Файл: Понятие и виды государственных пенсий (Виды пенсий).pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 1
В соответствии с необходимостью, проанализированной государственными структурами, в 2019 году грядет обновление в виде реформы:
• повышение пенсионного возраста в качестве получения страховых выплат;
• изменение индексации, а также каждый год будет прибавляться к отчислениям по 1000 рублей;
• возможность получения социальной пенсии за счет увеличения стажа;
• коррекция действующих правил по выходу на заслуженный отдых льготников по выслуге лет и для работающих людей в условиях Крайнего Севера.
Пенсионную реформу 2019 года следует применять к лицам, находящимся сейчас в возрасте до 45 лет. Однако он также отмечает, что велика вероятность столкнутся с ситуацией, когда человек будет работать больше на несколько лет, чем его сосед, рожденный на год позже.
Кроме этого, ряд экспертов отмечает, что при правильной подготовке и внесении коррекции на всех уровнях, данная реформа позволит вывести страну на новый экономический уровень.
Согласно Федеральному закону № 400-ФЗ (статья № 8), необходимо выполнить три обязательных условия для оформления страховых отчислений по старости:
• достигнуть установленного новыми правилами пенсионного возраста;
• иметь минимальный уровень стажа;
• наличие на индивидуальном счете в ПФ России определенного числа баллов.
На основании информации про новую пенсионную реформу, в 2019 году вступят обновления, предъявляемые к стажу и количеству баллов, накопленных в ПФ РФ.
Таким образом, граждане выходят на пенсию со следующими показателями:
• женщины с 55,5 лет со страховым стажем в 10 лет и ИПК — 16,2 балла;
• мужчины с 60,5 и аналогичным стажем и баллами.
Примечательно, что здесь указаны минимальные требования для получения трудовых выплат в связи со старостью. Данные нововведения обусловлены предложением В. В. Путиным о смягчении пенсионной реформы.
На основании графика, установленного Федеральным законом, на пенсию в 2019 г. выходят:
1. На общих основаниях в первом и втором квартале никто не сможет пройти оформление страховой части по выслуге лет, пока гражданин не достигнет соответствующего возраста;
2. Во втором полугодии оформлением могут заниматься мужчины, рожденные в первые 6 мес. 1959 г. и женщины 1964 г.
Помимо этого подать документы могут следующие категории:
• при достижении старости до 2019 г., но временно откладывающие выход на заслуженный отдых;
• наличие основания для досрочного получения отчислений по старости.
Принимая во внимание корректировки и новости о пенсионной реформе (Россия) в первом полугодии грядущего года появление новых пенсионеров почти сведено к нулю.
Согласно принятому закону Правительством России, обновление реформы также затронет ряд участников льготных категорий.
Начиная с января 2019 г. для следующих граждан будут скорректированы общие правила по оформлению выплат:
1. Люди, проживающие и трудоустроенные на Крайнем Севере, а также в других регионах, приравненных к таким же суровым условиям. Для женщин это касается при достижении 50/55 лет, для мужского населения — 55/60 лет. Следовательно, учитывая новые правила, северяне оформляют отчисления с 50,5 и 55,5 лет;
2. Для учителей, служащих медицинской сферы и тружеников творческих профессий решено сохранить специальный стаж. Однако оформление документов будет отсрочено на восемь лет с момента получения нужного стажа работы.
В соответствии с пенсионной реформой и новостями о ней, предполагается обновить период оформления отчислений на заслуженный отдых для людей льготных категорий.
Повышение пенсионного возраста, а также другие изменения в Законодательстве РФ затрагивает большую часть населения.
Однако существует ряд категорий, для которых прежние правила останутся действительными, невзирая на нововведения в системе:
1. Для лиц, уже оформивших отчисления на старость по состоянию на 1 января 2019 г. Не планируется возвращать начисленные средства или ограничивать права пенсионеров по заслуженному отдыху;
2. Если человек всю жизнь работал в опасных и вредных условиях:
• трудовая деятельность, связанная с геологическими изысканиями, поисковыми, в т. ч. МЧС, а также лесоустроительными сферами;
• работа в сложных условиях под землей и горячих производственных цехах;
• горнодобывающая сфера;
• водители общественного городского пассажирского автотранспорта с регулярными рейсами;
• летчики, инженеры, технологи, занятые в авиационной сфере и т. п.;
3. Для лиц, обладающих правом досрочно выйти на заслуженный отдых в соответствии с уровнем здоровья и иным социальными мотивам:
• с инвалидностью I гр., в т. ч. при нарушении работы зрительного аппарата, лилипуты, карлики с нарушением пропорций;
• матери пяти и более детей, которые занимались воспитанием минимум до восьми лет;
• матери двоих и более детей с наличием трудового стажа работы в регионах приближенных к Крайнему Северу;
• отцы, матери, опекуны лиц с инвалидностью по детству, занимающиеся воспитанием детей до восьми лет, а также другие;
4. Гражданское население, получившее травмы или иные страдания в результате ЧС, связанных с техногенными, радиационными катастрофами, в т. ч. на ЧАЭС, ПО «Маяк».
Ознакомившись с пенсионной реформой и последними новостями, также следует отметить выдвинутое предложение Президентом. Смягчение периода для получения отчислений по старости следует увеличить для женщин не больше, чем на пять лет и ввести льготный период в первые 2 года действия нового закона.
Примечательно, что соответствующую поправку уже подготовили и внесли в Государственную думу для рассмотрения во 2 и 3 чтении. Корректировке также подвергнуеся и ряд других положений, о чем будет известно после заседания Госдумы.
Кроме того, в новом законопроекте разработаны основания для «досрочников». К примеру, у мужского населения трудовой стаж должен быть непрерывным не менее 40 лет, а у женского — 45. Таким образом, при соблюдении этого условия, лица смогут претендовать на получение отчислений на 24 месяца раньше установленного срока. Однако и здесь есть поправка — не раньше 55-летнего и 60-летнего возраста. Тем не менее, Президент указал на необходимость смягчения этих условий на 36 месяцев, что также будет рассмотрено во 2-м чтении законопроекта Государственной думой.
Примечательно, что система ИПК предусматривает добровольные отчисления на индивидуальный счет от трудящегося населения. Иными словами, работник, в т. ч. самозанятый, сможет самостоятельно отчислять из своей оплаты труда 0-6% для создания личного капитала. Для этого достаточно оформить заявление с указанием процентной части и подать его на имя руководителя.
Глава 2. Виды пенсий
2.1. Пенсии по возрасту
В действующем законодательстве к данному виду пенсий при-меняется иной термин – «пенсия по старости». Вряд ли будет обос-нованным и целесообразным применять это понятие на уровне закона, поскольку старость – это категория медицинская, биологиче-ская. Она наступает у разных людей в разном возрасте в зависимо-сти от индивидуальных особенностей организма, условий и образа жизни и других факторов. Поэтому старость и возраст, с наступле-нием которого возникает право на пенсию, в большинстве своем не совпадают по времени. Кроме того, вряд ли уместно и корректно называть старым человека, имеющего право на досрочную пенсию, к примеру, в 45 или 50 лет. Тем более что классификация возрастов, принятая Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), предпо-лагает средний возраст – 45–59 лет, пожилой возраст – 60–74 года, старческий возраст – 75–90 лет.
Исходя из вышесказанного, правильнее, точнее и корректнее бу-дет называть пенсию, связанную с достижением определенного возраста, именно пенсией по возрасту, о чем неоднократно писали ученые и юристы-практики. Основанием для возникновения субъективного права на данный вид пенсии является достижение установленного законом возраста. Специальным условием чаще всего является страховой стаж определенной продолжительности и его конкретный вид (общий страховой, специальный).
Требования к основанию (возрасту) подразделяются на три группы:
1) общеустановленные (60 и 55 лет);
2) пониженные (льготные);
3) повышенные (65 и 60 лет).
Выделяют два вида страховых пенсий по возрасту: пенсии по возрасту на общих основаниях; пенсии по возрасту на льготных ос-нованиях. Сущность льготной (досрочной) пенсии по возрасту за-ключается в том, что она назначается ранее (с уменьшением) обще-установленного возраста выхода на пенсию либо независимо от конкретных требований к возрасту лишь при наличии определен-ной продолжительности страхового стажа.
На формирование льготного (досрочного) пенсионного статуса влияют следующие факторы:
а) производственно-профессиональный – вредные, опасные усло-вия труда (утверждены Списки);
б) природно-климатический (районы Крайнего Севера, иные территории с климатом или иными природными условиями, имею-щими выраженный дискомфортный для проживания и работы че-ловека характер);
в) медико-биологический (инвалидность – по зрению I группа, вследствие военной травмы, вследствие радиационных и техноген-ных катастроф, заболевание гипофизарным нанизмом – лилипуты и диспропорциональные карлики);
г) социально-функциональный (демографический) – право на льготную пенсию имеют женщины-матери, родившие пять и более детей и воспитавшие их до достижения возраста 8 лет; один из ро-дителей инвалидов с детства, воспитавший их до 8 лет; опекун ин-валидов с детства, воспитавший их до 8 лет;
д) в силу действия специальных нормативных правовых актов.
Повышенные требования к возрасту установлены для лиц, которые в течение своей жизни не вели общественно-полезной деятельности или не имеют соответствующих доказательств этому. Для мужчин – это достижение возраста 65 лет, для женщин – 60 лет.
Генеральный институт пенсий по возрасту состоит из двух институтов: страховые пенсии по возрасту; государственные пенсии по возрасту.
Государственные пенсии по возрасту регламентируются положениями Закона о государственном пенсионном обеспечении. Данным законом предусмотрено два вида пенсий по возрасту: социальные и гражданам, пострадавшим от радиационных и техногенных катастроф.
Социальная пенсия по возрасту устанавливается для лиц, которые по каким-либо причинам не имеют права на страховую пенсию по возрасту. Право на обращение за социальной пенсией по возрасту имеют нетрудоспособные лица, достигшие возраста 60 лет – женщины и 65 лет – мужчины, а эти же лица из числа малочисленных народов Севера – по достижении 55 и 60 лет для женщин и мужчин соответственно.
Категории пенсионеров из числа пострадавших вследствие радиационных и техногенных катастроф и объем их прав в сфере пенсионного обеспечения определяются с учетом следующих критериев:
1) по местности в зоне радиоактивного воздействия;
2) по зонам радиоактивного загрязнения (зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на отселение; зона прожива-ния с льготным социально-экономическим статусом);
3) по временным периодам и степени радиоактивного воздей-ствия;
4) по последствиям катастрофы;
5) по предшествующему правовому статусу.
Размеры пенсий по возрасту исчисляются по-разному: размер страховой пенсии по возрасту определяется комбинированным способом путем суммирования фиксированной и переменной величин пенсии; размер государственной социальной пенсии по возрасту исчисляется абсолютным способом в твердых денежных сум-мах и увеличивается на размер районного коэффициента при про-живании в соответствующих местностях.
Страховая пенсия по возрасту назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
С 1 января 2015 г. страховая пенсия по возрасту назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента.
Размер страховой пенсии по возрасту определяется по формуле:
СПст = ИПК × СПК,
где ИПК – индивидуальный пенсионный коэффициент; СПК – сто-имость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента опре-деляется также по формуле, при подсчете учитываются: индиви-дуальный пенсионный коэффициент по состоянию на день, с ко-торого назначается страховая пенсия по возрасту; индивидуаль-ный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место до 1 января 2015 г.; индивидуальный пенсионный коэффициент за пе-риоды, имевшие место с 1 января 2015 г., по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия; коэффициент повыше-ния индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии.