Файл: Понятие и виды государственных пенсий (Виды пенсий).pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 1
Введение
Актуальность работы обусловлена тем, что, пенсионная система, основным элементом которой является обязательное пенсионное страхование, представляет собой важнейшую социальную гарантию любого общества. Она финансирует содержание нетрудоспособных граждан при наступлении старости и инвалидности, и затрагивает интересы практически всего работающего населения, за счет деятельности которого осуществляется их материальное обеспечение. Четко функционирующая система обязательного пенсионного страхования является залогом социальной стабильности и согласия в обществе.
Перед государством и ПФР стоит много новых задач и целей для дальнейшей реализации реформ в сфере пенсионного страхования. Российская Федерация является «социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
Пенсионное обеспечение можно разделить на две большие части: обязательное (в силу закона) и добровольное (в силу договора). К системе обязательного пенсионного обеспечения и страхования относят государственные и трудовые пенсии.
- государственное пенсионное обеспечение - включает социальную пенсию, пенсию за выслугу лет, пенсию по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца
- обязательное пенсионное страхование - включает трудовую пенсию по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца
- добровольное пенсионное обеспечение - включает пенсии, которые выплачиваются за счет взносов работодателей и самостоятельных пенсионных накоплений граждан.
Государственное пенсионное обеспечение - это назначение и выплата пенсий военнослужащим, инвалидам, участникам ВОВ, гражданам, которые пострадали от техногенной или радиационной катастрофы, государственным служащим. Этот вид пенсий выплачивается из федерального бюджета России.
Обязательное пенсионное страхование - это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения. Его субъектами являются федеральные органы государственной власти, страхователи, страховщик и застрахованные лица.
Добровольное пенсионное обеспечение - это формирование пенсионных сбережений в Негосударственных пенсионных фондах за счет дополнительных добровольных взносов работодателей или самих граждан. Условия добровольного пенсионного обеспечения устанавливаются договором между вкладчиком и фондом.
Объектом исследования является пенсионная система Российской Федерации.
Предметом исследования - система пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации.
Цель работы - изучить систему пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
дать общую характеристику пенсионного права
рассмотреть понятие и классификацию пенсий
изучить пенсионные правоотношения
Глава 1. Пенсионная система в РФ
1.1. Общая характеристика пенсионного права
В структуре отрасли права социального обеспечения выделяют крупное структурное образование – подотрасль – пенсионное право.
Пенсионное право – система правовых норм, регулирующих материальные и процедурные пенсионные отношения, а также иные, тесно связанные с ними, отношения по аккумулированию, распределению и управлению средствами фондов пенсионного обеспечения.
Структура подотрасли пенсионного права состоит из:
1) институтов Общей части (цели, задачи, понятийный аппарат, принципы, правосубъектность, основания и условия пенсионного обеспечения и др.);
2) генеральных институтов Особенной части (пенсии по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет или за специальный страховой стаж, установление (назначение) пенсий).
Общественные отношения, регулируемые пенсионным правом, можно объединить в две группы:
1) материальные и процедурные пенсионные отношения (по подтверждению и установлению права на пенсию, по назначению, исчислению, индексации, перерасчету пенсий);
2) тесно связанные с ними отношения по формированию и управлению фондами пенсионного обеспечения.
Пенсионное законодательство – это внешнее проявление (форма) пенсионного права, выраженное в системе законов и иных нормативных правовых актов в области социального обеспечения.
Принципы пенсионного права:
1) всеобщность пенсионного обеспечения;
2) дифференциация оснований, условий и уровня пенсионного обеспечения;
3) преемственность (солидарность) поколений;
4) обеспечение за счет общественных и (или) обобществленных средств;
5) связь права на пенсию и ее размеров с трудом в той или иной форме его организации.
Основания пенсионного обеспечения: достижение определенного возраста; признание лица инвалидом; смерть кормильца; служение государственным интересам на протяжении определенного периода времени. Действующее законодательство не употребляет термин «основания права на пенсию», а закрепляет условия, в соответствии с которыми осуществляется пенсионное обеспечение.
Пенсионер – физическое лицо, которое на основании представ-ленных им доказательств обосновало свое правопритязание и кото-рому официально выдано удостоверение установленной формы.
1.2. Понятие и классификация пенсий
Пенсия – это основной, ведущий и наиболее значимый вид соци-ально-обеспечительных предоставлений. Слово «пенсия» (от лат. pension) в буквальном смысле означает платеж. В законе определены два понятия пенсии – страховая и государственная. Вряд ли это правильный подход, поскольку суть пенсии не должна меняться в зависимости от категории субъекта-получателя и источника финансирования. Законодатель нормативно закрепил специальные юридические факты – основания для определения права на пенсию: возраст; инвалидность; смерть кормильца и специальный стаж.
Пенсия – это ежемесячная денежная выплата, которая предоставляется государством гражданину с целью его содержания и удовлетворения алиментарных потребностей по основаниям, на условиях, в порядке и в размерах, предусмотренных действующим законодательством.
Классификация пенсий
1. В зависимости от основания назначения:
а) по возрасту;
б) по инвалидности;
в) по случаю потери кормильца;
г) за выслугу лет или за специальный страховой стаж.
2. В зависимости от степени участия гражданина в общественно-полезной деятельности:
а) трудовые пенсии;
б) социальные пенсии.
3. В зависимости от организационно-правовой формы:
а) страховые пенсии (назначаются при наличии обязательного условия уплаты страховых взносов во внебюджетный государственный Пенсионный фонд России);
б) государственные пенсии (назначаемые независимо от факта и продолжительности уплаты обязательных платежей в соответству-ющие фонды, а, как правило, в зависимости от характера работы (службы) или предшествующего статуса).
4. В зависимости от источников финансирования:
а) финансируемые из бюджетов всех уровней;
б) финансируемые из государственных внебюджетных фондов.
5. В зависимости от сроков выплаты пенсий:
а) назначаемые пожизненно;
б) назначаемые на относительно определенный срок.
Кроме перечисленных оснований для формирования пенсион-ного статуса используются иные классификационные критерии, в частности: вид общественно-полезной деятельности (служба по призыву, воспитание детей); условия труда (вредные, опасные); природно-климатические условия работы и проживания; принад-лежность к определенной этнической группе (малочисленные народы Севера); физиологические особенности организма (лили-пут, диспропорциональный карлик, инвалид по зрению); семейное положение (одинокая мать); причина инвалидности.
1.3. Пенсионные правоотношения
Пенсионное правоотношение – это индивидуализирующая юридическая связь, возникающая на закрепленных в законе осно-ваниях, между пенсионером, получающим от другой стороны – ор-гана пенсионного обеспечения – на свое содержание ежемесячные денежные выплаты за счет общественных и (или) обобществлен-ных средств.
Особенности пенсионных правоотношений проявляются в субъектном составе, в основаниях их возникновения, изменения, прекращения.
Основанием возникновения пенсионного правоотношения любого вида является сложный фактический состав:
1) наличие основания права на пенсию – достижение определенного возраста, инвалидность, смерть кормильца, выслуга лет;
2) обращение гражданина с заявлением в органы пенсионного обеспечения о назначении и выплате пенсии определенного вида;
3) вынесение этим органом решения о назначении пенсии.
С назначением пенсии органом пенсионного обеспечения проце-дурное правоотношение трансформируется в пенсионное и гражда-нин становится пенсионером.
Объект правоотношений – получение пенсии того вида, какого вида данное пенсионное правоотношение.
Содержание – права и обязанности сторон. Обязанность пенсионера – своевременное извещение органа пенсионного обеспечения о появлении новых иждивенцев, или наоборот, и других правоизме-няющих фактах. Обязанность органа пенсионного обеспечения – регулярные ежемесячные выплаты пенсии.
Назначение пенсии – это акт государственного органа пенсионного обеспечения, в силу которого заявитель официально призна-ется пенсионером (ему выдается удостоверение, в котором указывается вид пенсии и дата ее назначения).
1.4. Пенсионная система РФ в 2019 году
В России с 2019 года вступает в силу обновления в пенсионной реформе, вызвавшие множество споров, обсуждений в СМИ и среди населения. Поэтому следует разобраться с причинами изменений в политике ПФ РФ, и как это повлияет на индексацию отчислений.
Запланированные действия по осуществлению пенсионной реформы имеют основания в виде указа Президента РФ № 204. Цель исполнения предписаний касается национальных и стратегических задач развития вплоть до 2024 года.
Поэтому перед российским Правительством был поставлен ряд указаний, отражающий суть в пенсионной реформе:
• снижение уровня бедного населения в два раза и предупреждение повышения этого порога за счет лиц, находящихся на заслуженном отдыхе по старости;
• увеличение роста выплат с опережением инфляционного уровня;
• создание и внедрение федеральных и региональных программ по поддержке пенсионеров и увеличение качественного уровня жизни граждан страны.
На основании этого, начиная с 1 января 2019 года, Правительство РФ начнет осуществлять меры по стабилизации системы путем повышения отчислений до 40% от оплаты труда. Естественно, что на это должна оказать влияние индексация практически в два раза, превышающая ежегодную инфляцию. Помимо этого, на планируемый объем будет оказывать влияние повышение выхода на заслуженный отдых в рамках пяти лет.
Дополнительно в планах у государственных деятелей разработать и внедрить систему персонального формирования капитала на старости лет. Система ИПК выступит в качестве альтернативы накопительной части и в перспективе должна повысить размер выплат по старости лет на 15%.
Причины, приведшие к пенсионной реформе в России, касаются изменений социально-экономической области.
Среднестатистические сведения советского времени указывают на продолжительность жизни в 40 лет.
По сведениям Росстата численность мужчин и женщин трудоспособного возраста сократится на четыре миллиона человек.
Правительством было подсчитано, что для осуществления всех запланированных национальных проектов, нужно изыскать 8 трлн. руб. Эти дополнительные средства необходимы в течение 6 лет, т. е. до 2024 года. Примечательно, что эта сумма составляет 50% от годового федерального бюджета.
Начиная с 14 года, на верховном уровне было принято решение о временной «заморозке» накопительной части. Таким образом, работающие люди не получают в накопительный фонд средств, а все отчисления скапливаются на страховой части в ПФ России.