Файл: Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и ее совершенствование (подробно).pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Сущность и содержание коммерческой деятельности торгового предприятия
1.1. Сущность и социально-экономическое значение коммерческой деятельности
1.2. Содержание коммерческой деятельности
Глава 2. Анализ управления коммерческой деятельностью розничного торгового предприятия
2.1. Общая характеристика ООО «АвтоСпектр»
2.2. Анализ организации управления коммерческой деятельностью в ООО «АвтоСпектр»
2.3. Анализ эффективности управления коммерческой деятельностью
Введение
Актуальность темы курсовой работы основана на том, коммерческая деятельность является одним из главных атрибутов рыночной экономики и малоисследованная область знаний в связи с незначительным периодом функционирования. Ее эффективность оценивается в социальном и экономическом измерении, которые тесно связаны между собой и взаимодействуют как в интересах покупателя, так и торгового предприятия.
Стратегия развития России требует внимания к организации всех сфер жизнестроительства страны: образования, культуры, экономики. Это касается и такой сложной и непредсказуемой отрасли, как коммерческая деятельность.
Коммерческая деятельность появилась с началом обменных операций, развивалась в условиях товарно-денежных отношений и достигла своего апогея в рыночной экономике.
Успешная работа организаций и предприятий торговли возможна с развитием и совершенствованием коммерческой деятельности, функции которой связаны с куплей-продажей товаров.
Совершенствование коммерческой деятельности организаций является особо актуальной задачей, решение которой выступает важным условием подъема производства. Особое значение имеют разработка и применение новых форм и методов управления, внедрение новых более прогрессивных и производительных технологий, адекватных рыночным условиям.
Целью курсовой работы является анализ системы управления коммерческой деятельностью розничного торгового предприятия и ее совершенствование.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- определить сущность и содержание коммерческой деятельности торгового предприятия;
- провести анализ управления коммерческой деятельностью розничного торгового предприятия;
- разработать предложения по совершенствованию управления коммерческой деятельностью розничного торгового предприятия.
Объектом исследования является ООО «АвтоСпектр».
Предмет исследования – коммерческая деятельность предприятия.
Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первом разделе работы представлены теоретические основы управления коммерческой деятельностью предприятия.
Второй раздел работы посвящен анализу управления коммерческой деятельностью розничного торгового предприятия.
В третьем разделе работы представлены предложения по совершенствованию управления коммерческой деятельностью розничного торгового предприятия.
Глава 1. Сущность и содержание коммерческой деятельности торгового предприятия
1.1. Сущность и социально-экономическое значение коммерческой деятельности
В современной экономике торговля выполняет функцию товарно-денежного обмена, играет важную роль в реализации социальной политики, баланса реального сектора экономики, расширении межотраслевого обмена, и в целом является движущей силой развития экономики в целом.
Стабильная динамика развития внутренней торговли и развитие современных форм торговли требует совершенствования реализации коммерческой функции этих предприятий, как в теоретическом, так и практическом плане. Вопросам развития и повышения эффективности коммерческой деятельности уделяют внимание отечественные и зарубежные ученые, в частности В. Апопий, Г. Осовская, Ф. Хмиль, Л. Дашков, В. Памбухчиянц. Каждый из исследователей трактует смысл и суть коммерческой деятельности с разных позиций. К тому же, само понятие коммерции в повседневно-привычном смысле совпадает с торговлей.
Большинство авторов справедливо подчеркивает важность этапа выявления потребности в закупке товаров. Вместе с тем, отдельные авторы ошибочно включают к содержанию коммерческой деятельности несвойственные функции, т.е. действия по хранению товаров. Считается, что коммерческая деятельность не охватывает технологической функции торговли. Нельзя согласиться также с мнением отдельных авторов, что любая деятельность, направленная на получение прибыли, является коммерческой, поскольку, объектом коммерческой деятельности выступают не все материально-технические ресурсы, а только их часть - товары. Зато, несмотря на выявленные различия, исследователи едины во мнении, что предметом коммерческой деятельности выступают процессы в сфере товарооборота с обязательным учётом удовлетворения потребностей потребителей.
Таблица 1
Сущность понятия коммерческой деятельности с точки зрения отдельных авторов
Большинство авторов справедливо подчеркивает важность этапа выявления потребности в закупке товаров. Вместе с тем, отдельные авторы ошибочно включают к содержанию коммерческой деятельности несвойственные функции, т.е. действия по хранению товаров. Считается, что коммерческая деятельность не охватывает технологической функции торговли. Нельзя согласиться также с мнением отдельных авторов, что любая деятельность, направленная на получение прибыли, является коммерческой, поскольку, объектом коммерческой деятельности выступают не все материально-технические ресурсы, а только их часть - товары. Зато, несмотря на выявленные различия, исследователи едины во мнении, что предметом коммерческой деятельности выступают процессы в сфере товарооборота с обязательным учётом удовлетворения потребностей потребителей.
Рис. 1. Этапы коммерческой деятельности
Рис. 2. Факторы, влияющие на коммерческую деятельность
Необходимо отметить, что коммерческая и торговая деятельность имеют определённые общие признаки - процессы происходят в непроизводственной сфере, а объектом является товар, который продаётся с целью получения прибыли, и деньги, оплаченные за него, служащие затем источником получения прибыли. Коммерческий процесс начинается с момента, когда товар переходит из сферы производства в сферу товарного обращения, где он попадает в сферу потребления.
Несмотря на общие черты, имеют место и определенные различия между коммерческой и торговой деятельностью. Кроме сугубо торговых составляющих, в сферу коммерческой деятельности относятся вопросы логистических этапов и цепного процесса реализации, технологические особенности методов продажи. В то время как торговая деятельность представляет собой систему человеческих и материальных ресурсов и средств для товарно-денежного обмена, коммерческая деятельность является системой операционных и организационных средств управления предприятием.
Существенное отличие прослеживается в определениях коммерческого и торгового предприятия. Так, практически все авторы определяют коммерческое предприятие как хозяйствующий субъект, который имеет своей целью получение прибыли, и осуществляет для этого производственно-сбытовую, торговую или иную деятельность. Зато торговое предприятие рассматривается как разновидность коммерческого, специализирующейся на купле-продаже и хранении товаров и выполнении других функций, связанных с обеспечением движения товара от производителя к потребителю. Интересным является сравнительный анализ коммерческой деятельности чисто торговых организаций и предприятий других отраслей.
По общему мнению, коммерческая деятельность в торговом предприятии охватывает преимущественно закупку товаров без изменения их потребительских характеристик, а ключевым показателям, которые формируют валовой доход, является товарооборот и торговая надбавка. Зато коммерческая деятельность предприятий других сфер деятельности заключается также в закупке сырья, оборудования, расходных материалов для создания новых потребительских характеристик товара и дальнейшей его реализации. Здесь ключевыми критериями коммерческой деятельности, которые формируют доход, являются объёмы производства и добавленная стоимость.
Ф. И. Хмиль в зависимости от операций, которые выполняет организация, выделяет четыре функции - техническую, коммерческую, финансовую и административную. Г. В. Осовская отмечает, что важнейшей специальной функцией предприятия торговли является коммерческая, а к частичным функциям относит маркетинг и инновации.
Коммерческая функция торгового предприятия направлена на решение целого комплекса задач, которые являются важным элементом повышения эффективности деятельности. Маркетинговый подход проявляется при заключении договоров, определении сегмента рынка, продажи товаров, формировании ассортиментной и ценовой политики.
Рис. 3. Принципы коммерческой деятельности торгового предприятия
Таким образом, проанализировав исследования ряда специалистов по коммерческой деятельности, мы можем подытожить, что наряду с технической, финансовой и административной функциями она составляет суть деятельности предприятия. Коммерческая деятельность - это деятельность, которая в условиях конкурентной среды направлена на организацию и управление процессами купли-продажи для удовлетворения спроса потребителей и увеличение капитализации её субъекта. Операции, связанные с реализацией предприятием коммерческой функции, имеют много общих черт с торговыми, однако содержат ряд существенных отличий, что выделяет коммерческую функцию от других в сфере товарно-денежного обращения. В коммерческой деятельности используются маркетинговые технологии, что обусловлено общей направленностью на удовлетворение потребностей потребителей.
Сравнительный анализ коммерческой деятельности чисто торговых организаций и предприятий других отраслей продемонстрировал различия между ключевыми критериями, которые формируют прибыль.
Рассмотрим социально-экономическое значение коммерческой деятельности.
Стратегия развития России требует внимания к организации всех сфер жизнестроительства страны: образования, культуры, экономики. Это касается и такой сложной и непредсказуемой отрасли, как коммерческая деятельность.
Коммерческая деятельность появилась с началом обменных операций, развивалась в условиях товарно-денежных отношений и достигла своего апогея в рыночной экономике. Она стала вездесущей, её функции частично или полностью выполняют все субъекты общественной жизни, обменивая деньги на товар или товар на деньги.
Успешная работа организаций и предприятий торговли возможна с развитием и совершенствованием коммерческой деятельности, функции которой связаны с куплей-продажей товаров.
В формулировках коммерческой деятельности последних лет, авторы акцентируют внимание на экономическую целенаправленность коммерческой деятельности - получение прибыли. Однако не для всех субъектов рынка прибыль является целью коммерческой деятельности.
Коммерческие функции выполняются многими некоммерческими организациями и учреждениями, которые приобретают товары для своей деятельности или выполнения социальной миссии. Например, больница закупает продукты питания, лекарства, медтехнику не преследуя цель - получение прибыли. Потребительская кооперация содержит десятки тысяч убыточных магазинов в сельской местности для выполнения своей социальной миссии по удовлетворению потребностей сельских жителей. Многие учреждения приобретают оборудование, оргтехнику, канцелярские принадлежности для выполнения функциональных видов деятельности.
Для некоммерческих организаций эффективность коммерческих операций определяется экономией средств на закупку товаров путем выбора посредников, предоставляющих лучшие условия поставки.
В рыночной экономике человек с его потребностями становится главным объектом всей общественной деятельности. Коммерческая деятельность субъектов рынка нацелена на удовлетворение потребностей и получение прибыли. Первичным признается удовлетворение потребностей, а производным - получение прибавочной стоимости на функционирующий капитал участников рыночных отношений. Прибыль образуется в результате реализации продукции, которая возможна при наиболее полном удовлетворении спроса в разнообразных товарах и услугах достойного качества, с наименьшими затратами времени и средств, в благоприятной обстановке, с предоставлением сервисных услуг, при высокой профессиональной квалификации обслуживающего персонала. Следовательно, коммерческая деятельность начинается с решения задач социального характера, а экономическая эффективность определяется как результат от решения социальной миссии.