Файл: Коммерческие риски и способы их уменьшения ОАО «Алеся».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Страхование коммерческих рисков – это те виды страхования, о которых должен знать и помнить любой предприниматель.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РИСКОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ

2.1 Характеристика ОАО «Алеся»

ОАО «Алеся» является юридическим лицом с частной формой собственности.

Общество создано приказом Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь.

ОАО «Алеся» расположено по адресу: город Минск, улица Старовиленская,131.

Уставный фонд сформирован без участия кредитов, заемных и привлеченных средств.

Источником формирования являются имущество и денежные взносы, переданные обществу учредителем. Учредителем ОАО «Алеся» является Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь.

На 01.01.2010г. уставный фонд ОАО «Алеся» составляет 23 260 200 тыс. руб., пакет полностью оплаченных простых именных акций составил 571 755 шт., номинальная стоимость одной акции составляет 30 000 рублей. Акций, выкупленных самим ОАО «Алеся», не имеется. Доля государства в уставном фонде общества составляет 64,97 %.

По состоянию на 01.01.2010г. в реестре владельцев акций ОАО «Алеся» зарегистрировано 8 947 акционеров, в том числе:

-Министерство экономики - 32311 акций (55,55 %)

-Брестский фонд территориального имущества- 1095 акций (1,88 %)

-Минский горисполком — 4384 акции (7,53 %)

-Юридические лица резиденты - 6059 акций (10,42 %)

-Физические лица резиденты - 14326 акций (24,62 %)

-Физические лица нерезиденты - не имеют.

Стоимость чистых активов общества по состоянию на 01.01.2011г. составляет 44897 млн. руб.

Обеспеченность акции имуществом общества составляет 78,18 рублей. В состав наблюдательного совета, входит 7 человек.

Сумма выплаченного им вознаграждения составила 778330 рублей. Результаты финансово-хозяйственной деятельности ежеквартально рассматриваются на заседании наблюдательного совета.

В состав ОАО «Алеся» входит три фабрики с законченным технологическим циклом:

-Фабрика верхнего трикотажа

-Камвольная фабрика

-Фабрика объемной пряжи

Предметом деятельности являются производство и сбыт товаров народного потребления и продукции производственно-технического назначения, в том числе через собственную торговую сеть, включающую фирменные магазины и склады хранения в Республике Беларусь.


Основное производство обслуживают вспомогательные службы: главного механика, материально-технического снабжения и транспорта, главного энергетика, ремонтно-строительного участка.

Непроизводственная сфера включает: жилищно-коммунальное хозяйство, комбинат общественного питания, спортзал, здравпункт.

Итоги работы ОАО «Алеся» за 2010 год крайне не утешительны. Из 17 основных целевых показателей выполнено только девять. Не выполнены показатели по выпуску трикотажных изделий, штапельной и объемной, пряжи шерстяной, нормативу запасов готовой продукции к среднемесячному объему производства, инвестициям в основной капитал, экономии топливно-энергетических ресурсов, росту среднемесячной зарплаты.

Объем производства продукции в сопоставимых ценах составил за 2010 год 9373 миллионов рублей, темп роста к предыдущему году 113,1 %, при задании 113 %.Темп роста к предыдущему году – 131,6 %.

Товаров народного потребления выпущено в отчетном году на 30,8 млрд.руб., что составило 110,7 % к уровню прошлого года.

В ушедшем году трикотажных изделий выпущено 1968 тыс. штук при задании 2141 тыс. штук, т.е. не выпущено к заданию 172 тыс. штук, темп роста к уровню прошлого года составил всего 95,0 %.

Товаров для детей выпущено 560 тыс. штук. Доля детского ассортимента в общем объеме выпуска трикотажных изделий составила 27,5 % и увеличилась к уровню 2008 года на 4,4 %.

Пряжи камвольной однониточной выпущено 185 т.н., соответственно не выпущено к заданию 41 т.н. пряжи. Темп роста к уровню прошлого года составил 110,1 %, при задании 112,5 %. Пряжи объемной однониточной выпущено 4232 т.н., при задании 5262 т.н. Задание по производству пряжи высокообъемной не выполнено на 1030 т.н. Индекс изменения к прошлому году составил 116,8 %.

Так как производство верхних трикотажных изделий, пряжи камвольной и объемной уменьшилось, произошло и снижение уровня использования производственных мощностей. Так, в 2008 году мощности фабрики верхнего трикотажа использовались на 63,7 %. По камвольной фабрике уровень использования производственных мощностей составил 48,7 %. По фабрике объемной пряжи использование производственных мощностей составило 68,9 %.

В ушедшем году объединение работало в условиях необеспеченности сырьевыми ресурсами и острого недостатка оборотных средств, что и не позволило выйти на прогнозный параметр по выпуску продукции в натуральном выражении. При потребности в полиакрилонитрильном жгуте в объеме 7508 т.н., в производство поступило 5320 т.н., т.е. необеспечение составило 1988 т.н., и все оно отразилось на работе двух текстильных фабрик. Камвольной фабрике для выполнения доведенного задания по выпуску пряжи камвольной необходимо было 2102 т.н. жгута, в производство поступило 1541 т.н., т.е. необеспечение фабрики составило 562 т.н., для фабрики объемной пряжи 5656 т.н. и 4134 т.н. соответственно.


Шерстью в ушедшем году объединение было также не обеспечено в полном объеме. При потребности шерсти в объеме 1095 т.н. в производство поступило 927 т.н., т.е. необеспеченность составила 164 т.н.

Ни одна из фабрик не имела незавершенного производства на уровне нормативного в течение всего года.

Так, камвольная фабрика имела незавершенное производство на конец года 36,0 % от норматива, по фабрике объемной пряжи – 48,6 %. По фабрике верхнего трикотажа обеспеченность незавершенным производством выросла.

Индекс изменения производительности труда в отчетном периоде к аналогичному периоду прошлого года составил 123,2 %, при доведенном задании 109,4 %.

Среднемесячная зарплата составила 55,5 тыс. руб., что ниже задания на 10,0 тыс. руб. Темп роста экспорта за 2010 год составил 128,7 %, при установленном задании 121,3 %. На экспорт поставлено товаров, работ, услуг на сумму 22,3 млн. долларов.

В таблице представлены показатели итогов деятельности ОАО «Алеся» за 2007-2009 годы.

Показатели

2007г.

2008г.

2009г

Отклонение (цепной способ)

Темпы роста (снижения), %

2008г. к 2007г.

2009г. к 2008г.

2008г. к 2007г.

2009г. к 2008г.

1. Прибыль от реализации продукции (работ, услуг):

5,93

5,42

36,78

87,65

3,678

86,60

35,68

1.1. В сумме, млн. р.

40, 44

61, 3

30, 88

46,78

24, 66

15,73

506,21

1.2. к выручке от реализации (рентабельность продаж), %

0,06

0,03

0,06

0,05

0,02

17,14

382,78

2. Прибыль от операционных доходов и расходов, млн. р.

496

395

262

101

133

79,86

66,23

3. Прибыль от внереализационных доходов и расходов, млн. р.

23,35

35,89

51,97

12,45

16,13

153,35

144,90

4. Прибыль организации, млн. р.

22,07

38,04

80,37

6056

42,30

172,36

211,28

5. Чистая прибыль (убыток), млн. р.

495

47,73

89,69

52,62

41,65

964,43

187,44

Анализируя данные можно сделать вывод о том, что к концу 2009 года предприятие пришло ещё с большими убытками, чем к концу 2008 года. В основном, убытки ОАО несёт от своей основной деятельности и эти убытки не покрываются прибылью от прочей деятельности, доходы от которой также снижаются из года в год. Рентабельность продаж катастрофически


В 2008-2009 годах финансовое состояние компании оставалось весьма трудным. В 2009 г. из-за результата уменьшения объемов реализации продукта, повышения запасов готовой продукции на складах, организация заработала лишь убытки в объеме 8031 миллионов рублей. При этом, в фоне этого расположения совершается последующий рост кредиторской и дебиторской задолженности компании.

Изучая показатели рентабельности предприятия, видна тенденция к снижению.

Сокращение коэффициента автономии в 61,8 %, повышение коэффициента экономического риска в 229,3 %, повышение коэффициента экономической зависимости в 142,2 % негативно определяют экономическое состояние компании. Состоятельность компании уменьшилась; у компании отсутствуют средства для покрытия собственных обязанностей. Существует угроза банкротства компании.

С состоятельности компании трудовыми ресурсами и эффективности их применения зависят объём и оперативность исполнения всех работ, эффективность применения оборудования, машин механизмов и как результат – объём изготовления продукта, ее себестоимость, доход и несколько иных экономических показателей.

Списочная численность работающих ОАО «Алеся» по состоянию на 1.01.2009 составляла 4700 человек, из них 3630 женщин.

Более половины руководителей и специалистов имеют высшее образование, рабочие в основном имеют профессионально – техническое и среднее образование.

В 2009 году на предприятие принято 442 человека, уволено по различным причинам 823 человека, из них 186 человек - по уважительным причинам, 616 человек - по собственному желанию, 21 человек - за нарушение трудовой дисциплины (прогулы, появление на работе в нетрезвом состоянии).

Среднесписочная численность персонала за 2009 г. составила 4891 человек.

Коэффициент выбытия кадров составил 823/4891 = 16,8 %, коэффициент приема 442 / 4891 = 9,0 %. Текучесть кадров в 2009 г. составила (616+21)/4891 = 13,0 %.

Основной причиной высокой текучести кадров является неэффективная система мотивации персонала, низкий уровень заработной платы.

В соответствии с определением издержек производства и себестоимости следует различать себестоимость производства и реализации, выпуска продукции и продаж. Себестоимость выпуска (производства) продукции характеризует в денежном измерении все материальные затраты и затраты на оплату труда, которые в том или ином производстве приходятся на единицу и на весь объем выпускаемой продукции. В себестоимости как в обобщающем экономическом показателе находят свое отражение все стороны деятельности предприятия: степень технологического оснащения производства и освоения технологических процессов; уровень организации производства и труда, степень использования производственных мощностей.


Рассмотрим методику анализа общей суммы затрат по данным за 2008–2009 гг. на примере предприятия ОАО «Алеся».

Примечание – Источник: форма 5-З «Отчет о затратах на производство продукции»

Данные таблицы 2.7 свидетельствуют о том, что в отчетном году, равно как и в прошлом, наибольший удельный вес занимают материальные затраты (64,58 %), что говорит о материалоемком характере производства. Следовательно, важнейшим направлением снижения затрат на производство будет поиск резервов по сокращению этих расходов. Как известно, главным источником экономии материалов является их рациональное использование.

За рассматриваемый период удельный вес заработной платы производственных рабочих увеличился на 36,32 %, соответственно и отчисления — на 30,11 %. Это увеличение связано с увеличением трудоемкости на базе внедрения новой техники, совершенствованием технологии, а также с заменой деталей и узлов собственного производства покупными изделиями и полуфабрикатами.

Рост прочих затрат вызван изменением их структуры: увеличением доли процентов за кредиты банка, арендной платы, налогов, включаемых в себестоимость.

Таким образом, повышение общей суммы затрат было вызвано повышением в абсолютном выражении суммы почти каждого элемента затрат.

Анализ себестоимости продукции по статьям затрат на ОАО

Наиболее основным минусом компании считается дефицит денег с целью технологического перевооружения, а кроме того пополнения используемых денег с целью получения новейших современных типов сырья, комплектующих и фурнитуры.

Главным фактором падения объемов изготовления считается сокращение спроса на трикотажные изделия производства ОАО «Алеся» из-за высокой интенсивности торга импортными товарами (в особенности восточноазиатских производителей), российскими продуктами производства малых компаний и индивидуальных предпринимателей, а кроме того невысокая платежеспособность торговли (в особенности потребкооперации), увеличение тарифов на коммунальные услуги.

В сегодняшнем этапе формирования нужны реструктуризация, что бы любое предприятие отвечала за окончательный итог собственной работы: усовершенствование рекламных отраслей, с целью оперативного установления направлений всемирных тенденций по моделированию и конструированию конкурентоспособных изделий; установление групповых проектов согласно экономии энергетических и материальных ресурсов; увеличение товаропроводящей сети с оснащением промежуточных оптовых складских помещений, а кроме того спецоборудование их фирменных магазинов, сбережение фонда оплаты труда, снижение дублирования в управлении производственными подразделениями.