Файл: Понятие и виды государственных пенсий (Виды пенсий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность работы обусловлена тем, что, пенсионная система, основным элементом которой является обязательное пенсионное страхование, представляет собой важнейшую социальную гарантию любого общества. Она финансирует содержание нетрудоспособных граждан при наступлении старости и инвалидности, и затрагивает интересы практически всего работающего населения, за счет деятельности которого осуществляется их материальное обеспечение. Четко функционирующая система обязательного пенсионного страхования является залогом социальной стабильности и согласия в обществе.

Перед государством и ПФР стоит много новых задач и целей для дальнейшей реализации реформ в сфере пенсионного страхования. Российская Федерация является «социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Пенсионное обеспечение можно разделить на две большие части: обязательное (в силу закона) и добровольное (в силу договора). К системе обязательного пенсионного обеспечения и страхования относят государственные и трудовые пенсии.

- государственное пенсионное обеспечение - включает социальную пенсию, пенсию за выслугу лет, пенсию по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца

- обязательное пенсионное страхование - включает трудовую пенсию по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца

- добровольное пенсионное обеспечение - включает пенсии, которые выплачиваются за счет взносов работодателей и самостоятельных пенсионных накоплений граждан.

Государственное пенсионное обеспечение - это назначение и выплата пенсий военнослужащим, инвалидам, участникам ВОВ, гражданам, которые пострадали от техногенной или радиационной катастрофы, государственным служащим. Этот вид пенсий выплачивается из федерального бюджета России.

Обязательное пенсионное страхование - это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения. Его субъектами являются федеральные органы государственной власти, страхователи, страховщик и застрахованные лица.

Добровольное пенсионное обеспечение - это формирование пенсионных сбережений в Негосударственных пенсионных фондах за счет дополнительных добровольных взносов работодателей или самих граждан. Условия добровольного пенсионного обеспечения устанавливаются договором между вкладчиком и фондом.


Объектом исследования является пенсионная система Российской Федерации.

Предметом исследования - система пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации.

Цель работы - изучить систему пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:

дать общую характеристику пенсионного права

рассмотреть понятие и классификацию пенсий

изучить пенсионные правоотношения

изучить виды пенсий.

Глава 1. Пенсионная система в РФ

1.1. Общая характеристика пенсионного права

В структуре отрасли права социального обеспечения выделяют крупное структурное образование – подотрасль – пенсионное право.

Пенсионное право – система правовых норм, регулирующих материальные и процедурные пенсионные отношения, а также иные, тесно связанные с ними, отношения по аккумулированию, распределению и управлению средствами фондов пенсионного обеспечения.

Структура подотрасли пенсионного права состоит из:

1) институтов Общей части (цели, задачи, понятийный аппарат, принципы, правосубъектность, основания и условия пенсионного обеспечения и др.);

2) генеральных институтов Особенной части (пенсии по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет или за специальный страховой стаж, установление (назначение) пенсий).

Общественные отношения, регулируемые пенсионным правом, можно объединить в две группы:

1) материальные и процедурные пенсионные отношения (по подтверждению и установлению права на пенсию, по назначению, исчислению, индексации, перерасчету пенсий);

2) тесно связанные с ними отношения по формированию и управлению фондами пенсионного обеспечения.

Пенсионное законодательство – это внешнее проявление (форма) пенсионного права, выраженное в системе законов и иных нормативных правовых актов в области социального обеспечения.

Принципы пенсионного права:

1) всеобщность пенсионного обеспечения;

2) дифференциация оснований, условий и уровня пенсионного обеспечения;

3) преемственность (солидарность) поколений;


4) обеспечение за счет общественных и (или) обобществленных средств;

5) связь права на пенсию и ее размеров с трудом в той или иной форме его организации.

Основания пенсионного обеспечения: достижение определенного возраста; признание лица инвалидом; смерть кормильца; служение государственным интересам на протяжении определенного периода времени. Действующее законодательство не употребляет термин «основания права на пенсию», а закрепляет условия, в соответствии с которыми осуществляется пенсионное обеспечение.

Пенсионер – физическое лицо, которое на основании представ-ленных им доказательств обосновало свое правопритязание и кото-рому официально выдано удостоверение установленной формы.

1.2. Понятие и классификация пенсий

Пенсия – это основной, ведущий и наиболее значимый вид соци-ально-обеспечительных предоставлений. Слово «пенсия» (от лат. pension) в буквальном смысле означает платеж. В законе определены два понятия пенсии – страховая и государственная. Вряд ли это правильный подход, поскольку суть пенсии не должна меняться в зависимости от категории субъекта-получателя и источника финансирования. Законодатель нормативно закрепил специальные юридические факты – основания для определения права на пенсию: возраст; инвалидность; смерть кормильца и специальный стаж.

Пенсия – это ежемесячная денежная выплата, которая предоставляется государством гражданину с целью его содержания и удовлетворения алиментарных потребностей по основаниям, на условиях, в порядке и в размерах, предусмотренных действующим законодательством.

Классификация пенсий

1. В зависимости от основания назначения:

а) по возрасту;

б) по инвалидности;

в) по случаю потери кормильца;

г) за выслугу лет или за специальный страховой стаж.

2. В зависимости от степени участия гражданина в общественно-полезной деятельности:

а) трудовые пенсии;

б) социальные пенсии.

3. В зависимости от организационно-правовой формы:

а) страховые пенсии (назначаются при наличии обязательного условия уплаты страховых взносов во внебюджетный государственный Пенсионный фонд России);

б) государственные пенсии (назначаемые независимо от факта и продолжительности уплаты обязательных платежей в соответству-ющие фонды, а, как правило, в зависимости от характера работы (службы) или предшествующего статуса).


4. В зависимости от источников финансирования:

а) финансируемые из бюджетов всех уровней;

б) финансируемые из государственных внебюджетных фондов.

5. В зависимости от сроков выплаты пенсий:

а) назначаемые пожизненно;

б) назначаемые на относительно определенный срок.

Кроме перечисленных оснований для формирования пенсион-ного статуса используются иные классификационные критерии, в частности: вид общественно-полезной деятельности (служба по призыву, воспитание детей); условия труда (вредные, опасные); природно-климатические условия работы и проживания; принад-лежность к определенной этнической группе (малочисленные народы Севера); физиологические особенности организма (лили-пут, диспропорциональный карлик, инвалид по зрению); семейное положение (одинокая мать); причина инвалидности.

1.3. Пенсионные правоотношения

Пенсионное правоотношение – это индивидуализирующая юридическая связь, возникающая на закрепленных в законе осно-ваниях, между пенсионером, получающим от другой стороны – ор-гана пенсионного обеспечения – на свое содержание ежемесячные денежные выплаты за счет общественных и (или) обобществлен-ных средств.

Особенности пенсионных правоотношений проявляются в субъектном составе, в основаниях их возникновения, изменения, прекращения.

Основанием возникновения пенсионного правоотношения любого вида является сложный фактический состав:

1) наличие основания права на пенсию – достижение определенного возраста, инвалидность, смерть кормильца, выслуга лет;

2) обращение гражданина с заявлением в органы пенсионного обеспечения о назначении и выплате пенсии определенного вида;

3) вынесение этим органом решения о назначении пенсии.

С назначением пенсии органом пенсионного обеспечения проце-дурное правоотношение трансформируется в пенсионное и гражда-нин становится пенсионером.

Объект правоотношений – получение пенсии того вида, какого вида данное пенсионное правоотношение.

Содержание – права и обязанности сторон. Обязанность пенсионера – своевременное извещение органа пенсионного обеспечения о появлении новых иждивенцев, или наоборот, и других правоизме-няющих фактах. Обязанность органа пенсионного обеспечения – регулярные ежемесячные выплаты пенсии.

Назначение пенсии – это акт государственного органа пенсионного обеспечения, в силу которого заявитель официально призна-ется пенсионером (ему выдается удостоверение, в котором указывается вид пенсии и дата ее назначения).


1.4. Пенсионная система РФ в 2019 году

В России с 2019 года вступает в силу обновления в пенсионной реформе, вызвавшие множество споров, обсуждений в СМИ и среди населения. Поэтому следует разобраться с причинами изменений в политике ПФ РФ, и как это повлияет на индексацию отчислений.

Запланированные действия по осуществлению пенсионной реформы имеют основания в виде указа Президента РФ № 204. Цель исполнения предписаний касается национальных и стратегических задач развития вплоть до 2024 года.

Поэтому перед российским Правительством был поставлен ряд указаний, отражающий суть в пенсионной реформе:

• снижение уровня бедного населения в два раза и предупреждение повышения этого порога за счет лиц, находящихся на заслуженном отдыхе по старости;

• увеличение роста выплат с опережением инфляционного уровня;

• создание и внедрение федеральных и региональных программ по поддержке пенсионеров и увеличение качественного уровня жизни граждан страны.

На основании этого, начиная с 1 января 2019 года, Правительство РФ начнет осуществлять меры по стабилизации системы путем повышения отчислений до 40% от оплаты труда. Естественно, что на это должна оказать влияние индексация практически в два раза, превышающая ежегодную инфляцию. Помимо этого, на планируемый объем будет оказывать влияние повышение выхода на заслуженный отдых в рамках пяти лет.

Дополнительно в планах у государственных деятелей разработать и внедрить систему персонального формирования капитала на старости лет. Система ИПК выступит в качестве альтернативы накопительной части и в перспективе должна повысить размер выплат по старости лет на 15%.

Причины, приведшие к пенсионной реформе в России, касаются изменений социально-экономической области.

Среднестатистические сведения советского времени указывают на продолжительность жизни в 40 лет.

По сведениям Росстата численность мужчин и женщин трудоспособного возраста сократится на четыре миллиона человек.

Правительством было подсчитано, что для осуществления всех запланированных национальных проектов, нужно изыскать 8 трлн. руб. Эти дополнительные средства необходимы в течение 6 лет, т. е. до 2024 года. Примечательно, что эта сумма составляет 50% от годового федерального бюджета.

Начиная с 14 года, на верховном уровне было принято решение о временной «заморозке» накопительной части. Таким образом, работающие люди не получают в накопительный фонд средств, а все отчисления скапливаются на страховой части в ПФ России.