Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 147

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Анализируя ответы респондентов на вопрос, связанный с выбором способа разрешения последнего конфликта с руководством, прослеживается четкое преимущество выбора невмешательства в ход конфликта- 66,7%. Остальные 33% распределились между ответами обращение к HR-менеджеру, предание гласности причин, давление общественного мнения, по 16,7%, 6% и 2,4% соответственно (см. Приложение 6, вопрос 10).

Важным примечанием к выше проанализированным факторам методом одномерного анализа послужит то, что по каждому из них было выявлено различное распределение, и мнения респондентов в большинстве случаев разнонаправленны. Для интерпретации более содержательных выводов далее будет произведен двумерный анализ данных.

В первую очередь, обратимся к социально-демографическим характеристикам респондентов и предпочитаемым стратегиям поведения в конфликте. Исходя из данных, представленных в таблице 6 , можно констатировать, что треть опрошенных мужчин предпочитают переговорную стратегию поведения в конфликте (31%). На втором месте - стратегия соперничества, которую выбрали 27,6% мужчин. Далее следует стратегия избегания, которую предпочитают 20,7% опрошенных респондентов мужского пола.

У женской категории распределение ответов несколько иное. Так, например, 1/3 опрошенных предпочитают стратегию соперничества, 20% стратегию компромисса, а 18,2% переговорную стратегию поведения в конфликте. Следует также отметить, что количество женщин, предпочитающих стратегию приспособления в два раза выше количества мужчин, а именно 12,7% против 6,9% соответственно.

Таблица 6

«Таблица сопряженности Результаты выбранной стратегии по тесту Томаса-Килмена * Укажите Ваш пол»

 

 

 

 

Укажите Ваш пол

Итого

мужской

женский

Стратегия избегания

Частота

6

10

16

% в Укажите Ваш пол

20,7%

18,2%

19,0%

Стратегия приспособления

Частота

2

7

9

% в Укажите Ваш пол

6,9%

12,7%

10,7%

Стратегия компромисса

Частота

4

11

15

% в Укажите Ваш пол

13,8%

20,0%

17,9%

Стратегия соперничества

Частота

8

17

25

% в Укажите Ваш пол

27,6%

30,9%

29,8%

Переговорная стратегия

Частота

9

10

19

% в Укажите Ваш пол

31,0%

18,2%

22,6%

Итого

Частота

29

55

84

% в Укажите Ваш пол

100,0%

100,0%

100,0%


Далее будут проанализированы результаты выбора стратегии поведения в организационном конфликте, исходя из возрастных групп респондентов. Как уже было описано выше, 69% опрошенных это лица в возрасте от 20 до 30 лет. Выбор стратегии поведения в организационном конфликте среди данной возрастной подгруппы распределился следующим образом:

  • Большинство респондентов предпочитают стратегию поведения соперничества в конфликте (32,8%).
  • Стратегию избегания предпочитают 22,4% респондентов данной подгруппы.
  • Равное количество предпочитают стратегию компромисса и переговорную стратегию (по17,2%).
  • Меньше всего, а именно, 10,3% выбирают стратегию приспособления.

Таблица 7

«Таблица сопряженности Результаты выбранной стратегии по тесту Томаса-Килмена * Возрастные группы»

 

 

 

 

Укажите Ваше возраст

Итого

20-30

31-40

Стратегия избегания

Частота

13

3

16

% в Укажите Ваш возраст

22,4%

11,5%

19,0%

Стратегия приспособления

Частота

6

3

9

% в Укажите Ваш возраст

10,3%

11,5%

10,7%

Стратегия компромисса

Частота

10

5

15

% в Укажите Ваш возраст

17,2%

19,2%

17,9%

Стратегия соперничества

Частота

19

6

25

% в Укажите Ваш возраст

32,8%

23,1%

29,8%

Переговорная стратегия

Частота

10

9

19

% в Укажите Ваш возраст

17,2%

34,6%

22,6%

Итого

Частота

% в Укажите Ваш возраст

58

69%

26

29%

84

100%

Исходя из данных, указанных в таблице 7, у респондентов в возрасте от 31 до 40 предпочтения складываются иначе, а именно:

  • Большинство респондентов данной возрастной подгруппы выбирают переговорную стратегию (34,6%).
  • Второе место по популярности выбора стратегии у данной категории респондентов занимает стратегия соперничества (23,1%).
  • Стратегию компромисса выбирают 19,2%.
  • Поровну распределился выбор между стратегией избегания и приспособления, по 11,5% на каждую.

Следующим этапом анализа станет рассмотрение ответов респондентов по выбору предпочитаемой стратегии поведения в организационном конфликте, исходя из стажа работы в организации.

Анализируя ниже представленные данные таблицы 8, следует обратить внимание, что лишь два респондента указали стаж работы в организации пределах одного год, и оба предпочитают стратегию поведения избегания в организационном конфликте. Предпочтения в подгруппе респондентов со стажем работы в организации от 1 до 2 лет складываются в сторону стратегии соперничества (46,7%). Результаты в подгруппе респондентов со стажем работы в организации от 3 до 5 лет показывают, что равное количество предпочитают стратегию компромисса и переговорную стратегию, по 24,3%. Далее следует выбор стратегии избегания, которую предпочитают 18,9% респондентов данной подгруппы. По данным таблицы 8, при стаже работе в организации от 5 до 7 лет респонденты преимущественно выбирают переговорную стратегию поведения в организационном конфликте (40%). Далее следует выбор стратегии соперничества, стратегии компромисса и стратегии избегания, по 33,3%, 20% и 6,7% соответственно.

Таблица 8

«Таблица сопряженности Результаты выбранной стратегии по тесту Томаса-Килмена * Укажите стаж работы в организации»

 

 

Укажите стаж работы в организации

Итого

 

 

0-1 год

1-2 года

3-5 лет

5-7 лет

Стратегия избегания

Частота

2

6

7

1

16

% в Укажите стаж работы в организации

100,0%

20,0%

18,9%

6,7%

19,0%

Стратегия приспособления

Частота

0

3

6

0

9

% в Укажите стаж работы в организации

,0%

10,0%

16,2%

,0%

10,7%

Стратегия компромисса

Частота

0

3

9

3

15

% в Укажите стаж работы в организации

,0%

10,0%

24,3%

20,0%

17,9%

Стратегия соперничества

Частота

0

14

6

5

25

% в Укажите стаж работы в организации

,0%

46,7%

16,2%

33,3%

29,8%

Переговорная стратегия

Частота

0

4

9

6

19

% в Укажите стаж работы в организации

,0%

13,3%

24,3%

40,0%

22,6%

Итого

Частота

2

30

37

15

84

% в Укажите стаж работы в организации

100,0%

100,0%

100,0%

100,0%

100,0%


После анализа социально-демографического пласта выбора стратегий поведения в организационном конфликте, логичным будет переход к непосредственному исследованию переменных, относящихся к гипотезам исследования.

2.3 Практические рекомендации в управлении поведением в конфликтах ситуациях

В данном исследовании не нашла свое подтверждение гипотеза 5 - о том, что позиция сторон конфликта в организационной иерархии влияет на сих стратегию поведения. Тем не менее, результаты научных статей авторов Cegarra- Navarro & Sánchez-Polo 2011, Munduate at al., 1993, Slabbert, 2004 указывают на значимые связи между позициями (статусами) сторон конфликта и их стратегией поведения в нем. Причиной таких противоположных выводов может быть одновременное влияние такой переменной как культура. Возможно, в будущих исследованиях следует внести корректирующие переменные, такие как «культура», «религия», «менталитет», «социальные нормы», «личностные характеристики». Также можно обратить внимание не только на культуру нации, но и на организационную культуру, влияние которой, также рассматривалось другими исследователями. Помимо вышеуказанных интерес оставляют исследование, в будущем, влияния на стратегию поведения работников экономических и политических факторов.

Практическое использование полученных результатов исследования может осуществляться по следующим направлениям:

  • Руководители организаций могут обратить внимание на доказанные гипотезы и сконцентрировать свое внимание на таких конфликтогенных факторах как функциональная связь сторон, распределение функций в организации и конкуренция за ресурсы.
  • Обращая внимания на такой фактор как конкуренция за ресурсы, следует отметить, что доступ, достоверность и своевременность информации являются одними из ключевых переменных оказывающих влияние на стратегию поведения в конфликте, и в тоже время являются важной составляющей коммуникационного климата организации. Таким образом, способствуя развитию благоприятного коммуникационного климата, можно свести к минимуму риск деструктивного развития организационного конфликта.
  • Что касается факторов функциональной взаимосвязи и распределения функций, то само присутствие в организации дублирования функций и наличия противоречий в функционале говорит о необходимости изменений в организационной структуре и пересмотре должностных обязанностей сотрудников, с целью минимизации возникновения дисфункционального конфликта.
  • Также стоит отметить, что разработанный инструментарий может быть использован отдельными организациями или департаментами для оценки конфликтной составляющей персонала в деятельности компании.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проделанного теоретического и эмпирического анализа исследуемой проблемы следует отметить, что традиционные факторы индивидуального, группового и организационного уровней целей и задач остаются в постоянной связи в функциональностью или дисфункциональностью организационных конфликтов. Для укрепления возможностей управления конфликтом сотрудники компании должны быть осведомлены о том, как конфликт может быть решен таким образом, чтобы не только продвигать собственные интересы, но и учитывать интересы других.

В данной работе были проанализированы основные теоретические подходы к определению организационного конфликта и стратегий поведения, в частности: были обобщены результаты отечественных и зарубежных теоретических исследований по проблемам организационных конфликтов; были раскрыты и проанализированы зарубежные методологические подходы к анализу моделей стратегий поведения в конфликте. Проанализирован и обоснован выбор одной из моделей, как наиболее подходящей для исследования в организации.

На основе теоретического анализа отечественных и зарубежных подходов к определению внутриорганизационных факторов, влияющих на стратегию поведения в конфликте, была представлена структурированная типология факторов и разработаны индикаторы их определения. Обобщены и проанализированы методические разработки зарубежных и отечественных исследователей по анализу стратегий поведения в конфликте сотрудников организации, а также разработаны вопросы анкеты для исследования выявленных внутриорганизационных факторов.

На материале эмпирического исследования проанализированы основные стратегии поведения работников в конфликте и внутриорганизационные факторы, влияющие на них. Основные результаты эмпирического исследования следующие:

  • На выбор той или иной стратегии поведения оказывают влияние такие факторы как конкуренция за материальные ресурсы, достоверность и своевременность информации, дублирование функций и их противоречие.
  • Методом факторного анализа и применением таблиц сопряженности было также выявлено, что на стратегию поведения в конфликте оказывает влияние такие факторы как конкуренция за информацию, трудовое распределение и функциональная связь. Причем последний из них обладает наибольшей силой связи с зависимой переменной.