Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
1.1 Понятие и виды управленческих решений
1.2 Методы разработки управленческих решений
1.3 Понятие процесса принятия коллективного решения, его особенности и структура
3. РАЗРАБОТКА И ВЫБОР УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ
1.3 Понятие процесса принятия коллективного решения, его особенности и структура
Целевая ре групповая ре задача ре как ре объект ре и ре как ре база ре для ре принятия ре решений ре группы ре инициирует ре обсуждение ре проблем, ре в ре результате ре которого ре группа ре принимает ре определенное ре решение. ре Выделяемые ре среди ре специалистов ре переменные ре процесса ре принятия ре коллективного ре решения ре рассматривают ре задачу ре как ре существенный ре фактор: ре во ре многом ре она ре может ре быть ре квалифицирована ре как ре источник ре и ре объект ре этого ре процесса ре [6]. ре
В ре настоящее ре время ре разработана ре наиболее ре обобщенная ре классификация ре групповых ре задач, ре авторами ре которой ре являются ре Д. ре Хэкмен ре и ре Ч. ре Моррис. ре Она ре вводит ре следующие ре типы ре групповых ре задач: ре - ре продуктивные ре (их ре решение ре ведет ре к ре оригинальным, ре творческим ре продуктам, ре например, ре к ре генерированию ре новых ре идей); ре - ре дискуссионные ре (требуют ре от ре членов ре группы ре дискуссии ре по ре поводу ре конкретного ре вопроса ре и ре выработки ре согласованного ре решения); ре - ре проблемные ре (они ре требуют ре выявления ре специфики ре процесса, ре призваны ре решить ре некоторые ре проблемы) ре [42]. ре Целевая ре групповая ре задача ре (по ре М.Шоу) ре имеет ре такие ре измерения, ре как: ре трудность; ре множественность ре решений; ре внутренний ре интерес ре к ре задаче; ре требования ре кооперации; ре требования ре интеллектуально-манипуляционные; ре знакомство ре с ре задачей ре сотрудников ре [8]. ре После ре постановки ре проблемы ре основная ре задача ре заключается ре в ре сборе ре данных ре по ре проблеме. ре
При ре принятии ре решения ре относительно ре курса ре действий ре из ре предложенных ре решений ре этой ре проблемы, ре группа ре сопоставляет ре их ре с ре диагнозом, ре некоторые ре из ре них ре она ре отбрасывает, ре другие ре - ре объединяет ре и ре затем ре приходит ре к ре окончательному ре решению, ре которое ре удовлетворяет ре всех ре членов ре группы ре [3]. ре Перед ре тем ре как ре ставить ре задачу ре изучения ре особенностей ре процесса ре принятия ре коллективных ре решений, ре необходимо ре обратиться ре к ре определению ре данного ре понятия. ре Словарь ре психологических ре терминов ре дает ре следующее ре определение: ре «принятие ре решений ре коллективное ре - ре выбор ре группой ре из ре ряда ре альтернатив ре в ре условиях ре взаимного ре обмена ре информацией ре при ре решении ре общей ре для ре всех ре членов ре целевой ре группы. ре
Процедура ре принятия ре коллективных ре решений ре предполагает ре в ре результате ре сближение ре членов ре группы ре в ре отличие ре от ре групповой ре дискуссии, ре которая ре обычно ре рассматривается ре как ре фаза, ре предшествующая ре принятию ре решений. ре В ре некоторых ре случаях, ре коллективное ре принятие ре решений, ре применяется ре в ре условиях ре ограниченного ре обмена ре информацией, ре когда ре члены ре группы ре могут ре только ре сообщить ре о ре своих ре первоначальных ре решениях» ре [7]. ре На ре данном ре этапе ре теоретического ре обзора ре целесообразно ре обратиться ре к ре анализу ре всех ре плюсов ре и ре минусов ре коллективного ре принятия ре решений. ре Американские ре психологи ре обнаружили, ре что ре групповое ре обсуждение ре порождает ре в ре два ре раза ре больше ре идей ре по ре сравнению ре с ре ситуациями, ре когда ре те ре же ре люди ре работают ре в ре одиночку. ре Решения, ре принятые ре группой, ре выступают ре как ре более ре точные ре по ре сравнению ре с ре индивидуальными, ре т.к. ре группа ре в ре целом ре имеет ре больше ре знаний, ре чем ре один ре индивид. ре Кроме ре того, ре эта ре информация ре обнаруживается ре более ре разносторонней, ре что ре формирует ре значительное ре разнообразие ре подходов ре к ре решению ре проблемы. ре Однако ре группы ре обычно ре не ре способствуют ре проявлению ре творческих ре сил ре индивида ре при ре принятии ре решений, ре а ре аще ре всего ре подавляет ре творческие ре порывы ре отдельных ре ее ре членов. ре Принимая ре решения, ре группы ре могут ре следовать ре привычным ре образцам ре в ре течение ре длительного ре периода ре [4]. ре
С ре другой ре стороны, ре группа ре лиц ре лучше ре может ре оценить ре новаторскую ре идею, ре т.е. ре группу ре порой ре используют ре для ре того, ре чтобы ре сформировать ре суждение ре о ре новизне ре и ре оригинальности ре идеи. ре При ре коллективном ре принятии ре решений ре повышается ре приемлемость ре принятых ре решений ре для ре всех ре членов ре группы, ре т.к. ре если ре люди ре участвуют ре в ре принятии ре решений, ре они ре охотнее ре поддерживают ре их ре и ре побуждают ре других ре согласиться ре с ре ними ре [11]. ре Участие ре в ре процессе ре принятия ре решений ре налагает ре на ре индивида ре надлежащие ре нравственные ре обязательства ре и ре увеличивает ре уровень ре мотивации, ре если ре ему ре должно ре реализовывать ре эти ре решения. ре Значительным ре преимуществом ре коллективных ре решений ре выступает ре то, ре что ре такие ре решения ре могут ре восприниматься ре более ре законными ре по ре сравнению ре с ре решениями, ре принятыми ре по ре отдельности. ре Когда ре происходит ре коллективное ре принятие ре решений, ре речь ре идет ре о ре групповом ре обсуждении ре определенной ре проблемы, ре в ре результате ре которого ре группа ре как ре таковая ре вырабатывает ре для ре реализации ре конкретное ре действие ре [5]. ре
Процесс ре коллективного ре принятия ре решений ре состоит ре из ре четырех ре этапов ре [9]: ре 1. ре Установление ре фактов ре (интервью ре группы). ре Важнейшая ре задача ре состоит ре в ре сборе ре данных. ре Этот ре этап ре является ре чисто ре фактическим ре и ре объективным. ре На ре его ре протяжении ре участники ре совместного ре обсуждения ре стараются ре воздерживаться ре от ре оценки ре собираемых ре фактов. ре Наиболее ре распространенным ре методом ре сбора ре всей ре совокупности ре мнений ре в ре группе ре по ре конкретному ре вопросу ре выступает ре групповое ре (коллективное) ре интервью. ре Эффективность ре группового ре интервью ре зависит ре от ре тщательности ре его ре подготовки.
ре Необходимо: ре - ре осведомить ре всех ре членов ре группы ре о ре целях ре группового ре обсуждения, ре четко ре наметить ре тему ре [9]; ре - ре найти ре удобное ре время ре обсуждения, ре определив ре продолжительность ре около ре 1,5 ре часов; ре - ре обеспечить ре физический ре и ре психологический ре комфорт ре (желательно ре иметь ре круглый ре стол, ре отсутствие ре посторонних ре наблюдателей ре и ре т. ре д.).
ре Задача ре интервьюера, ре с ре одной ре стороны, ре контроль ре за ре групповой ре динамикой, ре с ре другой ре - ре направление ре группы ре для ре достижения ре цели. ре Для ре этого ре он ре должен ре оказывать ре содействие ре активному ре участию ре каждого ре члена ре группы ре в ре обсуждении ре определенных ре задач. ре 2. ре Оценка ре фактов ре (мнения ре по ре поводу ре установленных ре фактов). ре Оцениваются ре имеющиеся ре данные, ре он ре диагностический. ре Участники ре имеют ре возможность ре сказать, ре что ре они ре думают ре о ре собранных ре данных, ре а ре руководитель ре собрания ре в ре это ре время ре только ре фиксирует ре высказываемые ре мнения, ре чтобы ре начать ре поиск ре решения ре проблемы ре на ре третьем ре этапе. ре
На ре данном ре этапе ре процесса ре принятия ре группового ре решения ре искать ре решения ре еще ре рано. ре
3. ре Поиск ре решений ре (брейнсторминг). ре На ре этом ре этапе ре ни ре ведущий, ре ни ре участники ре не ре должны ре критиковать ре мнение ре других ре участников. ре Группа ре должна ре принять ре максимальное ре количество ре идей ре об ре одной ре конкретной ре проблеме ре
4. ре Принятие ре решений ре Установленные ре и ре предлагаемой ре группы ре решения ре проблемы ре на ре втором ре этапе ре «диагностики», ре есть ре некое ре отсеивание ре методом ре перебора, ре их ре сравнение ре и ре выбор ре наиболее ре оптимального ре из ре них. ре Ведущий ре изображает ре на ре доске ре условия ре обсуждения, ре фиксирует ре все ре предложения ре и ре оговаривает ре каждое ре предложение ре в ре отдельности ре [9]. ре В ре значительной ре степени ре успех ре коллективного ре принятия ре решений ре зависит ре от ре содействия ре членов ре группы ре и ре руководителя ре работой ре этой ре группы. ре Он ре должен ре создать ре дух ре доверия ре и ре активизации ре сотрудничества ре всех ре членов ре группы. ре Необходимо ре формировать ре условия ре и ре поощрять ре свободное ре выражение ре идей, ре чувств ре и ре отношений, ре не ре мешать ре говорить ре и ре уметь ре слушать, ре принимать ре выставленные ре участниками ре чувства ре и ре уметь ре выражать ре их ре [1]. ре Таким ре образом, ре коллективное ре принятие ре решений ре рассматривается ре в ре современной ре психологии ре как ре группой ре выбор ре из ре ряда ре альтернатив ре в ре условиях ре взаимного ре обмена ре информацией ре при ре решении ре общей ре для ре всех ре членов ре целевой ре групповой ре задачи. ре Процедура ре принятия ре коллективных ре решений ре предполагается ре в ре результате ре сближения ре членов ре группы. ре
В ре результате ре исследований ре ученые ре выяснили, ре что ре процесс ре коллективного ре принятия ре решений ре организован, ре в ре общем, ре на ре основе ре принципа ре структурного ре уровня ре и ре образует ре иерархию, ре включающую ре пять ре основных ре уровней: ре квазигрупповой, ре агрегативно-групповой, ре локально-групповой, ре интегративно-групповой, ре транслитерацию ре (метагрупповой) ре [2]. ре Уровень ре квазигрупповой ре - ре это ре естественная ре и ре необходимая ре форма ре коллективной ре работы ре во ре всех ре случаях, ре когда ре группа ре не ре может ре прийти ре к ре общему ре решению, ре или ре большинство ре ее ре членов ре считают ре нецелесообразным. ре Группа ре в ре этих ре случаях ре перестает ре функционировать ре как ре целое, ре утрачивает ре статус ре коллективного ре субъекта ре выбора. ре При ре хроническом ре повторении ре таких ре решений ре возникает ре явление ре редукции ре референтности, ре что ре означает, ре что ре индивиды ре в ре значительной ре мере ре перестают ре быть ре реальными ре носителями ре групповых ре норм, ре ценности, ре правил, ре установки ре и ре т. ре д. ре и ре сохраняют ре формальную ре включенность ре в ре нее ре [2].
Агрегативно ре – ре групповой ре уровень ре характеризуется ре наличием ре коллективного ре (группового) ре субъекта ре выбора, ре хотя ре и ре представленного ре в ре максимально ре простой ре форме ре – ре «суммативном», ре укрупненном. ре Группа ре работает ре здесь ре в ре целом, ре она ре направлена ре на ре развитие ре общего ре решения ре для ре сохранения ре своей ре идентичности. ре Однако ре ее ре состав ре в ре качестве ре субъекта ре решения ре относительно ре прост, ре он ре представлен ре как ре совокупность ре позиций ре членов ре группы ре «за» ре и ре «против». ре Несмотря ре на ре свои ре очевидные ре недостатки, ре этот ре уровень ре принятия ре групповых ре решений ре является ре наиболее ре демократическим ре - ре на ре основе ре равенства ре участия ре и ре учета ре мнений ре членов ре группы ре в ре [9]. ре
Существенной ре особенностью ре локально-группового ре уровня ре организации ре процессов ре коллективного ре принятия ре решений ре заключается ре в ре том, ре что ре это ре естественно ре и, ре более ре того, ре весьма ре существенно ре меняет ре общий ре принцип ре структурирования ре процессов ре группового ре решения, ре и, ре следовательно, ре изменяет ре структуру. ре Принцип ре агрегатного ре структурирования ре меняется ре на ре интегративный: ре решения ре принимаются ре не ре на ре основе ре соотношения ре числа ре голосов ре «за» ре и ре «против», ре а ре на ре основе ре других ре более ре совершенных ре процедур ре и ре механизмов. ре Основными ре особенностями ре этого ре уровня ре являются: ре локальность; ре специализация; ре селективность ре и ре разовый ре характер ре подготовки ре и ре принятия ре решений. ре В ре силу ре этих ре особенностей, ре окончательное ре решение ре зависит ре от ре интеграции ре содержательных ре аргументов ре и ре детерминантов ре [2]. ре
На ре следующем ре уровне ре – ре интегративно-групповом ре – ре субъектный ре базис ре решения ре снова ре переживает ре значительные ре трансформации. ре Тот ре факт, ре что ре эти ре решения ре уже ре активно ре участвуют ре не ре какие-либо ре подструктура ре группы, ре а ре все. ре Таким ре образом, ре объем ре предметной ре основы ре достигает ре максимума, ре оно ре совпадает ре с ре объемом ре группы ре в ре целом. ре Выбор ре здесь ре основывается ре на ре обобщении ре обсуждения, ре «взвешивания», ре рассмотрения ре вариантов, ре реализуясь, ре в ре основном, ре в ре виде ре широко ре известного ре явления ре консенсуса. ре Существует ре четыре ре основных ре вида ре консенсуса: ре частичный, ре деструктивный, ре консенсус-компромисс, ре интегральный ре (или ре синергетический). ре На ре этом ре уровне ре происходит ре своеобразный ре синтез ре двух ре предыдущих ре уровней. ре
Пятый ре уровень ре метагруппового ре решения ре достигается ре в ре тех ре случаях, ре когда ре сложность ре объективной ре ситуации ре коллективного ре выбора ре превышает ре возможности ре группы ре по ре его ре реализации. ре Естественная ре реакция ре группы ре - ре просить ре помощи ре извне, ре другими ре группам ре и/или ре лицам, ре что ре сопровождается ре естественными ре изменениями ре в ре структуре ре и ре содержании ре субъективного ре базиса ре решений: ре группа ре либо ре сознательно ре и ре преднамеренно ре выходит ре за ре пределы ре своей ре исходной ре субъектности, ре либо ре вообще ре из ре альтернативного ре субъекта ре превращается ре в ре объект, ре если ре она ре делегирует ре это ре право ре в ре другую ре группу ре или ре человека. ре Чем ре выше ре уровень ре развития ре группы, ре тем ре более ре в ре функционировании ре воплощена ре выбранная ре организационная ре структура, ре тем ре разнообразнее ре она ре использует ре методы ре и ре стратегии ре в ре коллективном ре принятии ре решений ре [3]. ре Ответственность, ре однако, ре это ре не ре единственная ре причина, ре по ре которой ре приходится ре прибегать ре к ре коллективным ре решениям. ре Групповое ре принятие ре решений ре в ре ряде ре случаев ре является ре менее ре субъективным, ре дает ре возможность ре выявить ре больше ре альтернатив, ре всесторонне ре оценить ре многочисленные ре варианты, ре выбрать ре лучшие ре и ре ликвидировать ре слабые. ре Существенным ре недостатком ре коллективного ре решения ре является ре его ре относительно ре низкая ре оперативность: ре выработка ре такого ре решения ре требует ре определенного ре времени ре [8]. ре