Файл: Политика мотивации персонала в системе стратегического управления кадровым направлением деятельности организации ОАО «Слонимский мясокомбинат».pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Современное состояние проблемы профессиональной мотивации и подходы к ее рассмотрению
1.2. Мотивационный механизм и методы мотивации персонала
2.1. Организационно-экономическая характеристика компании ОАО «Слонимский мясокомбинат»
2.2. Анализ мотивационного потенциала персонала организации
3.1. Политика эффективности действующей системы мотивации
3.2. Оценка мотивационного потенциала молодых работников компании и предложения по его повышению
Чтобы более объективно оценить мотивационный потенциал молодых сотрудников, респонденты были разбиты на 3 группы:
1 группа – сотрудники офиса (ИТР) - 6 человек;
2 группа – работники торговли и охраны (6 человек);
3 группа – рабочие (16 человек).
Средний уровень УТ определяется в 45-55%-ном диапазоне от общей суммы баллов.
Низкий уровень УТ характеризуется диапазоном 1-44%
Высокий – выше 56%.
Полученные результаты говорят о том, что в целом у молодых сотрудников средний уровень удовлетворённости работой. Однако он отличен по выделенным группам.
Остановимся на каждой шкале:
- интерес к работе выше всего у офисных работников;
- достижениями в работе более всего удовлетворены как работники ИТР, так работники торговли и охраны;
- удовлетворённостью взаимоотношениями с сотрудниками удовлетворены в большей степени рабочие, с руководством – ИТР;
- уровень притязаний также выше у сотрудников офисов;
- самые высокие средние показатели уровня притязаний, предпочтения выполняемой работы высокому заработку, условиями труда и профессиональной ответственности – определён у персонала ИТР.
Объяснить низкий уровень удовлетворённости работы среди рабочих и сотрудников охраны можно объяснить следующим:
- специфика труда рабочих – убойный цех, холодильники, коптильные камеры и т.д.;
- 3 смены работы;
- скользящий график работы;
- в городе нет рабочих мест, поэтому не всегда можно заняться тем, что тебе нравится, даже если есть достойное образование.
- Диагностика ситуативно-личностных ориентаций[27].
Диагностика ситуативно-личностных ориентаций позволила получить результаты, которые отображены в таблице 2.9[28].
Таблица 2.9
Ситуативно-личностные ориентации молодых сотрудников
Направленность |
Сотрудники офиса |
Работники торговли и охраны |
Рабочие |
Итого |
1. На интересы дела («Д»); |
1 |
1 |
6 |
7 |
2. На психологический климат в коллективе, отношения с людьми («П»); |
3 |
2 |
4 |
9 |
3. На себя («С»); |
2 |
1 |
4 |
7 |
4. На официальную субординацию («О») |
0 |
2 |
2 |
4 |
Результаты изучения направленности личности позволяют сделать следующие заключения:
- на интересы дела имеют направленность 7 человек (это 25% респондентов), среди которых 6 – рабочих (21,4%);
- на психологический климат в коллективе, отношения с людьми направлены 9 респондентов, большая часть которых (4 чел. или 14,3% - рабочие);
- на себя направлены 7 опрошенных (25%);
- на официальную субординацию – 4, что составило 14,2%.
Таким образом, большинство респондентов направлены на психологический климат в коллективе, отношения с людьми.
- Методика «Якоря карьеры» (Э. Шейн, перевод и адаптация В.А. Чикер, В.Э. Винокурова[29]).
При изучении ведущих ориентаций молодых сотрудников были получены результаты, которые отображены в таблице 2.10[30].
Данные таблицы позволяют выделить ведущие ориентации, среди них (по мере уменьшения их значений):
- Стабильность работы.
- Профессиональная компетентность.
- Предпринимательство.
По группам сотрудников эти данные имеют отличия, хотя не очень значительные.
Таблица 2.10
Ведущие ориентации молодых сотрудников ОАО «Слонимский мясокомбинат»
Ориентации |
Сотрудники офиса |
Работники торговли и охраны |
Рабочие |
Среднее значение |
Профессиональная компетентность |
6,2 |
6 |
5 |
5,7 |
Менеджмент |
7 |
3 |
4 |
4,7 |
Автономия (независимость) |
5 |
4 |
8 |
5,3 |
Стабильность работы |
6 |
4 |
7,3 |
5,8 |
Стабильность места жительства |
5 |
5 |
5 |
5 |
Служение |
4 |
3,2 |
4 |
3,7 |
Вызов |
4 |
2 |
7,1 |
4,4 |
Интеграция стилей жизни |
5,4 |
4 |
4,6 |
4,7 |
Предпринимательство |
6 |
4,2 |
6,4 |
5,5 |
Для сотрудников офиса – это: - Профессиональная компетентность, предпринимательство, стабильность работы.
Для работников торговли и охраны – это: профессиональная компетентность, стабильность местожительства, предпринимательство.
Для рабочих: автономия (независимость). стабильность работы, вызов.
Мотивацией молодых специалистов необходимо уделять больше внимания не только предприятиям, но и государству, т.к. молодой специалист является тем человеческим капиталом, вложение в которое сейчас даст прибыль завтра.
Исходя из проведенных исследований можно сделать вывод, что подход к мотивации сотрудников, работающих более 1 года должен содержать экономическую направленность (в большей степени), рациональную организацию труда, борьбу со стрессами на работе, ротацию кадров, а сотрудников, проработавших менее года – направленность на развитие карьеры, возможность профессионального и творческого роста, планирование карьеры.
Однако следует помнить, что какие бы особенности ни учитывались при разработке конкретной системы мотивации работников, но в любом случае необходимо обеспечение соблюдения важнейших принципов, таких как:
•Установление чёткой взаимосвязи между системой, формой оплаты труда и премирования и конкретными результатами деятельности;
•Определение размера оплаты только в зависимости от количества и качества труда. При этом следует избегать уравнительности, когда работники одного уровня получают равное вознаграждение при различном вкладе в общие результаты;
•Установление конкретных критериев оценки количества и качества труда, известных и понятных каждому работнику;
•Отсутствие значительных различий в части предоставления различных социальных льгот для отдельных категорий работников (при прочих равных условиях). Недопустимо предоставление дополнительных благ (сверх преимуществ) для одних работников за счёт других;
•Использование дополнительных мер стимулирования (материальных, натуральных, социальных, моральных) для всех работников, результаты деятельности которых превышают средние по организации;
•Мотивационная система не должна допускать того, чтобы интересы работников входили в противоречие с целями развития организации в целом
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из проведённых исследований можно сделать вывод, что подход к мотивации сотрудников, работающих более 1 года должен содержать экономическую направленность (в большей степени), рациональную организацию труда, борьбу со стрессами на работе, ротацию кадров, а сотрудников, проработавших менее года – направленность на развитие карьеры, возможность профессионального и творческого роста, планирование карьеры.
Основными формами мотивации и стимулирования работников можно назвать такие, как:
1. Заработная плата как объективная оценка вклада работника в результаты деятельности предприятия.
2. Система льгот работникам организации: эффективное премирование, доплаты за стаж, оплата расходов на проезд к месту работы и обратно.
3. Мероприятия, повышающие привлекательность и содержательность труда, самостоятельность и ответственность работника.
4. Устранение статусных, административных и психологических барьеров между работниками, развитие доверия и взаимопонимания в коллективе.
5. Моральное поощрение работников.
6. Повышение квалификации и продвижение работников по службе.
Основными направлениями деятельности в области кадровой политики должны выступить:
- комплектование высококвалифицированными кадрами, имеющими необходимый уровень квалификации и образования;
- совершенствование подбора кадров на основе применения конкурсного отбора;
- повышение образовательного и квалификационного уровня персонала;
- омоложение коллектива;
- формирование и выполнение конкретных социальных программ коллектива, направленных на обеспечение наиболее важных потребностей персонала – охрану труда и оздоровление, создание условий для профессионального развития;
- оказание адресной помощи отдельным категориям работников.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Базаров Т. Ю. Управление персоналом: Практикум:/ Т. Ю. Базаров – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – С 92
- Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала : Пособие по кадровой работе /В.Р.Веснин.- М.: Изд: Юрист.-2011.- с. 127
- Гибсон, Дж. Л. Организации: поведение, структура, процессы/ Пер. с англ. – Изд 8-е. Гибсон, Дж. Л., Иванцевич Д.М., Доннелли Д.Х.- мл. - М.: ИНФРА - М,- 2010.- С. 250
- Здоровый образ жизни человека - национальная проблема современного общества / В. М. Позняковский, Н. Г. Челнакова, Д. А. Сафьянов //Т. 2 : сб. материалов межрегион. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых, 17 марта 2009 г. / под ред. А. И. Барановского. - Омск, 2011. - С. 98-101
Кибанов А.Я.. Управление персоналом организации: отбор и оценка при найме, аттестация: Учеб. пособие для вузов / А.Я. Кибанов, И.Б. Дуракова; Государственный университет управления — Москва: Экзамен, 2010. – С. 137.
- Кибанов И Мотивация и стимулирование трудовой деятельности./ И. Кибанов.- СПб. Питер,-2016 г.- С. 125.
Климычев В. И. Проблемы мотивации и удовлетворенности трудом у работников АПК /В. И. Климычев, А. П. Смирнова. / М.: Издательский дом «Вильямс», 2010.- С.77 - 79
КонсультантПлюс: справочно-правовая система [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/
- Лагунов А. Продвижение бренда работодателя среди молодых специалистов / А. Лагунов.- LAP Lambert Academic Publishing.- 2010 г.- 108 с
Лютенс Ф. Организационное поведение : Пер. с англ. Изд. 7-е -. Лютенс, Ф М.: ИНФРА-М, -2011.- С. 135.
- Мескон М. Х. Основы менеджмента : перевод с английского / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури – М.: Дело, 2010. – с. 381
- Мясоедова Т.Г. Человеческий капитал и конкурентоспособность предприятия/ Т.Г. Мясоедова //– 2015.– №3. – С. 29
- Немов Р.С. Психологические условия и критерии эффективности работы коллектива /Р.С. Немов, – М.: Знание, 2013.- С.64 .
- Нирмайнер Р.М. Мотивация / Р. Нирмайнер, М. Зайфферт – М.: Омега-Л, 2011. – с. 19
- Пархимчик Е. П. Кадровая политика организации : учеб. пособие / Е. П. Пархимчик. –Минск : ГИУСТ БГУ, 2011.-128 с
Самоукина Н. В. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах/ Н. В. Самоукина – М: Вершина, 2013. – С. 32
- Самоукина Н. В. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах / Н.В. Самоукина – М: Вершина, 2013. – с. 34.
Соболевская А.А. Постиндустриальная революция в сфере труда / А.А. Соболевская, А.К. Попов: ИМЭиМО С. 96
- Шапиро С. Мотивация и стимулирование персонала. / С. Шапиро.- ИНФРА-М.-2011 г.- 312 с
http://xliby.ru/delovaja_literatura/organizacionnoe_povedenie_praktikum/p4.php#metkadoc7
Приложение 1 КР
Первичные потребности
Вторичные потребности
Рисунок - Пирамида потребностей по А. Маслоу[31]
Приложение 2 КР
Рисунок - Социальная мотивация[32]
Приложение 3 к КР
Рисунок – Организационная структура предприятия[33]
Приложение 4 КР
Качественный состав респондентов[34]
№ пп |
Пол |
Кол-во лет |
Стаж работы на предприятии |
Категория работника |
1 |
ж |
26 |
2 |
ИТР |
2 |
ж |
22 |
3 |
Рабочий |
3 |
ж |
25 |
2 |
Торговля |
4 |
ж |
20 |
1 |
Рабочий |
5 |
ж |
23 |
4 |
Рабочий |
6 |
ж |
29 |
2 |
Рабочий |
7 |
ж |
30 |
5 |
Торговля |
8 |
ж |
26 |
5 |
Рабочий |
9 |
ж |
24 |
3 |
ИТР |
10 |
ж |
21 |
1 |
Рабочий |
11 |
ж |
22 |
1 |
Рабочий |
12 |
ж |
25 |
2 |
Рабочий |
13 |
ж |
28 |
5 |
Рабочий |
14 |
ж |
22 |
2 |
ИТР |
15 |
ж |
25 |
4 |
Торговля |
16 |
ж |
20 |
1 |
Рабочий |
17 |
ж |
23 |
1 |
Рабочий |
18 |
ж |
29 |
4 |
Рабочий |
19 |
м |
30 |
5 |
Рабочий |
20 |
м |
26 |
3 |
Рабочий |
21 |
м |
24 |
4 |
Рабочий |
22 |
м |
21 |
1 |
Охранник |
23 |
м |
22 |
1 |
Охранник |
24 |
м |
28 |
4 |
ИТР |
25 |
м |
28 |
5 |
Охранник |
26 |
м |
23 |
2 |
Рабочий |
27 |
м |
24 |
1 |
ИТР |
28 |
м |
25 |
2 |
Рабочий |