Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ АМЕРИКАНСКОЙ МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА
1.1. Социально-психологическая характеристика и особенности американской модели менеджмента
1.2. Исторические предпосылки формирования современной американской модели управления персоналом
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА АМЕРИКАНСКОЙ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
2.1. Управление персоналом в фирмах США
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. За весь период существования менеджмента, многие европейские страны накопили существенные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей.
Среди всех существующих школ менеджмента персонала можно особенно выделить управленческую школу США, которая является одной из ведущих в мире (наряду с японской системой) и выступает как бы эталоном для творческого развития менеджмента персонала в других странах с учетом их специфики. Американский менеджмент позволил США занять лидирующее положение среди стран западного мира. Кроме того, именно в США впервые сформировалась наука и практика менеджмента. Его ведущее значение в мире сегодня неоспоримо, а влияние на развитие теории, практики наиболее велико, это все и объясняет актуальность выбранной темы.
Объектом данной работы является американский менеджмент и его история его возникновения.
Цель курсовой работы – исследование национально-исторических и социально-экономических предпосылок формирования и становления американской модели менеджмента.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть социально-психологическую характеристику и особенности американской модели менеджмента
2. Изучить исторические предпосылки формирования современной американской модели управления персоналом.
3. Исследовать систему управления персоналом в фирмах США.
4. Определить особенности мотивации персонала в фирмах США.
Практическая значимость работы выражается в анализе информации с целью выявления особенностей американского менеджмента, изучение которого дает широкую возможность применения, при условии адаптации к условиям работы организации.
Теоретической основой работы являются труды следующих отечественных и зарубежных ученых: Шапиро С.А., Шелдрейка Дж., Веснина В.Р., Виханского О.С., Гриценко Н.Н., Кравченко А.И. и других, в которых отражена специфика формирования и развития американского менеджмента.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы.
ГЛАВА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ АМЕРИКАНСКОЙ МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА
1.1. Социально-психологическая характеристика и особенности американской модели менеджмента
Из особенностей американского менеджмента большая часть специалистов, а также политических и государственных деятелей выделяют, в первую очередь, американскую деловитость.
Так что же такое «американская деловитость»? Под этим определением понимается умение вести свое дело, активная позиция, способность быстро искать выходы из сложившейся ситуации, толковость. Необходимо заметить, что у американской деловитости существуют свои признаки, которые абсолютно конкретны.
Во-первых, ее характеризуют такие качества работников, как настойчивость, стремление к поставленной цели, доведение начатого дела до конца.
Поэтому закономерно, что концепция управления по целям родилась и реализовалась в различных проявлениях именно в американском менеджменте.
Во-вторых, проявлением, характеризующим американскую деловитость, ученые считают поиск выгоды и дохода. Конечно, какой смысл идти к цели, если на достигнутом результате нельзя будет заработать? Предприимчивые американцы думают, что каждое дело должно сулить выгоду, а значит, принести выигрыш в денежных средствах и во времени. Именно в этом заключается смысл стремления американцев углубляться в детали каждого дела, метода, средства, системы, проявлять интерес к новинкам, исследовать и познавать чужой опыт.
Американские менеджеры снискали славу, как мастера извлекать максимум выгоды из конкретного дела или сложившейся ситуации. Если какая-то затея не ведет к выигрышу или уже выполнила свою миссию, то она обычно оставляется или забывается. Эта сторона американской деловитости привела к появлению трех деловых правил:
1. Делай то, что окупается, приносит доход.
2. Выбирай эффективные средства достижения целей.
3. Умей находить и использовать необходимые ресурсы[1].
В-третьих, американская деловитость характеризуется, кроме вышеперечисленного, также умением считать и оценивать. Во время создания, ведения или качественных улучшений дела американцы стараются объективно оценивать все плюсы и минусы, а также подсчитать вероятные затраты и прибыли.
В сфере менеджмента в Соединенных Штатах Америки, наверное, не существует ничего, что не оценивалось бы в деньгах и времени. По известному правилу время – это деньги, но и деньги, - это время. Вышесказанное приводит к организации работы таким способом, при котором время, деньги, силы и материалы не тратятся понапрасну. Рассматривая американский менеджмент, возможно найти множество усредненных цифр и данных, используемых при характеристике какой-либо проблемы. Кроме того, издается большое количество книг и пособий по вопросам сокращения административно-управленческих расходов, по эффективному использованию времени. Никогда не сможет эффективно управлять тот, кто не умеет считать и оценивать.
Еще одним признаком, характеризующим американскую деловитость, можно назвать единство слова и дела.
Менеджер в США, как правило, верно и предано относится к своим обязательствам, данному слову, обязательствам из подписанного контракта.
Устная договоренность – это начало дела, а не пустые разговоры о том, что никогда не будет выполнено.
Согласно этическим правилам американского бизнеса в случае невыполнения обещания, нарушения своего слова, менеджер теряет свое доброе имя и его начинают считать просто болтуном.
Таким образом, в американском менеджменте данное слово ценится очень высоко, а не является средством для откладывания дела «на потом», не служит в качестве временного успокоения, что имеет место быть в современной России. Из вышесказанного можно сделать вывод, что именно единство слов и дел сослужили хорошую службу американским руководителям и способствовали созданию их репутации в качестве деловых людей.
Также одним из свойств американской деловитости является лаконичность и ясность слова, что способствует экономии языковых средств. Американцы считают, что многословность представляет собой одного из главных врагов организации и управления.
В США издаются книги, которые содержат рекомендации по правильной формулировке разговора по телефону, перед аудиторией, с подчиненными. В этих книгах указывается, в каких случаях нужно экономить время, а в каких лучше поговорить и послушать. Для большей наглядности в издаваемых инструкциях, буклетах и рекомендациях часто применяются четкие и ясные, профессионально выполненные, рисунки, схемы, диаграммы. Выполненные в графическом режиме объекты – прекрасный инструмент в пояснениях материала при обучении специалистов.
На основе проведенного анализа учебной литературы, можно отметить, что особенность американского умения организовать процесс заключается в том, что подход к любому делу у американского менеджера весьма тщательный, в нем учитываются по возможности все стороны, определяющие успех (или неудачу) дела. Американские менеджеры считают, что в организации нет мелочей.
Эффективность работы каждой организации определяется, главным образом, укрепленностью с разных позиций – правовой, кадровой, материальной, финансовой, временной и т.п.
Американский рабочий умеет работать при условиях высокого уровня организации труда. Самое главное: он не ставится в условия «двойной занятости», то есть работать за себя и недостатки в организации работы[2].
Так как в американских фирмах обеспечивается высокий организационный уровень, то результатом является высокая выработка, эффективность использования человеческого труда, оборудования, материалов и времени.
Исходя из практики, мы видим, что использование любой организационной системы в США тем или иным образом связано с сохранением или повышением эффективности.
Особенностью американского менеджмента является то, что руководители умело находят, разрабатывают и внедряют организационную систему, которая задает работнику определенные условия, вынуждает его делать требуемое, а не то, чего желает работник.
Необходимо выделить два признака организованности:
1. «Каждый несет свой чемодан», поскольку знает что, когда и как делать;
2. «Не дуют ветры бестолковщины и неразберихи», поскольку укрощена стихия неорганизованного поведения участников системы[3].
Значительное место среди показателей умения организовать занимает увязка целей и задач с возможными видами и количеством ресурсов.
Если менеджер не может определить ресурсоемкость поставленных целей и задач (это когда ставятся такие цели, которые в результате становятся неосуществимыми по причине отсутствия необходимых ресурсов как материальных и финансовых, так и кадровых, а также временных), то он никогда не будет считаться профессионалом своего дела.
Не стоит забывать о такой особенности американской системы менеджмента, как совершенствование менеджмента путем обеспечения компетенции персонала.
Описанная особенность американского стиля управления выражается в мероприятиях по подготовке и повышению квалификации персонала, развитии обучающих технологий.
В систему мероприятий по повышению квалификации включены четыре вида организаций – школы управления (или школы бизнеса); факультеты и отделения в высших учебных заведениях; профессиональные общества; фирмы, оказывающие консультации.
Целью всех указанных форм, видов подготовки, переподготовки и повышения квалификации является, по выражению американского ученого в области менеджмента П. Друкера, «создание производительных знаний».
Из опыта практики управления можно увидеть, что конкурентоспособность каждой структуры начинается с компетенции персонала. Главный закон современной жизни: выживает и сможет выжить только тот, кто способен постоянно учиться и совершенствовать свою квалификацию.
Существуют и особенности управления производством, присущие американским фирмам.
Лидирующее положение американских предприятий в экономике обеспечивает такой важный принцип, как комплексный контроль качества («сделать с первого раза»). По этому положению качества добиваются путем включения во все должностные инструкции описания работ ответственности за качество.
Важным стратегическим принципом американского производства является комплексность профилактического обслуживания. Во многих отраслях американской промышленности содержание и профилактика производственного оборудования происходит с помощью специальной ремонтно-профилактической службы.
На американских предприятиях специализация трудовых познаний на уровне цеха существует вместе с иерархической координацией разных цехов через менеджеров.
В обычной модели иерархической организации, существующей в американских фирмах, в первую очередь, имеется разграничение процессов принятия стратегических деловых решений и оперативных решений. Процесс принятия стратегических решений затрагивает деловые решения фирмы, определяющие главные направления ее функционирования. После их принятия первых, фирма вырабатывает оперативные решения в целях адаптации своей деятельности к разным непредвиденным обстоятельствам (поломкам оборудования, браку и т.д.), а также к возможному изменению ситуации на рынке.
Главный принцип данной иерархической координации можно охарактеризовать через следующие две особенности:
1. Каждый работник имеет не более одного прямого начальника и не связан с другими единицами (из этого следует, что каждая координация действий двух несравнимых единиц осуществляется общим прямым начальником).
2. Только одна единица (центральный отдел) является начальником любой другой единицы[4].
Но необходимо учитывать, что иерархическая координация, в основе которой лежит жесткое разграничение контроля и функционирования, так же как и специализация трудовых заданий, может терять существенную часть своей эффективности, преимущественно в отраслях промышленности, где ассортимент товаров разнообразен и производственный процесс состоит из множества стадий.