Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 138
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты содержания, предмета и принципов менеджмента
1.1. Задачи и особенности стратегического менеджмента
1.2. Особенности стратегического менеджмента в России
2. Анализ стратегического управления на предприятии ООО "Карл Цейсс"
2.1 Характеристика предприятия ООО "Карл Цейсс"
Стратегический менеджмент заключается в последовательном выполнении функций, механизм действия которых применяется как ко всему предприятию в целом, так и к его отдельным подразделениям и функциональным зонам. К основным функциям можно отнести:[15]
- перспективное стратегическое планирование;
- организация и обеспечение выполнения намеченных планов;
- координация действий всех структур предприятия по реализации поставленных задач;
- мотивация персонала на быстрое и качественное выполнение стратегических задач;
- постоянный контроль над тем, как выполняется разработанная стратегия.[16]
Перспективное стратегическое планирование основывается на анализе современных реалий рынка и его мониторинге. Это позволяет оценивать возможные риски и составлять верные прогнозы изменения конъюнктуры, а также разрабатывать правильную стратегию с учетом распределения имеющихся материальных и трудовых ресурсов. Организация и обеспечение выполнения намеченных планов заключается в выборе и согласовании управляющих механизмов и структур, создании единого коллектива, объединенного общей целью и общей корпоративной культурой, поддерживающей намеченный стратегический план. [17]
Координация действий всех структур направлена на согласованность и последовательность решений, принимаемых на уровне отдельных работников и подразделений, а также последовательную консолидацию локальных стратегий на уровне аппарата управления. Мотивация, заключающаяся в разработке и использовании системы стимулов, необходима для создания творческой атмосферы и материальной заинтересованности, побуждающих работников к качественному решению стоящих перед ними стратегических задач. Контроль необходим, чтобы отслеживать процесс выполнения поставленных задач, контролировать его правильность и вовремя корректировать отклонения.[18]
Задача системы контроля – установление некоторых стандартов, которыми работники обязаны руководствоваться в своей деятельности. Чтобы контроль был эффективным, необходимы ориентиры, по которым менеджер сможет оценить результативность деятельности каждого сотрудника. Разница между стандартом и достигнутыми показателями должна стать основанием для внесения поправок в рабочие процессы.
Контрольные функции в менеджменте вступают в силу уже на этапе планирования деятельности организации. Составляя планы работы подразделений, руководители должны предусмотреть в них проверочные мероприятия, указав сроки их проведения и лицо, ответственное за выполнение. Плановый характер контроля дает возможность вести проверку деятельности не от случая к случаю, а системным образом.
Конечная цель контроля заключается в том, чтобы достичь такого положения дел, при котором управление организацией будет нацелено на максимально эффективное выполнение производственных показателей. Планируя контрольные мероприятия, менеджер должен принять во внимание психологические особенности отдельных сотрудников и коллектива в целом. Неправильно выстроенная система проверок способна негативным образом воздействовать на персонал, может привести к снижению мотивации и росту напряженности. [19]
Стратегическое управление основывается на следующих принципах:
- научность в сочетании с творческим подходом и импровизацией;
целеустремленность, направленная на скорейшее выполнение поставленных задач и достижения стратегических целей;
- гибкий подход, позволяющий своевременно учитывать изменения конъюнктуры и вносить корректировки в поставленные цели;
- точность и максимальная детализация пунктов стратегического плана;
- системный подход к формированию стратегии и выполнению поставленных задач;
- консолидация функциональных стратегий всех подразделений компании;
- причастность каждого работника компании к формированию стратегических планов;
- обеспечение необходимых условий для их выполнения.
1.2. Особенности стратегического менеджмента в России
Для понимания происходящего воспользуемся предлагаемой эволюционной лестницей развития стратегического мышления менеджеров Таблица 1. Эволюция систем управления в мировой практике
Критерии сравнения |
||||
Основные сферы внимания |
Основное положение |
Характер |
Период использования в мировой практике |
|
Бюджетирование |
Контроль отклонений и управление сложностью |
Будущее повторяет прошлое |
Перио- |
С первого десятилетия XX в. |
Долгосрочное планирование |
Прогнозирование роста и борьба со сложностью |
Будущее есть продолжение прошлых тенденций развития |
С 50-х гг. XX в. |
|
Стратегическое планирование |
Изменение стратегического направления и способностей |
Новые тенденции и нарушения последо- |
С 70-х гг. XX в. |
|
Стратегический менеджмент |
Преодоление проблем, связанных со «стратегическими сюрпризами» и неожиданными угрозами / возможностями |
Циклическое планирование неадекватно быстрым изменениям |
В реальном времени |
С 90-х гг. XX в. |
Интерактивный стратегический менеджмент |
Включение творческого потенциала персонала компании в комплекс стратегического менеджмента |
Планируя, люди готовят свое будущее и желают его больше, чем в случае, когда оно им навязывается |
С начала XXI в. |
1. Бюджетирование. Фактически планирование сводится к составлению бюджетов по статьям расходов на различные цели (важность которых оценивается на уровне «принятия решения» или функциональных лобби) и их освоению. Как правило, общий бюджет составляется на календарный год. Бюджетный период разбивается по месяцам. Для некоторых бюджетов может быть установлен более короткий интервал планирования, например, декада или неделя.[20]
Можно выделить следующие этапы бюджетного процесса в компании:
разработка проекта генерального бюджета;
утверждение сводного бюджета;
исполнение бюджета;
проведение анализа исполнения бюджета текущего периода.[21]
Отличие бюджетирования от простого планирования заключается в том, что финансовая ответственность за показатели бюджетов распределяется между отдельными структурными подразделениями. Для этих целей составляется финансовая структура[22]. Она представляет собой совокупность центров финансовой ответственности. В качестве отдельного центра финансовой ответственности может выступать подразделение компании, которое выполняет определенные операции и отвечает за отдельные показатели бюджета.[23]
Разработать грамотную финансовую структуру достаточно сложно, для этого необходимо детально проанализировать бизнес-процессы.
Очевидные недостатки бюджетирования не оцениваются как таковые большинством собственников и управляющих.
В свою очередь, компании, освоившие бюджетирование как по части планирования, так и по части освоения, существенно минимизируют свои риски. Процесс управления финансовыми ресурсами становится осмысленным, появляется возможность и, что более важно, необходимость учета большого количества факторов при планировании, следствием чего является формирование зародыша стратегического менеджмента, дающего компании шанс развиться в нечто большее.[24]
2. Долгосрочное планирование. Этот этап эволюции добавляет к финансовому планированию стержневую идею метода — составление прогноза продаж компании на несколько периодов (как правило, лет) вперед. Прогноз строится чаще всего методом экстраполяции данных по продажам за предыдущие периоды. Общепринятой практикой является включение в прогноз показателя, который с определенной степенью допущения можно назвать «индексом роста». По сути этот показатель является неким интуитивно-предпринимательским видением перспектив развития компании ее руководством.[25]
3. Стратегическое планирование. Эволюционно необходимость этого этапа наступает в момент осознания менеджерами компании возникновения расхождений между показателями долгосрочного планирования и фактическими вследствие воздействия факторов внешней среды и жесткой конкуренции. Компания, пришедшая к пониманию такого рода явлений, становится открытой для позитивных изменений в менеджменте. С другой стороны, достаточно примеров того, как недальновидные менеджеры склонны интерпретировать отклонения в результатах деятельности через внутренние факторы, что приводит к негативным последствиям и препятствует развитию.[26]
Также существенным препятствием к развитию является признание «неуправляемости» внешних факторов, некий рыночный фатализм.[27]
В стратегическом планировании во главу угла ставится анализ как внутренних возможностей организации, так и внешних конкурентных сил и поиск путей использования внешних возможностей с учетом специфики компании. Основная цель стратегического планирования заключается в улучшении реакции компании на динамику рынка и поведение конкурентов.[28]
Руководителям компаний, выросших до уровня стратегического планирования, самим приходится пересматривать «непогрешимость» наиболее распространенных суждений. Такой пересмотр бывает зачастую трудным, проходит весьма травматично для всей структуры в целом, так как подразделения-«эксперты» (коммерческие) имеют выраженное и убедительное лобби «приносящих деньги» (то есть у них существует явный признак связи с источником денежных средств) в отличие от сугубо аналитических подразделений (аналогичный признак является косвенным, так как поступление денег связано с их деятельностью гораздо более сложным образом). Отсюда возникают высокие требования к профессионализму высшего менеджмента, который должен не только сам «дозреть» до понимания необходимости объективного анализа, но и организовать работу всех структур соответствующим образом.
Применительно к российскому рынку стоит признать, что до этого уровня эволюции доросли буквально единицы.[29]
4. Стратегический менеджмент. Большинство корпораций по всему миру начали переход от стратегического планирования к стратегическому менеджменту уже к 90-м годам прошлого века. Стратегический менеджмент определяется как комплекс не только стратегических управленческих решений, определяющих долговременное развитие компании, но и конкретных действий, обеспечивающих быстрое реагирование на изменение внешней конъюнктуры, которое может повлечь за собой необходимость стратегического маневра, пересмотра целей и коррективы общего направления развития. По И. Ансоффу
(Ansoff), стратегическое управление состоит из двух подсистем:[30]
анализа и выбора стратегической позиции;
оперативного управления в реальном масштабе времени.
Таким образом, стратегический менеджмент в отличие от стратегического планирования является действенно ориентированной системой, которая включает в рассмотрение процесс реализации стратегии, а также оценку и контроль. Причем осуществление стратегии — это ключевая часть стратегического управления, так как при отсутствии механизмов реализации стратегический план остается лишь фантазией.[31]
Российские реалии существенно отстают от мировой практики. Стоит добавить, что в силу объективной молодости российского рынка большинство компаний управляется собственниками — авторами и победителями фазы первичного накопления капитала компаний, понимающими, что именно их предпринимательская идея дала компании стартовый толчок. Большинство собственников-предпринимателей являются по менталитету харизматиками, генераторами идей, готовыми к риску, к эксперименту, «скорыми на решение». Такой тип менталитета вывел в свое время их компании на достаточно высокий уровень, но при переходе к плановым формам развития он становится проблемой, серьезным препятствием для реализации продуманных стратегий развития.[32]
Этап стратегического менеджмента всецело связан с развитием управления компаниями до профессионального уровня. Без этого все начинания в области стратегий растворятся в потоке новых идей собственника, для которого регулярный менеджмент является скучной рутиной и противоречит его предпринимательской жилке.[33]
Нужно понимать, что компания, пришедшая к пониманию и внедрению стратегического управления, должна запастись терпением и встать на рельсы рациональных оценок и скрупулезного анализа. Редкий собственник способен подняться до такого уровня восприятия.[34]
5. Интерактивный стратегический менеджмент — современное достижение, авторство которого числится за Р. Л. Акоффом, основная идея которого состоит в умении разрабатывать стратегии с опорой на творческий потенциал всего коллектива, втянутого в формирование желательного будущего и изыскание путей его построения. Планируя, люди готовят свое будущее и желают его больше, чем в случае, когда планирование им навязывается директивно. Важно, чтобы планы не мешали их творчеству. По образному выражению Р. Л. Акоффа: «Если победа важнее игры, то игра превращается в работу. Если же работа интереснее победы, она становится игрой…» творческих сил человека.