Файл: Проектирование организации (создание проекта организации по производству хлеба-булочных изделий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 164

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы заключается в том, каждый субъект рынка, желающий обеспечить стабильное функционирование и развитие бизнеса, расширение сегмента рынка реализации собственных товаров и услуг и, как следствие, увеличение прибыли, обязан на стратегическом и оперативном уровнях управления, решать задачи повышения конкурентоспособности своего предприятия.

Неотъемлемой частью работы любого руководителя является организационное проектирование на этапе открытия или создания организации и на этапе осуществления хозяйственной деятельности. Проект организации можно определить, как структурное представление всех бизнес-процессов организации. Эффективность использования материальных и не материальных ресурсов организации напрямую зависит от налаженности и согласованности протекающих бизнес-процессов.

В современных экономических условиях осуществления хозяйственной деятельности организации необходимо иметь четкое представление, знать и уметь использовать с получением желаемого результата современные инструменты организационного проектирования для целей нормального функционирования в условиях конкуренции.

Сегодня на всех стадиях циклического процесса «производства - потребления» к руководителям предприятий различных форм собственности приходит понимание важности и значимости применения современных инструментов организационного проектирования. В настоящее время создается большое количество различных предприятий и организаций. Однако правильно организовать работу предприятия невозможно без четко проработанной и продуманной функциональной и организационной структуры управления проектируемой организации.

Основу методологии проектирования структуры организации составляет стратегическое видение – определение системы целей организации и механизмов их достижения. При этом организация рассматривается как многоцелевая система, поскольку ориентация на одну цель не отражает ее многообразную роль в развитии экономики.

Существует много разных теорий и концепций. Одни теории утверждают, что существует «единственный наилучший метод» проектирования организации. Другие теории утверждают, что оптимальная структура может изменяться в каждой ситуации в зависимости от таких факторов как технология и изменения в окружающей среде. Конкурирующие теории также отличаются друг от друга в зависимости от того, как они построены. Например, одни теории проектирования являются результатом логической индукции, другие - результатом изучения исследований. Одни теории стараются только предоставить основу для описания организаций, другие - стараются предписать «наилучшую» организацию.


Эти различия в подходах, тенденциях и построении анализа делают неудачными все попытки установления общей (основной) теории проектирования организации.

Целью курсовой работы является создание проекта организации по производству хлеба-булочных изделий.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд зада, а именно:

  • рассмотреть цель, факторы и сущность организационного проектирования;
  • рассмотреть основные элементы проектирования организации;
  • дать описание компании, название, бренд, слоган;
  • описать цель, миссию, диаграмму Ганта и риски проекта;
  • охарактеризовать организационно-правовую форму организации;
  • описать организационную структуру и функциональное описание отделов;
  • описать бизнес-процессы в проектируемой организации;
  • дать характеристику ассортименту и продукту;
  • описать рынок и положения компании на рынке;
  • выполнить анализ каналов сбыта и ценообразования и основных конкурентов;
  • проанализировать потребителей и целевую группу;
  • предложить стратегический план развития предприятия, связанный с бюджетом;

Объектом курсовой работы является организация, занимающаяся хлеба-пекарным производством.

Предметом курсовой работы выступает теория проектирования организации.

Теоретической основой исследования при написании работы стали специальная литература в области менеджмента и теории организации как Бульба А.В., Волгин В.В., Григорьев М.Н., Демин В.А., Лукинский В.С., Масленкова О.Ф., Миротин Л.Б., а также других российских и зарубежных исследователей.

Методологическая основа курсового исследования представлена следующими методами исследования: системный анализ, формально-логический метод, наблюдение, описание, математические и расчетные методы, а также табличный и монографический методы исследования.

Практическая значимость курсовой работы заключается в возможности использования результатов специалистами в области оптимизации бизнес-процессов, экономики и менеджмента на предприятиях различных форм собственности. Полученные результаты и выводы могут быть использованы для дальнейшего изучения темы исследования.

Исходя из поставленных целей и задач, курсовая работа имеет следующую структуру: введение, три главы основной части, заключение, список использованных источников и приложения.


Глава 1. Теоретические основы проектирования организации

1.1. Понятие, цель и сущность организационного проектирования

Под проектированием организации следует понимать разработку структуры и процесса координации организации, а также контроля работ. Отсюда следует, что проектирование организации – это постоянный поиск наиболее эффективного сочетания организационных переменных.

Целью проектирования работы организации является максимально объективное описание самой работы и протекающих процессов. Иными словами, это описание содержания, требований к организации и ее окружения. Существует достаточно много методов анализа работы, позволяющих руководителям определить составляющие любой работы.

Факторы, оказывающие влияние на этот процесс, носят ситуационный характер. Выделяют четыре группы ситуационных факторов:[1]

  • внешняя среда, т.е. все то, что находится вне организации;
  • технология работ в организации;
  • стратегический выбор руководства;
  • поведение работников.

Изображенные на рисунке 1 факторы могут влиять в отдельности или в комбинации через компоненты, которые заключены в каждом из них, на решения по проектированию организации.

Содержание работы охватывает действия, которые должны быть выполнены в рамках данной работы. В зависимости от выбранного метода анализа работы организации, описание ее содержания может быть широким или узким, то есть может быть простым заявлением о том, что надо делать, или представлять собой максимально детализированное разъяснение каждой отдельной операции.

Данный подход к отражению содержания работы называется функциональным анализом работы (ФАР). Он включает следующее описание[2]:

  • того, что работник делает по отношению к другим работникам и другим работам;
  • какие методы и операции следует использовать;
  • какие ресурсы используются при выполнении работы;
  • какой продукт или услуга производятся в процессе выполнения работы.

Следует отметить, что первые три позиции связаны с действиями, четвертая – с результатом работы. Функциональный анализ работы обеспечивает описание работы, основанное на классификации работ по каждой из четырех позиций. Также метод ФАР получил широкое применение при подготовке должностных инструкций.


ВНЕШНЯЯ СРЕДА

Сложность среды. Динамизм среды

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ВЫБОР

Идеология управления. Типы потребителей. Типы рынка сбыта и территориальное размещение производства

ТЕХНОЛОГИИ РАБОТ

Неопределенность в сроках начала работ и месте их выполнения. Неопределенность в способе выполнения работы

ПОВЕДЕНИЕ РАБОТНИКА

Потребности. Классификация. Мотивированность

Рисунок 1. Ситуационные факторы проектирования организации

Требования к работе отражают необходимые для ее выполнения качества индивида, такие как образование, навыки, опыт, способности, здоровье, воспитание и другие индивидуальные качества. Для составления списка данных требований в условиях конкретной организации используется метод должностного аналитического вопросика. Этот метод предполагает описание указанных характеристик индивида на основе анализа следующих параметров работы[3]:

  • информационные источники, важные для выполнения работы;
  • обрабатываемая информация и принимаемые решения, необходимые для выполнения работы;
  • физические действия и умения, требуемые для выполнения работы;
  • характер межличностных отношений, желательных для работы;
  • характер реакции индивида на условия работы.

Для достижения стратегических целей организации и реализации её стратегии, необходимо выполнить такое проектирование организации, которое будет соответствовать выбранной стратегии, это является реализацией функции организации, которая связанна с распределением работы по уровням и подразделениям организации и с распределением ответственности за выполнение этой работы.

1.2. Основные элементы проектирования организации

Рассмотрим элементы проектирования организации. Итак, проектирование организации связано с принятием ее руководством решений, относящихся ко многим областям жизнедеятельности организации. Эти решения касаются таких элементов организационной структуры как[4]:

1) Уровень разделения труда и специализации.

Эффективного и производительного функционирования организации невозможно достичь, когда один из ее членов или одна из ее частей делают все, чем занимается организация, либо, когда все ее члены или ее части делают одно и тоже. Поэтому в любой организации существует разделение труда между ее членами или частями;


2) Создание департаментов и кооперация.

Рост специализации отдельных работ в организации ограничивается возможностями по их координации. Разрешить эту проблему можно, если начать группировать схожие работы и их исполнителей, то есть начать осуществлять определенное организационное обособление исполнителей схожих работ. Данный процесс организационного обособления сгруппированных на определенной основе работ называется департаментизацией. Посредством департаментов организация может расширяться практически беспредельно.

3) Связь между частями организации и координация их деятельности.

В организации, состоящей из многих частей, должна осуществляться координация их деятельности, которая выступает основой структуры организации.

4) Иерархия организации и ее звенья.

Иерархия в общем виде означает расположение частей целого в порядке от высшего к низшему, а для организации – это просто структура управления или звенья.

5) Распределение прав и ответственности.

В практике управления применяются две системы распределения прав и ответственности или полномочий по уровням иерархии. Первая система строится на основе принципа единства подчинения. Вторая система – система двойного или множественного подчинения.

6) Централизация и децентрализация.

Централизация – это концентрация прав принятия решения, сосредоточение властных полномочий на верхнем уровне руководства организации. Децентрализация – это передача или делегирование ответственности за ряд ключевых решений, а, следовательно, и передача соответствующих этой ответственности прав на нижние уровни управления организацией.

7) Дифференциация и интеграция.

Дифференциация означает деление в организации работ между ее подразделениями таким образом, чтобы каждая из работ получила определенную степень завершенности в рамках данного подразделения.

Интеграция означает уровень сотрудничества, существующего между частями организации и обеспечивающего достижение их целей в рамках требований, предъявляемых внешним окружением.

Таким образом, под проектированием организации подразумевается соединение множества компонентов в единое целое, в результате чего организация сможет функционировать в соответствии с ее задачами, осуществлять финансово-хозяйственную деятельность и приносить прибыль.

После теоретического рассмотрения вопросов проектирования организации, таких как цель проектирования, сущность, факторы и элементы можно непосредственно приступить к практической разработке проекта организации.