Файл: Коммерческие риски и способы их уменьшения ОАО «Алеся».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Решения в деятельности предпринимательских организаций (компаний) при­ходится принимать в условиях неопределенности, когда нужно выбрать направление действий из нескольких возможных ва­риантов, осуществление которых сложно рассчитать (предсказать), как говорится, на все 100 процентов. Риск присутствует в любой сфере человечес­кой деятельности, что связано с огромным множеством факторов и условий, приводящих к отрицательному или положительному исходу прини­маемых индивидуумами решений.

Исторический опыт показывает, что риск не достигнутых намеченных результатов особенно стал проявляться в условиях всеобщности товарных и денежных отноше­ний, конкуренции участников хозяйственного оборота. Поэтому с появлением и развитием капиталистических отношений появ­ляются различные теории риска, а классики экономической тео­рии особое внимание уделяют на изучение проблем риска в пред­принимательской деятельности.

Увеличению прибыли торгового предприятия содействует рост продажи товаров, вызванный ростом числа новых покупателей, объемов покупок постоянными клиентами, снижением цен и стоимости самого процесса реализации товаров.

Также такая возможность прироста товарооборота полностью зависит от уровня организации торговли, степени внедрения маркетинга, эффективности управленческих решений.

В частности, новых покупателей, возможно, привлечь более совершенной, чем у других предприятий, высокой репутацией и специализацией торгового предприятия, выкладкой товаров, хорошей пропагандой и рекламой, дополнительными торговыми услугами, более низкими ценами, при том же качестве продукции, легкостью приобретения (широкий выбор товаров, отсутствие очередей и т. п.), предложением покупателям товаров с учетом их потребительских привычек.

На решение об увеличении покупок (товаров) постоянными клиентами влияют: уровень реализации идей (связанных с удобствами для покупателя, полнотой ассортимента и т. п.), демонстрация продукции, , наличие в продаже товаров, сопутствующих изделий, пользующихся спросом населения, уровень цен, реклама принудительного ассортимента.

Увеличение объемов реализуемой продукции (товаров) в результате снижения стоимости торговых услуг и цен возможно при реальном снижении стоимости предназначенной к реализации продукции, повышении управляемости запасами и закупками, ускорении оборачиваемости товарных запасов, ликвидации неходовых товаров, повышении эффективности использования торговых площадей, широком внедрении самообслуживания.


Деятельность торгового предприятия (торговых площадок) должна быть направлена на рост прибылей, как для себя, так и для поставщиков товаров (изделий). Если у того или иного предприятия имеются два-три предложения на покупку или продажу товаров по одинаковой цене, как правило, выбирается предложение того предприятия (организации), с которым установлены наиболее тесные контакты хозяйственного сотрудничества, которое в прошлом не единожды оказывало помощь в решении возникающих проблем в процессе производства, поставки и реализации продукции.

Современная экономическая практика и теория риск рассматривает как один из факторов формирования прибыли. При этом некая часть прибыли представляет собой вознаграждение за готовность идти на риск и за эффективное управление этим риском (значимость последнего в странах с развитой рыночной экономикой в последние годы выросла).

Первая часть понимания взаимодействия риска и прибыли относится к периодам становления новых экономических отношений, создания новых предприятий (фирм), новых открытий, занятия новыми видами деятельности, улучшения ассортиментной структуры товарооборота, совершенствования товарной политики.

На этапе ускоренного развития экономики такое понятие как риск несколько утрачивает свою актуальность, однако возрастает роль эффективного управления риском.

Объектом исследования в данной курсовой работе является ОАО «Алеся».

Предметом является процесс нейтрализации и профилактики коммерческих рисков.

Целью курсовой работы является изучение страхования рисков и коммерческого риска, как один из основных механизмов нейтрализации коммерческих рисков на ОАО «Алеся».

Для выполнения поставленной цели в курсовой работе ставятся следующие задачи:

- рассмотреть классификацию и сущность риска, управление и основные механизмы нейтрализации предпринимательских рисков;

- провести анализ коммерческих рисков на ОАО «Алеся»;

- определить организационные меры по нейтрализации и профилактике рисков.

Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КОММЕРЧЕСКИМИ РИСКАМИ

Сущность коммерческого риска


Обычно под риском понимают, какую либо вероятность наступления некоторого неблагоприятного события, после которого последует различного рода потери, к примеру: потеря имущества, получение физической травмы, получение доходов ниже ожидаемого уровня и т.п.

Предпринимательская деятельность содержит конкретную долю риска, которую должен взять на себя предприниматель, определив масштабы и характер этого риска.

В предпринимательской деятельности под «риском» принято понимать вероятность угрозы, потери предприятием части своих ресурсов, не полученные доходы или появления дополнительных расходов в результате которой осуществляется определенная производственная и финансовая деятельность.

Риск - это деятельность, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность качественно и количественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата, отклонения от цели и неудачи.

В явлении «риск» так же можно выделить следующие элементы, взаимосвязь которых и составляет его сущность:

отсутствие уверенности в достижении поставленной цели;

вероятность достижения желаемого результата;

вероятность отклонения от предполагаемой цели, ради которой осуществлялась выбранная альтернатива;

возможность материальных, нравственных и других потерь, связанных с осуществлением выбранной в условиях неопределенности альтернативы.

Основными чертами риска являются: неопределенность, противоречивость и альтернативность.

Такая черта как противоречивость в риске приводит к столкновению объективно существующих рискованных действий с их субъективной оценкой. Так как наряду с инициативами, новаторскими идеями, внедрением новых перспективных видов деятельности, ускоряющими технический прогресс и влияющими на общественное мнение и духовную атмосферу общества, догматизм, идут консерватизм, субъективизм и т.п.

Альтернативность в риске предполагает как необходимость выбора из двух или более возможных вариантов действий, решений, направлений. Стоит заметить, что если возможность выбора отсутствует, то не возникает рискованной ситуации, а, следовательно, и самого риска.

Неопределенностью называется неточность или неполнота информации об условиях реализации решения (проекта). Существование риска непосредственно связано с наличием неопределенности, которая неоднородна по содержанию и по форме проявления. Предпринимательская деятельность осуществляется под влиянием неопределенности внешней среды (экономической, социальной, политической и т.д.), множества переменных, контрагентов, лиц, у которых поведение не всегда можно предугадать с приемлемой точностью.


Основными причинами неопределенности являются:

Проявление случайных природных явлений и процессов, например, стихийные бедствия, в которые входят: землетрясения, ураганы, наводнения, гололед, засуха, мороз.

«Случайностью» называют условия, которые в одно и то же событие происходит неодинаково в результате многих социальных, экономических и технологических процессов.

Присутствие противоборствующих тенденций, столкновение интересов (межнациональные конфликты, военные действия).

Вероятностный характер научно-технического прогресса практически невозможно определить определенные последствия тех или иных научных открытий, технических изобретений.

Недостаточность, неполнота, информации об объекте, процессе или явлении, эта причина приводит к ограниченности человека в переработке и сборе информации, с постоянной изменчивостью этой информации.

Ограниченность материально-финансовых трудовых и других ресурсов при реализации и принятии решений; невозможность однозначного познания объекта при сложившихся методах и уровне научного познания; ограниченность сознательной деятельности человека, существующие различия в социально-психологических установках, поведении, оценках.

Коммерческий риск — это риск, который возникает в процессе реализации услуг и товаров, купленных или произведенных предпринимателем. Основные причины коммерческого риска:

- Потери товара (изделий);

- Увеличением закупочной цены продукта (товара) в процессе осуществления предпринимательского проекта;

- Снижение объемов реализации в результате падения потребности или спроса на товар, реализуемый предпринимательской организацией, вытеснение его конкурентами и их конкурирующим товаром или введение ограничений на продажу;

- Повышением издержек обращения в результате выплаты штрафов, непредвиденных пошлин и отчислений, что так же приводит к уменьшению прибыли предпринимательской фирмы.

- Непредвиденное уменьшение объемов закупок в сравнении с обычными нормами, что, следовательно, и уменьшает масштаб всей операции и увеличивает расходы на единицу объема реализуемого товара (за счет условно постоянных расходов организации);

- Потери качества товара (изделий) в процессе обращения (хранения, транспортировки), так же приводит к снижению его цены;

Коммерческий риск содержит риски:

- Риск, связанный с реализацией услуг (товара) на рынке;

- Риск, связанный с платежеспособностью покупателя;


- Риск, связанный с приемкой услуг (товара) покупателем;

- Риск, связанный с транспортировкой товара (изделия).

Отдельное внимание заслуживает транспортный риск. В нынешнее время различные транспортные риски классифицируются по степени и по ответственности в четырех группах: «D», «C», «F», «E».

- Группа «D» означает, что все транспортные риски ложатся на продавца. К этой группе относятся следующие конкретные ситуации:

1. DDU означает, что продавец принимает на себя транспортные риски до определенного договором места (чаще всего это склад) на территории покупателя;

2. DEQ означает, что передача рисков происходит в момент прибытия товара в порт загрузки;

3. DES означает, что передача рисков продавцом покупателю происходит на борту судна;

4. DDP означает, что продавец ответствен за транспортные риски до определенного места на территории покупателя, но покупатель оплачивает их.

5. DAF означает, что продавец принимает на себя риски до определенной государственной границы. Далее риски принимает на себя покупатель;

- Группа «С» включает ситуации, когда продавец заключает с покупателем договор на транспортировку товара, но не принимает на себя риск. Это следующие конкретные ситуации:

1. CPT означает, что покупатель и продавец делят между собой ответственность и риски. В определенный момент риски полностью переходят от продавца к покупателю;

2. CFK означает, что продавец оплачивает транспортировку до порта прибытия, но ответственность и риск за сохранность товара (изделия)и дополнительные затраты берет на себя сам покупатель;

3. CIP означает, что риски переходят от продавца к покупателю в определенном промежуточном пункте транспортировки, кроме этого, продавец платит и обеспечивает стоимость страховки товара;

4. CIF означает, что кроме обязанностей, продавец предоставляет и оплачивает страховку рисков во время транспортировки.

- Группа «F» содержит три конкретные ситуации передачи рисков и ответственности:

1. FOB означает, что продавец снимает с себя ответственность после выгрузки товара с борта судна;

2. FAS означает, что ответственность и риск за товар (изделие) переходят от поставщика к покупателю в определенном договором порту;

3. FСА означает, что ответственность и риск продавца переносятся на покупателя в момент передачи товара в условленном месте.

- Группа «E» включает ситуацию, когда продавец (поставщик) держит продукцию на своих собственных складах «ExWorks» (самовывоз для покупателя). Риск принимает на себя поставщик до момента принятия продукции (товара) покупателем. Риск транспортировки от помещения продавца до конечного пункта уже принимается самим покупателем.