Файл: Организация деятельности органов местного самоуправления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 213

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретические основы организации деятельности органов местного самоуправления

1.1. Понятие органов местного самоуправления

1.2. Классификация органов местного самоуправления

1.3. Структура органов местного самоуправления

2. Организация деятельности органов местного самоуправления городского округа город Сургут

2.1. Характеристика муниципального образования городской округ город Сургут[1]

2.2. Представительный орган

2.3. Исполнительный орган

2.4. Иные органы местного самоуправления

3. Взаимодействие органов местного самоуправления городского округа город Сургут

3.1. Организация взаимодействия органов местного самоуправления

3.2. Направления формирования взаимодействия исполнительных и представительных органов власти муниципального образования городской округ город Сургут

Заключение

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  • законность;
  • системность;
  • независимость;
  • объективность;
  • гласность;
  • ответственность;
  • профессионализм [26].

Статья 44 Устава города Сургута регулирует создание, формирование, организацию деятельности.

Контрольно-счетная палата города – орган местного самоуправления городского округа, образуемый в целях осуществления полномочий в сфере внешнего муниципального финансового контроля в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» [15].

Контрольно-счетную палату города формирует Дума города. Этот ОМСУ осуществляет свои полномочия в соответствии с Положением о Контрольно-счетной палате города Сургута и обладает правами юридического лица.

Руководит работой контрольного органа Председатель, а в случаях его отсутствия заместитель Председателя, которые назначаются открытым голосованием решением Думы [9].

Важным моментом в работе этого органа является информационная открытость проводимых контрольных мероприятий.

Информация о проведённых контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях, подлежит размещению на официальном интернет-сайте Контрольно-счетной палаты города Сургута и опубликованию в средствах массовой информации городского округа в порядке, предусмотренном Уставом [46].

Федеральный закон №131-ФЗ к иным органам местного самоуправления относит также избирательную комиссию муниципального образования.

В Сургуте существует территориальная избирательная комиссия (ТИК), которая выступает государственным органом. Свою деятельность в части подготовки и проведения выборов она осуществляет на основании федеральных законов и законов Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. В соответствии с Постановлением Избирательной комиссии Ханты-Мансийского автономного округа от 18 января 2005 г. №143  на территориальную избирательную комиссию города Сургута возложены полномочия избирательной комиссии муниципального образования городского округа города Сургута [46].

Подводя итоги, обозначим следующее. В данной главе были проанализированы органы местного самоуправления городского округа город Сургут. Как видно, ОМСУ - представительный и исполнительный – организуют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ. Существующая нормативная база для деятельности ОМСУ представлена достаточно широко, в нее вносятся необходимые изменения. Представительный орган – орган законодательный, Администрация города – орган общей компетенции, исполнительно-распорядительный, который возглавляет на принципах единоначалия Глава города – высшее должностное лицо и гарант местного самоуправления.


Однако, в ходе анализа, были замечены некоторые пробелы во взаимодействии органов местного самоуправления города Сургут. Данные проблемы будут рассмотрены в следующей Главе.

3. Взаимодействие органов местного самоуправления городского округа город Сургут

3.1. Организация взаимодействия органов местного самоуправления

Правовые основы взаимодействия органов местного самоуправления в муниципальном образовании город окружного значения Сургут, а также их формы и виды закреплены в:

– Уставе муниципального образования городской округ город Сургут, принятом решением городской Думы 18 февраля 2005 года;

– Регламенте городской Думы (представительного органа муниципального образования городской округ город Сургут), принятом решением городской Думы 26 апреля 2006 года;

– Регламенте городской Администрации, утвержденном распоряжением Администрации города в 2005 году.

Как отмечалось ранее, непосредственное взаимодействие ОМСУ проявляется, в первую очередь, в процессе законотворчества. Законотворчество объединяет в себе деятельность как представительного и исполнительного органов, так и выборного должностного лица. Анализ деятельности в сфере нормотворчества позволяет сделать выводы о том, как часто и по каким вопросам происходит взаимодействие ОМСУ. Решения о принятии нормативных актов вызывают особый интерес [24].

Нормативные акты, которые принимает Дума города, можно считать как следствие процесса взаимодействия органов местного самоуправления. И здесь на уровне реализации местного самоуправления в Сургуте можно отметить некий перекос в сторону исполнительной власти. Но в последнее время заметно ситуация начинает выравниваться.

В Уставе муниципального образования городской округ город Сургут (ст.33) сказано, что Глава города является выборным должностным лицом городского самоуправления, а также является гарантом самостоятельности местного самоуправления, согласованности действий ОМСУ, их ответственности перед населением городского округа. Глава города обладает правом отлагательного вето на решения городской Думы. Вето Главы города может быть отклонено городской Думой на повторном заседании по рассматриваемому вопросу большинством голосов не менее двух третей от общего количества депутатов. Решения городской Думы вступают в законную силу с момента их подписания Председателем Думы (если решения не носят нормативного характера), а также официального опубликования (обнародования), (если носят нормативный характер).


Что касается вопроса подготовки решений городской Думы, то здесь также наблюдается несоблюдение принципа разделения властей. Согласно классической концепции разделения властей, законодательная власть (в данном случае городская Дума) должна разрабатывать и принимать законы (решения), исполнительная власть их реализовывать [12]. В соответствии с регламентом городской Думы (ст.41) вопросами подготовки проектов решений занимаются Администрация города, депутаты, соответствующие постоянные и временные комиссии городской Думы, которые и являются непосредственными инициаторами рассмотрения данных вопросов [10]. В большинстве случаев проекты разрабатываются и вносятся структурными подразделениями Администрации города (приблизительно 70% от общего количества вынесенных на рассмотрение проектов решений).

Анализ количества проектов решений, которые Дума города вынесла на рассмотрение с сентября 2012 по сентябрь 2017 года показал, что из 893 принятого решения по 254 вопросам проекты решений подготовили депутаты Думы города и они же предложили их рассмотрение [47].

Следует отметить, что механизм внесения проектов решений, разработка которых осуществляется структурными подразделениями администрации города, требует обязательного согласования с Главой города перед их внесением в повестку заседания.

Сургут не является большим отличием и в части важности роли Главы МО. Деятельность Главы и результаты деятельности подотчетны Думе в пределах ее компетенции и жителям муниципального образования.

Роль Главы города Сургута, как лица должностного, который олицетворяет власть и является гарантом, можно охарактеризовать, как существенную, то есть «сильный Глава». Но, в контексте Сургута нельзя не отметить специфический момент – наличие градообразующих предприятий и их руководителей. В сегодняшней экономической ситуации во многих северных моногородах городах, экономика, занятость и качество жизни населения напрямую зависят от функционирования и развития градообразующих предприятий и где последние находятся чуть не на первых местах в процессе реализации вопросов местного значения.

Градообразующими предприятиями города Сургута выступают «Сургутнефтегаз» и ООО «Сургутгазпром». Влияние их на местное самоуправление нельзя недооценивать.

Приведем пример. Дума третьего созыва, как говорили горожане, была «нефтяной» и на 80% состояла из работников градообразующих предприятий. Дума четвертого созыва уже на 42%, а пятого созыва – на 33%. То есть, можно говорить о некотором перекосе и, возможно, лоббировании определенных интересов нефтяников и газовиков в вопросах местного значения и соответственно немаловажной роли руководителей предприятий в решении местных вопросов (к примеру, вопросы установления льгот по налогам и сборам на территории города, расходование бюджетных средств и другие вопросы, носящие зачастую частный характер) [47].


Дума города Сургута сегодняшнего (пятого) созыва состоит из 25 человек, из них: 8 депутатов – работники ОАО «Сургутнефтегаз» и его подразделений, 5 – работник ООО «Сургутгазпром», 3 – работники бюджетной сферы, остальные – предприниматели [47].

Итак, давая характеристику местного самоуправления в МО город Сургут, ее можно представить в виде следующей модели: «сильный Глава – сильный совет плюс сильное взаимодействие с градообразующими предприятиями».

Во второй Главе был проведен анализ деятельности ОМСУ Сургута, на основе которого можно выделить главные формы взаимодействия исполнительного и представительного органов.

Статья 15 Регламента Думы города называет основными видами деятельности депутатов городской Думы [10]:

1. Участие в заседаниях Думы;

2. Участие в работе соответствующих постоянных комитетов и временных комиссий городской Думы;

3. Участие в депутатских слушаниях;

4. Работа с избирателями своего избирательного округа;

5. Обращение депутата.

Как видно, эти формы выступают одними из непосредственных форм взаимодействия представительного органа с исполнительно-распорядительным [36]. Рассмотрим их детальнее.

Заседания городской Думы (непосредственная форма взаимодействия, закрепленная Уставом города). Заседания городской Думы – это основной вид ее деятельности как представительного органа городского самоуправления (ст.21 Регламента Думы города). В ходе заседаний решаются вопросы местного значения. В пределах своих компетенций Дума выносит решения. Если эти решения носят ненормативный характер, то они должны быть подписаны Председателем Думы в течение пяти дней. Решения, имеющие нормативный характер подписывает Глава города в течение десяти дней. Соответственно можно говорить о том, что заседания, как один из основных видов деятельности представительного органа, являются важной формой взаимодействия ОМСУ. Заседания Думы проводятся не реже 1-го раза в месяц [10]. Имеют право присутствия на заседаниях представители общественности, населения, СМИ. Но здесь, на наш взгляд, необходимо подчеркнуть, что Регламент Думы четко устанавливает, что присутствие представителей населения муниципального образования возможно по согласованию с Председателем Думы. Особенные требования предъявляются и к СМИ - присутствовать могут только аккредитованные представители средств массовой информации. В 2001 году было принято Положение об аккредитации журналистов при городской Думе. Основными целями аккредитации и присутствия журналистов на заседании Думы выступают – как можно более полное и систематическое донесение информации о деятельности городской Думы и принимаемых ею решений, упорядочение взаимодействия Думы города и СМИ. Аккредитация представителей СМИ проходит на основании статьи 48 Закона РФ от 27.12.1991 №2124–1 «О средствах массовой информации» с изменениями и дополнениями и может быть как постоянной (действует весь срок созыва Думы) и так и разовой (присутствие на одном заседании) [40].


Думой четвертого созыва было проведено 54 заседания. Принято 893 решения, 221 раз были проведены депутатские слушания, которые ставили целью и осуществили ее рассмотреть 819 вопросов, вынесенных на повестку дня заседаний Думы [46].

Участие в депутатских слушаниях – следующая форма взаимодействия, которая определена Регламентом Думы (ст.25), как рабочее заседание депутатов в период подготовки заседания городской Думы для предварительного обсуждения вопросов, выявления и согласования мнений депутатов [10]. Здесь речь идет о расширенном и более глубоком слушании вопросов, которые были включены в проект повестки дня заседания Думы города. Существует такая практика, когда в процессе подготовки заседания появляется необходимость решить вопросы, требующие дополнительного рассмотрения до заседания Думы. Тогда приглашают непосредственных исполнителей проектов таких решений, заслушивают их точку зрения на соответствующий вопрос и далее начинаются обсуждения, которые резюмируются предварительным решением по рассматриваемому вопросу и оформлением протокола, который подписывается председательствующим на слушаниях из числа депутатов (в основном на депутатских слушаниях председательствует Председатель Думы или его заместители) и секретарем. Все предложения и замечания, которые были высказаны в процессе слушания берутся на контроль. Работники аппарата Думы запрашивают необходимую информацию по вопросам слушаний у исполнителя соответствующего вопроса с помощью специализированной электронной системы Lotus Notes или на специальном бланке Думы за подписью Председателя. Итак, можно говорить о том, депутатские слушания также выступают определенной формой взаимодействия представительного и исполнительного ОМСУ в городе Сургуте.

Заседания постоянных комитетов городской Думы. В составе городской Думы их 4: по бюджету, налогам, финансам и имуществу; по городскому хозяйству и перспективному развитию города; по социальной политике; по нормотворчеству, информационной политике и правопорядку [47].

Такие заседания, как правило, проводятся не только для депутатов определенного комитета, но на них могут присутствовать и другие желающие депутаты. Если депутаты присутствуют только с правом совещательного голоса, то по сути рассматриваемого вопроса, который входит в компетенцию комитета, преимущество высказывания имеет председатель соответствующего комитета. За период с 2012 по 2017 год было проведено 105 заседаний постоянных комитетов. Сопоставляя друг с другом формы взаимодействия, в частности, если учитывать поведение представителей разных ветвей власти ОМСУ в Сургуте, можно увидеть реально сложившееся положение дел в области взаимодействия представительного и исполнительного органов. То есть, на депутатских слушаниях происходят иногда довольно бурные обсуждения определенных тем. Высказываются различные суждения на проблему, могут созреть конфликты между депутатами и специалистами Администрации, так как при единстве цели, каждый ОМСУ может видеть решение по-разному, исходя из своих компетенций и полномочий. Можно сказать, что сегодня этот вид взаимодействия менее распространен.