Файл: Прогнозирование и планирование финансов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 132

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.3. Организация финансового планирования на ООО «Суши-рыба»

Проведение финансового анализа компании позволило сформировать относительную четкую картину финансового состояния, однако для составления финансового плана данной информации не достаточно, поэтому в данном параграфе проведем анализ построения бюджетов на предприятии.

1. Прогнозирование продаж на период с 2016 -2018 при этом в 2016 ведется помесячное прогнозирование, а в 2017 и 2018 - поквартальное. Формула прогнозной выручки за год имеет вид (3.1):

, где (3.1)

TR - общая выручка

Si - количество покупок постоянных клиентов

Chi - средний чек постоянных клиентов

Sj - количество случайных, стихийных покупок

Chj - средний чек случайных покупок

0.2*(ΣSj*Chj)- доля незапланированных покупок.

В таблице ниже краткая выдержка бюджета продаж за период 2016 -2018 гг.

Таблица 3.1 - Бюджет продаж ООО «Суши-рыба»

План 2016

Факт 2016

План 2017

Факт 2017

План

2018

Факт

2018

Общая

выручка,

руб.

57120000

57115000

85400000

75410000

98300000

98240000

В качестве недостатка данной методики прогнозирования хотелось бы отметить тот факт, что полученная экспертами доля не запланированных визитов имеет тенденцию к росту, тем самым бюджетные показатели становятся недооцененными. В данной работе попробуем выявить дополнительные методы прогнозирования.

Оценивая прогнозирование продаж, стоит определить, каково отклонение плановых показателей от фактических. Ниже представлены данные о фактических и бюджетных показателях выручки за 2018 год.

Таблица 3.2 - Плановые и фактические показатели выручки за 2018 г.

2018

План, руб.

Факт, руб.

Отклонение, руб.

Выполнение плана, %

янв

8200000

8186667

-13333

99,8374

фев

8200000

8202645

2645

100,0323

мар

8100000

8096849

-3151

99,9611

апр

8100000

7956462

-143538

98,22793

май

8000000

7945192

-54808

99,3149

июн

8000000

7984561

-15439

99,80701

июл

8150000

8129457

-20543

99,74794

авг

8150000

8135619

-14381

99,82355

сен

8250000

8245678

-4322

99,94761

окт

8250000

8254516

4516

100,0547

ноя

8400000

8457231

57231

100,6813

дек

8500000

8645123

145123

101,7073

Итого

98300000

98240000

-60000

99,93896


Положительное значение отклонения фактической выручки от бюджетной говорит о недооцененности плановой выручки. А в свою очередь, отрицательное значение ошибки - о переоцененности.

Таким образом, прогнозирование продаж, проводимое специалистами компании ООО «Суши-рыба» имеет некоторые недостатки, в частности, как было отмечено:

• отсутствие корректировки на сезонность;

• не достаточно адекватный монотонный рост продаж;

• относительно высокие отклонения фактических данных от прогнозных;

• отсутствие учета инфляции.

Подводя итоги данного параграфа, посвященного анализу текущего состояния компании, выделим основные наиболее важные характеристики, полученные в ходе исследования.

Во-первых, текущее финансовое состояние предприятия можно определить как устойчивое.

Во-вторых, существующая система финансового планирования состоит лишь из бюджета продаж и бюджета расходов, т.е. этап планирования завершается созданием бюджета доходов и расходов, что говорит о незавершенности алгоритма планирования. Более того, принятая в компании методика прогнозирования продаж, а вместе с тем и выручки, является недостаточной для создания наиболее приближенного к реальности прогнозного значения. С целью повышения эффективности прогнозирования в следующей главе данной исследовательской работы будут рассмотрены некоторые дополнительные методики прогнозирования продаж, предложены рекомендации по учету сезонных колебаний данного показателя.

В-третьих, расчет плановых расходов имеет значимый недостаток: в нем отсутствует вариативная составляющая затрат, которая напрямую зависит от количества покупок. Разработка предложений по совершенствованию системы финансового планирования будут представлены в следующей завершающей главе исследовательской работы.

2.4. Рекомендации по совершенствованию финансового планирования в ООО «Суши-рыба»

1. Совершенствование системы планирования продаж

Модель плана (бюджета) продаж предприятия основана на прогнозе объема продаж и уровня цен на продукцию предприятия, который составляется экономистом компании.

Для составления прогнозных показателей были собраны помесячные данные за период с 2015 по 2018 год, вследствие чего было проанализировано 50 наблюдений, т.е.:


К= 12мес*4год + 2мес. (4.1)

Прогнозирование проводилось с использованием трех методик:

1) метод скользящей средней,

2) метод экспоненциального сглаживания,

3) анализ временных рядов (мультипликативная модель).

Прежде чем приступить к прогнозированию, важно отметить, что месячные показатели включают продажи со всех торговых предприятий ООО «Суши-рыба» (таблица 4.1).

Таблица 4.1 - Список торговых предприятий ООО «Суши-рыба»

Город

Торговые предприятия

Город

Торговые предприятия

Красноярск

1

Северо -Западная

Зеленогорск

7

Радуга

2

Красноармейский

8

ЦУМ

3

Панфиловцев

4

Арена

5

Волна

6

Арена остров

Таким образом, учитывая прошлые периоды, оценим возможную выручку на последующие месяцы.

1) Метод скользящей средней является наименее точным и наиболее простым из представленных методик, поэтому в итоговом прогнозе имеет наименьший вес. Данный метод состоит в замене фактических уровней динамического ряда расчетными, которые имеют значительно меньшую колеблемость, чем начальные данные. При этом средняя рассчитывается по группам данных за определенный промежуток времени (в нашем случае 4 месяца), причем каждая последующая группа образуется со сдвигом на месяц.

, где:  (4.2)

ТRt - выручка за прогнозируемый месяц,

Применив данную методику, получили следующие показатели выручки (таблица 4.2)

2) Метод экспоненциального сглаживания основан на расчете специальных показателей, получивших название экспоненциальных средних, которые широко используются в краткосрочном прогнозировании. Основа метода состоит в использовании в качестве прогноза линейной комбинации прошлых и текущих наблюдений. Экспоненциальная средняя рассчитывается по формуле:

, где (4.3.)

ТRt - экспоненциальная средняя (сглаженное значение уровня ряда) на момент ^ в нашем случае это прогнозная продажа,

ТRt-1 - прогноз выручки за предыдущий период,

trt - продажи в предпрогнозный период


ɑ - коэффициент, характеризующий вес текущего наблюдения при расчете экспоненциальной средней (параметр сглаживания), причем 0 < ɑ < 1.

Из уравнения следует, что средний уровень ряда на момент t равен линейной комбинации двух величин: фактического уровня для этого же момента и среднего уровня, рассчитанного для предыдущего периода.

Выше отмечено, что ɑ может находиться в пределах 0;1. Однако практически диапазон значений ɑ находится в пределах от 0,1 до 0,3. При выборе значения ɑ, необходимо учитывать, что для повышения скорости реакции на изменение процесса развития необходимо повысить значение ɑ (тем самым увеличивается вес текущих наблюдений), однако при этом уменьшается “фильтрационные” возможности экспоненциальной средней. С целью наибольшего приближения к фактическим показателям было выбрано ɑ= 0,3. В сводной таблице представлены результаты применения данной методики (таблица 4.2.):

3) Анализ временных рядов с помощью мультипликативной модели на наш взгляд является наиболее точным, поэтому в результирующем прогнозе данной методике присвоен наивысший вес. С целью получения корректных данных в данной методике использовались данные по каждому торговому предприятию, затем полученные данные суммировались. Ниже представлена таблица с полученной зависимостью выручки от периода после учета сезонности и колебаний (таблица 4.2):

Таблица 4.2 - Модель прогнозирования выручки по торговым предприятиям

  1. = 43474,1366627*PERIOD - 161379,084898
  2. = 20291,1951981 *PERIOD - 77928,157551
  3. = 12671,4757743*PERIOD - 54584,8522449
  4. = 24875,0533493*PERIOD - 76451,3404082
  5. = 14874,9923169*PERIOD - 21994,4440816
  6. = 32541,3991837*PERIOD - 106943,759184
  7. = 47407,4783193*PERIOD - 182429,65714
  8. = 52173,4313565*PERIOD - 160999,099592

Данные модели были проверены на значимость, гетероскедастичность, поскольку модель включает лишь одну временную зависимость, то необходимости проводить тесты на мультиколлинеарность не было. Кроме того, была построена модель зависимости совокупной выручки от времени и получены следующие результаты:

TOTAL_REVENUE = 336532,264922* PERIOD - 1339321,89551 (4.4)

Модели были протестированы с использованием прошлых показателей выручки: последние 12 месяцев прогнозные данные не отличились от фактических.

Таким образом, примененные методы позволили получить следующие прогнозные данные по выручке (таблица 4.3.):

Таблица 4.3 - Прогнозирование выручки ООО «Суши-рыба»

Период

Метод

скользящей

средней, руб.

Метод

экспоненциального

сглаживания, руб.

Анализ

временного

ряда, руб.

Январь 2018

6939325

6 952 941

6663983

Февраль 2018

7398809

6 916 964

7365836

Март 2018

7800973

6 976 396

7626181

Апрель 2018

8136917

7 913 829

7824015

Май 2018

8145838

7 926 070

7938455

Июнь 2018

8193350

7 911 286

8074019

Июль 2018

8226696

7 993 126

8137015

Август 2018

8255884

8 312 555

8141042

Сентябрь 2018

8287214

8 355 194

8200871

Октябрь 2018

8321436

8 316 698

8293625

Ноябрь 2018

8532331

8 314 511

8391650

Декабрь 2018

8513946

8 378 590

8596934

План 2018

96 752 717

95 768 162

97253626


Как было уже сказано ранее, каждый из методик имеет свой вес, определенный экспертным путем:

1) Метод скользящей средней - 0,25

2) Метод экспоненциального сглаживания - 0,25

3) Анализ временного ряда - 0,5

Распределив веса, мы рассчитали итоговые прогнозные значения выручки, представленные в таблице 4.4., с учетом предложенных методик и бюджета, предложенного специалистами отдела продаж.

Таблица 4.4 - План продаж в ООО «Суши-рыба»

Период

Прогнозный , руб.

Январь2018

6663983

Февраль2018

7365836

Март2018

7626181

Апрель2018

7824015

Май2018

7938455

Июнь2018

8074019

Июль2018

8137015

Август2018

8141042

Сентябрь2018

8200871

Октябрь2018

8293625

Ноябрь2018

8391650

Декабрь2018

8596934

План 2018

97253626

План 2017

85400000

План 2016

57120000

Подводя итоги данного раздела, отметим, что разносторонний подход к прогнозированию позволяет наиболее корректно оценить возможную ситуацию, хотя и не лишает вероятности проявления ошибок и отклонений прогнозных данных. Поскольку «сухие» статистические данные очень часто исключают шоки, то отслеживание тенденций внешней среды является одной из ключевых факторов построения бюджета продаж предприятия.

Изучение данного аспекта бюджетирования имеет большие перспективы, поскольку построение более сложной, многофакторной регрессии с большим количеством регрессоров может наиболее полно отобразить возможное развитие событий на рынке сбыта. Что именно формирует спрос: каково влияние конкурентов, технологий, образования персонала, местонахождения торговых предприятий и многое другое.

2. Рекомендации по оптимизации планирования расходов. Вторым важнейшим разделом планирования является бюджет расходов, который имеет непосредственное отражение в БДР. Так как компания ООО "Суши-рыба" является производителем продукции, то данный раздел несколько проще, чем в промышленном предприятии.

Для планирования общих расходов предприятия были разработаны:

1. Бюджет себестоимости составляется на основании формулы: