизмы и процедуры. Так, в случае нарушения прав, свобод и законных интересов каждый имеет право на защиту, в том числе, и со стороны государства. С этой целью государством создана система национальных юридических средств: 1) судебные; 2) парламентские; 3) административные; 4) контрольно-надзорные [26].
Однако возросло и число обращений в международные судебные инстанции отдельных граждан или их объединений для защиты прав и свобод в соответствии с международными нормами, которые были нарушены их собственным правительством.
Так, например, Конституция РФ закрепила особый международно-правовой механизм защиты прав и свобод человека: в соответствии с ч.3 ст. 46 каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если были исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты [19].
Отправление правосудия и повышения его эффективности занимает важное место в деятельности органов ООН (прежде всего, Комитет ООН по правам человека, Комитет ООН против пыток и Комитет ООН по правам ребенка, а также Комиссия ООН по правам человека) и правовых механизмов защиты прав и свобод человека [28].
Однако современные международные соглашения в сфере защиты прав и свобод человека предусматривают целую систему интернациональных органов с функциями контроля и имплементации для обеспечения практического осуществления международных норм по правам человека. Большое внимание, при этом, уделяется регулированию конкретных правовых средств и процедур, которые предоставляются для выполнения задач по международной правозащите. Под международным механизмом имплементации соглашений о правах человека, в данном случае, понимают совокупность методов и средств юридического, организационно-исполнительного и контрольного характера, которые осуществляются государствами на коллективной основе для своевременной, всесторонней и полной реализации норм, которые содержатся в соответствующих актах.
Итак, механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина — это система норм права, юридических процедур и организационно-правовых инструментов, которые действуют на международном и национальном уровне, для выявления (мониторинга), изучения и осуждения нарушений международно-признанных норм и стандартов в сфере прав человека [28].
3.3 Судебная защита прав и свобод человека и гражданина
Судебная защита как право каждого человека на справедливое и публичное рассмотрение дела в суде признается высшей формой гарантий прав и свобод человека и гражданина [16].
Право на судебную защиту не подлежит никаким ограничениям, так как источником неограниченного права на судебную защиту признается непосредственно Конституция РФ, в которой отмечается, что конституционные права и свободы человека и гражданина не могут быть ограничены, кроме случаев, которые предусмотрены непосредственно Конституцией, а конституционное право человека на судебную защиту его прав и свобод, не может быть ограничено даже в условиях военного или чрезвычайного положения. Все иные нормативные правовые акты могут лишь определить порядок реализации данного права, но не отменить его или установить процедуры, которые бы усложнили или сделали невозможным его реализацию заинтересованными лицами [23].
Особое место в судебной защите прав и свобод человека и гражданина, как уже было отмечено, принадлежит Конституционному Суду Российской Федерации.
Конституционный суд РФ (согласно ст. 1 ФКЗ от 21 июля 1994 г. №1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» [8]) – это судебный орган конституционного контроля, который самостоятельно и независимо осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Защита Конституционным Судом РФ конституционных прав и свобод граждан осуществляется при рассмотрении следующих категорий дел:
- при проверке конституционности актов и договоров, которые указанны в п.п. «а» - «д» ч.2 ст.125 Конституции РФ;
- при разрешении споров между органами государственной власти, которые определены п.п. «а» - «в» ч.3 ст.125 Конституции РФ;
- при толковании Конституции (ч.5 ст.125 Конституции РФ) [16].
Защитой гражданами своих прав посредством конституционного судопроизводства способствовали утверждению таких прав и свобод человека и гражданина в России, как свобода передвижения и запрет института прописки, защита избирательных прав, право частной собственности, и некоторым иным видам прав и свобод человека и гражданина.
Поэтому, полномочия Конституционного Суда России, порядок обращения и общие правила производства признаются реализацией конституционных гарантий прав граждан на судебную защиту: определения и постановления Конституционного Суда РФ при удовлетворении жалобы отдельного субъекта или группы лиц обеспечивают соответствие действующего российского законодательства Конституции РФ.